Как легко выучить витамины
Формулы витаминов Вы уже должны знать из курса биоорганической химии, поэтому на большинстве из них мы не останавливаемся. Рассмотрим лишь те три витамина, по содержанию которых в фармакогнозии стандартизируются лекарственные растения.
Конечно, чаще всего среди растений – витаминоносителей – вспоминаются те, которые содержат аскорбиновую кислоту (= витамин С).
Формула аскорбиновой кислоты напоминает золотое руно, каким его изображают в книжках об аргонавтах: гетероциклический атом кислорода играет роль «головки», а гидроксильные группы – «задних лапок». Относительно «передних лапок», слева – это золотое руно, очевидно, к чему–то приковываемое цепью из двух углеродных атомов, каждое звено которой (углеродные атомы) еще и разветвлено (несет по –ОН группе). «Правую переднюю лапку», по–видимому, тоже когда–то приковывали, и теперь она больная и перебинтованная (=О группа).
Конечно, та структура аскорбиновой кислоты, которая приведена на рисунке, – не единственный возможный вариант существования молекулы: она имеет 15 таутомеров, но лишь 5 из них – биологически активные; среди них и тот изомер, что Вы видите на рисунке.
Каротиноиды по своей структуре являются тетратерпенами.
В основе молекулы бета–каротина лежат две субъединицы, соединенные между собой «хвост к хвосту». Роль «головы» в этих субъединицах играет бета–иононовое кольцо, то есть циклогексановое кольцо, которое имеет одну двойную связь с правой стороны и «усики» на «голове» (две метильные группы, которые мы, как уже давно договорились, не помечаем, а рисуем только черточки – «усики»).
Роль «скелета хвоста» играют 9 углеродных атомов, соединенных между собой системой двойных связей (через один, – таким образом, на каждую субъединицу приходится по 4 двойных связи, а при соединении субъединиц образуется еще одна, то есть вся молекула бета–каротина в «хвостовой части» имеет 9 двойных связей, расположенных через одну).
«Хвост» обычно изображают в виде плетня, в котором через один «зубчик» находится «кол» (по–видимому, чтобы на плетне петухам было удобно. ).
Таким образом, очевидно, рисовать формулу бета–каротина начинайте с «головы» с «усиками». Обратите внимание, что, кроме «хвоста», от «головы» отходит еще и одна «лапка» (–СН3 группа от нижнего правого углеродного атома), то есть, после «головы» рисуйте «лапку», а уже потом – «хвост» (9 углеродных атомов располагаете «плетнем», добавляете систему двойных связей и «колья»). Теперь осталось лишь построить зеркальное отображение полученной субъединицы, и формула готова.
Кстати, если у Вас развитое пространственное воображение, Вы можете представить эту молекулу как большую двуглавую гусеницу, которую разрезали на две части, и нижнюю часть присоединили к верхней не так, как принято в природе, а кончиками срезов – так и образовалась молекула бета–каротина.
Молекулу витамина К 1 (= филлохинона) можно, подобно бета–каротину, разделить на «голову» и «хвост».
Источник
Витамины
Витамины (лат. vita — жизнь) — группа низкомолекулярных органических соединений разнообразной химической природы и строения. Витамины необходимы для нормального протекания процессов жизнедеятельности в организме и должны поступать с пищей извне, так как самим организмом их синтезируется недостаточное количество.
«Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» — Парацельс.
Недостаток витамина в организме (гиповитаминоз) может являться причиной нарушения работы органов и систем органов, приводить к заболеваниям. Равно, как и избыток витамина, гипервитаминоз, может нанести вред организму.
Современная классификация витаминов подразделяет их на основании физического свойства — растворимости:
- Жирорастворимые: A, D, E, K
- Водорастворимые: группа B ( B1, B2, B3 (PP), B6, B9, B12), P, H
Мы будем разбирать витамины по порядку, предложенном в классификации выше. Важно понимать, что каждый витамин участвует в определенных биологических процессах.
Нарушения, которые мы увидим при гиповитаминозах, и есть те самые функции, за которые отвечает витамин. Когда количество витамина достаточно, то нарушения функций не происходит.
Витамин A (ретинол)
Симптомами гиповитаминоза витамина A являются: поражение кожи, ухудшение зрения, сухость роговицы глаза. Снижается иммунитет, у детей может наблюдаться задержка роста и развития.
При авитаминозе (греч. а — без) витамина A развивается куриная слепота — ухудшение сумеречного зрения. Это связано с нарушением синтеза пигмента в палочках сетчатки глаза, которые ответственны за зрение в сумерках.
Витамин A содержится в молоке, молочных продуктах, печени, рыбьем жире. Предшественники витамина А — каротины — содержатся в шпинате, моркови.
Витамин D (кальциферол)
Принимает участие в обмене кальция и фосфора. При его недостатке снижается прочность костной ткани, может развиваться рахит, приводящий к нарушениям роста и развития костной ткани.
Витамин D образуется под действием ультрафиолетового излучения (солнечного света) в коже. Содержится в растительном масле, молочном жире, яичном желтке.
Витамин E (токоферол)
Важнейшая роль витамина E в его антиоксидантной функции. Он препятствует окислению свободными радикалами клеток нашего организма, замедляет старение.
Гиповитаминоз витамина E встречается крайне редко: этот витамин присутствует в необходимом количестве в растительных маслах, способен запасаться в организме.
Витамин K (антигеморрагический фактор)
Антигеморрагический (греч. anti- -приставка, означающая противодействие, и haimorrhagia — сильное кровотечение) — ключевое слово в определении роли этого витамина. Без него свертываемость крови уменьшается, и незначительные травмы могут привести к обширным подкожным кровоизлияниям (гематомам, синякам).
Витамин K принимает участие в синтезе четырех факторов свертываемости. Гиповитаминоз встречается редко, так как частично витамин K синтезируется микрофлорой толстого кишечника. Большое количество данного витамина содержится в шпинате, капусте.
Мы разобрали жирорастворимые витамины: A, D, E, K. Теперь настало время заняться изучением водорастворимых витаминов.
Витамин B1 (тиамин)
Является коферментом многих ферментов, участвующих в аэробном этапе дыхания на кристах митохондрий. Тиамин обеспечивает нормальное протекание белкового и жирового обмена. При его недостатке поражается нервная система.
Вследствие гиповитаминоза витамина B1 развивается болезнь «бери-бери», проявляющаяся болью по ходу нервов, парезами и параличами мышц кистей и стоп.
В современном обществе бери-бери встречается редко, так как поступление с пищей витамина B1 достаточно. Этим витамином особенно богаты злаки, растительная пища.
Витамин B2 (рибофлавин)
Является коферментом ферментов, которые участвуют в синтезе аминокислот. Гиповитаминоз витамина B2 проявляется мышечной слабостью и поражением глаз. Данный витамин содержится почти во всех растительных и животных продуктах.
Витамин B3 (витамин PP, никотиновая кислота)
Является коферментом ферментов, которые участвуют в реакциях аэробного этапа дыхания, протекающего на кристах митохондрий, и биосинтеза в клетке.
Витамин B3 синтезируется микрофлорой толстого кишечника, содержится почти во всех растительных и животных продуктах.
Гиповитаминоз витамина PP проявляется заболеванием — пеллагрой, которая включает в себя воспаление кожи (дерматит), поражение пищеварительной системы (язвенная болезнь) и нервной системы — воспалением нервов (неврит).
Никотиновая кислота содержится в рыбе, хлебе, мясе, молоке, печени, чае.
Витамин B6 (пиридоксин)
Является коферментом ферментов, которые участвуют в синтезе биогенных аминов и аминокислот. Гиповитаминоз витамина B6 встречается редко и выражается в воспалении кожи (дерматите).
Содержится витамин в яйцах, мясе, рыбе, овощах, помимо этого частично синтезируется микрофлорой толстого кишечника.
Витамин B9 (фолиевая кислота)
Является коферментом многих ферментов. Гиповитаминоз B9 (фолиевой кислоты) случается редко, приводит к снижению количества эритроцитов в крови (анемии), нарушению синтеза ДНК в клетках красного костного мозга.
В обязательном порядке фолиевая кислота назначается беременным для снижения вероятности развития дефектов нервной трубки у плода. Фолиевая кислота также необходима и мужчинам для нормального процесса формирования сперматозоидов.
Фолиевой кислотой (лат. folium — лист) богаты зеленые листья растений.
Витамин B12 (кобаламин)
Является коферментом ферментов, осуществляющих перенос водорода и метильных групп при изомеризации. Гиповитаминоз кобаламина приводит к развитию анемии Аддисона-Бирмера (B12-дефицитная анемия), а в случае авитаминоза — к нарушению функции нервной системы.
В случае гиповитаминоза нарушается кроветворение в красном костном мозге, в результате чего эритроциты становятся крупными, нарушается перенос кислорода к тканям. Клетки тканей испытывают кислородное голодание — гипоксию, в результате чего их функция нарушается.
Кобаламин синтезируется микрофлорой толстого кишечника, содержится в печени.
Витамин C (аскорбиновая кислота)
Принимает участие в синтезе коллагена в соединительной ткани, является антиоксидантом — предотвращает процессы свободнорадикального окисления клеток организма, замедляет старение.
При гиповитаминозе аскорбиновой кислоты развивается заболевание цинга: нарушаются обменные процессы в соединительной ткани. Раньше цингой особенно часто болели моряки, рацион питания которых был лишен главного источника витамина C — цитрусовых.
Цинга проявляется выпадением зубов, кровоточивостью десен, ломкостью сосудов. Снижается иммунитет, возможно развитие гипохромной анемии.
Витамин C содержится не только в цитрусовых, им также богаты плоды шиповника, болгарского красного перца, черной смородины и облепихи.
Витамин P (биофлавоноиды)
Участвует в обменных процессах в соединительной ткани, стабилизирует ее. Действие витамина P тесно взаимосвязано с действием витамина C. Обладает антиоксидантным действием. Гиповитаминоз витамина P сопровождается повышением ломкости кровеносных капилляров.
Большое количество витамина P содержится в тех же продуктах, которые являются источником витамина C.
Витамин H (биотин)
Является коферментом ферментов, участвующих в реакциях биосинтеза аминокислот, жирных кислот. Гиповитаминоз биотина встречается крайне редко, сопровождается воспалением кожи (дерматит).
Большое количество витамина H синтезируется микрофлорой толстого кишечника, содержится в печени, почках, картофеле, желтке яйца, луке.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник
Как легко запомнить витамины
Как легко запомнить витамины
Формулы витаминов Вы уже должны знать из курса биоорганической химии, поэтому на большинстве из них мы не останавливаемся. Рассмотрим лишь те три витамина, по содержанию которых в фармакогнозии стандартизируются лекарственные растения.
Конечно, чаще всего среди растений – витаминоносителей – вспоминаются те, которые содержат аскорбиновую кислоту (= витамин С).
Формула аскорбиновой кислоты напоминает золотое руно, каким его изображают в книжках об аргонавтах: гетероциклический атом кислорода играет роль «головки», а гидроксильные группы – «задних лапок». Относительно «передних лапок», слева – это золотое руно, очевидно, к чему–то приковываемое цепью из двух углеродных атомов, каждое звено которой (углеродные атомы) еще и разветвлено (несет по –ОН группе). «Правую переднюю лапку», по–видимому, тоже когда–то приковывали, и теперь она больная и перебинтованная (=О группа).
Конечно, та структура аскорбиновой кислоты, которая приведена на рисунке, – не единственный возможный вариант существования молекулы: она имеет 15 таутомеров, но лишь 5 из них – биологически активные; среди них и тот изомер, что Вы видите на рисунке.
Каротиноиды по своей структуре являются тетратерпенами.
В основе молекулы бета–каротина лежат две субъединицы, соединенные между собой «хвост к хвосту». Роль «головы» в этих субъединицах играет бета–иононовое кольцо, то есть циклогексановое кольцо, которое имеет одну двойную связь с правой стороны и «усики» на «голове» (две метильные группы, которые мы, как уже давно договорились, не помечаем, а рисуем только черточки – «усики»).
Роль «скелета хвоста» играют 9 углеродных атомов, соединенных между собой системой двойных связей (через один, – таким образом, на каждую субъединицу приходится по 4 двойных связи, а при соединении субъединиц образуется еще одна, то есть вся молекула бета–каротина в «хвостовой части» имеет 9 двойных связей, расположенных через одну).
«Хвост» обычно изображают в виде плетня, в котором через один «зубчик» находится «кол» (по–видимому, чтобы на плетне петухам было удобно. ).
Таким образом, очевидно, рисовать формулу бета–каротина начинайте с «головы» с «усиками». Обратите внимание, что, кроме «хвоста», от «головы» отходит еще и одна «лапка» (–СН3 группа от нижнего правого углеродного атома), то есть, после «головы» рисуйте «лапку», а уже потом – «хвост» (9 углеродных атомов располагаете «плетнем», добавляете систему двойных связей и «колья»). Теперь осталось лишь построить зеркальное отображение полученной субъединицы, и формула готова.
Кстати, если у Вас развитое пространственное воображение, Вы можете представить эту молекулу как большую двуглавую гусеницу, которую разрезали на две части, и нижнюю часть присоединили к верхней не так, как принято в природе, а кончиками срезов – так и образовалась молекула бета–каротина.
Молекулу витамина К 1 (= филлохинона) можно, подобно бета–каротину, разделить на «голову» и «хвост».
9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно
Необходимо в короткие сроки запомнить большой объем информации? Готовитесь к экзамену? Хотите улучшить память, повысить уровень IQ и снизить риск развития старческой деменции? Тренируйте мозг, не давайте ему скучать и лениться, нагружайте полезной информацией, причем, чем больше ее будет, тем лучше!
Мы же расскажем о методиках и небольших хитростях, которые помогут надолго запоминать максимум информации за минимум времени.
1. Вникание в суть
Немецкий психолог Герман Эббингауз составил «кривую забывания», демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.
Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.
А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.
2. Интервальные повторения
Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.
Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.
Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:
- первое – спустя 20 минут после заучивания;
- второе – спустя 6 – 8 часов;
- третье – через сутки.
Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.
Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:
- первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
- второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
- третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).
В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.
Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.
3. Эффект края
Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.
Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.
Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.
Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?
А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.
Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!
Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.
Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.
4. Метод Фейнмана
Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.
Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.
Суть методики можно свести к трем простым пунктам:
- Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
- Выделяем «пробелы» в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
- Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.
Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.
Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа «белые пятна», которые необходимо снова проработать.
Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.
Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.
5. Метод массированного запоминания
Этот метод знаком нам со школьной скамьи. Он максимально прост, понятен и приносит свои плоды.
Конспектируйте материал, который необходимо выучить. Выписывайте основные тезисы от руки, перефразируйте их более понятным языком, выделяйте важную информацию с помощью контрастного цвета, используйте списки и нумерацию. Это поможет не только вникнуть в материал и надолго его запомнить, но и при необходимости быстро освежить в памяти основные моменты.
Но это не все, ведь мы говорим о массированном запоминании, а, следовательно, задействуем все органы чувств. Поэтому не только переписываем и просматриваем материал, но еще проговариваем и прослушиваем его.
6. Интерференция
Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.
Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию. Пройдет несколько дней или недель, и Вы автоматически будете вспоминать уже новый код, тогда как старый постепенно забудете.
Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.
И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.
7. Дворец памяти (чертоги разума)
Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.
Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.
Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:
- Выберите место «строительства» замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может «строить» в своем воображении настоящие дворцы.
- Прикрепите новые образы к предметам интерьера, которые принято называть «опорными пунктами». Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
- Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.
Рассмотрим, как работает метод, на примере.
Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):
Представим наш «дворец памяти», вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:
- дверь;
- обеденный стол;
- ваза с фруктами на обеденном столе;
- стул;
- подоконник;
- холодильник;
- столешница;
- хлебница;
- раковина для мытья посуды;
- плита.
Приступаем к созданию ассоциативных связей:
- Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
- Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
- Из вазы с фруктами течет молоко.
- На стуле лежит кожура от банана.
- На подоконнике растет картофель, как на грядках.
- Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
- На столешнице видим разбитые яйца.
- Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
- В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
- А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.
Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.
Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.
8. Использование мнемотехник
Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:
- Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
- Рифмуйте информацию, которую Вам тяжело запомнить.
- Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой «ABC song». И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
- Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.
9. Структурирование информации
Всем известная техника, заключающаяся в том, что информация делится на части для более глубокого изучения и максимально продуктивного запоминания. При этом важно грамотно структурировать материал, сгруппировав блоки по темам и подтемам.
Приведем небольшую аналогию. Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:
- сэкономить время и перенести в один заход все 100 кг, но при этом надорвать спину, уронить что-либо и повредить ценный груз;
- разбить 100 кг на равные части и сделать 5 – 10 заходов, потратить на это чуть больше времени, но остаться здоровым и обеспечить целостность и сохранность того, что мы переносим.
Так же и с информацией: лучше разбить ее на части, чем попытаться зазубрить все и сразу, но при этом ничего не понять и не запомнить важных деталей.
Именно так мы учили стихи: сначала одно четверостишье, затем другое, а после объединяли обе части в одно целое.
И еще несколько простых советов, которые помогут быстро запомнить новую информацию:
- Делайте перерыв каждые 20 минут, ведь мозгу тоже необходим отдых. Ударные темпы освоения материала в итоге приведут к тому, что Вы забудете даже то, что знали до этого.
- Не отвлекайтесь на посторонние дела. Выделите 2 часа свободного времени исключительно на изучение информации, а вот в перерыве можете выпить чаю или послушать спокойную расслабляющую музыку.
- Помните о том, что мозг наиболее активно работает в период с 8 до 10 утра и с 8 до 11 вечера. К тому же во время сна активно осуществляется синтез информации. Вот почему повторяемый перед сном материал запоминается лучше, а вовсе не потому, что мы кладем книгу под подушку.
- Ходите: это усилит кровообращение и обогатит мозг кислородом, что положительно скажется на процессе запоминания.
- Не тратьте силы на обучение, если плохо себя чувствуете, или у Вас болит голова. Вы все равно ничего не запомните, сколько бы ни учили.
- Если Вы устали, поспите. Даже получасовой сон повышает эффективность запоминания материала в 2 – 3 раза.
- Не откладывайте на завтра то, что можете сделать сегодня. Грамотно распределите время, чтобы ежедневно осваивать равное количество информации, а не в ночь перед экзаменом стараться прыгнуть выше головы.
Наконец, не бойтесь трудных задач, которые максимально тренируют мозг.
Глаза боятся, а руки делают.
4 приёма мнемотехники, чтобы запомнить всю биологию к ЕГЭ
4 приёма мнемотехники, чтобы запомнить всю биологию к ЕГЭ
Материала для подготовки к ЕГЭ по биологии очень много: и зоология, и ботаника, и анатомия, и общая биология. Многие думают, что темы надо вызубрить. Но этот способ не назовёшь быстрым, да и заученный наизусть материал вылетает из головы, как только перестаёшь его повторять. Учитель биологии Мария Зайцева предлагает учить биологию с помощью мнемотехники.
Для начала немного теории. Наш мозг — это удивительный орган, который способен вместить в себя огромное количество информации. Вопросами, что такое память и какая у неё природа, люди интересовались с глубокой древности, а сегодня существует много научных институтов, в которых активно изучаются ещё неразгаданные тайны нашего головного мозга. Многое о мозге и процессах запоминания уже известно. Например, что воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких отделах, а рассеяны по системе нейронных связей. Лимбическая система головного мозга, расположенная на внутренней поверхности височных долей, играет ключевую роль в процессе памяти. Здесь же находится гипоталамус — важная структура для формирования памяти.
А вот теперь самое интересное! Для того, чтобы запомнить много и быстро, можно использовать определённые способы запоминания, они называются приёмами мнемотехники, и ими активно пользуются люди, чья сфера деятельности связана с большими объёмами информации.
1. Составление смысловой фразы
Предположим, что вам нужно запомнить классификацию царства Животные.
Царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.
Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.
Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы:
«Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал — Пей Ночью Чай».
Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.
Попробуем так же запомнить причину страдания всех первокурсников медицинских институтов — десять пар черепных нервов!
Таким способом легко можно запомнить эры, незаменимые и заменимые аминокислоты или состав желудочного сока. Кстати, про желудочный сок! Это было моей любимой биологической фразочкой ещё со школы. Думаю, и вам пригодится:
2. Составление слова
Например, вы хотите запомнить последовательность фаз митоза: профаза. Метафаза, анафаза, телофаза… Упростим себе задачу! По первым буквам составим словосочетание «Поставить МАТ» и теперь точно не забудем, кто за чем!
3. Рифмизация
На этот раз будем запоминать ткани животных:
Эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.
Составим стих по первым буквам:
«Этот царь Наглей врага, Снова шлет Меня в бега!»
4. Образование смысловых фраз
Этот способ поможет нам запомнить круги кровообращения. Давайте попробуем! Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка и заканчивается в правом предсердии. Для лучшего запоминания используем фразу: «Большой лев желает править придворными».
А в малом (легочном) круге кровообращения — с правого желудочка, и заканчивается в левом предсердии. Опять же составим фразу: «Маленький принц желает любви придворным».
Нашему мозгу гораздо легче запомнить ассоциации и забавные рифмы, чем груду сложного материала, поэтому чем оригинальнее и смешнее будут ваши ассоциации, тем быстрее запомнятся даже самые сложные темы! Биологи, кстати, очень оригинальные люди, и даже цикл Кребса они запоминают в форме стиха про щуку. Так что мнемотехника — это ещё и творческий подход к предмету!
Бенджамин Франклин писал: «Многие жалуются на память, почти никто — на сообразительность». Давайте учиться запоминать, а не зубрить!
Фото: iStockphoto (Trifonov_Evgeniy)
Как я с медом все витамины выучила!
– Ты куда спешишь, пчела?
– Извините, ждут дела!
Каждый маленький цветочек
Ждёт меня с утра до ночи,
Чтобы мне в обмен на плод
Сдать пыльцу свою на мёд,
Сладкий мёд, полезный
Ото всех болезней.
(О. Конаева)
Мёд — пища богов, эликсир молодости, жизни, красоты и здоровья, символ бессмертия. Необыкновенное чудо природы, сладость, рождаемая на свет без рук человека, но обретаемая жизнь и практическое применение благодаря людям.
В нашей семье мед имеет символическое значение, мой дедушка раньше (когда был моложе) держал несколько ульев с пчелами, за ними он ухаживал и к концу лета набирал нам драгоценного яства.
Пользу меда знают почти все, но задумался ли кто-то о конкретном составе меда? Сколько всего самого необходимого содержится в нем? Пожалуй, несколько отступлю от своего повествования и попытаюсь подробнее рассказать о всех микроэлементах и витаминах, которыми богат этот поистине уникальный продукт.
Значительное количество витамина А содержится в меде, его концентрация даже выше (в 60 раз!), чем в говяжьей печени (которая, как мы знаем славится высоким уровнем содержания витамина А). Именно витамин А или ретинол усиливает рост и заживляемость тканей, улучшает эластичность кожи и волос. Витамин А нужен нам для поддержания иммунитета, выступает как сильнейший антиоксидант, помогает организму быть устойчивым к инфекциям. А для мужчин этот витамин особенно полезен и необходим.
Далее, не менее важный витамин, который есть в меде — это В1 или теамин. Служит для улучшения работы клеток всего организма, необходим для поддержания наших нервных клеточек. Когда мысли разбегаются, появляется депрессия — витамин В1 всегда поможет восстановить и память, и приведет в порядок сердечно-сосудистую систему и даже нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта.
Про витамин В2 или рибофлавин, вы, наверное, тоже не раз слышали. Но знаете ли вы, что он непосредственный участник образования некоторых гормонов, синтезирует вещество, которое в народе называется «топливом жизни». Для людей с больными глазами и не только, он поможет защитить сетчатку от ультрафиолета, а также лучше привыкнуть и ориентироваться в темноте, возвращая остроту зрения, цветовые и световые восприятия. При беременности и для детей рибофлавин необходим, обеспечивает красоту, здоровье кожи, ногтей и волос. В сочетании с витамином А способен улучшать зрение.
Витамин В6 или пиридоксин помогает получать энергию из пищи, поддерживает на должном уровне центральну нервную систему, избавляет от спазматических судорогах мышц и даже от онемения конечностей. Расщепляет кислоты, служащие для замедления старения организма, поддерживает иммунитет.
Содержание витамина С или аскорбиновой кислоты также присуще меду. Кто не знает свойств витамина С!? Коллаген и образование соединительных тканей — чудо, а не действие! Аскорбинка как мощнейший антиоксидант не даст нашему организму развалиться при болезнях, физических нагрузках, и даже от влияния токсичной окружающей среды. Защищает наше сердечко, выводя холестериновые отложения со стенок сосудов.
Витамин Е или токоферол знаком каждой из нас, как отличное средство для укрепления волос, ногтей, улучшения эластичности кожи, препятствуя старению. Совместно с витамином А эта группа «работников» позволяет защитить наши легкие от вдыхания грязного городского воздуха, фильтруя его. Заживить ожоги — не проблема для этой парочки, так же, как и укрепить работу мышц.
А такой витамин как РР разве не знаком? По-другому его еще называют ниацином или никотиновая кислота. Да, да, также полезна, потому что выделяет энергию из жиров и углеводов, способствует белковому обмену. Есть версия, по которой никотиновая кислота не дает клеткам превращаться в раковые. Вот так!
Не бойтесь, наш список витаминов идет к концу. Последний герой в медовом составе — это витамин К или коагуляции, что от английского означает «свертываемость». И витамин К действительно «работает» со стенками кровеносных сосудов, препятствует образованию сгустков крови. Благодаря витамину коагуляции в организме беспрепятственно создаются новые источники энергии, способствует лучшему функционированию желудочно-кишечного тракта, помогая отлично усваиваться кальцию, витамин К является непосредственным участником укрепления и формирования костей.
Друзья, помимо всех вышеперечисленных витаминов в меде содержатся и кислоты, это пантотеновая и фолиевая (помните, кто принимал последнюю во время беременности?). И 300 самых разных микроэлементов, которых также бесконечно много, а их сочетание приближенно к количеству микроэлементов в крови человека. Есть также органически кислоты — винная, лимонная, яблочная, щавелевая и молочная. Разве не прелесть?
Витамины для крепкой памяти и внимания: что нужно пить и в каких продуктах содержатся
Человеческий мозг можно сравнить с компьютером. Также запоминаются, сохраняются и в необходимый момент воспроизводятся данные. Но под воздействием стрессов, неправильного питания, болезней происходит заметное ухудшение памяти, и ее приходится поддерживать дополнительными средствами. Улучшить ее вам помогут витамины для памяти.
Медики установили связь между количеством витаминов, находящихся в организме, и уровнем памяти. Чтобы сохранять и регулировать этот баланс, исключить ухудшение памяти, следует больше узнать о том, какие витамины влияют на процесс запоминания и начинать применять их в своем рационе.
Что такое память? Это сложный познавательный психический процесс, который состоит из следующих этапов: запечатление, запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение информации.
Почему происходит ухудшение памяти? Способность мозга запоминать события и пользоваться сохраненной информацией не нарушается, пока организм работает в налаженном режиме.
Как только появляются болезненные или стрессовые ситуации, внимание и память дают о себе знать провалами в памяти. Это выглядит как случайно стертый файл в результате неумелых действий.
Какие витамины улучшают память
Главные витамины для памяти и мышления – это витамины группы В. Их роль – насыщать мозговые клетки кислородом, защищать от перегрузок и старения. Когда существует недостаток витаминов, нервные импульсы ослабевают, происходит ухудшение памяти и человек перестает качественно запоминать информацию.
- В1 – тиамин, влияет на познавательные функции;
- В2 – рибофлавин, снабжает организм энергией;
- В3 – никотиновая кислота, позволяет стимулировать мозговую деятельность;
- В5 – пантотенат кальция, отвечает за долгосрочность памяти и вырабатывает антитела, которые защищают мозг от алкоголя и никотина;
- В6 – пиридоксин, повышает активность мозга и спасает от отравления никотином или алкоголем;
- В9 – фолиевая кислота, способствует возбуждению и торможению нервной системы;
- В12 – цианокобаламин, помогает организму переходить в режимы сна и бодрствования.
Другие немаловажные витамины для памяти и иных процессов: С, D, Е, Р.
- Витамин С – аскорбиновая кислота, надежно предостерегает от перегрузок как физических, так и психических.
- Витамин D – кальциферол, предотвращает раннее старение и рост раковых опухолей.
Витамин Е – токоферол ацетат, освобождает ткани от токсинов и сражается против разрушений в мозге. - Витамин Р – биофлавоноиды, предостерегает ломкость капилляров и избавляет мозг от кровоизлияния.
Медикаментозное лечение
Ухудшение памяти проходит постепенно. Сначала вы, покинув стенки дома, начинаете мучительно вспоминать: был ли выключен утюг или чайник на плите. Затем просто ищете потерянную вещь и не знаете, где она может в данный момент находиться.
Если не восполнить недостающие витамины, то организм начинает слабеть и перестает бороться с недугом.
Первой помощью для человека станут витамины для улучшения памяти. Но следует знать, что процесс какого-либо нарушения не так просто остановить. Механизм запущен, и для восстановления памяти потребуется определенный период времени и большое терпение.
Существуют специальные препараты, которые улучшают память, концентрируют внимание, способствуют мышлению:
- Эффективное средство «Память Форте» поможет снизить возрастные изменения в организме. Его также принимают, когда требуется запомнить большое количество нового материала.
- Средство «Фезам» назначают больным с потерей концентрации и способностью запоминать. Иногда употребление препарата улучшает интеллектуальные возможности в период специального обучения.
- Лекарство «Витрум Мемори» заставляет мозг в быстрые сроки восстанавливаться, улучшать кровообращение, возобновлять умственную активность и долговременность памяти.
- Средство «Интеллан» содержит растительные экстракты, успокаивает нервную систему, лечит депрессию и беспокойство.
Необходимо обязательно знать, что все эти препараты являются, прежде всего, лекарством и о том, что нужно пить в каждом конкретном случае может определить лишь специалист. Проведя полное обследование, ему будут понятны причины и полная картина болезни.
Ухудшение детской памяти должно насторожить родителей, чтобы вовремя обратиться к специалисту. Врач, проанализировав состояние ребенка, определит что нужно пить и назначит витаминные препараты, способные не навредить хрупкому детскому организму.
Продукты – заменители лекарств
Не спешите в аптеку, когда обнаружите у себя ухудшение памяти.
Полноценное питание принесет гораздо больше удовольствий, чем таблетки и капсулы.
Продукты улучшающие память дешевле, доступней и вкуснее.
Просмотрите список и составьте недельный рацион, в котором включите все требуемые витамины:
- В1 накапливается благодаря гречневой и овсяной крупе, яйцам, рыбе, свинине, говядине, гороху, орехам;
- В2 содержится в мясных и молочных продуктах. Вегетарианцам надо серьезно задуматься о том, как не допустить недостаток витамина;
- В3 достаточно много в зеленых овощах, дрожжах, молоке, рыбе, гречневой крупе, курином мясе, яичном желтке, орехах;
- В5 заменяет печень, яйцо, молоко, икра рыбы, гречка, горох, капуста, фундук;
- В6 находится в картофеле, в капусте, в зерновых, в орехах грецких, в рисе, в бананах, в яйце, в печени и молоке;
- В9 предоставляют нам молоко, сыр, тыква, грибы, орехи, баранина, говядина, абрикос, бобовые, крупы, сырые овощи и фрукты (морковь, капуста, финики, апельсины, бананы);
- В12 заменяет морская капуста, устрицы, сельдь, говядина, мясо птицы и сыр;
- С находится в цитрусовых, черной смородине, капусте, яблоках, киви, абрикосах, болгарском перце, в помидорах, шиповнике, землянике, в облепихе, в картофеле, сваренном в мундире;
- D заменяет сливочное масло, икра, рыбий жир, петрушка, яичный желток, молочные продукты;
- Е много в растительном масле, орехах, семечках, яйцах, молоке, овсянке, печени;
- Р восстанавливают простые продукты: шиповник, рябина, виноград, лимон, черная смородина, яблоко, зеленый чай.
Природные витамины
Снижение памяти можно приостановить с помощью народной медицины. Народные средства для улучшения памяти доступные, свойства полезные, а настойки несложные:
- Клевер предотвращает развитие склероза, избавляет от шума в голове, понижает внутричерепное давление;
- Свежие сосновые почки обостряют внимание и память и предохраняют от старения организм;
- Девясил заставляет мозг активизироваться;
- Кора рябины освобождает сосуды мозга от избытка холестерина, предупреждая развитие атеросклероза;
- Черника улучшает остроту зрения и восприятие;
- Имбирь также участвует в процессе улучшения запоминания информации;
- Шалфей повышает работоспособность организма, повышает его тонус.
Народные препараты
Сегодня народное средство для улучшения памяти стоит наравне с медициной. Забытые рецепты настоек, хранящие национальные традиции, возрождаются и применяются многими больными:
- Например, в старину золото опускали в емкость с водой и ставили на огонь. Вода кипятилась до тех пор, пока не уменьшалась в два раза. Полученную «золотую воду» по чайной ложке принимали 2-3 раза в день. Две недели достаточно, чтобы укрепить сердечную мышцу и улучшить запоминание информации.
- Не менее интересный рецепт: кусочек сахара посыпали золой, клали на вилку и поджигали. Сахар начинал топиться. Капли, попадая в банку (0,5 л.) с водкой (или самогоном) растворялись и окрашивали крепкий напиток. Затем добавлялись сосновые шишки (5 штук), корешки калгана (25 гр.), веточка вереска. Банку накрывали крышкой и настаивали две недели. Одну чайную ложку настойки растворяли в горячем чае и принимали перед сном.
Психологическая помощь и гимнастика ума
Старение организма невозможно предотвратить, но каждый человек может избавить себя от сопутствующих осложнений. Болезнь дается для исцеления души.
Если жизнь протекает по-старому руслу и никаких изменений не происходит, новые болезни могут ослабить организм настолько, что он перестанет бороться. Иммунной системе необходима поддержка. Осознавая причины недугов на психологическом уровне, вы начинаете жить по-другому.
Постепенное ухудшение отчетливой памяти дает толчок к новым размышлениям. Исключение или появление привычек изменяет стиль поведения и отношение к жизни. Человек должен научиться слушать и понимать свой организм, читать книги по самосовершенствованию и развивать память следующими упражнениями.
Ухудшение памяти – это не приговор. Доступные средства для улучшения памяти хранятся в серии несложных упражнений:
- К примеру, быстрый обратный счет от 100 к 1 или алфавит от «А» до «Я».
- Вспомните детские игры – «Женские и мужские имена», «Города», «Продукты», «Животные», «Слова» и другие.
- Начните учить стихи, и снижение вашей памяти приостановится.
- В конце дня вспоминайте происходящие события и пытайтесь их мысленно оформить в красивую картинку. От этого поднимется настроение, улучшится общее состояние организма.
- Приготовьте любимые блюда, забавляя себя смешным рассказом об ингредиентах.
Витамины для памяти порадуют вас. Приемлемые физические нагрузки и отказ от вредных привычек предотвратят ухудшение вашей памяти, а сбалансированное питание насытит организм необходимыми витаминами.
Источник