Как контролировать ребенка: советы родителям
Эффективный контроль предполагает не только наказания и поощрения ребенка, но и доверительные взаимоотношения с ним
Представьте себе, что вы едете всей семьей на машине. По радио играет ваша любимая музыка, и с каждым километром все проблемы становятся все дальше от вас. Из такой идиллии вас выводят вопли ваших детей: «Он ударил меня!», «Она опять дразнится!» Вы думаете: «Если бы в этой машине вместо круиз-контроля была кнопка контроля за детьми, можно было бы отдать за нее любые деньги».
Действительно, если бы вы могли полностью контролировать детей, любая семейная поездка проходила бы без эксцессов, а вы спокойно разговаривали бы по телефону и могли избежать многих бытовых ссор. Если контроль – такая важная часть воспитания, то как мы можем эффективно контролировать своих детей?
Родительский контроль: за и против
Рассмотрим основные трудности, возникающие у родителей в связи с контролем над поведением детей, а также способы установить этот контроль.
Во-первых, следует понять, что контролировать ребенка в равной мере могут оба родителя. У многих из нас возникает ощущение, что ребенок, чрезмерно подверженный контролю, становится раздражительным, нетерпимым к себе и окружающим.
Представьте себе, что в первом классе на уроке рисования, когда необходимо нарисовать пейзаж, учитель дает детям только синие, зеленые и коричневые карандаши, потому что считает, что природа имеет только эти цвета. В таком смысле контроль означает жесткие ограничения. С другой стороны, именно самоконтроль делает общество цивилизованным, и, поскольку ребенок еще не может полностью себя контролировать, родители должны ему объяснить, что каждый поступок имеет реальные последствия, которые следует предвидеть. Обе точки зрения на родительский контроль не являются истиной в последней инстанции.
Большинство недоразумений по этому поводу происходит потому, что мы забываем две важные вещи. Во-первых, мы можем контролировать не детей, а лишь ситуации. Во-вторых, в процессе контроля детей взаимоотношения между ними и родителями не менее важны, чем поощрения и наказания.
Контроль и стили воспитания детей
Проблеме родительского контроля посвящено много исследований в сфере психологии. Известный американский психолог Диана Баумринд рассматривает эту проблему в рамках своей теории стилей воспитания. Она выделяет три основных стиля:
1. Авторитарный стиль. Родители, которые его придерживаются, следуют правилу «потому что я так сказал» и поощряют ребенка за послушание. Они строго следят за тем, чтобы ребенок придерживался установленных правил, и наиболее эффективным способом добиться этого считают наказание. Ребенок в первую очередь должен слушаться родителей, и только потом – прислушиваться к собственным чувствам. Дети авторитарных родителей становятся «хорошими» взрослыми: они умеют подчиняться, но, как правило, не обладают достаточными социальными навыками и в целом не счастливы.
2. Демократичный стиль. Демократичные родители так же, как и авторитарные, озвучивают ребенку свои ожидания, но они более восприимчивы к чувствам и реакциям ребенка. Ожидания и цели преподносятся ребенку в позитивном свете, а не как раз и навсегда установленные правила, которых ребенок должен бояться. Демократичные родители уравновешивают негативные последствия за проступки и позитивное воспитание. В отдельных случаях они прощают ребенку его проступки. Демократичные родители уважают своих детей, поэтому дети вырастают счастливыми и успешными.
3. Либеральный (разрешающий) стиль. Родители не устанавливают для ребенка строгих правил, и их ожидания от ребенка невелики. Либеральные родители считают, что ребенок от природы склонен выбирать хорошие модели поведения, и ему не стоит в этом мешать. Честно говоря, либеральные родители иногда боятся конфликта со своими детьми и хотят быть для них друзьями, а не врагами. Неудивительно, что дети после этого часто имеют проблемы с самоконтролем.
На первый взгляд может показаться, что больше всего контролировать детей склонны авторитарные родители. В таких семьях дети не грубят взрослым, слушаются их и хорошо себя ведут. Однако авторитарные родители часто путают контроль над ребенком и контроль над ситуацией. Проблема такого вида контроля в том, что со временем он приводит не к развитию у ребенка самоконтроля, а к страху перед авторитетами. Кроме того, контроль со стороны авторитетных родителей основан больше на наказаниях, чем на поощрениях. Ребенок учится избегать наказаний, а не испытывать положительные эмоции от поощрений.
С другой стороны, либеральные родители, которые все разрешают ребенку, часто не имеют навыков контроля над ситуацией – командного голоса, умения контролировать ребенка с помощью похвалы или предвидения проблемных ситуаций. В конце концов, либеральные родители признают свое поражение, потому что считают, что, если они берут контроль над ситуацией в свои руки, значит, их воспитательный метод не сработал. Когда ситуация выходит из-под контроля, и либеральные, и авторитарные родители могут кричать на ребенка, чрезмерно его наказывать или угрожать («Подожди, вот мы вернемся домой, и ты у меня посмотришь»).
Демократичные родители лучше других контролируют ситуации. Они находят эффективные способы влиять на ребенка и знают, как правильно использовать положительные и отрицательные последствия, чтобы добиться желаемого. Вот в чем демократичные родители отличаются от остальных:
- они понимают, что ребенок не может в одно мгновение изменить свое поведение. Поэтому они каждый раз стараются влиять на ситуации, и от этого ребенок со временем меняется к лучшему;
- они знают, что позитивные взаимоотношения с ребенком (внимательность к нему, похвала, фразы, корректирующие поведение, негативные последствия за проступки и т.д.) более эффективны, чем система поощрений и наказаний. Демократичные родители понимают, что уважение ребенка достигается путем проб и ошибок; когда ребенок ведет себя плохо, родители честно и четко объясняют ему, в чем он ошибается.
Главное в демократичном воспитании – это понимание того, что контроль над поведением ребенка обретается со временем, когда родители шаг за шагом следуют четкому плану и выбирают наиболее эффективные стратегии воспитания.
Как правильно контролировать детей
Как видим, родительский контроль может не только ограничивать ребенка, как мы привыкли думать, но и быть ему во благо. Рассмотрим конкретные связанные с контролем ситуации, с которыми часто сталкиваются родители:
- дети сидят в машине на заднем сидении и плохо себя ведут. Детям часто не нравится, когда они вынуждены ехать на заднем сидении, они начинают капризничать и вести себя плохо. И родители при этом теряют контроль над ситуацией. Во-первых, они ограничены во времени из-за необходимости вовремя добраться до пункта назначения. Родители думают: «Как только мы доедем, я смогу прекратить такое поведение детей». Во-вторых, дети плохо себя ведут из-за того, что им не хватает пространства и внимания родителей. Чтобы прекратить это, похвалите ребенка, который ведет себя лучше (психологи называют этот прием «дифференциальной похвалой за хорошее поведение»), даже если он хорошо себя ведет всего несколько минут. Также будет полезно занять ребенка какой-либо работой. Например, возьмите с собой карту, нанесите на нее начальный и конечный пункты вашей поездки и попросите детей следить за тем, какие улицы или населенные пункты вы проехали;
- чем больше детей, тем больше шума. Родителям трудно уследить за несколькими детьми, поэтому они не могут контролировать ситуацию. Чем больше детей в семье, тем более трудностей может возникать в связи с этим. Вместо того чтобы кричать или наказывать всех детей сразу, говорите с каждым ребенком по отдельности. Даже если вы говорите с двумя детьми одновременно, рассматривайте отдельно плохое поведение каждого из детей. Рассматривайте каждый отдельный случай. Например, говорите с ребенком только о том, что он убежал от вас в магазине или о том, что сын без спросу зашел в комнату к дочери и затеял драку. Не пытайтесь исправить все и сразу.
Заранее планируйте свои действия в подобных ситуациях. Например, когда вы идете с ребенком в магазин, планируйте на это на 10 минут больше, чем обычно. Вам может понадобиться несколько минут для того, чтобы успокоить ребенка, если он начнет капризничать. Если дети спорят о том, что смотреть по телевизору, заберите пульт от телевизора и подождите, пока дети не успокоятся и не договорятся.
Следуя данным рекомендациям, вы можете по-новому посмотреть на контроль над поведением детей и при необходимости внести определенные коррективы.
Источник
Как контролировать здоровье ребенка, занимающегося в спортивной секции
Отдавая детей в спортивные школы, родители меньше всего хотят, чтобы при этом пострадало здоровье их чад. В каких условиях сегодня происходит подготовка спортсменов, спрашивал «Доктор Питер» у главного врача Городского врачебно-физкультурного диспансера Виктории Даниловой-Перлей.
– Последнее время участились случаи гибели спортсменов в раннем возрасте, и даже прямо на тренировках. Почему это происходит?
– Внезапная смерть может случиться с любым человеком, независимо от того, спортсмен он или нет. У каждого человека свой запас здоровья. Но для нас это очень серьезный повод к усилению контроля за функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы спортсменов в динамике, чтобы выявить факторы риска внезапной смерти.
– Какие возможности у современной диагностики для предупреждения опасных перегрузок у спортсменов?
– Для профилактики возникновения состояния перенапряжения в спортивной медицине применяются функциональные методы исследования кардиореспираторной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата. Одним из критериев оценки функционального состояния и физической подготовленности спортсмена является состояние вегетативной нервной системы. Для предупреждения нарушений вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы используется кардиоинтервалография — метод анализа вариабельности ритма сердца. Другие методы исследований — спировелоэргометрия, электронейромиография, стабиллометрия, а также очень информативные клинико-диагностические исследования состояния биологических сред организма.
– Но все эти обследования уже проходят профессиональные спортсмены, а насколько здоровыми они начинают свой путь в большой спорт?
– В спортивной медицине всегда существовало правило: допускать к занятиям спортом людей, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. К сожалению, абсолютно здоровых детей становится все меньше. Поэтому при зачислении в детско-юношеские спортивные школы мы к каждому ребенку подходим индивидуально и с учетом особенностей его здоровья решаем вопрос выбора оптимального вида спорта и коррекции физических нагрузок. Тем более, что все новички начинают с этапа общей физической подготовки, который позволяет им адаптироваться к физическим упражнениям и расширить свои возможности заниматься спортом. Благодаря физической активности часто болеющие дети становятся более здоровыми, энергичными, подтянутыми и успешными, ведь они поверили в себя.
– Какие медицинские обследования нужно пройти при поступлении в детско-юношескую спортивную школу, чтобы быть уверенным, что спорт не повредит здоровью?
– Необходимо представить медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка (форма 086у), включающее данные осмотров врачей-специалистов: офтальмолога, невролога, оториноларинголога, хирурга, врача-педиатра, результаты лабораторных исследований (анализ крови и мочи), данные электро- и эхокардиокардиографии. Очень хорошо, когда на первый прием к врачу по спортивной медицине родители приносят выписку из амбулаторной карты развития ребенка, где отражены основные моменты развития от самого момента рождения, а также заболевания, которые он перенес. На основании этих документов врач по спортивной медицине проводит обследование и принимает решение о возможности ребенка заниматься тем или иным видом спорта.
Начиная со второго года обучения, дети проходят ежегодные углубленные медицинские обследования в районных врачебно-физкультурных отделениях и диспансерах. Если есть необходимость в углубленной диагностике, ребенок направляется в консультативно-диагностические и специализированные центры. Чем выше уровень спортивной квалификации, тем более расширенной становится программа медицинского обследования.
В Городском врачебно-физкультурном диспансере проходят медицинское обследование высококвалифицированные спортсмены, члены сборных команд Петербурга, а также учащиеся специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, подведомственные комитету по физической культуре и спорту. Это порядка 20 учреждений. Также у нас для медицинского наблюдения принимаются все учащиеся детско-юношеских спортивных школ города, выполнившие квалификационный уровень 1 спортивного разряда по виду спорта.
– В диспансерах перестали выполнять необходимые анализы и направляют детей в поликлиники, это законно?
– В Петербурге произошла реорганизация структуры лабораторной службы. Поэтому сегодня многие учреждения здравоохранения не имеют клинико-диагностических лабораторий, а осуществляют только забор биоматериалов, а непосредственно сами исследование проводятся в крупных районных централизованных клинико-диагностических лабораториях. Поэтому и врачебно-физкультурные отделения, которые функционируют в семи районах города и являются структурными подразделениями городских поликлиник, не имеют собственной лабораторной службы.
Конечно, при этом возникают проблемы. Оптимальным вариантом было бы наличие в каждом районе врачебно-физкультурного диспансера. Мы вносили предложения по модернизации службы спортивной медицины города и созданию вместо районных отделений крупных межрайонных врачебно-физкультурных диспансеров (например, проект открытия межрайонного диспансера Выборгского и Калининского районов), но пока этот вопрос не решен. К сожалению, и наша лаборатория испытывает сегодня трудности с финансированием. Мы пытаемся самостоятельно поддерживать ее из других источников, но обеспечить всех спортсменов города не имеем возможности.
– Кто следит за тем, чтобы нагрузка во время тренировок не была запредельной и опасной для здоровья занимающихся?
– За организацию учебно-тренировочного процесса отвечает непосредственно тренер по виду спорта. Кроме него в каждой детско-юношеской спортивной школе должен быть медицинский персонал — врач и медсестра, которые осуществляют медицинский контроль во время тренировок и соревнований. А медицинское заключение о допуске к занятиями и участию в соревнованиях юные спортсмены получают во врачебно-физкультурных отделениях после углубленного медицинского обследования.
Кроме того, врач спортивной школы совместно с тренером контролирует допуск спортсменов к тренировкам после вынужденных перерывов, например, после перенесенного заболевания или травмы. Таким образом, вся работа, начиная с отбора в детско-юношескую спортивную школу и заканчивая выбором физических нагрузок и проведением восстановительных мероприятий, должна проводиться совместно врачом и тренером. Только при таком условии можно говорить о минимизации риска возникновения перетренированности у спортсменов. В некоторых спортивных школах работают массажисты, а для квалифицированных спортсменов необходим еще и психолог.
– А если воспитанник спортшколы получил травму или заболел, ему надо лечиться в поликлинике или у спортивного врача?
– Есть состояния, связанные с занятиями спортом, с которыми обычному педиатру или терапевту справиться труднее, чем врачу по спортивной медицине. Когда ребенок начинает заниматься спортом, у него перестраивается работа всех систем организма, который испытывает повышенные нагрузки, постепенно адаптируясь к ним. Такие нагрузки кажутся значительными для обычного человека, а для спортсмена — это уже норма. У спортсменов высокого уровня многие болезни протекают по-другому. В связи с этим появился даже целый ряд новых дисциплин: спортивная кардиология, спортивная пульмонология, спортивная фармакология, спортивная реабилитация и др.
– Как проводится восстановление после тренировок?
– Реабилитация и восстановительное лечение имеет огромное значение для спортсмена, особенно высококвалифицированного. Практически в любом виде спорта большая нагрузка ложится, прежде всего, на опорно-двигательный аппарат. Ежедневное многократное выполнение определенных двигательных действий может приводить к так называемым «усталостным» травмам. А в некоторых видах спорта нагрузка на мышцы ассиметричная, в них активнее задействованы определенные группы мышц, например, при лево- и правосторонних стойках в боксе, фехтовании, гребле на каноэ, большом теннисе и др. И если работа по восстановлению проводится неправильно, то это может привести к развитию деформаций опорно-двигательного аппарата, дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника и суставов, сколиоза.
Поэтому помимо общей физической подготовки в этих видах спорта спортсменам необходимы специальные корригирующие упражнения, упражнения на расслабление мышц. Если не знать особенностей организма спортсмена, особенностей протекания периода восстановления после физических нагрузок, травм, то можно не только не помочь, но и причинить вред, поэтому действующих спортсменов должны наблюдать врачи по спортивной медицине.
– Спортивные врачи обладают достаточной квалификацией, насколько качественно их сегодня готовят?
– Врачей по спортивной медицине в нашем городе катастрофически не хватает. С 1992 года в Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова функционирует единственный в России факультет спортивной медицины, который ежегодно принимает 25–30 абитуриентов. Однако его выпускники, получая диплом по специальности «Лечебное дело», уходят работать в клиники.
Городской врачебно-физкультурный диспансер, являясь основной практической базой для подготовки студентов и врачей-ординаторов по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина», сотрудничает и с Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академией. Студенты 6-го курса проходят у нас цикл теоретических и практических занятий по спортивной медицине. И мы надеемся, что они придут работать в спортивные школы.
Основная масса наших докторов в прошлом спортсмены, получившие высшее медицинское образование и вернувшиеся в спорт в новом качестве. Ведь спортивная медицина — это уникальная медицинская специальность, по своей сути объединяющая огромный арсенал знаний по фундаментальным медико-биологическим наукам, клинической медицине и спорту. Врач по спортивной медицине должен обладать хорошей базовой подготовкой по дисциплинам «терапия», «педиатрия», «травматология и ортопедия», «скорая медицинская помощь», «хирургия», а также знать все особенности того вида спорта, с которым он работает. Кто, как ни человек, прошедший все этапы спортивной подготовки, может успешно применить свои профессиональные знания и умения, полученные им в медицинском вузе?
Источник