Искусство как лекарство
статья на тему
Создавая произведения искусства, художник вкладывает в него часть своей души, наделяет его внутренней силой. Соприкоснувшись с настоящим искусством, человек ощущает на себе действие творческих сил этого искусства. В этом его целебная сила. Каждый вид искусства имеет свои определенные элементы, необходимые для его выражения. Эти основные элементы применяются подобно медикаментам, целенаправленно, например, чтобы вернуть заболевший орган в единую целостную систему организма. Целью лечения, оздоровления организма искусством является не создание самими пациентами произведений искусства, а лечение, оздоровление с помощью элементов искусства. Так, например, в музыкальной терапии не стремятся научить пациента играть на каком-то музыкальном инструменте или развить их музыкальные способности, а применяют для достижения лечебного эффекта основные элементы музыки — интервалы и ритмы. Лечение искусством — новая развивающаяся форма терапии, приобретающая универсальное значение как в педагогике, так и в медицине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Терапия искусством | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Искусство как лекарство.
Создавая произведения искусства, художник вкладывает в него часть своей души, наделяет его внутренней силой. Соприкоснувшись с настоящим искусством, человек ощущает на себе действие творческих сил этого искусства. В этом его целебная сила. Каждый вид искусства имеет свои определенные элементы, необходимые для его выражения. Эти основные элементы применяются подобно медикаментам, целенаправленно, например, чтобы вернуть заболевший орган в единую целостную систему организма. Целью лечения, оздоровления организма искусством является не создание самими пациентами произведений искусства, а лечение, оздоровление с помощью элементов искусства. Так, например, в музыкальной терапии не стремятся научить пациента играть на каком-то музыкальном инструменте или развить их музыкальные способности, а применяют для достижения лечебного эффекта основные элементы музыки — интервалы и ритмы. Лечение искусством — новая развивающаяся форма терапии, приобретающая универсальное значение как в педагогике, так и в медицине.
ЛЕПКА. Занимаясь этим видом искусства, человек сам создает определенные пространственные формы, всевозможные изгибы, полости, выступы и т. п., вкладывает в них определенный смысл. Касаясь руками материала, создавая из него какое-либо произведение, человек активизирует свои творческие жизненные силы, которые формируют его органы и весь организм в целом.
Человеку нужно научиться так видеть мир, чтобы обрести в нем достойное место. Занятия лепкой приводит к этому: переводится уведенное из головы, из глаз в движения пальцев, рук. Эта деятельность воспитывает в ребенке вкус по отношению к тому, что его окружает, а так же позволяет отмечать, что достойно в мире того, чтобы принять это в свое сердце.
ЖИВОПИСЬ. В этом виде искусства люди соприкасаются с необычайно разнообразным миром цветов, их оттенков и противоположностей. Это может возбудить и затормозить ход тех или иных внутренних процессов и, прежде всего, влияет положительно на душевную сферу. Работа с тремя основными красками, затем с тремя дополнительными и сочетаниями может быть фоном для работы с цветом в течение первых 5 лет. Это искусство педагога — найти такие темы, которые приносят с собой переживания цвета, взаимодействия цветовых оттенков, контрастов. Всегда хорошо испытывать переживание на себе самом, прежде чем идти на урок живописи. Возьмите несколько небольших кусков бумаги и пробуйте работу с цветами в очень свободной форме — это может направить вас к идеям из рассказов, мифов и т. д., которые относятся к ладу, настроению этих цветов. Столько много цветовых настроений!
Цветовое настроение, лад — это то важное, к чему необходимо стремиться.
Всегда исходите из пятна или участка цвета, не с линии; покажите детям, как сделать фигуры зверя, исходя от пятна, только намекая на жест. Но если вы познакомили их уже с цветовым настроением и темой — смело можете предлагать им выражать это по-своему.
МУЗЫКА. Помогает человеку вновь оживить свой слух и развивает способность воспринимать звучание различных музыкальных инструментов через интервалы и ритмы. И не только. Через музыку человек понимает свою человечность и сопричастность с человечеством. Культура душевной жизни взращивается подлинным песенно-музыкальным воспитанием. Все, что проявляется как музыкальное, лишь очень условно может иметь во внешнем мире такие же аналогии, какие в нем имеет изобразительное искусство (скульптура, живопись, рисунок). Содержанием музыки является ее мелодика. Откуда берется мелодическое? Мелодический элемент организован во времени так же, как пластический в пространстве. Музыкальное заключает в себе точно такие же приливы и отливы чувств, напряжение и освобождение, то же, что лежит в основе сновидений. Значит, по-видимому, музыкальное сообщает нам переживания, относящиеся к бессознательному состоянию. Но этот царящий во сне бессознательный элемент, этот царящий в музыкальных темах элемент мы должны воспринять в наше искусство преподавания.
РЕЧЬ. Как лечебное средство применяются звуки речи в их формирующей силе. Дело в том, что жизненные силы, которые у младенца проявляются в движениях рук и ног, позднее преобразуются в силу оформления звуков речи. Здесь применяются отдельные звуки, звукоряды, ритмы различных стихотворных стоп. Тем самым обращают внимание не на рациональный смысл, а на саму силу и разносторонность звуков речи. Что такое мелодия, знает каждый. Что такое предложение, тоже знают все. Но то, что предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого, дополнения, в действительности является мелодией, известно лишь немногим.
Вот предложение: “Ребенок выполняет задание”. Это — подлежащее, сказуемое, дополнение. В человеке прозвучало трезвучие. То, что пережито в глубине души — трезвучие. В нем первый тон соответствует слову “ребенок”, второй — слову “выполняет”, а третий тон — слову “задание”. Пройдя через переживание, три музыкальных тона облекаются в образы, живут в реальности. Точно так же, когда в нашем дневном сознании живет предложение, в нашем подсознании ему соответствует музыкальное, мелодическое. Мы должны говорить не сухой прозой, но стремиться, чтобы присутствовали полнота звучания, мелодика и ритм. Благодаря этому больные познают творческую сторону языка, их внимание обращается на звуковой образ слова и даже отдельного звука, у них возникает почтение к языку.
ЭВРИТМИЯ. Согласовывает мысли, чувства и волевые импульсы человека. Двигательное выражение звуков речи, — следы этой способности еще сохранились в жестикуляции при разговоре, — находит свое применение в регуляции ритмов физиологических процессов.
Основой эвритмии является точное постижение качества отдельных тонов речевых, музыкальных и немузыкальных звуков. Гласные и согласные, а также музыкальные интервалы от примы до октавы изучаются в связи с обликом человека, т.к. движения, соответствующие этим звукам, суть те же, что наблюдаются при эмбриональном развитии — росте и остановке, вытягивании и вдавливании, расширении и сосредоточении, охватывании и отторжении, касании и формировании, а также в кругообращении крови и тканевой жидкости.
В результате комплексного подхода к решению проблем ребенка происходит восстановление физических ощущений, появляется интерес к окружающему миру. Если все это проводить последовательно, настойчиво, по возможности в одно и то же время и несмотря ни на какие внешние и внутренние препятствия, человеку откроется источник силы, который поможет ему вернуться к нормальной жизни и преодолевать возможные трудности.
Варнавская С.В., учитель-дефектолог, учитель надомного обучения
Источник
Как укрепить свое здоровье?
Отказ от ответсвенности
Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.
Каждый человек должен дорожить здоровьем и укреплять его всеми доступными способами. Что можно сделать для укрепления здоровья?
Основополагающие факторы укрепления здоровья
Употребление полезной пищи, прием витаминов и другие факторы можно отнести к частным. Существуют основные принципы, помогающие поддерживать здоровье в норме:
- Проживание в благоприятных климатических условиях с возможностью регулярного выезда на природу.
- Регулярный медицинский контроль. Медицинские осмотры помогают вовремя решить проблемы со здоровьем, пока они не стали необратимыми.
- Ментальное здоровье. Оно подразумевает существование в гармонии с собой, занятия трудом, который доставляет удовольствие, рациональное распределение целей и собственных ресурсов.
Как укрепить физическое здоровье?
Физическое здоровье можно укрепить при помощи следующих методов и способов:
- Сон на твердой и ровной постели.
- Регулярная физическая активность (ее вид можно выбрать на собственное усмотрение).
- Соблюдение гигиены тела и окружающего пространства.
- Борьба с вредными привычками.
- Укрепление иммунитета.
- Соблюдение сбалансированного и рационального питания.
- Употребление такого количества еды, которое необходимо организму (не голодать и не переедать).
- Посещение бани или сауны.
- Массаж тела.
- Ароматерапия и использование силы масел для улучшения самочувствия.
- Закаливание и утренняя гимнастика.
- Контроль за осанкой.
- Гимнастика для глаз, регулярный отдых от компьютера (особенно если работа связана с ним).
- Избегание пыли, своевременная уборка.
- Преимущественное пользование стационарным телефоном вместо мобильного.
- Отказ от перекусов и поедания фастфуда на ходу (при необходимости можно брать с собой на работу контейнер с домашней пищей).
- Ограничение употребления чая и кофе, преимущественное употребление травяных настоев и свежевыжатых соков. Отказ от энергетических напитков.
- Удобное оборудование рабочего места.
- Ношение одежды из натуральных тканей.
- Отказ от переноса болезней на ногах, своевременный уход на больничный.
- Регулярное проветривание рабочего и жилого помещения.
- Достаточное употребление простой воды.
Источник
Эксперты ВОЗ рассказали, как разные виды искусства влияют на здоровье
Некоторые виды искусства могут влиять на здоровье. Чтобы определить, какие болезни можно вылечить с помощью пения или игры на барабанах, эксперты изучили около тысячи исследований, опубликованных за последние девять лет.
Эксперты ВОЗ выяснили , что некоторые виды искусства могут влиять на здоровье лучше, чем лекарства. Перед этим они изучили сотни исследований, написанных за последние девять лет. В них рассматривалась связь искусства с различными заболеваниями. В результате ученые разделили искусство на пять категорий: исполнительское и изобразительное искусство, литература, культура и онлайн-искусство.
Выяснилось, что занятия диджериду (духовой инструмент австралийских аборигенов) улучшали дыхание у детей, страдающих астмой. Правда, речь идет только о мальчиках. Как показало исследование, общее состояние учеников после тренировок тоже становилось лучше.
Дыхательные техники, которые обычно используются в занятиях пением помогают в борьбе с респираторными заболеваниями. Кроме того, так можно усилить работоспособность у пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). Страдающим тревожностью или депрессией тоже врачи рекомендуют петь.
Каллиграфия помогает бороться со стрессом, выяснили в ВОЗ. Как показали исследования, за месяц обучения уровень стресса у детей, переживших землетрясение в Китае в 2008 году, снизился. Кроме того, с помощью каллиграфии можно снизить гиперактивность и проявления посттравматического стрессового расстройства.
Пациентам с хронической сердечной недостаточностью порекомендовали время от времени танцевать вальс.
Источник
Может ли танец стать залогом крепкого здоровья и благополучия? ВОЗ впервые проанализировала связь между различными видами искусства и здоровьем
The Children and Youth Foundation, Finland
Контакты для получения дополнительной информации и организации интервью:
Faith Vorting
Сотрудник по коммуникации
Тел.: +45 45 33 67 42
Mоб. +45 28 57 74 12
Эл. почта: kilfordf@who.int
Nils Fietje
Научный сотрудник
Культурные контексты здоровья и благополучия
Тел.: +45 45 33 69 37
Эл. почта: fietjen@who.int
Копенгаген, Хельсинки, 11 ноября 2019 г.
Занятия различными видами искусства могут быть полезны как для психического, так и для физического здоровья. Таков ключевой вывод нового доклада, подготовленного Европейским региональным бюро ВОЗ, в котором анализируются фактические данные из более чем 900 международных публикаций. На сегодняшний день это наиболее обширный анализ фактических данных о влиянии различных видов искусства на здоровье.
«Привнесение искусства – танцев, пения и посещения музеев и концертов – в жизнь человека, является еще одним дополнительным способом улучшения физического и психического здоровья индивида», – говорит д-р Piroska Östlin, и.о. директора Европейского регионального бюро ВОЗ.
«Примеры, приводимые в этом революционном докладе ВОЗ, показывают, каким образом искусство может содействовать решению таких «коварных» и непростых проблем здравоохранения, как диабет, ожирение и психические расстройства. Авторы рассматривают здоровье и благополучие в более широком общественном и социальном контексте и предлагают подходы к решению тех проблем, которые до сих пор не могли быть эффективно решены одними лишь медицинскими методами», – уточняет д-р Östlin.
В докладе рассматриваются занятия различными видами искусства, призванные содействовать укреплению здоровья и профилактике нарушений здоровья, а также ведению и лечению пациентов с расстройствами физического и психического здоровья и уходу за неизлечимо больными людьми на заключительном этапе их жизни. Официальная презентация доклада состоится в понедельник, 11 ноября, в 08:00 по центральноевропейскому времени в ходе специального мероприятия в Хельсинки (Финляндия), в котором примут участие эксперты, разработчики политики, специалисты-практики и получатели услуг; они обсудят ту роль, которую занятия различными видами искусства играют в охране здоровья. Будет организована прямая трансляция мероприятия.
Различные виды искусства и их влияние на здоровье на протяжении всей жизни человека
Начиная с периода внутриутробного развития и до заключительного этапа жизни различные виды искусства могут оказывать положительное влияние на здоровье человека. Так, маленькие дети, чьи родители читают им книги перед сном, дольше спят ночью и демонстрируют более высокую концентрацию внимания во время школьных занятий. Воспитательная работа, проводимая силами сверстников с использованием методов драматического искусства, может помочь городской молодежи более ответственно подходить к принятию решений, а также способствовать повышению уровня их благополучия и уменьшению подверженности насилию. На более поздних этапах жизни музыка может содействовать поддержанию когнитивной функции у людей с деменцией: данные исследований показывают, что пение в особенности способствует улучшению внимания, событийной памяти и исполнительных функций.
Использование различных видов искусства в медицине
В условиях медицинских учреждений занятия различными видами искусства могут использоваться в качестве дополнительных или вспомогательных методов в рамках применяемых протоколов лечения. Например, данные исследований говорят о том, что:
- слушание музыки или создание произведений искусства уменьшает побочные эффекты лечения рака, включая сонливость, отсутствие аппетита, одышку и тошноту;
- во время пребывания в отделении экстренной медицинской помощи занятия музыкой, рукоделием, а также больничная клоунада уменьшают тревожность, боль и снижают артериальное давление, в особенности у детей, но также и у их родителей;
- танцы (по многочисленным свидетельствам) обеспечивают значимое с клинической точки зрения улучшение показателей двигательной активности у людей с болезнью Паркинсона.
В докладе подчеркивается, что некоторые виды терапии искусством не только приводят к хорошим клиническим результатам, но и могут быть более выгодными с экономической точки зрения, чем стандартные биомедицинские методы лечения. Они могут одновременно объединять в себе многочисленные факторы, способствующие укреплению здоровья (такие как физическая активность и психиатрическая поддержка), и отличаться низким риском негативных последствий терапии. Поскольку различные методы терапии искусством могут быть адаптированы для работы с людьми, принадлежащими к разной культурной среде, они также могут использоваться в качестве способа налаживания взаимодействия с представителями меньшинств и труднодоступных групп населения.
Некоторые страны в настоящее время рассматривают возможные схемы назначения терапии искусством и социальной поддержки, которые позволят врачам общей практики давать своим пациентам направление на занятия различными видами искусства.
Стратегические рекомендации
В докладе изложены стратегические рекомендации для лиц, принимающих решения в секторе здравоохранения и за его пределами, такие как:
- обеспечить наличие и доступность на уровне местных сообществ программ поддержки здоровья посредством занятия различными видами искусства;
- содействовать интеграции вопросов здоровья и благополучия в деятельность организаций и учреждений, которые работают в сфере искусства и культуры;
- повышать осведомленность населения о потенциальной пользе занятий искусством для здоровья;
- включить компонент, посвященный занятиям различными видами искусства, в курсы подготовки медицинских специалистов;
- внедрить и укрепить механизмы направления лиц, пользующихся услугами медицинских и социальных учреждений, в программы и кружки, посвященные занятиям различными видами искусства;
- вкладывать средства в проведение большего числа исследований, в частности – в расширение масштабов использования методов терапии различными видами искусства и в оценку эффективности применения таких методов.
Что имеется в виду под «различными видами искусства»
В докладе анализируется польза для здоровья, связанная с (активными или пассивными занятиями) пятью видами искусства, каждый из которых включает широкий спектр направлений: исполнительское искусство (музыка, танец, пение, театр, кино); визуальное искусство (рукоделие, дизайн, живопись, фотография); литература (сочинительство, чтение, посещение литературных фестивалей); участие в культурных мероприятиях (посещение музеев, галерей, концертов, театра); интернет-искусство (анимация, цифровое искусство и т.д.).
Источник