Меню

Как искусство может укрепить здоровье

Искусство как лекарство
статья на тему

Создавая произведения искусства, художник вкладывает в него часть своей души, наделяет его внутренней силой. Соприкоснувшись с настоящим искусством, человек ощущает на себе действие творческих сил этого искусства. В этом его целебная сила. Каждый вид искусства имеет свои определенные элементы, необходимые для его выражения. Эти основные элементы применяются подобно медикаментам, целенаправленно, например, чтобы вернуть заболевший орган в единую целостную систему организма. Целью лечения, оздоровления организма искусством является не создание самими пациентами произведений искусства, а лечение, оздоровление с помощью элементов искусства. Так, например, в музыкальной терапии не стремятся научить пациента играть на каком-то музыкальном инструменте или развить их музыкальные способности, а применяют для достижения лечебного эффекта основные элементы музыки — интервалы и ритмы. Лечение искусством — новая развивающаяся форма терапии, приобретающая универсальное значение как в педагогике, так и в медицине.

Скачать:

Вложение Размер
Терапия искусством 17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство как лекарство.

Создавая произведения искусства, художник вкладывает в него часть своей души, наделяет его внутренней силой. Соприкоснувшись с настоящим искусством, человек ощущает на себе действие творческих сил этого искусства. В этом его целебная сила. Каждый вид искусства имеет свои определенные элементы, необходимые для его выражения. Эти основные элементы применяются подобно медикаментам, целенаправленно, например, чтобы вернуть заболевший орган в единую целостную систему организма. Целью лечения, оздоровления организма искусством является не создание самими пациентами произведений искусства, а лечение, оздоровление с помощью элементов искусства. Так, например, в музыкальной терапии не стремятся научить пациента играть на каком-то музыкальном инструменте или развить их музыкальные способности, а применяют для достижения лечебного эффекта основные элементы музыки — интервалы и ритмы. Лечение искусством — новая развивающаяся форма терапии, приобретающая универсальное значение как в педагогике, так и в медицине.

ЛЕПКА. Занимаясь этим видом искусства, человек сам создает определенные пространственные формы, всевозможные изгибы, полости, выступы и т. п., вкладывает в них определенный смысл. Касаясь руками материала, создавая из него какое-либо произведение, человек активизирует свои творческие жизненные силы, которые формируют его органы и весь организм в целом.

Человеку нужно научиться так видеть мир, чтобы обрести в нем достойное место. Занятия лепкой приводит к этому: переводится уведенное из головы, из глаз в движения пальцев, рук. Эта деятельность воспитывает в ребенке вкус по отношению к тому, что его окружает, а так же позволяет отмечать, что достойно в мире того, чтобы принять это в свое сердце.

ЖИВОПИСЬ. В этом виде искусства люди соприкасаются с необычайно разнообразным миром цветов, их оттенков и противоположностей. Это может возбудить и затормозить ход тех или иных внутренних процессов и, прежде всего, влияет положительно на душевную сферу. Работа с тремя основными красками, затем с тремя дополнительными и сочетаниями может быть фоном для работы с цветом в течение первых 5 лет. Это искусство педагога — найти такие темы, которые приносят с собой переживания цвета, взаимодействия цветовых оттенков, контрастов. Всегда хорошо испытывать переживание на себе самом, прежде чем идти на урок живописи. Возьмите несколько небольших кусков бумаги и пробуйте работу с цветами в очень свободной форме — это может направить вас к идеям из рассказов, мифов и т. д., которые относятся к ладу, настроению этих цветов. Столько много цветовых настроений!

Цветовое настроение, лад — это то важное, к чему необходимо стремиться.

Всегда исходите из пятна или участка цвета, не с линии; покажите детям, как сделать фигуры зверя, исходя от пятна, только намекая на жест. Но если вы познакомили их уже с цветовым настроением и темой — смело можете предлагать им выражать это по-своему.

МУЗЫКА. Помогает человеку вновь оживить свой слух и развивает способность воспринимать звучание различных музыкальных инструментов через интервалы и ритмы. И не только. Через музыку человек понимает свою человечность и сопричастность с человечеством. Культура душевной жизни взращивается подлинным песенно-музыкальным воспитанием. Все, что проявляется как музыкальное, лишь очень условно может иметь во внешнем мире такие же аналогии, какие в нем имеет изобразительное искусство (скульптура, живопись, рисунок). Содержанием музыки является ее мелодика. Откуда берется мелодическое? Мелодический элемент организован во времени так же, как пластический в пространстве. Музыкальное заключает в себе точно такие же приливы и отливы чувств, напряжение и освобождение, то же, что лежит в основе сновидений. Значит, по-видимому, музыкальное сообщает нам переживания, относящиеся к бессознательному состоянию. Но этот царящий во сне бессознательный элемент, этот царящий в музыкальных темах элемент мы должны воспринять в наше искусство преподавания.

РЕЧЬ. Как лечебное средство применяются звуки речи в их формирующей силе. Дело в том, что жизненные силы, которые у младенца проявляются в движениях рук и ног, позднее преобразуются в силу оформления звуков речи. Здесь применяются отдельные звуки, звукоряды, ритмы различных стихотворных стоп. Тем самым обращают внимание не на рациональный смысл, а на саму силу и разносторонность звуков речи. Что такое мелодия, знает каждый. Что такое предложение, тоже знают все. Но то, что предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого, дополнения, в действительности является мелодией, известно лишь немногим.

Вот предложение: “Ребенок выполняет задание”. Это — подлежащее, сказуемое, дополнение. В человеке прозвучало трезвучие. То, что пережито в глубине души — трезвучие. В нем первый тон соответствует слову “ребенок”, второй — слову “выполняет”, а третий тон — слову “задание”. Пройдя через переживание, три музыкальных тона облекаются в образы, живут в реальности. Точно так же, когда в нашем дневном сознании живет предложение, в нашем подсознании ему соответствует музыкальное, мелодическое. Мы должны говорить не сухой прозой, но стремиться, чтобы присутствовали полнота звучания, мелодика и ритм. Благодаря этому больные познают творческую сторону языка, их внимание обращается на звуковой образ слова и даже отдельного звука, у них возникает почтение к языку.

ЭВРИТМИЯ. Согласовывает мысли, чувства и волевые импульсы человека. Двигательное выражение звуков речи, — следы этой способности еще сохранились в жестикуляции при разговоре, — находит свое применение в регуляции ритмов физиологических процессов.

Основой эвритмии является точное постижение качества отдельных тонов речевых, музыкальных и немузыкальных звуков. Гласные и согласные, а также музыкальные интервалы от примы до октавы изучаются в связи с обликом человека, т.к. движения, соответствующие этим звукам, суть те же, что наблюдаются при эмбриональном развитии — росте и остановке, вытягивании и вдавливании, расширении и сосредоточении, охватывании и отторжении, касании и формировании, а также в кругообращении крови и тканевой жидкости.

В результате комплексного подхода к решению проблем ребенка происходит восстановление физических ощущений, появляется интерес к окружающему миру. Если все это проводить последовательно, настойчиво, по возможности в одно и то же время и несмотря ни на какие внешние и внутренние препятствия, человеку откроется источник силы, который поможет ему вернуться к нормальной жизни и преодолевать возможные трудности.

Варнавская С.В., учитель-дефектолог, учитель надомного обучения

Источник

Как укрепить свое здоровье?

Отказ от ответсвенности

Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

Каждый человек должен дорожить здоровьем и укреплять его всеми доступными способами. Что можно сделать для укрепления здоровья?

Основополагающие факторы укрепления здоровья

Употребление полезной пищи, прием витаминов и другие факторы можно отнести к частным. Существуют основные принципы, помогающие поддерживать здоровье в норме:

  1. Проживание в благоприятных климатических условиях с возможностью регулярного выезда на природу.
  2. Регулярный медицинский контроль. Медицинские осмотры помогают вовремя решить проблемы со здоровьем, пока они не стали необратимыми.
  3. Ментальное здоровье. Оно подразумевает существование в гармонии с собой, занятия трудом, который доставляет удовольствие, рациональное распределение целей и собственных ресурсов.

Как укрепить физическое здоровье?

Физическое здоровье можно укрепить при помощи следующих методов и способов:

  1. Сон на твердой и ровной постели.
  2. Регулярная физическая активность (ее вид можно выбрать на собственное усмотрение).
  3. Соблюдение гигиены тела и окружающего пространства.
  4. Борьба с вредными привычками.
  5. Укрепление иммунитета.
  6. Соблюдение сбалансированного и рационального питания.
  7. Употребление такого количества еды, которое необходимо организму (не голодать и не переедать).
  8. Посещение бани или сауны.
  9. Массаж тела.
  10. Ароматерапия и использование силы масел для улучшения самочувствия.
  11. Закаливание и утренняя гимнастика.
  12. Контроль за осанкой.
  13. Гимнастика для глаз, регулярный отдых от компьютера (особенно если работа связана с ним).
  14. Избегание пыли, своевременная уборка.
  15. Преимущественное пользование стационарным телефоном вместо мобильного.
  16. Отказ от перекусов и поедания фастфуда на ходу (при необходимости можно брать с собой на работу контейнер с домашней пищей).
  17. Ограничение употребления чая и кофе, преимущественное употребление травяных настоев и свежевыжатых соков. Отказ от энергетических напитков.
  18. Удобное оборудование рабочего места.
  19. Ношение одежды из натуральных тканей.
  20. Отказ от переноса болезней на ногах, своевременный уход на больничный.
  21. Регулярное проветривание рабочего и жилого помещения.
  22. Достаточное употребление простой воды.

Источник

Эксперты ВОЗ рассказали, как разные виды искусства влияют на здоровье

Некоторые виды искусства могут влиять на здоровье. Чтобы определить, какие болезни можно вылечить с помощью пения или игры на барабанах, эксперты изучили около тысячи исследований, опубликованных за последние девять лет.

Эксперты ВОЗ выяснили , что некоторые виды искусства могут влиять на здоровье лучше, чем лекарства. Перед этим они изучили сотни исследований, написанных за последние девять лет. В них рассматривалась связь искусства с различными заболеваниями. В результате ученые разделили искусство на пять категорий: исполнительское и изобразительное искусство, литература, культура и онлайн-искусство.

Выяснилось, что занятия диджериду (духовой инструмент австралийских аборигенов) улучшали дыхание у детей, страдающих астмой. Правда, речь идет только о мальчиках. Как показало исследование, общее состояние учеников после тренировок тоже становилось лучше.

Дыхательные техники, которые обычно используются в занятиях пением помогают в борьбе с респираторными заболеваниями. Кроме того, так можно усилить работоспособность у пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). Страдающим тревожностью или депрессией тоже врачи рекомендуют петь.

Каллиграфия помогает бороться со стрессом, выяснили в ВОЗ. Как показали исследования, за месяц обучения уровень стресса у детей, переживших землетрясение в Китае в 2008 году, снизился. Кроме того, с помощью каллиграфии можно снизить гиперактивность и проявления посттравматического стрессового расстройства.

Пациентам с хронической сердечной недостаточностью порекомендовали время от времени танцевать вальс.

Источник

Может ли танец стать залогом крепкого здоровья и благополучия? ВОЗ впервые проанализировала связь между различными видами искусства и здоровьем

The Children and Youth Foundation, Finland

Контакты для получения дополнительной информации и организации интервью:

Faith Vorting
Сотрудник по коммуникации
Тел.: +45 45 33 67 42
Mоб. +45 28 57 74 12
Эл. почта: kilfordf@who.int

Nils Fietje
Научный сотрудник
Культурные контексты здоровья и благополучия
Тел.: +45 45 33 69 37
Эл. почта: fietjen@who.int

Копенгаген, Хельсинки, 11 ноября 2019 г.

Занятия различными видами искусства могут быть полезны как для психического, так и для физического здоровья. Таков ключевой вывод нового доклада, подготовленного Европейским региональным бюро ВОЗ, в котором анализируются фактические данные из более чем 900 международных публикаций. На сегодняшний день это наиболее обширный анализ фактических данных о влиянии различных видов искусства на здоровье.

«Привнесение искусства – танцев, пения и посещения музеев и концертов – в жизнь человека, является еще одним дополнительным способом улучшения физического и психического здоровья индивида», – говорит д-р Piroska Östlin, и.о. директора Европейского регионального бюро ВОЗ.

«Примеры, приводимые в этом революционном докладе ВОЗ, показывают, каким образом искусство может содействовать решению таких «коварных» и непростых проблем здравоохранения, как диабет, ожирение и психические расстройства. Авторы рассматривают здоровье и благополучие в более широком общественном и социальном контексте и предлагают подходы к решению тех проблем, которые до сих пор не могли быть эффективно решены одними лишь медицинскими методами», – уточняет д-р Östlin.

В докладе рассматриваются занятия различными видами искусства, призванные содействовать укреплению здоровья и профилактике нарушений здоровья, а также ведению и лечению пациентов с расстройствами физического и психического здоровья и уходу за неизлечимо больными людьми на заключительном этапе их жизни. Официальная презентация доклада состоится в понедельник, 11 ноября, в 08:00 по центральноевропейскому времени в ходе специального мероприятия в Хельсинки (Финляндия), в котором примут участие эксперты, разработчики политики, специалисты-практики и получатели услуг; они обсудят ту роль, которую занятия различными видами искусства играют в охране здоровья. Будет организована прямая трансляция мероприятия.

Различные виды искусства и их влияние на здоровье на протяжении всей жизни человека

Начиная с периода внутриутробного развития и до заключительного этапа жизни различные виды искусства могут оказывать положительное влияние на здоровье человека. Так, маленькие дети, чьи родители читают им книги перед сном, дольше спят ночью и демонстрируют более высокую концентрацию внимания во время школьных занятий. Воспитательная работа, проводимая силами сверстников с использованием методов драматического искусства, может помочь городской молодежи более ответственно подходить к принятию решений, а также способствовать повышению уровня их благополучия и уменьшению подверженности насилию. На более поздних этапах жизни музыка может содействовать поддержанию когнитивной функции у людей с деменцией: данные исследований показывают, что пение в особенности способствует улучшению внимания, событийной памяти и исполнительных функций.

Использование различных видов искусства в медицине

В условиях медицинских учреждений занятия различными видами искусства могут использоваться в качестве дополнительных или вспомогательных методов в рамках применяемых протоколов лечения. Например, данные исследований говорят о том, что:

  • слушание музыки или создание произведений искусства уменьшает побочные эффекты лечения рака, включая сонливость, отсутствие аппетита, одышку и тошноту;
  • во время пребывания в отделении экстренной медицинской помощи занятия музыкой, рукоделием, а также больничная клоунада уменьшают тревожность, боль и снижают артериальное давление, в особенности у детей, но также и у их родителей;
  • танцы (по многочисленным свидетельствам) обеспечивают значимое с клинической точки зрения улучшение показателей двигательной активности у людей с болезнью Паркинсона.

В докладе подчеркивается, что некоторые виды терапии искусством не только приводят к хорошим клиническим результатам, но и могут быть более выгодными с экономической точки зрения, чем стандартные биомедицинские методы лечения. Они могут одновременно объединять в себе многочисленные факторы, способствующие укреплению здоровья (такие как физическая активность и психиатрическая поддержка), и отличаться низким риском негативных последствий терапии. Поскольку различные методы терапии искусством могут быть адаптированы для работы с людьми, принадлежащими к разной культурной среде, они также могут использоваться в качестве способа налаживания взаимодействия с представителями меньшинств и труднодоступных групп населения.

Некоторые страны в настоящее время рассматривают возможные схемы назначения терапии искусством и социальной поддержки, которые позволят врачам общей практики давать своим пациентам направление на занятия различными видами искусства.

Стратегические рекомендации

В докладе изложены стратегические рекомендации для лиц, принимающих решения в секторе здравоохранения и за его пределами, такие как:

  • обеспечить наличие и доступность на уровне местных сообществ программ поддержки здоровья посредством занятия различными видами искусства;
  • содействовать интеграции вопросов здоровья и благополучия в деятельность организаций и учреждений, которые работают в сфере искусства и культуры;
  • повышать осведомленность населения о потенциальной пользе занятий искусством для здоровья;
  • включить компонент, посвященный занятиям различными видами искусства, в курсы подготовки медицинских специалистов;
  • внедрить и укрепить механизмы направления лиц, пользующихся услугами медицинских и социальных учреждений, в программы и кружки, посвященные занятиям различными видами искусства;
  • вкладывать средства в проведение большего числа исследований, в частности – в расширение масштабов использования методов терапии различными видами искусства и в оценку эффективности применения таких методов.

Что имеется в виду под «различными видами искусства»

В докладе анализируется польза для здоровья, связанная с (активными или пассивными занятиями) пятью видами искусства, каждый из которых включает широкий спектр направлений: исполнительское искусство (музыка, танец, пение, театр, кино); визуальное искусство (рукоделие, дизайн, живопись, фотография); литература (сочинительство, чтение, посещение литературных фестивалей); участие в культурных мероприятиях (посещение музеев, галерей, концертов, театра); интернет-искусство (анимация, цифровое искусство и т.д.).

Источник

Читайте также:  Как соблюдаются права детей с ограниченными возможностями здоровья
Adblock
detector