Как искусство влияет на психику человека: краткий ликбез
Искусство влияет на сознание и психику человека независимо от того, хочет ли этого сам человек. Конечно, никто не заставит вас идти в музей, но и вы не всегда можете заставить соседей выключить надоедливую музыку. Никто не заставит вас пойти в кино на премьеру нашумевшего фильма, но вы все равно услышите о нем в новостях.
Да и наши праздничные традиции тоже немыслимы без массовых форм искусства. В Новый год мы смотрим «Иронию судьбы» и «Песню года» по телевизору, на свадьбу приглашаем кавер-группу или действующего исполнителя хотя бы регионального масштаба, чтобы наших гостей развлекли новыми и старыми хитами.
Таким образом, искусство есть в нашей жизни в любом случае. И, как и все прочее, что есть в нашей жизни, оно оказывает на нас влияние. Каким образом? Давайте разбираться!
Что такое искусство?
Для начала стоит определиться, что же мы будем понимать под термином «искусство». Итак, искусство – это отражение окружающей действительности и внутреннего состояния человека в художественных образах. Образы могут быть динамическими (кино, танец) или статическими (картина, скульптура). Образы могут быть звуковыми (песня), визуальными (живопись) или аудиовизуальными (фильм, музыкальный видеоклип).
Таким образом, искусство весьма многогранно. Соответственно, многогранны и разнообразны возможности его воздействия на нашу психику. Прежде чем перейти к возможностям искусства по воздействию на психику человека, стоит вникнуть в механизмы такого действия. Как и многое другое в этой жизни, искусство может оказывать прямое или непрямое воздействие на субъект. И это тоже привносит свою лепту в ответ на вопрос.
Механизмы влияния искусства на психику человека
В зависимости от способа воздействия будет отличаться результат. Молодежь копирует привычки и образы супергероев из кинолент. Чувственные натуры могут расплакаться при просмотре фильма «Белый Бим Черное ухо» или какой-нибудь мелодрамы. А слушая зажигательную музыку, мы физически ощущаем, как ноги чуть ли не сами несут нас в пляс. Это примеры прямого воздействия искусства на психику.
А вот как воздействует на человека, к примеру, опера Чайковского «Евгений Онегин» по одноименному произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Эмоции обычно множественны и противоречивы, потому что ситуации неоднозначны и трудноразрешимы. Тут нет материала для прямого подражания, особенно, если в данный момент вы не находитесь в ситуации выбора или отвержения. Тут нет деления на «белое» и «черное», на «прав» и «не прав», потому что по ходу развития событий главный герой меняет свое мнение на противоположное.
Тем не менее произведение давно разобрали на цитаты, и многие даже не всегда помнят, что игривое «любви все возрасты покорны» и «счастье было так возможно, так близко» тоже оттуда. Искусство такого уровня является примером опосредованного воздействия на сознание человека. Это, скорее, материал к размышлению, и выводы каждый сделает свои.
Для кого-то «Евгений Онегин» стал гимном супружеской верности: вспомним главную героиню, которая «другому отдана и будет век ему верна». А для кого-то вся почти трехчасовая опера Чайковского «Евгений Онегин» исключительно о том, что «не пытайся снова вернуть назад того, кого однажды отпустил».
Массовое искусство позволяет ту же самую мысль насчет «не пытайся снова вернуть назад» вместить в трехминутный видеоклип на песню «Шагай» композитора Константина Меладзе в блестящем исполнении певицы Полины Гагариной. По сути, это тоже пример опосредованного воздействия на сознание человека. Песня и клип заставляют больше думать, нежели копировать, т.к. копировать там особо нечего. Ну, может, прическу Гагариной или атлетическую фигуру актера, снявшегося в клипе, но это уже частности.
Значит ли все вышеизложенное, что искусство «прямого воздействия» является плохим, а искусство, воздействующее опосредовано, хорошим? Вовсе нет! То, что непонятно современникам, может быть оценено потомками, и наоборот.
Искусство и оценочные суждения
Влияние искусства на сознание человека вряд ли всегда возможно описать словами «сильное» или «слабое», «плохое» или «хорошее». Если у кого-то в душе не находит отклик кино «про любовь», это не всегда значит, что кино плохое и слабое. Возможно, человеку больше нравятся детективы. И уж тем более ошибочно отнесение искусства к «плохому» или «хорошему» исключительно по дате создания произведения. Истории известно множество случаев, когда гениальные произведения искусства получили признание после смерти автора.
Так, величайший художник 19 столетия Винсент ван Гог не был широко известен при жизни и, возможно, был бы изрядно удивлен, если бы узнал, какой ажиотаж его работы вызывали на протяжении 20 века и вызывают по сей день. При жизни относительный интерес критики проявили разве что к его картине «Едоки картофеля» с простым бытовым сюжетом, как понятно уже из названия. И то, отзывы были чаще негативные. Пейзажи, автопортреты и прочие работы Ван Гога получили признание лишь спустя десятилетия.
Возможно, для современников Ван Гога «Луковичные поля» и «Башмаки» казались чем-то слишком простым, обыденным и не заставляли задумываться. А вот потомкам такое послание из прошлого отозвалось множеством эмоций и размышлений о жизни ушедших поколений. Отчасти это логично: современники Ван Гога видели такие луковичные поля своими глазами и лично носили такие же башмаки, как на его картине. А вот для жителей мегаполисов 21 столетия такого рода обувь будет настоящей экзотикой, да и не многие горожане сегодня имеют представление, как растет лук.
Другими словами, оценочная тенденция «чем старше произведение искусства, тем оно лучше» имеет место. Поэтому то, что нам сегодня кажется ерундой и безвкусицей, спустя столетие может показаться потомкам гениальным. А какая-нибудь композиция наподобие «Этот котик не придет» с повторением данного заклинания около 50 раз за время звучания песни обретет глубокий смысл в умах новых поколений.
Более того, человеческое восприятие весьма противоречиво. В наше время только ленивый забыл сказать, что рифмовать глаголы в стихах и песнях – это плохо. Тем не менее желающие могут послушать запись романса на стихи классика русской поэзии Афанасия Фета в исполнении величайшей оперной певицы 20 века Елены Образцовой «Я тебе ничего не скажу». Эти строки написаны в далеком 1885 году, и там отлично уживаются рифмы «дрожу – скажу», «скажу – твержу», «зайдет – цветет». И это ничуть не умаляет гениальности произведения.
Как видим, человек бывает часто противоречив и неправ, оценивая то или иное произведение искусства. В то же время, мы уже выяснили, что искусство влияет на человека, хочет он того или нет. Есть ли какие-то универсальные параметры влияния, которые проявляются во всех случаях? Такие элементы универсальности есть!
Каким образом искусство воздействует на подсознание?
Даже когда наше сознание занято чем-то другим, подсознание продолжает работу в своем, только ему известном направлении. Мы легко можем сказать, нравится или не нравится нам песня, не вникая в наличие или отсутствие глагольной рифмы или правильность подбора аккордов для данной тональности.
Мы почти сразу определяем для себя, нравится или не нравится нам картина, даже не зная названия, автора, и не разбираясь в нюансах подбора цвета и техники нанесения изображения. И нам практически все равно, насколько достоверным является сюжет фильма или спектакля, если он нас цепляет. Это потому, что над всем этим поработало Его Величество Подсознание.
Итак, каким же образом работает искусство с подсознанием:
- Искусство способствует развитию эмпатии и умению сопереживать. Это исключительно эмоциональные состояния, которым тяжело обучиться. Произведение искусства буквально заставляет нас поставить себя на место другого человека и ощутить его эмоции.
- Искусство расширяет наш спектр эмоций. Мы сочувствуем попавшим в беду героям, даже если сюжет выдуман, мы ненавидим подлецов и злодеев, если таковыми они представлены в произведении искусства. Эти эмоции могут быть заметно сильнее, чем в обычной, особенно уже налаженной в плане семьи, быта и работы жизни.
- Искусство влияет на содержание гормонов стресса в организме. Известен эксперимент, когда перед и сразу после посещения святилища Девы Марии в Викофорте все участники экскурсии сдали на анализ слюну. Оказалось, что после экскурсии уровень гормона стресса кортизола был в среднем на 60% меньше.
- Искусство учит думать, т.е. пользоваться своим мыслительным потенциалом. Даже если вы думаете о произведении искусства и его авторе очень плохо, вы все равно в этот момент думаете. Даже если вы не планировали думать, а просто пошли в музей или на концерт, чтобы развеяться.
- Искусство влияет на интеллект, т.е. способность мыслить как таковую. Чаще всего подобные исследования проводят с использованием музыкальных произведений. Результаты, в целом, сходны. Студенты и школьники, слушавшие классику (особенно Моцарта!) перед выполнением тестовых заданий, справляются с тестами лучше, чем слушавшие рок-музыку.
К слову, вопреки долго господствовавшему заблуждению, рок-музыка позитивно влияет на психику (не на интеллект!) человека. В Университете Квинсленда в Австралии провели исследование, в ходе которого участникам задавали провокационные вопросы, способные их разозлить. Время от времени участникам включали пост-панк, хэви-метал и прочую агрессивную музыку. Оказалось, во время звучания все 39 участников эксперимента реагировали на раздражающие их вопросы спокойнее, чем без музыки.
И, кстати, гормон удовольствия дофамин усиленно вырабатывается в любом случае, когда мы слушаем ту музыку, которая нам нравится. Это было подтверждено итогами исследования с участием студентов Университета Макгилла (Канада, Монреаль, Квебек). В этом случае студентам разрешили самим выбрать музыкальное произведение, которое вызывает у них максимум положительных эмоций. Уточним, что для эксперимента были отобраны студенты, имеющие музыкальную подготовку минимум 8 лет, т.к. музыкально образованные люди реагируют на музыку острее, а методы позитронно-эмиссионной томографии дают более точный результат.
Итак, вот они, основные факторы, позволяющие оценить влияние искусства на психику и подсознание. А еще лучше узнать себя и понять глубинные механизмы влияния окружающей среды на психику вам поможет онлайн-программа «Психическая саморегуляция», рассчитанная на полтора месяца. Этого достаточно, чтобы научиться осознанно регулировать свое психическое состояние, использовать адекватные механизмы воздействия на сознание и подсознание для разных ситуаций.
А собственно познавательный и образовательный аспект искусства, делающий нас культурнее и интеллигентнее, не подлежит сомнению. Поэтому пользуйтесь любой возможностью прикоснуться к волшебному миру искусства.
Мы желаем вам много новых волшебных открытий!
Источник
Влияние творчества на физическое состояние человека
консультация на тему
Современная жизнь предъявляет человеку повышенные требования. Современный человек должен быть успешен, здоров, нестандарно мыслить, достаточно быстро решать поставленные перед ним задачи. Чтобы соответствовать этим требованиеям необходимо обладать хорошим здоровьем и орегинальным мышлением, умением творчески подходить к решению задач. И именно влияние творчества на физическое сосотяное человека, мы и рассмотрим в нашей статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_i_tvorchestvo.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние творчества на физическое состояние человека
Современная жизнь предъявляет человеку повышенные требования. Современный человек должен быть здоров, успешен, нестандартно, оригинально мыслить, достаточно быстро решать поставленные перед ним задачи, должен многое успевать, быть мобильным, информированным, эффективным работником. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо обладать хорошим здоровьем и оригинальным мышлением, уметь творчески подходить к решению задач.
Когда мы говорим, что человек здоров, то имеем в виду, что все составляющие здоровья находятся в пределах нормы или даже имеют высшие показатели.
Здоровый человек в состоянии трудиться, двигаться, выполнять определённые действия, адекватно реагировать на происходящее с ним и вокруг, воспринимать, сосредотачиваться, запоминать, мыслить, излагать свои мысли словами, адекватно выражать свои эмоции, должен быть стрессоустойчив, уметь общаться и взаимодействовать с людьми, выполнять общественно-полезные действия.
Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его качественной характеристики. Внешний потенциал физической, психической и умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека.
Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, полноценной жизни человека и общества.
Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе. Психологами отмечено, что чем хуже здоровье человека, тем хуже его настроение, а, следовательно, имеют место нежелание работать, понижение производительности труда. Поэтому между людьми возникают конфликты, недопонимание.
На состояние здоровья влияет множество разных факторов. К ним относятся такие, как отсутствие вредных привычек, ведение здорового образа жизни, режим дня, здоровое питание, физкультура и спорт, закаливание, правильное дыхание, здоровый сон, режим труда и отдыха, конструктивные мысли и позитивные эмоции. Также немаловажным фактором, влияющим на здоровье человека является творчество.
Творчество – это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью.
Важно осознавать, что если творчество – это процесс деятельности, то он наверняка предполагает какой-либо результат. И нельзя не отметить, что этот результат должен быть принципиально новым и уникальным. Собственно, новизна и уникальность продукта деятельности и являются основными критериями и показателями творчества. Но сейчас изобрести что-то новое Довольно непросто, особенно с учетом того, какой объем информации предоставлен современному обществу. И отвечая на вопрос о том, что такое творчество, очень важно рассмотреть основные виды данного процесса.
Единой классификации не существует, но основными видами можно обозначить следующие:
1. Художественное творчество – оно связано в большей степени с эстетическим освоением действительности.
2. Научное творчество – предполагает открытие явлений и общих закономерностей развития реалий мира.
3. Техническое творчество – проявляется в непосредственно практическом преобразовании мира.
4. Педагогическое творчество – поиск и реальное нахождение нового в сфере педагогической деятельности.
Это основные виды творчества, но, кроме них, можно выделить и ряд других видов: политическое, изобретательское, организаторское, философское, мифологическое, повседневно-бытовое и множество других.
иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.
Также классифицировать виды творчества можно по количеству тех субъектов, которые непосредственно вникали в творческий процесс. И тогда мы получаем индивидуальное творчество (предполагает деятельность одного индивида) и коллективное.
Любое творчество, к какой бы сфере деятельности оно ни относилось, имеет следующие признаки:
∙ в результате творческой деятельности появляется нечто новое, что никогда не существовало ранее;
∙ результатом данного процесса является продукт творческой деятельности, который должен быть ценен не только для создателя, но и для других;
∙ творчество – это специфический процесс, в результате которого создаются субъективные ценности.
Для любого творчества характерно наличие противоречия: проблемной ситуации или творческой задачи. Решая любую задачу, человек может идти двумя путями:
— применить известные типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
— изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно (творческий уровень).
Можно, очевидно, сказать, что творчество — это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т.е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого.
В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.
Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью— устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т.д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.
В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.
Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.
Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:
Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга, согласно которому Создание нового является делом не интеллекта , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.
Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. То, что проявляется как творчество — это всегда процесс, в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира.
Таким образом, творчество— это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека ) и действительности . При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум
Кого считают человеком творческим? Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы. Таковой может быть даже домохозяйка. Главное – любить свою работу и вкладывать в нее душу.
Имеет влияние творчество и на физическое здоровье. Еще с древних времен абстрактное творчество восточные народы мира расценивали как способ борьбы с болезнями и недугами. Сейчас же это доказано и множеством медицинских экспериментов и исследований. Прежде всего, творческий процесс активизирует работу мозга, помогая тем самым избежать развития различных возрастных заболеваний. Также уже с раннего возраста детям рекомендуется рисование. Казалось бы, такое решение связано только с психологическим и мыслительным развитием, но на самом деле есть и еще один важный эффект. При длительном и частом рисовании у человека вырабатывается мелкая моторика, рисование мелких деталей изображения приводит к тому, что координация движений становиться четче и намного точнее. Поэтому есть и практический смысл занятий искусством. О том, что игра на многих музыкальных инструментах также оказывает сильное положительное влияние на здоровье организма и вовсе говорить не стоит, ведь всем известно, что духовые инструменты разрабатывают дыхательные органы.
При занятии лепкой происходит массаж важных точек, расположенных на ладонях и подушечках пальцев. Эти точки связаны с внутренними органами и костями. Воздействуя на эти точки, можно поддерживать в порядке все органы и части тела, и даже лечить их таким способом. Кроме того лепка хорошо нейтрализует агрессивные реакции, лечит депрессию.
Танцы развивают гибкость и пластичность, позволяют снизить вес, поддержать в порядке подвижность суставов, омолаживают, поднимают настроение. Занимаясь танцами можно осознать себя как целостную личность, установив взаимосвязь между телом, чувствами и мыслями. Помимо этого, танцевальное творчество позволяет проработать эмоциональные блоки и снять мышечные застои, напряжения, тем самым высвободить застойную энергию и избавиться от многих заболевании.
Занятия любым творчеством успокаивают, позволяют расслабиться, выразить эмоции и переживания, которые трудно выразить словами. С помощью творчества человек выражает себя, свою индивидуальность и уникальность.
Занимаясь творчеством, человек переводит неосознаваемые в нём переживания, явления и процессы в сознательную сферу, находя причины своих проблем и отвечая тем самым на многие вопросы жизни.
В своей творческой деятельности человек созидает самого себя, строит оптимистическое отношение к жизни, ощущает свою ценность и нужность в этом мире. Результат любого творчества повышает самооценку.
Состояние радости в творчестве превосходит чувство радости в его обычном понимании. Это не просто получение нового результата, более-менее частного или более-менее значительного, но момент (или иногда даже период) согласия, согласования подсознания и сознания, нового представления и его всестороннего понимания, момент согласованной работы правого и левого полушарий мозга, то, что переживается как момент внутренней целостности, согласия с самим собой, иногда — высшего счастья.
Замечено, что креативные хобби и сторонние проекты могут способствовать повышению эффективности работы сотрудников.
Существует «правило двадцати процентов», согласно которому если человек тратит до 20% времени на сторонние проекты или творчество, в оставшиеся 80 процентов времени его эффективность значительно увеличивается. Иными словами, занятие творчеством положительно сказываются на продуктивности.
Эксперименты показывают, что люди, которые занимались какими-то креативными сторонними проектами были, в среднем, более коммуникабельными, лучше работали в команде и выдвигали более качественные идеи для решения задач, чем их коллеги. Вдобавок к этому, обладатели интересных хобби более уравновешены и довольны жизнью. Творческие занятия помогают людям находить решения задач, справляться со сложностями и добиваться результатов.
В современном обществе отдых воспринимается в качестве «спасения» от работы. В этом смысле эскапизм означает, что люди не ищут каких-то осмысленных занятий, способствующих росту и развитию личности, во время, не занятое работой. Вместо этого, они отдыхают пассивно, стараясь избежать ежедневных стрессов и проблем. Данное поведение часто ассоциируется с пассивным образом жизни и скукой, а также может привести к апатии и возникновению депрессии и других заболеваний.
Профессор социологии Бостонского колледжа Жюльет Шор (Juliet Schor) называет этот феномен «ментальностью работы и затрат» — люди много работают, чтобы получить возможность потратить больше денег, но чем больше они тратят, тем больше им приходится работать.
Творческое хобби и сторонние проекты помогают разорвать этот замкнутый круг и начать наслаждаться жизнью.
Таким образом, любое творчество, художественное, изобретательское, научно-техническое или повседневно-бытовое, способно не только улучшать состояние здоровья, но в некоторых случаях даже исцелять болезни, является профилактикой неврозов и депрессий, повышает стрессоустойчивость организма. Занятия творчеством также позволяют восстанавливать силы, повышает работоспособность, позволяет лучше решать проблемы, расширяет способы действий человека, развивает воображение и эстетический вкус, стимулирует к познанию и самовыражению, позволяют личности стать более гармоничной и счастливой, являются хорошей альтернативой пассивному отдыху.
Всё это позволяет говорить о целительной силе творчества и его благоприятном влиянии на состояние здоровья и ощущения внутренней гармонии.
Источник