Формирование культуры здорового образа жизни
Когда человек приходит в этот мир, он, как правило, полностью здоров. Малыш растет и крепчает под внимательной заботой и опекой родителей. Если родители здравомыслящие, то они стараются закалять малыша, заботиться о его правильном физическом развитии. Тогда почему так мало здоровых людей в возрастной категории 18-30 лет? Оказывается, быть здоровым – это не удачное стечение обстоятельств, а результат стойкой жизненной позиции.
Что такое ЗОЖ?
Помимо того, что ЗОЖ – это аббревиатура здорового образа жизни, это еще и особый образ жизни. Это не просто пафосный статус, это система жизненных норм и правил, которая дарит своим последователям хорошее самочувствие, крепкое здоровье и привлекательный внешний вид. ЗОЖ не похож на недельные диеты – это особый стиль жизни, имеющий свои правила и особенности. Многие считают, что такая жизнь – удел только профессиональных спортсменов, танцовщиц, фитнес-моделей. Мало того, некоторые ее считают грустной и унылой, однообразной и серой. Но сейчас есть возможность с легкостью развеять все заблуждения.
Начнем с «трех китов», на которых и держится здоровый образ жизни:
- Физическая активность;
- Режим жизнедеятельности;
- Система питания.
Кроме них еще и важно учитывать фактор вредных привычек – их не должно быть по определению. Каждый из этих компонентов является часть единого образа существования, исключение даже одного из них уже не дает возможности назвать такой образ жизни здоровым. Теперь по порядку о каждом из них.
Важность физической активности
Для примера, стоит обратить внимание на тех же детей – они не могут долго сидеть на месте, в них есть жажда движения. Со временем нормы поведения и гиперопека старших приучает молодой организм сидеть ровно и неподвижно во избежание травм и косых взглядов окружающих. И эта потребность в движении угасает, мышечный тонус слабеет и начинается развитие патологий осанки, сосудистые заболевания и прочие радости гиподинамии (недостатка движения). Поэтому большинство взрослых, принимая решение о сохранении своего здоровья, должны вновь воспитывать в себе потребность в движении. Почему же физическая активность настолько важна, что заложена самой природой? Ответ на этот вопрос заключается в следующем:
- Регулярная двигательная активность улучшает кровообращение и улучшает работу сердечно-сосудистой системы;
- Увеличивает насыщаемость крови кислородом;
- Способствует выработке «гормонов счастья», что служит причиной хорошего настроения и профилактикой депрессий;
- Поддерживает мышечный тонус и четкие очертания фигуры;
- Повышает самооценку.
Помимо этого существует еще много положительных сторон, и у каждого они могут отличаться. Главное – это регулярность занятий, что и позволит не только получать от этого результат, но и сформировать ту заветную потребность в движении. Но на одном спорте далеко не уедешь.
Человек то, что он ест
Да, именно о питании пойдет речь далее. Здесь можно написать целую книгу, но это для заинтересованных. Хотя в общих чертах принципы питания в системе здоровой жизни таковы:
- Баланс – соблюдение соотношения белков, жиров и углеводов. Для здорового человека, не преследующего стать чемпионом по бодибилдигу, он имеет пропорции приблизительно 30%-20%-50% соответственно. При этом общий объем калорий должен покрывать суточные энергозатраты организма. Так здоровый человек не станет анорексичным;
- Чистота – соблюдение не только правил гигиены питания, но и проявления заботы об отсутствии в тарелке канцерогенов, ГМО (пока еще не доказана безопасность), трансжиров, нитратов и прочих «благ цивилизации», не присущих органичному питанию;
- Дробность – кушать нужно не менее трех (плюс два перекуса) – пяти раз в день. Можно и чаще – каждые два часа – небольшими порциями. Это не позволит чересчур оголодать и переесть на почве этого, плюс ускорится метаболизм;
- Сдержанность – разумное потребление пищи, в том числе лакомств, позволит не только получать гастрономическое удовольствие, но, в то же время, и не наносить ущерба здоровью.
Здесь, как и в спортивных занятиях, важен принцип регулярности – эти правила должны выполняться каждый день, а не раз в неделю с особой фанатичностью. Теперь, чтоб организовать хорошую скоординированность активности и питания, нужно построить режим.
Почему так важен режим?
Дело в том, что человеческий организм быстро привыкает к повторяющимся действиям, обстоятельствам и событиям. Поэтому те, кто регулярно встают в одно и то же время по будильнику, со временем начинают просыпаться и без его участия. Это правило работает почти для всех систем: к началу приема пищи желудок начинает выделять пищеварительные ферменты и соки, ко времени отхода ко сну – начинает расслабляться и позволяет быстро заснуть, к моменту тренировок – мобилизуется энергетический потенциал. Такая слаженная система работы не только упрощает жизнь, но и улучшает результат регулярных занятий и соблюдения питания. При составлении распорядка дня необходимо выделить достаточно времени на сон, активность, досуг. Стремление придерживаться его позволит быть более организованным и пунктуальным, даже можно обнаружить массу свободного времени, которое раньше уходило «в никуда» или просто на бесполезные занятия. Многие обыватели утверждают, что такая рутина – удел затворников и социопатов, но это вовсе не так.
Скучна ли жизнь «ЗОЖника»?
Именно так называют людей, ведущих здоровый образ жизни, и их жизнь нельзя назвать скучной или бледной. На самом деле при занятиях спортом можно найти много единомышленников. Общаться с ними можно не только в спортзале. Ведь есть еще кино, кафе (Да-да! Просто не надо заказывать там все самое жирное и калорийное, салаты тоже в меню имеются) и масса других мест совместного досуга. А можно еще устраивать товарищеские соревнования, игры, совместные пробежки и постановки личных рекордов. Для того, чтобы испытать радость общения совершенно необязательно торчать полночи в клубе с бокалом напитка сомнительной пользы, лучше выбирать круг общения сопоставимый с целями и жизненными ценностями.
Источник
Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника
статья на тему
Статья, в которой описана работа по формированию ЗОЖ дошкольника в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zozh.odt | 13.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника
МБДОУ г. Иркутска детский сад №109 Мотоева Л.Л.
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В. С у х о м л и н с к и й
Здоровый образ жизни это : благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности — это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»[4].
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом[3] определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.
В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура — социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности [4].
Неотъемлемой частью любой культуры являются традиции сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив, социальную общность правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого [4].
Исходя из этого И. Ю. Жуковин [2] рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций.
Создание традиций ЗОЖ — это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.
Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [5].
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева [3], это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное — легким и приятным.
По словам Б. Н. Чумакова [5], купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его , с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.
Наш детский сад работает по данному направлению. В своей работе мы используем такое понятие , как «культура здорового образа жизни». Под культурой ЗОЖ дошкольника понимается совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, оздоровительной компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В своей работе мы выделили несколько компонентов здоровья: психологическое , физическое , соматическое , нравственное и духовное здоровье.
В результате проведенной нами ранее диагностики выяснилось, что не у всех детей в дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях и нарушениях в поведении. В связи с этим мы с педагогом – психологом ДОУ выделили следующие задачи по формированию психологического здоровья детей в нашей группе: обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии.
Так, мной проводились игры и упражнения направленные на знакомство с основными эмоциями человека: «Мимическая гимнастика», «Разноцветная вода», «Настроение».
Игры и упражнения, направленные на овладение вербальными и невербальными средствами общения: «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Через стекло».
Игры, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, скованности и двигательное раскрепощение ребенка во время общения: «Свободный танец», «Изображаем животное», «Походки».
Игры, направленные на осознание ребенком самого себя, собственной индивидуальности: «Слушаем себя», «Кто я», «Рисуем себя».
И гры и упражнения, помогающие ребенку увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению: «Бюро находок», «Слепой и поводырь», «Проигрывание ситуаций».
Для сохранения психологического здоровья мной проводились игры и упражнения, направленные на коррекцию конфликтности: «Спина к спине», «Мои друзья», «Ролевая гимнастика», «Закончи ситуацию», беседы: «Как поступить», «Как правильно дружить».
Игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивности: «Брыкание», «Медвежата», «Высвобождение гнева», «Прорви круг».
Упражнения, способствующие преодолению застенчивости у детей: «Веселая зарядка», «Торжественная речь», «Окажи внимание другому».
Игры и упражнения, направленные на преодоление замкнутости у детей: «Закончи предложение», «Назови свои сильные стороны», «Разыгрывание ситуаций».
Также детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.). Ч асто мною используются минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; помечтаем под эту прекрасную музыку.
В ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольно го возраста как субъектов здоровьес берегающей деятельности и поведения используются игры-эксперименты и игры-путешествия . Предлагаемые игры для детей млад шего дошкольного возраста объедине ны в три тематических цикла по основа нию содержания воспитания культурно- гигиенических умений и навыков: 1 цикл — «Водичка, водичка»; 2 цикл — «Я одеваюсь сам»; 3 цикл — «Так привыкли мы к по рядку».
Для полноценного развития физического здоровья детей нашей группы я использовали различные комплексы гимнастики: утренняя гимнастика с элементами йоги, дыхательными упражнениями, гимнастика пробуждения, с элементами коррекционной гимнастики, физминутки, динамические и активные паузы.
Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. В нашей группе имеются картотека стихов, сопровождающих упражнения, пособия по развитию мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений (прищепки, пробки, счетные палочки, пуговицы, мячи-ежики и т.д.)
Одним из важных условий формирования культуры здорового образа жизни детей мы считаем обеспечение достаточного уровня их двигательной активности. В группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха.
С целью укрепления соматического здоровья воспитанников проводятся различные мероприятия. Ежедневно провожу закаливающие мероприятия, чем обеспечивается профилактика простудных и др. заболеваний. После дневного сна дети выполняют ряд упражнений: потягивание, повороты головы, массаж рук, ног, живота и т.д. Затем делают упражнения на массажных ковриках и проходят по массажным дорожкам. Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно использую «Гимнастику маленьких волшебников». Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребенок воздействует на весь организм в целом.
В течение всего дня я выискиваю минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Я использую музыку на занятиях, во время приёма пищи, перед сном и во время сна.
В рамках формирования нравственного и духовного здоровья воспитанников педагогами нашего ДОУ (и мною в том числе) создан цикл познавательных занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на формирование культуры ЗОЖ. В нашей группе проводятся занятия различной направленности (обучающие, игровые, тренирующие, оздоровительные, занятия с включением творческого мышления в двигательной деятельности).
Кроме теоретических сведений, на занятиях дети овладевают практическими приемами оздоровления, такими как: самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приемами физиологического и психического расслабления, упражнениями по профилактике плоскостопия и т.п.
Также разработан план работы с родителями воспитанников по формированию у детей культуры ЗОЖ. Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Они предусматривают ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка, пропаганду общегигиенических требований, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания. Эта работа ведется в тесном контакте с мед. персоналом. Формирование у родителей культуры ЗОЖ осуществляется через знакомство содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Наиболее эффективными формами работы с родителями являются вечера вопросов и ответов, совместные занятия детей и родителей в спортивных праздниках и развлечениях, туристических походах, тематические семинары. На информационном стенде для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми» и т.д. Члены семей воспитанников моей группы являются активными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями мы проводим: Недели здоровья, Дни открытых дверей, Спортивные досуги «Мама, папа, я – спортивная семья».
Приобщая детей к культуре здорового образа жизни в нашем детском саду, я думаю, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладают всеми качествами гармонически развитой личности.
Работа по данному направлению осуществлялась на основе результатов диагностики воспитанников по изучению особенностей мотивации ЗОЖ, особенностей ценностного отношения детей к своему здоровью и здоровью человека. Ведущим диагностическим методом являются индивидуальные беседы с детьми.
Формирование здорового образа жизни — это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни.
Список используемой литературы :
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васиьевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. ,2005.
2. Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. с. 54 – 59.
3. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
4. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М. : Флинта: Наука. 1999. 248с.
5. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М. : Российское педагогическое агентство, 1997. 245с.
Источник