Культура здоровья школьников
Культура здоровья — неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья. Гиподинамия — это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».
Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей,70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% — имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% — повышение артериального давления и т.д.
В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям. Следовательно, специалистам в области здравоохранения, физической культуры и спорта необходимо учитывать индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий повышению функционирования его организма как источника индивидуализации здорового образа жизни. Отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках физкультуры и во внеклассных формах спортивно-массовой работы, «втискивание» всех детей в рамки единых требований без учета предела их физических возможностей наносит колоссальный ущерб развитию личности школьника, дисгармонируют ее. У некоторых ребят на фоне неудач формируются защитные реакции протеста или избегания занятий физкультурой. Зайдите в спортивные залы, посмотрите, сколько детей сидят на лавочках, «случайно» забыв спортивную форму! Ребенок попадает в замкнутый круг: он не развивается гармонично физически, не накапливает собственное здоровье, часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, что понижает его самооценку. Ребенок болезненно переживает коллективные формы соревнований (кроссы, «Веселые старты» и. т.д.), в которых из-за своих слабых физических возможностей подводит весь класс и видит крайне негативное к себе отношение одноклассников. Усугубляет страдания ребенка негативное отношение родителей к отсутствию у него спортивных достижений, особенно на фоне нереализованных собственных родительских амбиций или неоправданных ожиданий от своего ребенка. Помочь такому школьнику обязаны прежде всего учителя физкультуры, родители, педагог-валеолог, психологи, классный руководитель. Их задача -научить ребенка помогать самому себе, найти ту социально -психологическую нишу, в которой он чувствовал бы себя комфортно и гармонично, не забывая при этом про культуру движения. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился аппетит заниматься физической культурой, спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья. Движение — это жизнь. Еще в XVIII в. известный французский врач Тиссо писал: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».
К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни: не занимаются спортом, имеют вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя и т.д.), не делают утренней зарядки и не требуют этого от своих детей, предпочитают сидеть дома, вместо того чтобы пробежаться или просто пойти на прогулку перед сном, выехать на природу, встать на лыжи.
Анализ массовой практики физического воспитания в образовательных учреждениях позволяет сделать вывод: физическое воспитание сводится лишь к развитию физических кондиций учащихся (ловкости, силы, гибкости и т.д.) и компенсации недостаточной двигательной активности. Человек является инициатором собственного поведения в отношении здоровья и эти процессы носят глубоко субъективный характер, поэтому педагог-наставник и должен целенаправленно создавать такие условия обучения, в которых каждый ученик может стать субъектом своего развития, созидания своего здоровья.
Практика убеждает в том, что целенаправленная работа по формированию у школьников мотивации укрепления собственного здоровья через все формы учебной и внеучебной работы обеспечивается следующими составляющими этого процесса:
— установкой на ценность собственного здоровья;
— приобретением знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;
— овладением способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье;
— умением применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма;
— созданием ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.
Определен механизм приобщения детей как субъектов этой деятельности к созиданию, проектированию своего собственного здоровья. Он заключается в следующем:
· Интериоризация ценности собственного здоровья как уникальной и непреходящей.
· Самостоятельный поиск школьником средств для достижения поставленной цели — сохранить и улучшить собственное здоровье.
· Определение препятствий при реализации поставленной цели.
· Самостоятельный поиск резервов для преодоления препятствий на пути созидания здоровья, включая стимулирование, и т.д.
Осознание школьниками необходимости самостоятельного накопления, сохранения здоровья и создание наставниками всех необходимых условий для этого дают действенный, стойкий положительный эффект в формировании культуры здоровья детей и подростков.
В 4 школе созданы благоприятные условия для обучения и повышения физической культуры детей на уровне технологий, подходов к организации образовательного процесса, направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни, накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов:
o образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;
o формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся нашей школы, культивирование совершенствования физического развития;
o получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;
o создания оздоровительной системы физического воспитания с использованием
— уроков физической культуры;
— выполнения домашних заданий по физкультуре;
— самостоятельных тренировок любимым видом спорта;
— занятий ежедневной утренней гимнастикой.
и вариативных форм физического воспитания:
— динамического часа на свежем воздухе;
- проведения подвижных игр на переменах;
— занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования;
— семейных занятий спортивными увлечениями (походы, походы на лыжах, рыбалка, вечерние пробежки, езда на велосипеде, семейные соревнования, подтягивания на перекладине и т.д).
Интегративным показателем результата здоровьесберегающей и здоровьеохранной деятельности школьников является культура здоровья, под которой мы понимаем ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление не только сохранить природный потенциал, но и приумножить его за счет волевых качеств, направленных на созидание своего организма, гармонии с самим собой и окружающим миром, способности создавать душевное равновесие у себя и окружающих, способности воспринимать и создавать прекрасное вокруг себя. «Никакое фантастическое лечение не дает плодов, если у человека нет культуры здоровья. Чтобы победить болезни и недуги, вначале надо одолеть врага более сильного и коварного — самого себя, свою леность и стереотипное мышление, изменить в себе потребительское отношение: если я буду болеть, то общество пусть меня лечит. Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам».
Источник
Формирование культуры здоровья учащихся школ
Дата публикации: 18.04.2016 2016-04-18
Статья просмотрена: 654 раза
Библиографическое описание:
Циугаск, И. В. Формирование культуры здоровья учащихся школ / И. В. Циугаск. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.4 (112.4). — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28536/ (дата обращения: 08.06.2021).
Школьники представляют собой особую социальную группу, характеризующуюся не только определенным возрастом, но и специфическими условиями деятельности. Такие факторы, непосредственно связанные с их учебной деятельностью, как продолжительность учебного дня, учебная нагрузка по расписанию, перерывы между занятиями, состояние аудиторий, социально-психологическая атмосфера, нестабильное и несбалансированное питание и др. оказывают серьезное влияние на состояние здоровья молодого поколения. Не менее существенным является и то, что очень часто, «неправильный» образ жизни воспринимается как норма и формирует у школьника неадекватное отношение к своему здоровью, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни. Поэтому, важнейшей педагогической задачей, является формирование таких ценностных установок учащегося, которые ориентируют его на ведение здорового образа жизни, а он, в свою очередь, станет основой будущей профессиональной и творческой самореализации школьников, залогом их активного долголетия. К сожалению, хотя молодые люди и ставят здоровье на первые места в иерархии своих жизненных приоритетов, однако, по данным социологических исследований, не предпринимают должных мер по его сохранению.
Стоит отметить, что образовательный процесс в школе предполагает не только обучение и воспитание, но также и оздоровление учащихся, формирование у них понятия культуры здоровья. Таким образом, одним из основных направлений деятельности средних общеобразовательных учебных заведений должно стать создание соответствующих условий, предполагающих сохранение и укрепление здоровья учащихся, поддержание на должном уровне их здорового образа жизни. При этом наиболее важный вклад в формирование культуры здоровья школьников вносит учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является развитие культуры безопасности и формирование личности безопасного типа поведения. Так как культура здоровья является одним из базовых элементов культуры безопасности, то данные понятия неразрывно связаны друг с другом, поскольку общим объектом их приложения является человек и состояние его здоровья.
Так в основе личной культуры здоровья человека лежит здоровый образ жизни, задачами которого являются формирование, укрепление и стабилизация здоровья. Данные ценностные установки напрямую связаны и перекликаются с задачами самой безопасности жизнедеятельности, рассматриваемой экспертами как наука о сохранении здоровья в среде обитания, призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни и ликвидации последствий неблагоприятных воздействий. При этом сохранение и укрепление здоровья находятся в прямой зависимости от уровня теоретических знаний и практических навыков учащихся, мотивации на ведение здорового образа жизни, осознания ими личной ответственности за собственное благополучие и благополучие общества.
Формирование культуры безопасности на основе понимания важности укрепления и развития здоровья, как неотъемлемый компонент безопасной личности, является важной задачей школы. К сожалению, современное состояние системы общего образования не отвечает новому вызову времени. До сих пор отсутствует четкая ориентация на формирование культуры безопасности и укрепление здоровья; на формирование знаний и практических действий в системе овладения культурой здоровья. Знания, получаемые школьниками на уроках по курсу «Основы безопасность жизнедеятельности» часто носят фрагментарный характер, не дающий целостных представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни.
В современных условиях важно формировать ценностные ориентации, вооружая учащихся устойчивыми знаниями, умениями и навыками в области основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, что требует поиска и внедрения новых подходов в содержании и организации учебно-воспитательного процесса в школе. Необходимо формировать и расширять здоровьеформирующий компонент в системе общего образования, проводить исследования в этой области и применять полученные результаты на практике. Кроме того, посильную помощь в решении данных проблем окажет создание целевой комплексной программы, направленной на укрепление здоровья школьников и формирование здорового образа жизни, которая может рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в образовательной среде.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, который является основным документом, регламентирующим учебно-воспитательную деятельность средних общеобразовательных учебных заведений, основной упор в школе, в решении задач, связанных с формированием и укреплением здоровья учащихся возложен, главным образом, на учебный курс «Основы безопасность жизнедеятельности». По данному курсу приняты программы, разработанные В. Н. Латчуком и А. Т. Смирновым. Так в программе, составленной под руководством В. Н. Латчука для учащихся 5–9 классов разделу «Основы здорового образа жизни» отведен 31 час из 175. В программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–11 классов, также подготовленной под руководством В. Н. Латчука разделу «Основы здорового образа жизни» посвящено всего 6 часов, что явно недостаточно. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–11 классов А. Т. Смирнова, базируется на модульном подходе, темы, раскрывающие вопросы здорового образа жизни, включены в состав модуля II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» при этом блоку «Основы здорового образа жизни» отведен только 41 час.
Анализ данных программ показывает, что темы уроков, включенные в разделы, посвященные здоровому образу жизни, в первую очередь, направлены на формирование у школьников знаний об опасности тех или иных заболеваний и правил безопасного поведения, оказании первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. При этом вопросы «здоровьесозидания», направленные на изменение отношения молодых людей к своему здоровью и создание у них практики здорового образа жизни, в данных программах практически не рассматриваются.
В заключении хочется отметить, что стремительное развитие общества в последние годы предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Жителю современного мегаполиса непросто сохранить здоровье в условиях, где он ежедневно подвергается воздействию множества негативных для организма факторов, влияющих как не его физическое, так и психическое здоровье, все это в полной мере и даже, возможно, в большей степени относится к представителям подрастающего поколения. В тоже время тенденции направленные на стремительное ухудшение здоровья нации, наблюдаемые в 90-е гг. прошлого века к счастью удалось преодолеть и сейчас можно говорить о возрождении отечественных традиций здорового образа жизни и культуры здоровья населения. Однако сегодня потенциал школьной педагогики в деле сохранения и преумножения здоровья детей и подростков используется, на наш взгляд, далеко не в полном объеме.
- Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
- Благинин, А. А. Ортостатическая проба как метод оценки стрессового воздействия / А. А. Благинин, Филатов В. Н. // Функциональная диагностика. 2005. № 2. С. 23.
- Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
- Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
- Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
- Новиков, В. С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В. С. Новиков, А. А. Благинин, Е. Б. Шустов, В. Ю. Чепрасов, М. Ю. Бахтин, В. О. Гуменюк // Физиология человека. 1995. № 2. С. 37.
- Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
- Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
- Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
- Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
Источник