Если хочешь быть здоровым (2 класс)
Основы здорового образа жизни
Чтобы быть сильным, крепким, выносливым, очень важно с ранних лет придерживаться здорового образа жизни. Каждый ребенок должен знать, что принесет вред его организму, а что – укрепит его и придаст сил.
Здоровый образ жизни включает в себя:
- соблюдение режима;
- правильное питание;
- активные занятия спортом;
- личную гигиену;
- полноценный отдых.
Режим дня
Правильно составленный режим дня – один из самых верных помощников при сохранении здоровья. Если честно его придерживаться, можно позабыть о многих проблемах с самочувствием, всегда быть активным, крепким и работоспособным.
При составлении режима дня очень важно, чтобы человек успевал не только посвящать много времени учебе или работе, но также полноценно отдыхать, питаться, заниматься спортом и гулять на свежем воздухе.
Основные правила режима дня школьника:
- учеба должна чередоваться с отдыхом;
- питание должно быть регулярным и в одно и то же время, не менее 3 раз в день;
- просыпаться и ложиться спать нужно также в одно и то же время;
- продолжительность сна – не менее 8 часов;
- обязательны прогулки на свежем воздухе 1,5-2 часа в день;
- активные игры, занятия спортом, танцами.
Рис. 1. Режим дня школьника
Привыкнув к такому распорядку дня, организм всегда будет крепким и выносливым, а учеба будет даваться на удивление легко.
Правильное питание
Правильное питание – очень важная составляющая крепкого здоровья и долголетия. Вместе с пищей человек получает все ценные вещества, которые помогают ему полноценно работать.
Очень важно, чтобы ежедневный рацион питания был разнообразным и полезным. Только так организм получит все, что ему необходимо: белки, жиры, углеводы, витамины и минералы.
К полезным продуктам относятся:
- все виды каш: гречневая, овсяная, кукурузная, рисовая;
- мясо и рыба;
- кисломолочные продукты: сыр, молоко, кефир, сливочное масло;
- овощи и фрукты;
- различные виды орехов, сухофрукты, мед.
Рис. 2. Свежие фрукты и овощи – залог правильного питания
А вот от вредных продуктов стоит отказаться, поскольку ничего полезного они не принесут организму. К ним относятся различные сладости, чипсы, сухарики, газированные напитки.
Одним из самых вредных продуктов является всем известная Кока-кола. Напиток содержит так много ортофосфорной кислоты, что способен удалить ржавчину с гвоздя всего за несколько часов! Представляете, какой вред он наносит человеческому организму?
Личная гигиена
Соблюдать правила личной гигиены – задача каждого школьника, ведь только так можно выглядеть чистым и аккуратным, а также защитить себя от вредных микроорганизмов.
Чтобы не прослыть неряхой и грязнулей, нужно выполнять следующее:
- утром и вечером тщательно чистить зубы;
- каждый день принимать душ или ванну и тщательно мыться с мылом;
- раз в неделю подстригать ногти на руках и ногах;
- 1-2 раза в неделю мыть волосы;
- в школьной столовой нельзя пользоваться чужими столовыми приборами и пить из чужой чашки;
- также не стоит делиться с одноклассниками своей сменной обувью, расческой, бутылочкой с водой.
Рис. 3. Чистить зубы нужно по всем правилам
Что мы узнали?
Рассмотрев тему «Если хочешь быть здоров» по окружающему миру, мы узнали, что необходимо делать для того, чтобы долгие годы оставаться крепким, сильным и выносливым. Если всегда придерживаться режима дня, полноценно питаться и не забывать о личной гигиене, можно надолго забыть о проблемах со здоровьем.
Источник
Если хочешь быть здоровым: доклад по окружающему миру для 2 класса
Целью урока на тему «Если хочешь быть здоровым» на «Окружающем мире» во 2 классе является формирование у младших школьников понимания о том, что такое здоровье и представление о нём как об основной человеческой ценности. При этом необходимо выделить компоненты здоровья, а также проинформировать детей о правилах, которые являются условием его сохранения. Изучение темы должно сформировать правильные и полезные привычки.
О здоровье
Неспроста традиция желать друг другу здоровья при приветствии глубоко укоренилась в обществе. Оно начинается с хорошего настроения. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, это состояние характеризуется не только отсутствием физических дефектов и каких-либо заболеваний.
Понятие «здоровье» определяется как состояние полного благополучия в следующих сферах:
Здоровье как явление — одна из главных ценностей человека и в то же время объект изучения целого ряда наук:
- психология, включая все её подразделы: психология здоровья, психология развития, экспериментальная, клиническая и социальная;
- диетология;
- фармакология;
- биология;
- эпидемиология;
- психиатрия;
- медицинская социология;
- медицинская антропология;
- валеология.
Полезные навыки, благодаря которым человек может сохранить данное ему от природы здоровье, а в некоторых случаях и улучшить этот показатель, должны прививаться с самого детства.
Поэтому понятия о здоровье и механизмах его поддержания начинают изучаться в начальной школе. На уроках окружающего мира второклассникам рассказывают, почему необходимо с самого детства беречь своё здоровье, как это правильно делать. Детям предлагается зафиксировать свои знания, составив доклад или рассказ в виде рисунка на тему «Если хочешь быть здоров», используя памятки в учебниках и рабочих тетрадях.
В старших классах эти же дети столкнутся с темой и здорового образа жизни и будут делать проекты, писать сочинения, раскрывающие её.
Специалисты по альтернативной медицине и натуропатии выделяют 5 основных наиболее важных элементов здоровья:
Специалисты по натуропатии считают, что, если отладить, оптимизировать каждый из перечисленных элементов, то организм получит способность поддерживать сам себя и даже излечиваться таким образом.
Напротив, если не учитывать основные элементы здоровья, резервы организма быстро сойдут на нет.
Режим дня
Во втором классе школьникам объясняют, что режим дня — это один из важнейших механизмов для сохранения того самого комплексного благополучия, которое является залогом здоровья. Из многочисленных ответов учеников учитель старается вычленить определение, что же такое режим дня. Правильный ответ — порядок дел, запланированных на день, когда учёба, игра, отдых, прогулки, другие занятия сочетаются правильно.
Поскольку дети, учащиеся в школе, вынуждены рано вставать, задача учителя объяснить им, что их организм будет здоровым, сильным и крепким, только если на сон будет отводиться необходимое и достаточное количество времени. Это возможно только при условии своевременного отхода ко сну.
А до этого момента необходимо успеть сделать все необходимые дела:
- сходить в школу;
- вернуться домой;
- сделать домашнее задание.
Кроме того, в этот список следует включить необходимые приёмы пищи, которые должны осуществляться примерно в одно и то же время, а также определённые работы по дому, которые выполняет ребёнок, например, поддержание порядка на своём рабочем месте.
Именно для того, чтобы всё успеть и ничего не забыть, и нужен распорядок дня. Осознание того, что и на все дела, и на отдых хватит времени, снижает уровень стресса и повышает эмоциональный фон — это важнейшая составляющая общего здоровья.
Задача учителя на уроке: на понятных второклассникам примерах показать, насколько важным инструментом для сохранения здоровья является режим дня.
Здоровье и гигиена
Наряду с режимом дня, необходимо убедить второклассников в важности личной гигиены как мощного механизма поддержания собственного здоровья. С этой темой большинство детей сталкиваются ещё до школы.
Нужные и необходимые навыки личной гигиены, в частности, мытье рук перед едой, чистка зубов прививаются детям ещё детских садах. Этому же посвящены многие мультфильмы и детские передачи. Много внимания уделяется также необходимости расчёсывать и причёсывать волосы.
Значение навыков индивидуальной гигиены велико не только в поддержании чистоты, но и в профилактике заболеваемости инфекционными заболеваниями, в том числе и довольно опасными.
Следует также заметить, что навыки эти не должны ограничиваться понятиями о чистоте собственного тела. Правильно обустроенным с точки зрения гигиены должно быть и жилище.
Наведение порядка в доме и поддержание в нём чистоты эффективно способствует предотвращению распространения многих инфекционных агентов.
Сбалансированный рацион
На уроках по окружающему миру, посвящённых охране здоровья, детям объясняют важность сбалансированного рациона питания. Для закрепления знаний дети могут выполнить задание: составить сообщение или реферат, касающиеся гигиены питания, которые можно проиллюстрировать рисунком на тему здорового питания. 2 класс — вполне подходящее время для получения основных знаний о том, как правильно питаться и чего избегать. Эти сведения должны быть закреплены в дальнейшем.
Понятия о здоровье, а также механизмах его поддержания и развития внедрены в учебную программу и сопровождают школьников вплоть до старших классов. Для проверки объёма усвоенной информации разработана система тестов, помогающая выявить пробелы в знаниях.
Белки, содержащиеся в пище — это основа роста и развития организма человека. Второклассникам на уроках объясняют, в какой пище они содержатся, а также какие ещё полезные вещества необходимы для поддержания здоровья. Ведь важны для организма не только белки.
Для здорового питания крайне важно пропорциональное содержание в рационе следующих компонентов:
- белков;
- жиров;
- углеводов;
- витаминов и витаминоподобных веществ;
- минеральных веществ, микроэлементов и макроэлементов.
Изучая тему правил здорового питания, дети могут получить представление о том, какие продукты лучше комбинируются между собой, а также какие блюда предпочтительнее для разного времени суток.
Движение — жизнь
При изучении этой темы до второклассников необходимо донести огромное значение двигательного режима для поддержания здоровья.
Даже при максимально правильном сбалансированном питании полное отсутствие физической активности приведёт к серьёзным нарушениям в организме по причине застойных явлений и их отрицательного влияния на общее состояние.
Постоянная циркуляция в сосудах крови и лимфы способствует непрерывному снабжению тканей кислородом, их питанию, а также очищению от продуктов жизнедеятельности клеток, некоторые из которых являются токсичными. Поэтому физическая активность, приводящая к усилению крово- и лимфообращения, не только способствует поддержанию организма в оптимальной форме, но и укрепляет его изнутри, способствуя питанию и гармоничному формированию тканей, а также очищению их от шлаков.
Правильно преподнесенная второклассникам информация об этом должна убедить их в огромной пользе физической культуры. Причём понятие это надо воспринимать существенно шире, чем просто уроки в спортивном зале школы. В него должны быть включены и утренняя зарядка, и так называемые физминутки, когда во время урока дети встают со своих мест и совершают несколько простых движений или упражнений в течение пары минут, а также подвижные игры на занятиях по физкультуре в школе и на прогулках.
Для гармоничного формирования и развития мускулатуры недостаточно просто включить в рацион необходимое количество белка. В сущности, движения могут быть любыми: потягивания, наклоны, ходьба, бег на месте, отжимания, подтягивания.
Большую часть из этих простых упражнений можно совершать, не выходя из дома на улицу или в спортивный зал. Все они позволяют поддерживать тонус мускулатуры, в том числе мышцы спины, окружающие позвоночник. Это крайне важно, поскольку в нём заключён спинной мозг, ответственный за все движения. Даже несколько простых упражнений, выполняемых каждый день ориентировочно в одно и то же время, способны укрепить мышцы спины настолько, чтобы человеку не составляло труда держать правильную осанку.
Этот момент является крайне важным, особенно когда речь идет о детях, поскольку в детском возрасте происходит рост и формирование внутренних органов, в том числе в грудной клетке. При правильной осанке этому процессу ничто не препятствует, каждый орган занимает своё место и развивается как положено.
Важно, кроме того, прислушиваться к своему организму, ориентироваться на его сигналы. В частности, о наличии застоя в каком-то его отделе будет сигнализировать желание потянуться. Активизация лимфотока происходит при длительном, не менее 10−15 секунд медленном потягивании.
Занятия физической культуры хорошо комбинируются с мероприятиями по закаливанию организма. Однако они требуют предварительной консультации со специалистом, поскольку адаптационные возможности организма у разных людей очень различны.
Оптимальным вариантом является подбор индивидуального графика мероприятий по закаливанию.
Понятие о здоровом образе жизни очень объёмно. Оно включает в себя и элементарные навыки гигиены, и способность правильно спланировать день, и подобрать для себя сбалансированный рацион питания, и придерживаться правильного двигательного режима.
Источник