Кафедра психологии здоровья спбгу
Телефон: +7 (812) 328-94-16
эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Заведующая кафедрой — Алла Вадимовна Шаболтас
Кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения СПбГУ образована в 2000 году. Первым заведующим кафедрой был профессор, д.мед.наук Борис Данилович Лысков – один из основателей юридической психологии в СССР и России.
В настоящее время кафедра объединяет единомышленников – психологов, врачей, биологов – преподавателей, практиков и ученых, занимающихся вопросами изучения и изменения поведения человека. Одна из основных задач кафедры — претворение психологических исследований в эффективные практические технологии, применимые в реальной жизни.
Ведущими направлениями научных исследований и учебной подготовки студентов с момента открытия кафедры были «Юридическая психология» и «Психология поведения в области здоровья» в рамках программ магистратуры и специалитета. В 2011 году принято решение об открытии двух специализаций — «Судебная и криминальная психология» и «Поведенческая психология здоровья», — в рамках программы подготовки студентов по направлению «Клиническая психология».
Преподаватели кафедры
Арбузова Елена Николаевна
Потемкина Екатерина Александровна
Научная деятельность
На кафедре проводятся исследования в рамках двух больших и социально-значимых областей психологической науки: юридической, криминальной и судебной психологии и поведенческой психологии здоровья.
Важным направлением исследовательской деятельности сотрудников, студентов и аспирантов кафедры является изучение специфичных психологических факторов риска возникновения и механизмов формирования различных форм поведения человека и групп людей (отклоняющегося, рискованного, деструктивного и т.д.).
Идеи нашего первого заведующего кафедрой профессора Б.Д. Лыскова о необходимости комплексного подхода в изучении отклоняющегося поведения находят свое отражение в работах студентов и аспирантов кафедры. Решение многих исследовательских задач идет в русле психобиосоциального подхода к пониманию феноменов отклоняющегося поведения.
Большое внимание на кафедре уделяется разработке, апробации и оценке эффективности превентивных технологий и методик в области индивидуального и общественного здоровья, а также программ коррекции отклоняющегося поведения среди детей, подростков и юношей. Перспективными направлением являются изучение адаптивных ресурсов человека, снижающих риск возникновения поведенческих аномалий и рискованных форм поведения, изучение временно?й компетентности как компонента механизмов контроля и регуляции социального поведения у лиц с аутодеструктивным и криминальным поведением.
Учебная деятельность
Обучение по специальности «Клиническая психология» осуществляется в течение 6 лет и включает длительную практическую подготовку в форме супервизии, в том числе работу с людьми под наблюдением наставника.
Наряду с проведением собственных исследований и защит выпускных работ, будущие клинические психологи представляют на защиту собственный опыт ведения случая конкретного клиента.
Важнейшими задачами для кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения являются формирование у студентов профессиональных навыков и умений для проведения самостоятельных научных исследований и практической работы с различными видами отклоняющегося и рискованного поведения, а также формирование профессиональной и личностной уверенности.
В процессе практической подготовки используется большое количество активных видов обучения – тренингов, практикумов, отработки психодиагностических процедур и психологических вмешательств. На кафедре студенты приобретают умения и навыки, необходимые для практической работы с «трудными» клиентами и тяжелыми кризисными состояниями.
Наши выпускники способны эффективно решать как тактические, так и стратегические задачи в области превенции противоправного поведения, профилактики деструктивного и рискованного поведения, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных заболеваний, а также разработки и внедрения программ формирования позитивных и безопасных форм поведения.
Базы проведения практик: Троицкий пр., д.1 (СпбИУВЭК (Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов), кафедра Социальной психиатрии); ул. Чапыгина, д. 13 Кризисное отделение и другие учреждения и организации.
Источник
Кафедра психологии здоровья спбгу
Рада приветствовать вас от имени студентов и сотрудников факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
В 2016 году нашему факультету исполнилось 50 лет, из его стен вышли почти 50 выпусков профессиональных психологов. Обучение на нашем факультете удивительным образом сочетает преемственность и уважение к нашей истории, базирующейся на естественно-научных принципах, с современными представлениями о природе и механизмах функционирования человека и его психики.
На факультете реализуется весь возможный спектр образовательных программ подготовки и повышения квалификации профессиональных психологов — бакалавриат, магистратура, специалитет и профессиональная переподготовка. Программы являются уникальными для России и соответствуют лучшим европейским и мировым аналогам. Обучение на факультете позволяет нашим выпускникам занимать лидирующие позиции в различных областях психологической науки и практики, а также создает им конкурентные преимущества на соответствующих отечественных и международных рынках труда.
Мы уверены, что атмосфера свободного научного поиска и сотрудничества представителей разных поколений позволяет студентам не только получать прекрасные знания и умения в выбранной профессии, но и содействует формированию высоких этических и гуманистических принципов, личностной ответственности и уверенности в себе. В этом и состоит миссия нашего факультета, в которой в полной мере воплощен дух фундаментальных университетских традиций и ценностей.
Источник
Кафедра психологии здоровья спбгу
1. «Общая теория и практика психологического консультирования»
2. «Дизайн психологического исследования»
3. «Организационные, правовые и этические основы работы психолога»
4. «Актуальные проблемы в области психологического консультирования и раннего вмешательства»
5. «Практикум по методам психодиагностики и консультирования в области психического здоровья»
6. «Нервно-психические расстройства личности»
7. «Современные методы психологического консультирования и психотерапии (психоаналитический,
8. гуманистический и когнитивно-бихевиоральный подходы)»
9. «Профессиональные навыки психолога-консультанта» (практикум)
10. «Общая теория консультирования групп и сообществ»
11. «Групповое психологическое консультирование и психотерапия»
12. «Психологическое консультирование детей и родителей»
13. «Современные направления семейного консультирования и психотерапии»
14. «Психологическое консультирование людей с ограниченными возможностями здоровья»
15. «Психологическое консультирование сексуальных расстройств»
Ведущие преподаватели
В реализации программы принимают участие 3 доктора и 6 кандидатов наук.
Р.Ж. Мухамедрахимов, д.псх.н., проф., курс «Дизайн психологического исследования»
Э.Г. Эйдемиллер, д.м.н., проф., курс «Психология семьи и семейная психотерапия»
Н.Л. Васильева, д.псх.н., проф., курсы «Современные методы психологического консультирования и психотерапии (психоаналитическое направление)», «Психологическое консультирование детей и родителей»
О.В. Александрова, к.псх.н., доц., курс «Психологическое консультирование при сексуальных расстройствах»
А.Ю. Пасторова, к.псх.н., доц., курс «Психологическое консультирование людей с ограниченными возможностями здоровья»
Результаты освоения программы
• теоретические знания в области теории консультирования, развития личности в системе отношений, психологии и патологии личности человека
• представление о современных направлениях в области консультирования и психотерапии, психологическом сопровождении детей и родителей
• глубокие знания в области детской психологии
• знание основ консультирования клиентов разных возрастных категорий и с разными психическими особенностями: от детей до пожилых людей, от клиентов с нормальным развитием до клиентов с особыми потребностями
• практические навыки психодиагностической, консультативной, психотерапевтической, социо-реабилитационной работы с клиентами, психологического сопровождения гармоничного развития и психопрофилактики патологии личностного развития
• навыки наблюдения за ребенком, родителем и их взаимодействием
• навыки диагностики социально-эмоционального развития детей на различных этапах онтогенеза, характера детско-родительских отношений
• владение приемами психологической помощи детям и взрослым с проблемами в развитии
• навыки исследовательской работы в области консультирования
Базы прохождения практик:
вузы Санкт-Петербурга (СПбГУКИ, кафедра педагогики и психологии; Государственная полярная академия; РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра социальной работы психолого-педагогического факультета), специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 46 «Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)» Санкт-Петербурга, региональное общественное движение «Петербургские Родители», проект «Социальная адаптация», кризисные и реабилитационные центры, районные медико-психолого-педагогические центры, дома ребенка, учреждения социально-психологической помощи населению
Где работают выпускники
— учреждения здравоохранения и образования
— центры социальной защиты в качестве психологов-консультантов, психологов-педагогов
— индивидуальная трудовая деятельность в области психологического консультирования
Ключевые моменты
• использование передовых технологий обучения для формирования современных научно-методических знаний по консультативной психологии и развития личностных качеств и умений, необходимых в практической работе психолога
Источник
Кафедра психологии здоровья спбгу
Шаболтас Алла Вадимовна
председатель Ученого совета, доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения, зав. кафедрой, декан факультета.
Аряева Анна Сергеевна
студент, представитель Студенческого совета Факультета психологии СПбГУ.
Бордовская Нина Валентиновна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и педагогики, зав.кафедрой, действительный член РАО.
Войт Татьяна Сергеевна
cтарший преподаватель кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения.
Головей Лариса Арсеньевна
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, зав.кафедрой.
Китаева Елена Мартовна
доцент, представитель коллектива Факультета иностранных языков СПбГУ.
Маничев Сергей Алексеевич
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры эргономики и инженерной психологии, зав.кафедрой.
Мезенцев Дмитрий Федорович
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры политической психологии, зав.кафедрой.
Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, зав.кафедрой.
Никифоров Герман Сергеевич
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности, зав.кафедрой.
Посохова Светлана Тимофеевна
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и педагогики.
Свенцицкий Анатолий Леонидович
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии, зав.кафедрой.
Хрусталёва Нелли Сергеевна
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций, зав.кафедрой.
Щелкова Ольга Юрьевна
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии, зав.кафедрой
Ученый секретарь — Войт Татьяна Сергеевна.
Тел./факс: 328-00-01
Источник
Кафедра психологии здоровья спбгу
Название нашей профессии часто вызывает у неспециалистов особое внимание и интерес. Кто же такой «психолог»? Каких только определений не услышишь — психоаналитик, врач-психиатр, целитель душ, исповедник, телепат, артист разговорного жанра, педагог, ученый.
В какой-то степени все эти определения отражают отдельные качества, необходимые для профессионального психолога. В нашей профессии удивительным образом переплетаются наука, искусство и вера. А все потому, что предметом и центром работы психолога является человек – самое сложное создание природы.
У людей много общего, но при этом и много различий. В своей работе мы опираемся на данные научных исследований об общих закономерностях функционирования психики и поведения человека. Однако, «человек вообще» — это абстракция, ведь каждый конкретный человек, с его индивидуальными особенностями и проблемами, уникален. Проблемы и кризисные ситуации бывают похожими, но решения, которые психологи творчески помогают людям искать, могут сильно различаться.
Поиск правильного подхода к каждому человеку и случаю – это уже искусство. Кроме этого, для психолога очень важно верить в то, что любой человек, даже маленький ребенок, может справиться со своими сложностями и быть счастливым. Все мы знаем примеры того, как вера помогала людям добиваться невероятных успехов или переживать тяжелейшие кризисы. Одной из основных наших задач в практической деятельности как раз и является создание для людей, обращающихся за помощью, атмосферы безусловной поддержки, уважения и веры в его возможности.
Факультет психологии в Санкт-Петербургском Государственном университете принял первых студентов в 1966 году. Более 10 000 психологов получили образование на нашем факультете. В подготовке будущих психологов мы стараемся сочетать формы обучения, которые позволяют ребятам становиться и учеными, и практиками. Разнообразные лекции, семинары, тренинги, практические занятия, участие в научных исследованиях и конференциях позволяют студентам не только освоить систему психологических знаний, получая информацию и опыт от преподавателей, но и лучше узнать и почувствовать самих себя. Нам представляется очень важным, чтобы в процессе обучения наши студенты — будущие психологи становились образованными, зрелыми и гармоничными людьми. В этом залог не только успешной, но и счастливой профессиональной жизни.
Источник