Меню

Кафедра охраны здоровья бгму

Терапии и профессиональных болезней с курсом ИДПО

1. ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека».
Почтовый адрес: 450106, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, 94 (Остановка «Институт профзаболеваний»).
Телефон: 255-50-75
2. ГБУЗ Республиканская клиническая больница имени им. Г.Г. Куватова.
Почтовый адрес: 450005, г. Уфа, ул. Достоевского, 132 (Остановка «Витаминный завод»).
E-mail: terprofzab@bashgmu.ru

График работы: Пн – Сб: 8:45 – 20:00.

Руководитель подразделения:
Бакиров Ахат Бариевич – академик АН РБ, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ и РБ, заслуженный деятель науки РБ, директор ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека».

История кафедры

Кафедра терапии и профессиональных болезней с курсом ИДПО явилась преемницей кафедры гигиены труда и профзаболеваний, организованной в сентябре 1974 г. на базе Уфимского НИИ гигиены и профзаболеваний МЗ РСФСР.

С 1974 по 1975 г. кафедрой заведовала доцент Фания Даригатовна Булатова, с 1975 г. по 1985 г. кафедрой заведовал профессор Валентин Романович Чевпецов, а с 1985 г. по 1989 г. — доцент Рашит Мулланурович Ибрагимов. В 1990 году была организована кафедра токсикологии, профпатологии, гигиены труда и окружающей среды ФУВ, ее возглавлял профессор Фарваз Гиниатович Мурзакаев. В сентябре 1996 г. на лечебном факультете начала свою работу кафедра клинической токсикологии и профболезней с курсом ИПО (приказ от 24.07.1996 № 30). Заведующим кафедрой была назначена главный токсиколог МЗ РБ, отличник здравоохранения СССР, заслуженный врач РБ, профессор Закия Сагадатовна Терегулова. В связи с созданием медико-профилактического факультета кафедра в 2005 г. была введена в его структуру и переименована в кафедру гигиены труда и профболезней с курсом ИПО.

Кафедрой терапии и профессиональных болезней с курсом ИДПО руководит академик АН РБ, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ и РБ, заслуженный деятель науки РБ, директор ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека» профессор Ахат Бариевич Бакиров

В настоящее время на кафедре работают профессора З.С. Терегулова, Г.Г. Максимов, В.О. Красовский, Д.Х. Калимуллина, Э.Х. Ахметзянова, Э.Т. Валеева, доценты Е.Р. Абдрахманова, З.Ф. Гимаева, А.Р. Кудашева, Б.Ф. Терегулов, З.В. Бакирова, ассистент А.Х. Хусаинова.

Учебный процесс на кафедре организован в соответствии c:

1) Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным Минобрнауки России (приказ № 95 от 9 февраля 2016 г.), основными профессиональными образовательными программами высшего образования — программами специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело;

2) Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным Минобрнауки России (приказ № 853 от 17 августа 2015 г.), основными профессиональными образовательными программами высшего образования — программами специалитета по специальности 31.05.02 Педиатрия;

3) Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным Минобрнауки России (приказ № 21 от 16 января 2017 г.), основными профессиональными образовательными программами высшего образования — программами специалитета по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело;

4) Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, основными профессиональными образовательными программами высшего образования — программами подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальностям: Терапия, Клиническая фармакология, Гастроэнтерология, Эндокринология, Ревматология, Профпатология;

5) Учебными планами ОПОП ВО по вышеперечисленным специальностям;

6) Государственным стандартом послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием, дополнительными профессиональными программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальностям: Терапия, Клиническая фармакология, Гастроэнтерология, Эндокринология, Ревматология, Профпатология;

7) Учебными планами ДПП ПК и ПП по вышеперечисленным специальностям.

Читайте также:  Назовите определение здоровья по уставу всемирной организации здравоохранения

Кафедра в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», который ставит задачи концептуального обновления всей системы образования в стране, в том числе высшего профессионального образования.

Запланированы мероприятия, ориентированные на формирование новых компетенций у обучающихся на основе полученных знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Структура образовательной деятельности кафедры

Наименование дисциплины, учебного курса Кол-во часов
по учебному
плану
Код
направления (специальности)
Наименование направления (специальности), курс (год обучения)
Основные профессиональные образовательные программы – программы специалитета
Профессиональные болезни 46 31.05.01 Лечебное дело, 6 курс
Профессиональные болезни 24 31.05.02 Педиатрия, 4 курс
Профессиональные болезни 72 32.05.01 Медико-профилактическое дело, 4 курс
Радиационная гигиена 108/144 32.05.01 Медико-профилактическое дело, 3, 4 курс
Гигиена труда 360/432 32.05.01 Медико-профилактическое дело, 5, 6 курс
Программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре
Терапия 1008 31.08.49 1, 2 год обучения
Эндокринология 1008 31.08.53 1, 2 год обучения
Клиническая фармакология 1008 31.08.37 1, 2 год обучения
Гастроэнтерология 1008 31.08.28 1, 2 год обучения
Ревматология 1008 31.08.46 1, 2 год обучения
Профпатология 1008 31.08.44 1, 2 год обучения
Образовательные программы дополнительного профессионального образования
(программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки)
ДПП ПК Терапия 144 Терапия
ДПП ПП Терапия 504 Терапия
ДПП ПК Гастроэнтерология 144 Гастроэнтерология
ДПП ПП Гастроэнтерология 504 Гастроэнтерология
ДПП ПК Ревматология 144 Ревматология
ДПП ПП Ревматология 504 Ревматология
ДПП ПК Эндокринология 144 Эндокринология
ДПП ПП Эндокринология 504 Эндокринология
ДПП ПК Клиническая фармакология 144 Клиническая фармакология
ДПП ПП Клиническая фармакология 504 Клиническая фармакология
ДПП ПК НМО «Основные стандарты и клинические рекомендации в пульмонологии. Критерии качества медицинской помощи больным с заболеваниями органов дыхания» 36 Терапия, Пульмонология, ОВП
ДПП ПК НМО «Интерстициальные заболевания легких» 36 Терапия, Пульмонология, ОВП
ДПП ПК НМО «Клиника, диагностика и лечение эндокринной патологии» 36 Терапия
ДПП ПК НМО «Организация оказания медицинской помощи по профилю «Терапия»» 36 Терапия, ОВП
ДПП ПК НМО «Болезни сердечно-сосудистой системы в практике терапевта» 36 Терапия
ДПП ПК НМО «Клиника, диагностика и лечение заболеваний органов дыхания» 36 Терапия
ДПП ПК НМО «Клиника, диагностика и лечение заболеваний органов пищеварения» 36 Терапия
ДПП ПК Заболевания органов пищеварения 144 Гастроэнтерология
ДПП ПК НМО «Болезни пищевода, желудка, 12типерстной кишки и поджелудочной железы» 36 Гастроэнтерология, Терапия, ОВП
ДПП ПК НМО «Болезни печени и желчевыводящей системы» 36 Гастроэнтерология, Терапия, ОВП
ДПП ПК НМО «Болезни кишечника» 36 Гастроэнтерология, Терапия, ОВП
ДПП ПК НМО «Основные стандарты и клинические рекомендации в гастроэнтерологии. Критерии качества медицинской помощи больным с заболеваниями органов пищеварения» 36 Гастроэнтерология
ДПП ПК НМО «Клиническая фармакология средств, применяемых в кардиологии» 36 Клиническая фармакология, Терапия, ОВП, Кардиология
ДПП ПК НМО «Клиническая фармакология в практике терапевта» 36 Клиническая фармакология, Терапия, ОВП
ДПП ПК НМО «Современные клинические рекомендации и стандарты ведения пациентов эндокринологического профиля» 36 Эндокринология, Терапия, ОВП
ДПП ПК НМО «Клиника, диагностика и лечение диффузных заболеваний соединительной ткани» 36 Ревматология, Терапия, ОВП
ДПП ПП «Профессиональные болезни» 504 Терапия, ОВП
ДПП ПК «Актуальные вопросы промышленной экологии и профессиональной патологии» 144 Профпатология
ДПП ПК «Актуальные вопросы профилактической токсикологии и гигиены труда в ведущих отраслях промышленности» 144 Гигиена труда
ДПП ПК «Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров» 72 Профпатология (для врачей, занятых в проведении медицин-ских осмотров по приказу МЗиСР РФ № 302н)
ДПП ПК НМО «Медицинские осмотры: предварительные и периодические, организация, проведение» 72 Профпатология (для врачей, занятых в проведении медицин-ских осмотров по приказу МЗиСР РФ № 302н)
ДПП ПК НМО «Вопросы гигиены труда в ведущих отраслях промышленности» 36 Гигиена труда, Профпатология
ДПП ПК НМО «Медицинские осмотры: предварительные и периодические, организация, проведение» 36 Профпатология
Читайте также:  Презентация для детского сада неделя здоровья

-По всем дисциплинам создан комплекс современного методического обеспечения учебного процесса с учетом современного инновационного подхода. УМК размещены на учебном портале БГМУ в разделе кафедры терапии и профессиональных болезней с курсом ИДПО (NB! Прежнее название: кафедра терапии и клинической фармакологии ИДПО): http://edu.bashgmu.ru/course/index.php?categoryid=95.

-Внедрено использование «симуляционных» технологий.

-Применяются дистанционные образовательные технологии (ДОТ) с использованием электронных обучающих средств.

-Успешно начата реализация программы непрерывного медицинского образования (НМО).

-За период 2013-2018 гг. на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО издано 11 учебных пособий, 22 методических рекомендаций, опубликовано 15 статей по учебно-методической работе.

-За период 2013-2018 гг. на кафедре гигиены труда и профессиональных болезней издано 17 учебных пособий, 3 методические рекомендации, опубликовано 11 статей по учебно-методической работе.

-На курсе гигиены труда и профессиональных болезней ИДПО в 2016-2018 гг. издано 1 учебное пособие, 1 методические рекомендации, опубликованы 2 статьи в журналах по учебно-методической работе.

Источник

Гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО

Адрес: г. Уфа, ул. Ленина, д. 3, правое крыло 3-го этажа главного корпуса.

Тел. кафедры 272-82-06

История кафедры

Кафедра гигиены является одной из старейших в Башкирском государственном медицинском университете. Она была организована в 1935 году на базе санитарно-гигиенического и бактериологического отделов Уфимского санитарно-бактериологического института. В 1940-х годах кафедра переехала в биологический (ныне главный) корпус медицинского института, где находится по настоящее время. В годы Великой Отечественной войны на кафедре были размещены учебные подразделения Московского медицинского института им. И.М. Сеченова, тесное сотрудничество с которым сохраняется и по настоящий день.

Первым заведующим кафедрой (1935 – 1952 гг.) был профессор Емельянов Н.Ф. Под его руководством проводилась большая работа по организации учебного процесса, велись научные исследования по гигиене окружающей среды.

С 1952 по 1967 гг. кафедру возглавляла доцент Смородинцева О.А. В этот период выполнялись важные для практического здравоохранения исследования в области гигиены водоснабжения и школьной гигиене. Стали изучаться условия труда и заболеваемость рабочих нефтеперерабатывающих заводов, построенных на территории республики.

В течение 25 лет (1967 – 1993 гг.) кафедрой руководила заслуженный деятель науки БАССР, профессор Аскарова Я.Н. Продолжалось оснащение кафедры новыми приборами и оборудованием, были развернуты тематические учебные аудитории и научные лаборатории (спектральная, водная и др.). Одним из ведущих направлений научных исследований было изучение проблемы микроэлементозов в различных регионах республики. Остроту актуальной и сегодня задачи предупреждения йоддефицитных состояний в Башкирском Зауралье удалось значительно снизить благодаря внедрению в практику научных результатов.

В 1992–1995 гг. кафедру возглавлял профессор Ахмадеев В.М. Он организовал преподавание «Основ экологии и охраны природы», являлся членом Координационного учебно-методического совета по экологическому образованию в медицинских и фармацевтических институтах МЗ СР РФ, соавтором «Межкафедральной программы по экологическому образованию в медицинских вузах». Его научные исследования связаны с решением вопросов гигиены труда, коммунальной гигиены, экологии человека. Ахмадеев В.М. участвовал в проведении экспертиз по линии Госкомитета РБ по рациональному природопользованию, оказывал консультативную помощь сотрудникам смежных кафедр и санитарно-эпидемиологической службы. Им опубликовано более 120 работ, из которых 1 учебник, 2 монографии, 5 учебно-методических пособий, курс лекций.

Читайте также:  Выплаты по нацпроекту здоровье

С 1995–2020 гг. кафедрой руководил профессор Зулькарнаев Т.Р. Он уделяет большое внимание совершенствованию преподавания студентам основ гигиены, методов профилактики заболеваний и внедрению здорового образа жизни; занимается разработкой ускоренных методов обоснования гигиенических нормативов с применением современных компьютерных технологий исследований токсикологических свойств химических веществ. С этой целью на кафедре была создана специализированная лаборатория, где были проанализированы новые антиоксиданты, антигельминтные препараты и другие группы соединений. Зулькарнаев Т.Р. – врач гигиенист высшей категории, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, длительное время работал главным внештатным диетологом МЗ РБ. По результатам исследований состояния здоровья детей и подростков под его руководством сотрудниками кафедры разрабатываются и постоянно обновляются «Стандарты физического развития детей и подростков», которые позволяют объективно оценивать влияние окружающей и внутришкольной среды на здоровье учащихся.

С сентября 2020 г. кафедрой гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО руководит к.м.н., доцент Мочалкин П.А. Он также является главным врачом ГБУЗ «Республиканский центр дезинфекции» Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.

На кафедре занимаются студенты 1, 2, 3, 4, 5, 6 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического, фармацевтического факультетов по дисциплинам: «Общая гигиена», «Гигиена», «Гигиена питания», «Гигиена детей и подростков», «Коммунальная гигиена», «Военная гигиена», «Экология человека», «Основы экологии и охраны природы», «Гигиеническое воспитание», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы». В связи с этим организована профильность учебного процесса. Особенности преподавания дисциплин соответственно профилю будущего врача отражены в рабочих программах, методических указаниях для студентов и рекомендациях для преподавателей.

Студенты медико-профилактического факультета выполняют научно-практические работы. За период с 2008 по 2017 гг. было выполнено и защищено свыше 300 научно-практических работ.

В учебном процессе используются новые формы и методы обучения, средства активизации познавательной деятельности студентов. Одним из способов повышения знаний студентов является самостоятельная работа, которая не может быть эффективна без детально разработанных, научно обоснованных форм ее организации.

Для информационного обеспечения самостоятельной работы кафедрой были изданы учебно-методические пособия и указания. Преподавателями кафедры изданы 14 учебно-методических пособий, а так же методические разработки для преподавателей и указаний для студентов, в том числе для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, проведения производственной практики, итоговых аттестации выпускников, выполнения курсовых работ. На кафедре используются программы компьютерные тренинговые программы. Разработаны 7 обучающих программ.

Для каждого факультета по всем специальностям в электронной и печатной формах созданы учебно-методические материалы (УММ), состоящие из следующих документов (см. «Учебный портал»)

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Высшего Образования (ФГОС ВО);

— рабочая программа дисциплины;

— аннотации лекционного курса (методические разработки лекций);

— методические рекомендации для преподавателей;

— методические указания для студентов к аудиторным формам работы;

— методические указания к самостоятельной контактной работе;

— методические рекомендации к самостоятельной внеаудиторной работе;

— оценочные средства для входного и текущего контроля;

— оценочные средства для промежуточного контроля;

— оценочные средства для итоговой аттестации;

— критерии балльно-рейтинговой оценки;

— таблица обеспеченности учебной литературой.

Источник

Adblock
detector