Разработка адаптированной образовательной программы
В ст. 79 п. 1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» говорится:
«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой….»
Это говорит о том, что каждая образовательная организация, в которой обучается ребёнок с ОВЗ, должна разрабатывать адаптированную образовательную программу (АОП). Как правило, данная программа разрабатывается в случае инклюзивного образования.
В АОП отражается , то как будет осуществляться образовательный процесс с ребёнком ОВЗ в общеразвивающей группе: какие условия мы для него создаём, какие результаты планируем получить на выходе, как ребёнок посещает учреждение, как выстраивается система командного сопровождения и т.д.
Необходимость разработки адаптированной образовательной программы поставило передо мной ряд вопросов. Ответы на которые я искала, изучая, в первую очередь, нормативно-правовые документы, опыт коллег на просторах интернеты. Прослушала множество вебинаров, связанных с этой темой. В итоге я нашла для себя ответы на эти вопросы, с которыми хочу поделиться с вами.
Основные вопросы, возникающие в процессе разработки АОП
Вопросы | Ответы |
---|---|
Что является основание для разработки АОП? | Для разработки АОП основанием является заключение ПМПК. |
Нужно ли согласие родителей на разработку АОП? | Да, родители должны оформить письменное заявление на обучение и воспитание ребёнка по АОП. |
Кто участвует в разработке АОП? | Весь педагогический коллектив (методист, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и т.д.) |
На основе какой программы разрабатывается АОП? | АОП разрабатывается на основе ООП и дополняется ПрАООП по соответствующей нозологии. ПрАООП можно посмотреть на сайте https://fgosreestr.ru/ |
Что адаптируется в АОП по сравнению с ООП? | Сроки, содержание, условия, методы, приёмы, способы, формы работы, режим посещения, график организации образовательного процесса на протяжении дня и т.д. |
На какой срок разрабатывается АОП? | АОП разрабатывается на 1 год |
Нужно ли к АОП разрабатывать рабочую программу? | Такой необходимости нет, так как в АОП каждый специалист расписывает свою коррекционную работу с ребёнком. |
Кем утверждается АОП? | АОП рассматривается ППк, утверждается педагогическим советом, согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается заведующим ДОУ. |
Ещё один вопрос, который касается разработки АОП относится к её структуре. Какой же должна быть структура АОП?
Структура АОП должна учитывать требования, предъявленные во ФГОС ДО к содержанию образовательных программ и утверждаться внутренним локальным актом дошкольного учреждения.
Ниже я хочу познакомить вас с одной из таких структур, которая построена таким образом, что каждый педагога, сопровождающий ребёнка с ОВЗ заполняет свой раздел. Данная структура программы представляет собой АОП совмещённую с индивидуальной образовательной траекторией (или маршрутом).
Примерная структура АОП
Целевой раздел. Данный раздел включает в себя:
- Пояснительную записку, которая включает: цели и задачи, принципы построения программы.
- Значимые для разработки и реализации программы характеристики. Сюда мы включаем: общие сведения о ребёнке и его семье, данные о прохождении ПМПК, психолого-педагогическую характеристику ребёнка, специальные условия получения образования.
- Планируемые результаты реализации программы.
Содержательный раздел. Он включает в себя:
- Диагностический компонент.
- Воспитательный компонент.
- Коррекционно-развивающий компонент.
- Образовательный компонент.
- Организацию работы с родителями в рамках программы.
Организационный раздел включает в себя:
- Индивидуальный учебный план.
- Расписание образовательной деятельности.
- Кадровое обеспечение программы.
- Материально-техническое обеспечение программы.
- Учебно-методическое обеспечение программы.
Используемая литература: Инклюзивная дошкольная группа: Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой
Источник
Проектирование АОП для детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка
Методический материал раскрывает особенности составления АОП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_aop_lelyuk_o.v.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектирование АОП для детей с ограниченными возможностями здоровья Заместитель директора по УВР: Лелюк О.В .
Задачи Познакомить с основными нормативными документами по реализации инклюзивного образования. Рассмотреть основные аспекты проектирования АОП и РП по учебным предметам для обучающихся с ОВЗ.
Вопросы Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? …
Особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей
Нормативные документы РФ Приказ ФГОС ОВЗ № 1598_ot_19.12.2014 РФ Приказ ФГОС УО №_ 1599_ot_19.12.2014 РФ СанПиН 2.4.2.3286-15 КК Концепция инклюзивного образования 2017-2025
Основные документы ОО Положение об инклюзивном образовании Положение об АОП Положение о ППк Заявление на АОП Заявление на ПП сопровождение Согласие на работу с узкими специалистами
Категории обучающихся с ОВЗ Нарушения слуха Нарушения зрения Нарушения речи Нарушения опорно-двигательного аппарата ЗПР Легкая умственная отсталость РАС Умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость, тяжелые и множественные нарушения развития
Варианты Стандарта I – цензовый уровень II – цензовый уровень (сроки пролонгированы ) III – нецензовый уровень IV – индивидуальный уровень
Соотношение содержательных компонентов Стандарта
Категория обучающихся Варианты АООП Глухие дети I, II, III, IV Слабослышащие дети I, II, III Слепые дети I, II, III, IV Слабовидящие дети I, II, III Дети с речевыми нарушениями I, II, III Дети с двигательными нарушениями I, II, III, IV Дети с ЗПР I, II, III Умственно отсталые дети III, IV Дети с РАС I, II, III, IV
Специальные условия обучения специальные образовательные программы, методы обучения; специальные учебники, пособия, ТСО; услуги ассистента/ тьютера ; и ндивидуальные, групповые коррекционные занятия; доступ в здание ОО; дистанционные образовательные технологии; психолого-педагогические, медицинские, социальные услуги.
ФГОС для детей с ОВЗ Содержательный (личностные достижения, предметные, метапредметные , программа формирования универсальных учебных действий, базовых учебных действий, программу духовно-нравственного развития, программу экологической культуры, ПРОГРАММУ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, программу внеурочной деятельности Целевой раздел (пояснительная записка, планируемые результаты освоения программы, систему оценки достижения освоения результатов освоения АООП) Организационный (учебные планы (предметная, коррекционно-развивающая область и направления внеурочной деятельности, систему специальных условий ) АООП
АООП и АОП АООП – адаптированная основная образовательная программа. АОП – адаптированная образовательная программа. АОП должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.
ТПМПК Обучение по АОП осуществляется только при наличии Заключения ТПМПК и личного заявления родителей (законных представителей). Рекомендации, которые прописаны в заключении ТПМПК являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.
ППК Целью ППк является обеспечение диагностико -коррекционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей ОО и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
Структура АОП Компонентный состав структуры АОП для обучающихся с ОВЗ: титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации, система контрольно-измерительных материалов ; описание результатов .
Титульный лист наименование ОО; учебный год; гриф рассмотрения АОП на МО с указанием даты и номера протокола заседания; гриф согласования АОП с заместителем директора по УВР, дата; гриф утверждения АОП с указанием даты и № приказа директора;
Титульный лист ФИО обучающегося, класс без указания категории, которой относится ребенок с ОВЗ; информация о педагогическом составе, реализующем АОП (с указанием ФИО педагога, должности, стажа и категории); предметы; год составления АОП.
Пояснительная записка название , автор и год издания программы; цель и задачи АОП; характеристика обучающегося, особенности класса; количество учебных часов; учебно-методический комплект; характерные формы организации деятельности обучающихся; специфические формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового).
Содержание АОП Компонент структуры АОП, раскрывают ее содержание по трем блокам с учетом УУД: образовательный , к оррекционный, воспитательный.
Содержание АОП образовательный компонент раскрывает содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, оценивание предметных достижений обучающихся с ОВЗ;
Содержание АОП коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы; в коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога ;
Содержание АОП воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.
РП и КРП Создаются в соответствии с Положением школы. Все планируемые результаты любой программы сориентированы на конкретного ученика .
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели с учетом специфики учебного предмета (курса); 2) общую характеристику учебного предмета (курса); 3) описание места учебного предмета (курса) в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса); 5 ) содержание учебного предмета (курса); 6 ) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 7 ) описание материально-технического обеспечения.
Р екомендации СанПиН Урочная деятельность Внеурочная деятельность Часы обязательной части Не менее 6 часов на обязательные коррекционные занятия Часть, формируемая участниками образовательных отношений Остальные часы – на развивающую область
Требования к результатам Соотносится цель и задачи АОП с планируемыми результатами, а также конкретно формулируются результаты реализации АОП на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации АОП можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания АОП в рамках обозначенных выше компонентов.
Система контрольно-измерительных материалов Включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.
Описание результатов По итогам отчетных периодов раскрывают: динамику развития обучающегося; освоение А ОП на доступном уровне; эмоциональное состояние обучающегося и класса в целом; удовлетворенность родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В презентации кратко представлены документы трёх уровней(международного, федерального и регионального), регламентирующие право получения образования детям с ОВЗ.
Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым.
Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как систем.
В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени.
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал.
В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха.
Источник
Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью.
специалист в области арт-терапии
Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ:
• финансовое обеспечение реализации АОП;
• внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.);
• кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование);
• обеспечение материально-технических условий (безбарьерной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды);
• поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство и сетевое взаимодействие (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.);
• организация мониторинга эффективности деятельности специалистов
Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) — члены психолого-педагогического консилиума (ППк)
Разработка и реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана;
отслеживание динамики развития обучающегося;
оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых корректив;
помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
Проектирование образовательного процесса с учетом реализации АОП, создание условий для развития потенциала каждого ребенка:
• участие в разработке адаптированных образовательных программ;
• разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
• организация развивающей среды в классе;
• формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;
• формирование у всех обучающихся учебной мотивации;
• выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого обучающегося;
• применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ;
• адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.);
• выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе детей с ОВЗ
Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования
участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ;
помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе детей с ОВЗ;
применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе детей с ОВЗ
Источник