Основные образовательные технологии с детьми с ОВЗ как одно из условий повышения качества образования
Наталья Коршунова
Основные образовательные технологии с детьми с ОВЗ как одно из условий повышения качества образования
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада вас приветствовать на 2 заседании районного методического объединения «Обучение детей с ОВЗ», тема которого
Основные образовательные технологии
с детьми с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий повышения качества образования
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.
Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования (слайд 2)
Основной целью модернизации системы образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьезные изменения и во многом стоит на пороге своего сокращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеобразовательной и специальной школой.
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования (слайд 3)
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами.
Приоритетной задачей сегодняшнего дня в инклюзивном образовании является усиление внимания к проблемам социализации детей с ОВЗ, к созданию целостной системы психолого-педагогического сопровождения.
С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития.
Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому учащемуся.
(слайд 4) Непонимание подходов к обучению и их реализации является одной из основных психолого – педагогических трудностей.
Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образованиязаключаются в следующем:
• проблема неприятия детей с ОВЗ;
• проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
• нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
• неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
• трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
• трудности в понимании и реализации подходов к обучению;
В организации процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а организатора деятельности детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения современных технологий в образовательный процесс (слайд 5).
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
Инновационные педагогические технологии в образовании детей с ОВЗ играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность учителя и обучающегося.
Педагогическая технология — это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Педагогическая технология – главный фактор успеха в работе педагога.
Современные образовательные технологии рассматриваются как ключевое условие повышения качества образования детей с ОВЗ, способствующее снижению нагрузки учащихся, более эффективному использованию учебного времени.
Современные технологии позволяют учащимся с ОВЗ не только получать «багаж» знаний, при изучении программного материала, но и развивать мыслительные процессы, формировать сферу практических умений учащихся;
• Формировать коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;
• Повышать мотивацию учения, развивать потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;
• Развивать способности детей, повышать их самооценку.
(слайд 6) Образование, сутью которого является учет соматических и психологических особенностей ребенка, создание условий для его личностного развития, создание ситуации успеха, становится основой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В арсенале каждого педагога есть свои варианты и особенности использования образовательных технологий, моделирующих жизнедеятельность обучающихся, (слайд 7) современных образовательных технологий в коррекционнопедагогической практике, которые сохраняют индивидуальность каждого обучающегося с ОВЗ, способствуют укреплению и развитию его психофизического здоровья, позволяющих отрабатывать учебный материал с разных позиций, интегрировать знания, многократно возвращаться к одной теме в условиях разных видов деятельности. Сегодня на заседании мы обратимся к опыту коллег нашего района. Просьба педагогов начинать выступления в соответствие с программой заседания.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности, возможности и
Уважаемые коллеги, ресурсы использования инновационнообразовательных технологий не исчерпываются теми технологиями и методами, которые были представлены сегодня. Я уверена, что данная тема останется актуальной, и в дальнейшем мы продолжим работу над ней.
На сегодняшний день повестка заседания исчерпана. Я благодарю всех за участие и работу. До конца недели представленные педагогами материалы и аудиозапись вебинара будут размещены на сайте «Образование Конды» на странице РМО ОВЗ. Спасибо! До новых встреч!
Источник
Особенности оценивания детей овз
специалист в области арт-терапии
Особенности оценивания результатов обучения детей с ОВЗ как составляющих образовательного процесса.
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
В своем выступлении я хотела бы остановиться на проблеме инклюзивного обучения и оценивания результатов обучения как составляющих образовательного процесса, раскрыть основные принципы, которых должны придерживаться преподаватели при оценивании в условиях инклюзивного обучения.
Такое образование дает ребенку возможность обучаться по индивидуальной программе, без каких-либо трудностей вне отрыва от классного коллектива. Тем не менее, реализация инклюзивного образования порождает некоторые трудности для преподавателей. Встает вопрос о технологии и методах оценивания результатов обучения при инклюзивном обучении.
Разработка методов и форм оценки результатов обучения конкретного ребенка является одним из ключевых вопросов в области реализации адаптированной учебной программы. Наиболее важные показатели эффективности работы отражаются в положительной динамике развития ребенка. Оценка содержания «движения» ребенка в определенный период времени непосредственно связано с задачами, которые установлены учителем, родителями. Чтобы избежать трудностей при оценке результатов обучения при инклюзивном образовании, деятельность учителя должна основываться на следующих принципах:
1. Оценивание представляет собой непрерывный процесс. В зависимости от этапа обучения допускается диагностическое и срезовое использование оценки. Также итоговая оценка может быть установлена как общий результат накопленных оценок за период обучения.
2. Оценка может быть только критериальной. Основными критериями оценки являются планируемые результаты обучения (в случае разработки индивидуальной образовательной программы (ИОП)). В то же время правила и критерии оценки должны быть известны заранее учителю.
Иногда необходимо разделить общие критерии оценки работы на более мелкие, местные. В каждом случае, учитель говорит ребенку, по каким критериям будут оцениваться работы, а также информирует об этих критериях наставника и родителей. Ведущий критерий влияет на форму выполнения конкретной задачи ребенком.
3. Оцениванию с помощью отметки может подвергаться только деятельность учащегося и результаты этой деятельности, но никак не личные качества ребенка.
4. Система оценки должна быть построена таким образом, чтобы учащиеся были включены в деятельность по контролю и оценке, приобретая навыки и привычки к самооценке и взаимооценке.
Рекомендациями учителям по обучению детей с ОВЗ.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Это должно быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
В процессе обучения учителю следует:
— использовать четкие указания; поэтапно разъяснять задания;
— учить последовательно выполнять задания; повторять инструкции к выполнению задания;
— демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).
В учебном процессе использовать различные виды деятельности :
— чередовать занятия и физкультурные паузы;
— предоставлять дополнительное время для завершения задания;
— предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
— использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
— использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями;
— обеспечивать школьника копией конспекта.
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
— использовать индивид-ную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
— ежедневно оценивать с целью выведения четвертной отметки;
— оценивать работу учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями, на уроке;
— акцентировать внимание на хороших оценках;
— разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
— проводить оценку переделанных работ; использовать систему оценок достижений учащихся.
В организации учебного процесса необходимо:
— использовать вербальные поощрения;
— свести к минимуму наказания за невыполнение правил;
— Ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
— составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;
-предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
— разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
— игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
— разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
-осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Стараться в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!», «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение.
Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Дети обладают своими и только своими им свойственными качествами и уровнем развития. Поэтому следует предлагать им задания дифференцированного характера с учётом индивидуальных особенностей
детей, создавая ситуацию успеха для каждого, т. к. каждый из них должен продвигаться вперёд со своим темпом и непременно с успехом. В работе с детьми ЗПР эмоциональный настрой на уроке играет важную роль. Поэтому неотъемлемым условием достижения положительного результата в обучении считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие.
Известно, что деятельность человека, и в частности ребёнка, является фактором развития его личности. Однако фактором развития личности становится не столько совершение трудовых операций, сколько получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. Именно осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемое субъектом как удача, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении.
Технологически деятельность учителя по созданию ситуации успеха его учеников обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными и невербальными средствами:
• подбадривающие слова и мягкие интонации, •мелодичность речи,
• корректность обращений, •открытая поза и доброжелательная мимика.
Предлагая ребёнку выполнить какое-либо задание, вначале следует: «снять страх» — помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь оценки окружающих.
Используются следующие фразы: «Мы все пробуем и ищем. Только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, поэтому…», «В контрольной работе нет таких заданий, с которыми вы бы не справились…», «Этот материал мы с вами полностью изучили…», «Подобные задания мы выполняли не один раз…».
В целях усиления педагогического воздействия операция «снятие страха» дополняется операцией «авансирование» — фиксация на достоинствах ученика — память, внимание, быстрота реакции, рассудительность и т. п.
Большое значение в стимулировании активности ребёнка имеет операция «внесение мотива» — смещение с цели на мотив (объясняется ради чего, ради кого совершается деятельность). Формула внесения мотива выглядит примерно так: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу никогда не справиться…»
Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна быть дополнена для ребёнка обозначением важности его усилий в предстоящей или совершаемой деятельности. Для этого предлагается использовать операцию «персональная исключительность» — персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат. Ёе парадигмы: «Только ты и мог бы…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с такой просьбой…», «Вы у меня молодцы, я на вас надеюсь!».
Особую необходимость в ней испытывают ученики слабые, имеющие множество проблем и традиционно негативно оценивающие себя и своё поведение. Персональная исключительность меняет их стереотипы, способствует проживанию новых отношений.
Завершается технологический алгоритм операцией «педагогическое внушение», которое побуждает к выполнению конкретных действий: «Начинай же…», «Нам уже не терпится…», «Так хочется поскорее увидеть…». При произнесении этих парадигм педагогом большое значение имеет тон (он должен быть ровным, спокойным и убедительным), пластика и мимика.
Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживанием в связи с увиденным: «Больше всего в твоей работе мне понравилось…», «Особенно тебе удалось…».
Для обеспечения доступного качественного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов большое значение играет профессионализм педагогов.
Источник