Меню

Изучите этапы индивидуального развития человека репродуктивное здоровье человека таблица

Особенности онтогенеза, характерные для человека. Репродуктивное здоровье

Вопрос 1. Назовите особенности онтогенеза, характерные для человека.
Для человека характерен внутриутробный тип развития. После оплодотворения при дроблении возникает шар, состоящий из двух типов клеток: более темных, располагающихся внутри и медленно делящихся, и более светлых, располагающихся снаружи. Из темных клеток в дальнейшем будет формироваться тело эмбриона, из светлых — специальные органы, обеспечивающие связь с материнским организмом (зародышевые оболочки, пуповина и др.).
Первые 5—6 суток зародыш по яйцеводу движется к матке. Далее он внедряется в ее стенку и начинает получать кислород и питательные вещества от матери. К этому моменту стадии бластулы и гаструлы уже пройдены. После появления третьего зародышевого листка начинается органогенез: закладывается хорда, потом нервная трубка, затем — все остальные органы. Органогенез завершается к 9-й неделе; с этого момента начинается быстрое увеличение массы эмбриона и его начинают называть «плод».
В следующие четыре недели эмбрионального развития закладываются все основные органы. Нарушение процесса развития в этот период ведет к наиболее грубым и множественным врожденным порокам развития.
Длительная (38—40 недель) беременность, характерная для человека, позволяет ребенку родиться хорошо сформированным, способным к многим движениям, с развитым вкусом, слухом и т.д. Еще одной особенностью онтогенеза человека является увеличение дорепродуктивного периода, что расширяет возможности обучения и получения социальных навыков.

Вопрос 2. Как никотин, алкоголь и наркотические вещества влияют на развитие зародыша человека?
При попадании в организм матери никотин через плаценту легко проникает в кровеносную систему плода, вызывая сужение его сосудов. Это приводит к ухудшению снабжения ребенка кислородом и питательными веществами, что может вызвать задержку развития. У курящих женщин чаще происходят преждевременные роды или выкидыши на поздних сроках беременности. Никотин на 30% повышает вероятность детской смертности и на 50% — вероятность развития пороков сердца.
Алкоголь также легко проходит через плаценту, вызывая у плода задержку умственного развития, микроцефалию, расстройства поведения, снижение скорости роста, слабость мышц. Алкоголь существенно повышает вероятность возникновения отклонений в развитии ребенка.
Очень сильно воздействуют на плод наркотические вещества. Они не только вызывают тяжелые нарушения его развития, но и способны привести к формированию зависимости, когда после рождения у ребенка возникает синдром отмены.

Вопрос 3. Какие факторы внешней среды оказывают влияние на развитие зародыша человека?
На развитие зародыша могут оказывать влияние:
• уровень обеспеченности организма матери питательными веществами;
• экология окружающей среды;
• употребление матерью никотина, алкоголя, наркотических и лекарственных веществ;
• вирусные заболевания матери во время беременности: гепатиты, ВИЧ, краснуха и др.;
• стресс, переносимый матерью (сильные отрицательные эмоции, избыточная физическая нагрузка).

Вопрос 4. Перечислите периоды постэмбрионального развития человека.
Постэмбриональный постнатальный период развития человека, иначе называемый постнатальный подразделяется на три периода:
Ювенильный (до полового созревания). Согласно принятой периодизации ювенильный период начинается после рождения и длится у женщин до 21 года, а у мужчин до 22 лет.
Зрелый (взрослые, половозрелое состояние). Зрелый период онтогенеза согласно принятой периодизации наступает у мужчин в 22 года, а у женщин – в 21 год. Первый период зрелого возраста – до 35 лет, второй период – от 36 до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин.
Период старости, заканчивающейся смертью. Период старения у мужчин начинается после 60 лет, а у женщин после 55. По современной классификации людей, достигших 60 — 76 лет называют пожилыми, 75 — 89 старыми, а свыше 90 лет — долгожителями. Старение затрагивает все уровни организации тела человека: происходит нарушение репликации ДНК и синтеза белков, снижается интенсивность обмена веществ в клетках, замедляется их деление и восстановление тканей после травм, ухудшается работа всех систем органов. Вместе с тем при соблюдении разумного режима питания, активном образе жизни и надлежащем медицинском обслуживании данный период можно продлить на несколько десятилетий.
Иначе можно сказать, что для человека также можно выделить дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды постэмбрионального развития. Следует учитывать, что любая схема является условной, так как действительное состояние двух людей одного возраста может значительно отличаться. Поэтому введено понятие хронологического (календарного) и биологического возраста. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных особенностей организма, включая его приспособительные возможности. Он может не соответствовать календарному.

Читайте также:  Дтп вред здоровью порядок возмещения

Вопрос 5. К каким последствиям в развитии человека может привести недостаток витамина D и неполноценное питание?
Недостаточность витамина D приводит к нарушению фосфорно-кальциевого обмена, следствием чего является рахит. Рахит — авитаминоз детского возраста, хроническое заболевание всего организма, вызываемое расстройством солевого обмена, главным образом фосфора и кальция, в результате чего получается недостаточное отложение извести в растущих костях и неправильное их развитие. Недостаточность витамина у детей вызывается в значительной степени дефицитом ультрафиолетовых лучей.
При передозировке витамина D наблюдается сильное токсическое отравление (гипервитаминоз): потеря аппетита, тошнота, рвота, общая слабость, раздражительность, нарушение сна, повышение температуры, появление в моче белка, лейкоцитов. Известны случаи гибели детей от передозировки витамина D в результате повышения уровня кальция в крови, кальциноза почек и сердца. Обязателен анализ крови и мочи.
Неполноценное питание, и в первую очередь недостаток белков животного происхождения, приводит к замедлению роста детей и появлению у них психических отклонений (отставание в умственном развитии). Это состояние называют белковым голоданием. Оно обусловлено дефицитом в растительных белках большинства необходимых нашему организму незаменимых аминокислот. Белки животного происхождения (молочные, яичные, мясные, рыбные) отчасти могут быть замещены лишь белками бобовых растений.

Источник

Тема 3.9. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. — 10-11 класс, Сивоглазов (рабочая тетрадь часть 1)

1. Дайте определения понятий.
Эмбриональное развитие – сложный и длительный морфогенетический процесс, в ходе которого из отцовской и материнской половых клеток формируется новый многоклеточный организм, способный к самостоятельной жизнедеятельности в условиях внешней среды .
Постэмбриональное развитие – начинается с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до наступления полового созревания.

2. В чем заключается и когда происходит первый этап дифференцировки клеток в развивающемся зародыше человека?
На этапе гаструлы.
Наружный слой клеток гаструлы в процессе онтогенеза формирует эктодерму, а внутренний — энтодерму. Суть – образование трехслойного зародыша.

3. Заполните таблицу.

4. В каком случае развивается внематочная беременность?
Внематочная (эктопическая) беременность – это патология, при которой имплантация плодного яйца и развитие эмбриона происходит вне полости матки.

5. Заполните таблицу.

6. Заполните кластер «Периоды постэмбрионального развития»

7. Познавательная задача (ответ устный).
В настоящее время в средствах массовой информации (в печати, на телевидении, в Интернете) ученые выдвигают и обсуждают различные гипотезы механизмов старения. Сформулируйте суть гипотезы, которая привлекла ваше внимание. Согласны ли вы с ней? Может быть, у вас существует собственное мнение по этому вопросу?
Гипотезы старения – теория генетической программы (смерть запрограммирована), мутационная (в течение жизни мутации в клетках из-за разных факторов), аутоиммунная (развитие антител с годами идет на спад). Нет единого мнения. Все они дополняют др. друга.

8. Познавательная задача (ответ устный).
Существуют факторы, приводящие к нарушению развития зародыша человека. Их называют тератогенами. Помимо физических и химических, выделяют группы биологических тератогенов, среди которых возбудители таких болезней, как краснуха, грипп, полиомиелит и др. Объясните, каков механизм воздействия биологических тератогенов на зародыш человека.
Вирусы способны нарушать функции хромосом клеток эмбриона, процесс митоза (деления клеток), индуцировать клеточную гибель, отрицательно влиять на протекание синтеза белков и других биополимеров. Проникают они через плаценту или по маточным трубам.

Читайте также:  Главные показатели здоровья гемотест

9. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.

10. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – гистогенез.
Соответствие – термин дополнен, гистогенез – сложный процесс возникновения, существования и восстановления тканей с их специфическими свойствами, но суть остается прежней, «развитие ткани».

11. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.9.
Эмбриональное развитие человека длится 280 суток, делится на периоды: начальный, зародышевый и плодный. Каждый из них характеризуется важными процессами. В начальном – это развитие бластулы, имплантация зародыша в стенку матки. В зародышевом – гаструляция и нейруляция, в плодном – развитие плода, органогенез. На организм беременной женщины негативно влияют алкоголь, никотин, наркотики, лекарства и вирусы. Рождение – это завершение эмбрионального и начало постэмбрионального периода. Постэмбриональный период делится на репродуктивный, период зрелости и старения. Заканчивается смертью.

Источник

Этапы индивидуального развития человека

Заполните таблицу.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье человека

1. Дайте определение понятий.
Эмбриональный период развития – период, начинающийся с оплодотворения и представляющий собой процесс формирования сложного многоклеточного организма, в котором представлены все системы органов.
Постэмбриональный период развития – период, начинающийся с завершения эмбрионального и включающий в себя половое созревание, взрослое состояние, старость и заканчивающийся смертью.
Репродуктивное здоровье – состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушения ее функций и/или процессов в ней, а также способность к воспроизведению.

3. Соотнесите органы и структуры организма человека с зародышевыми листками, из которых они формируются в процессе дифференцировки клеток. Внесите в таблицу соответствующие цифры.

1. Блуждающий нерв
2. Головной мозг
3. Желудок
4. Кровеносные сосуды
5. Легкие
6. Мышцы
7. Печень
8. Половые железы
9. Почки
10. Сердце
11. Скелет
12. Слюнные железы
13. Спинной мозг
14. Толстый кишечник
15. Эпидермис кожи.

Клетки зародыша очень чувствительны к неблагоприятным воздействиям из окружающей среды. Особо опасным является никотин, алкоголь и наркотики, проникающие в эмбрион через плаценту от матери. Ребенок рождается с алкогольной или никотиновой зависимостью, с поврежденной нервной или эндокринной системой, иногда – с уродствами.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Смерть – это прекращение жизнедеятельности организма. Однако смерть необходима для эволюционного процесса. Без смерти не происходила бы смена поколений – одна из основных движущих сил эволюции.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Этапы индивидуального развития человека

Практическая работа №2

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных, как доказательство их эволюционного родства

Цель: Выявить и описать признаки сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства

— схемы и рисунки

1. Прочитать текст «Зародышевое сходство», рассмотреть рисунок. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.Выявите черты сходства зародышей человека с зародышами свиньи. О чем свидетельствуют сходства зародышей? Сформулируйте суть биогенетического закона.

2. Изучите этапы индивидуального развития человека, репродуктивное здоровье человека. Дайте определение понятий: эмбриональный период развития, постэмбриональный период развития, репродуктивное здоровье. Заполните таблицу:

Этапы индивидуального развития человека

Этап Характеристика

3. Соотнесите органы и структуры организма человека с зародышевыми листками, из которых они формируются в процессе дифференцировки клеток. Внесите в таблицу соответствующие цифры.

Зародышевый листок Органы и структуры организма
Эктодерма
Энтодерма
Мезодерма

1. Блуждающий нерв
2. Головной мозг
3. Желудок
4. Кровеносные сосуды
5. Легкие
6. Мышцы
7. Печень
8. Половые железы
9. Почки
10. Сердце
11. Скелет
12. Слюнные железы
13. Спинной мозг
14. Толстый кишечник
15. Эпидермис кожи.

Читайте также:  Характеристика здоровья детей доу

1. Какое влияние оказывает алкоголь, никотин, наркотические вещества на развитие зародыша человека?

2. Что понимают под здоровым образом жизни?

3. Каково биологическое значение смерти как финальной стадии онтогенеза?

4. Какие типы постэмбрионального развития существуют. Чем отличаются эти типы развития? Приведите примеры животных, для которых они характерны?

Зародышевое сходство

Эмпирическое обобщение К. М. Бэра (1828), закон зародышевого сходства в онтогенезе всех животных сначала выявляются признаки высших таксономических категорий (типа, класса), в ходе дальнейшей эмбриональной дифференцировки развиваются особенности отряда, семейства, рода, вида и особи. В силу этой закономерности представители разных групп организмов (например, классов подтипа позвоночных) на ранних стадиях эмбриогенеза обычно более сходны друг с другом, чем взрослые особи. Например, в онтогенезе курицы прежде всего обозначаются характерные черты типа хордовых, позднее — подтипа позвоночных, затем класса птиц, отряда курообразных и т. д. В основе действия закона зародышевого сходства лежит большая жизнеспособность тех мутантов, у которых фенотипический эффект мутаций проявляется на более поздних стадиях онтогенеза; рано проявляющиеся мутации чаще приводят к нарушениям работы сложных корреляционных систем в развивающемся организме, что ведёт к гибели зародыша. Поэтому онтогенез в целом проявляет тенденцию оставаться консервативным (особенно на ранних стадиях). 3ародышевое сходство. разных видов есть следствие их филогенетического родства и указывает на общность происхождения, что впервые подчеркнул Ч. Дарвин.

На ранних стадиях развития эмбрионы свиньи и человека имеют большое сходство. На более поздних стадиях зародыши все более и более отличаются по внешнему и внутреннему строению. Так, в ходе развития зародыша свиньи вначале появляются свойство позвоночных, затем – класса млекопитающих, и лишь потом свойства данного конкретного вида – свиньи.
Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствует об общности их происхождения.

Биогенетический закон: Эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа.

Последовательные стадии развития зародышей рыбы (А), курицы (Б), свиньи (В), человека (Г). (Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

У животных встречаются циклы развития с полным и неполным превращением. Цикл развития с полным превращением включает с себя несколько личиночных стадий. Например, яйцо, гусеница, куколка, бабочка. Цикл развития с неполным превращением включает в себя только одну личиночную стадию. Например, икринка, головастик, лягушка.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье человека

Эмбриональный период развития – период, начинающийся с оплодотворения и представляющий собой процесс формирования сложного многоклеточного организма, в котором представлены все системы органов.

Постэмбриональный период развития – период, начинающийся с завершения эмбрионального и включающий в себя половое созревание, взрослое состояние, старость и заканчивающийся смертью.

Репродуктивное здоровье – состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушения ее функций и/или процессов в ней, а также способность к воспроизведению.

Этапы индивидуального развития человека

Клетки зародыша очень чувствительны к неблагоприятным воздействиям из окружающей среды. Особо опасным является никотин, алкоголь и наркотики, проникающие в эмбрион через плаценту от матери. Ребенок рождается с алкогольной или никотиновой зависимостью, с поврежденной нервной или эндокринной системой, иногда – с уродствами.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Смерть – это прекращение жизнедеятельности организма. Однако смерть необходима для эволюционного процесса. Без смерти не происходила бы смена поколений – одна из основных движущих сил эволюции.

Источник

Adblock
detector