Исследование жизненных ценностей подростков с ограниченными возможностями здоровья
Исследование жизненных ценностей подростков с ограниченными возможностями здоровья выявило, что они, так же, как и подростки с нормативным развитием, самыми значимыми ценностями отметили активную жизнь, любовь, уверенность в себе, наличие верных друзей, свободу, интересную работу, общественное признание. Существенное отличие состоит в том, что для подростков с нормативным развитием более значимы развлечения, а для подростков с ограниченными возможностями — здоровье, счастливая семейная жизнь, возможность заниматься творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_shnou_16g_psihologicheskie_aspekty_zhiznennyh_prioritetov_podrostkov_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.doc | 706.5 КБ |
diplom_shag_v_budushchee_2_mesto._rayonnyy_konkurs_2016g.pdf | 91.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
1 микрорайон дом 50, 2 микрорайон дом 7. 628195 г.п.Талинка, Октябрьский район, ХМАО-Югра,
Тюменской обл. тел. (34672) 4-99-15, факс (34672) 4-95-63
Школьная научно-практическая конференция
Исследование психологических особенностей
подростков с ограниченными возможностями здоровья
обучающаяся 9б класса
Дубасова Татьяна Николаевна
Глава 1. Теоретическое изучение психологических аспектов жизненных
приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1 Развитие личности подростка с ограниченными возможностями 6
1.2 Психологические аспекты жизненных приоритетов подростка 7
1.3 Проблема инвалидности и инвалидов как одна из главных в
современной социальной политике государства 8
Глава 2. Эмпирическое изучение психологических аспектов жизненных
приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья 8
2.1. Организация и методы исследования 8
2.2. Анализ результатов исследования роли социально-психологических
установок и ценностных ориентаций в формировании жизненных
приоритетов подростков 9
2.3. Анализ результатов исследования роли самосознания в формировании
жизненных приоритетов подростков 11
Список использованной литературы 14
Каждый из нас периодически встречает людей с ограниченными возможностями здоровья, видит по телевизору или читает о них в Интернете. А вы хотя бы раз в жизни задумывались о том, как живут эти люди. Чем они отличаются от нас с вами? Как приспосабливаются к быту? Как учатся преодолевать трудности? Если же вы никогда не задумывались об этом, то вы — либо очень занятой человек, погружённый в свой внутренний мир, либо просто равнодушный индивид, зацикленный на себе.
Так какие они люди с ограниченными возможностями здоровья?
Они — такие же, как и все мы – разные.
Актуальность. В последние годы проблема инвалидности приобрела особую актуальность и остроту. Это связано как с ростом абсолютного и относительного числа инвалидов, так и с изменением отношения к данной проблеме общества и, что особенно важно, самих инвалидов. Активные движения за свои права во всем мире постепенно приводят к изменению отношения к инвалидам, к их социальным проблемам и потребностям, как со стороны общества, так и со стороны государственных структур [8, с.34]. Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов:
- Декларация прав ребенка, 1959 г;
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, 1960 г;
- Декларация о правах умственно-отсталых лиц, 1971 г;
- Декларация о правах инвалидов, 1975 г;
- Конвенция о правах ребенка, 1989 г;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990 г;
- « Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» , 1993 г , принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года и ставшие основным международным документом, объединившим существующие резолюции и другие правовые документы о жизни инвалидов. Они дают конкретные рекомендации государствам принимать меры по устранению препятствий, не позволяющих инвалидам реализовывать свои права и свободы, полноправно участвовать в общественной жизни. Странам рекомендовано принимать меры по улучшению понимания среди населения проблем инвалидов, их прав, потребностей на национальном и местном уровнях. Государства должны признавать право инвалидов на объединения с целью представлять свои интересы, обеспечить участие инвалидов при разработке государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. К основным направлениям деятельности государства Правила относят: определение потребностей и самых важных проблем инвалидов, планирование, реализацию и оценку мер, которые необходимо принять в сфере социальной адаптации инвалидов.
В нашей стране также стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в лучшую сторону. При формировании российского законодательства в отношении инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые документы, а также положения Конституции Российской Федерации, 1993 г. С их учетом был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», 1995 г.
В Законе определены понятие и критерии инвалидности, компетенция федеральных и региональных органов власти по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности. Согласно этому закону, органы социальной защиты населения, образовательные учреждения, информации, связи, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Детям-инвалидам предоставляются равные с их сверстниками права. Статьи этого закона касаются материального обеспечения, трудовой занятости, обеспечения рабочими местами, создания общественных объединений инвалидами в будущем. В итоге, этот закон даёт социальные гарантии удовлетворения основных жизненных потребностей, улучшение общественной обстановки по отношению к инвалидам. В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сказано, что семья очень важна ребёнку-инвалиду для социализации. Именно адаптация ребёнка через семью — это основное направление государственной политики по отношению к детям с ограниченными возможностями.
Российское государство также признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Это касается всех детей, независимо от их национальности, социального положения, состояния здоровья и т.п.
Основным документом, регулирующими социальную политику в отношении ребенка-инвалида, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , 1998 г . [1] В этом законе дети-инвалиды определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а «социальная адаптация ребенка» как «процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы» [2] . Этот закон также утверждает, что политика государства по отношению к детям является приоритетной. Следовательно, основная ответственность за общее отношение к детям-инвалидам, за их воспитание, образование, обеспечение, социальную защиту, реабилитацию, адаптацию и поддержку лежит на государстве.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться инклюзивно со всеми детьми в классе. Можно утверждать, что жизнь ребёнка с ограниченными возможностями напрямую связана со способностью жить в обществе и чувствовать себя полноценным человеком. Например: учёба, общение с людьми, жизнь в семье, отношение здоровых детей к детям-инвалидам, система здравоохранения, социальной защиты в стране, возможности реализовать свои права в любой области.
Исследование психологических особенностей подростков с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, так как этот промежуточный возрастной этап, на наш взгляд, очень важен в становлении личности человека и является одним из самых основных этапов становления личности. Ведь именно в этом возрасте начинает проявляться истинный характер, становится понятно кто ты: сильный или слабый. Именно этот возраст может сломать все, а может воспитать силу воли.
В своей работе мы хотели показать, существует ли разница жизненных приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья и подростков с нормативным развитием.
Цель исследования : изучение психологических аспектов жизненных приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования : подростки с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием.
Предмет исследования : психологические аспекты жизненных приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья и нормативным развитием.
Мы предполагаем, что подростки с ограниченными возможностями здоровья так же, как их сверстники с нормативным развитием, имеют примерно одинаковые приоритеты в жизни и способны достичь значительных успехов в различных областях при поддержке семьи и государства.
Для достижения цели и проверки гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
- Рассмотреть проблему интеграции инвалидов в обществе как одну из приоритетных в современной государственной политике.
- Изучить развитие личности подростков с ограниченными возможностями.
- Подготовить методики и провести диагностические исследование жизненных приоритетов подростков.
- Проанализировать результаты исследования жизненных приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья.
- Подвести итоги и сделать выводы.
Методы исследования включали в себя логико-теоретический анализ данных психологических трудов по проблеме исследования, а так же психодиагностические методы: методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной, методика по изучению самоотношения В.В.Столина «МИС», методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Методологической основой работы послужили идеи М. М. Бахтина, В.В.Ковалева, И.А.Коневой, А. Р.Лурия, В.Н.Мясищева, О.Г.Нугаевой, О.А.Талиповой, У.В.Ульенковой.
В исследовании психологических аспектов жизненных приоритетов приняли участие ученики 7 — 9-х классов МКОУ «СОШ №7», в которых инклюзивно обучаются дети с ограниченными возможностями. Возраст испытуемых от 14 до 16 лет, общее количество — 79 человек, из них 7 учеников – 9% с ограниченными возможностями и сохранным интеллектом и 72 ученика с нормативным развитием.
Исследование проводилось с октября 2015 года по апрель 2016 года.
Прикладная ценность исследования определяется тем, что результаты работы позволяют научно обосновать необходимость проведения психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие интереса подростков с ограниченными возможностями здоровья к формированию активной жизненной позиции, развитию жизненных приоритетов, занятости в определенной сфере.
Результаты работы могут быть полезны родителям и педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 1. Теоретическое изучение психологических аспектов жизненных приоритетов подростков с ОВЗ
1.1 Развитие личности подростка с ограниченными возможностями
Личность — это человек, свободно и ответственно определяющий свое место среди других членов общества или субъект «поступания», то есть свободного социального действия. [3] Таким образом, личность представляет собой исключительно социокультурное образование. Это не просто форма существования человека в обществе, но и единственный из возможных способов личностного развития. Только включенность в общественные отношения позволяет человеку обрести данное качество. Вне этого процесса, даже при условии совершенно сохранных биологических предпосылок, формирование личности принципиально невозможно.
Современные отечественные исследования социально-психологических особенностей инвалидов во многом опираются на теории и концепции ученых, изучавших влияние патологических процессов на центральную нервную систему и личность инвалида в целом. Теории А.Р.Лурия (1944), В.Н.Мясищев (1966), В.В.Ковалев (1979) и др. имеют непосредственное отношение к личности больного человека и его внутреннему миру.
Сегодня вряд ли может вызывать сомнение идея о негативном влиянии исходного нарушения на процесс формирования личности особого ребенка по той простой причине, что сам этот процесс составляет лишь одну из сторон развития организма и психики в целом [2, c.196-197]. Формирование личности человека с ограниченными возможностями проходит те же стадии, что и у здорового человека с одним отличием — необходимо учитывать специфику и тяжесть дефекта.
Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни. На первом году жизни личностные особенности у ребенка открыто не проявляются, но к концу третьего года они становятся заметными. В некоторых его действиях и поступках появляется целенаправленность, возникает потребность доводить начатое дело до конца. Например, в ходе игры или при выполнении других действий он уже может принимать самостоятельные решения, отказаться от предлагаемой помощи, что находит выражение в высказывании «Я сам» [7, с.366].
К началу обучения в школе ребенок уже вполне сформировавшаяся личность. Он умеет понимать других людей и выполнять их просьбы, владеет нормами поведения, у него появляются самооценка и уровень притязаний, более выраженными становятся характерологические качества. В школьные годы процесс развития личности продолжается. Формируются интересы, способности, потребности, мировоззрение, убеждения, определяются жизненные цели, становятся устойчивыми воля и характер. К концу обучения в школе личность школьника приобретает, в основном, завершенный характер [1, c.177-178].
Определяющим условием развития личности человека является его многоплановая деятельность и общение, причем личность ребенка формируется в специфической для него деятельности — игре, общении, учении, труде. Вместе с тем деятельность выполняет развивающую функцию лишь в том случае, если обеспечена ее мотивационная сторона, если у ребенка складывается достаточно осознанные, стойкие и сильные внутренние побуждения.
В связи с тем, что деятельность человека многопланова, существует множество мотивов, различных по содержанию, произвольности и осознанности, побуждающих к ее выполнению. Единая взаимосвязанная система мотивов деятельности и их реализация составляют психологическую основу развития личности. В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются и развиваются различные качества личности. Система устойчивой структуры преобладающих мотивов характеризует направленность активности личности [6, с.42]
Физическое, психическое и личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сложную динамику формирования органических, психических и личностных свойств, которые представляют собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Одновременно с физическими изменениями в организме ребенка происходит глубокая перестройка психики, обусловленная не только физиологическими факторами, но в значительной степени психосоциальными [4, c.374].
У подростков с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка (И.А.Конева, О.Г.Нугаева, О.А.Талипова, У.В.Ульенкова и др.). По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние. Человек с отклонениями в развитии почти всегда в какой-то форме чувствует свое невыгодное положение, вытекающее из его дефекта, что усугубляет чувство его неполноценности. Очень важно своевременно обнаружить отклонение в личностном развитии и оказать ребенку необходимую помощь [2, с. 143].
1.2 Психологические аспекты жизненных приоритетов подростка
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро. Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.
Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.
«Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека», — говорил В. А. Сухомлинский.
Ближайшее социальное окружение — родители, другие члены семьи, друзья семьи, учителя, тренеры или руководители кружков — непосредственно влияет на развитие психики ребенка. С возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы — через средства массовой информации, организацию митингов, религиозных обществ и др.
Подросток 12 — 15 лет идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник 16 -1 8 лет, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности?», «Какой я?». Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме [4, с. 325].
Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина, которые воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.
1.3 Проблема инвалидности и инвалидов как одна из главных современной государственной политике
В разных странах и на каждом историческом этапе в понятие «инвалидность» вкладывали разный смысл. Однако, понятие «инвалид» во все времена означало «непригодный к деятельности», а для государства, которое было вынуждено затрачивать на них определенные средства, они становились иждивенцами. Да, в последнее время отношение к инвалидам изменилось, но оптимальным назвать его ещё рано. Для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья стали полноценными членами общества, необходимо не только изменить отношение общества к этой категории граждан, но и помочь адаптироваться в социальной среде.
Негативное отношение общества к людям с физическими недостатками, а также повышенные дозы жалости и внимания, создают для них не только жизненные неудобства, но и отрицательно сказываются на формировании их личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей специальной среде. К сожалению, здоровые люди зачастую отвергают человека с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется. Таким образом, социальный статус людей с ограниченными возможностями здоровья все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий [10, с.186].
Глава 2. Эмпирическое изучение психологических аспектов жизненных приоритетов подростков с ОВЗ
2.1. Организация и методы исследования
В качестве гипотезы выступило предположение, что подростки с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом, так же как их сверстники с нормативным развитием, имеют примерно одинаковые приоритеты в жизни.
В ходе нашего исследования для проверки гипотезы нами были выбраны следующие методики.
2.1.1. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной.
Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок. Испытуемым предлагался опросник состоящий из двух методик: методика выявления социально-психологических установок, направленных на «процесс — результат», «альтруизм – эгоизм» и методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу – власть», «труд – деньги». Каждая методика состоит из 40 вопросов, на которые необходимо было ответить «да», если ответ на этот вопрос утвердителен, и «нет», если ответ на этот вопрос отрицательный, и поведение испытуемого не соответствует утвердительному ответу на этот вопрос. Обработка результатов осуществляется по следующим шкалам: по первой методике – ориентация на процесс, ориентация на результат, ориентация на альтруизм и ориентация на эгоизм; по второй методике – ориентация на труд, ориентация на свободу, ориентация на деньги и ориентация на власть. Оценки об уровне развития делились по следующим параметрам: выраженность установки варьируется от 9 до 6 баллов, а низкий показатель по шкале говорит о незначительности данной установки для испытуемого.
2.1.2.Методика по изучению самоотношения В.В.Столина «МИС».
Цель: изучение структуры и содержания самоотношения человека.
Испытуемому предлагался опросник состоящий из 57 вопросов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен» — «не согласен». Для разработки опросника в качестве исходных было отобрано девять измерений, которые наиболее существенно характеризуют самоотношение как чувство в адрес собственного «Я»: 1 — осознанность «Я»; 2 — самоуважение и уверенность в себе; 3 — саморуководство и последовательность «Я»; 4 — ожидаемое отношение других; 5 — безусловное самопринятие; 6 — переживание ценности собственной личности; 7 — чувство привязанности к своему «Я»; 8 — непонимание себя, переживание конфликтности «Я»; 9 — чувство самообвинения.
Интерпретация проводится путем анализа профиля деятельности показателей, которые совместно дают целостную картину самоотношения испытуемого.
2.1.3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Цель: изучение ценностно-смысловой и мотивационной сферы, направленности и целей личности.
Наиболее информативной является методика — изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает терминальные ценности как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; и инструментальные ценности как убеждения в том, что какой-то образ или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости.
2.2. Анализ результатов исследования роли социально-психологических установок и ценностных ориентаций в формировании жизненных приоритетов подростков
В ходе исследования нами были изучены социально-психологические установки и ценностные ориентации и их роль в формировании жизненных приоритетов подростков с ограниченными возможностями здоровья.
- Анализ результатов, полученных по методике О.Ф.Потемкиной, показал, что 93% из группы подростков с ограниченными возможностями и 78% с нормативным развитием показали большую ориентацию на альтруистические ценности, чем на эгоистические.
Рассмотрение установок на «процесс-результат» показало, что 75% из группы подростков с нормативным развитием больше выражена ориентация на результат в деле, то есть эти испытуемые демонстрируют высокую способность достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам, тогда как 76% подростков с ограниченными возможностями здоровья больше ориентированы на процесс, то есть ими больше движет интерес к делу. Исследование показало, что 66% подростков как с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормативным развитием — 68% больше ориентированы на свободу. Можно предположить, что власть не является для большинства подростков значительной ценностью в жизни.
91% подростков с ограниченными возможностями здоровья и 59% с нормативным развитием показали выраженную ориентацию на труд. Исследования показало, что обычно подростки, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы заниматься какой-либо работой все свободное время в выходные и каникулы.
Сравнительные результаты исследования социально-психологических установок личности по методике О.Ф.Потемкиной
Источник