Меню

Изучение психологического здоровья учащихся

Психологическое здоровье школьников
статья на тему

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей.

В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, способы укрепления психологического здоровья школьников.

Скачать:

Вложение Размер
psikhologicheskoe_zdorove_shkolnikov.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье школьников

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.

Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.

Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи

во-вторых , постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).

в-третьих , из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?

Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию . Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.

Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.

Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.

Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности .

В. А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»

А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.

Причины нарушения психологического здоровья школьников

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.

Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.

Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.

С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

  • головных болях,
  • слабости,
  • снижении аппетита,
  • нарушении сна,
  • ухудшении памяти,
  • рассеянности

Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора

Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?

  • наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
  • наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
  • наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.

Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

(для снижения уровня школьной тревожности)

  • способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
  • не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
  • будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
  • предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
  • старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

Источник

Психологическое здоровье учащихся
материал по психологии по теме

Выступление на педагогическом совете «Психологичевкое здоровье учащихся»

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_uchashchihsya_aa.pptx 2.16 МБ
psihologicheskoe_zdorove_detey_kak_tsel_i_kriteriy_uspeshnosti_raboty_doshkolnogo_uchrezhdeniya.docx 23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Психологическое здоровье учащихся Подготовили: Забродина Ю.А. Педагог-психолог Степанова Е.А. Педагог-психолог

Психологическое здоровье – это: это здоровое развитие личности; это адекватная реакция человека на те или иные события; это здоровое мироощущение и мировосприятие.

Дошкольник. Развитая активность и любознательность, открытость миру взрослых, доверчивость и подражательность наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. Младший школьник . Наличие широкой учебной установки, любовь к учению, вера в собственные возможности, уважение к общественному взрослому, учителю. Старшеклассник. Устремленность в будущее, поиски смысла жизни, построение целей и планов будущего. Подросток. Стремление к самопониманию , самовыражению и самоутверждению, утверждение ценностных ориентаций . Проявления психологического здоровья:

Психологическое здоровье-это Г армония человека внутренняя (физического тела, его мыслей и чувств) и внешняя (между человеком и окружающими его людьми, природой)

Уровни психологического здоровья: Высший (креативный) Средний (адаптивный) Низкий (дезадаптивный)

Что влияет? Средовые факторы Личностные особенности

Профилактика и коррекция: Диагностика Коррекционная работа

Наблюдения, беседы с родителями и педагогами. Определение уровня эмоционального состояния в детском саду «Разноцветные странички» Проводимые диагностические методики с дошкольниками:

Результаты диагностики «Разноцветные странички»

Проводимые диагностические методики с учащимися 2-3 класса: диагностика внутрисемейных отношений «Рисунок семьи » выявление уровня тревожности Теммл-Дорки проективная методика «Несуществующее животное» диагностика школьной адаптации «Школа зверей» диагностика коммуникативности «Рукавички » определение самооценки «Лесенка» наблюдения, беседы с педагогами и родителями.

Уровень адаптированности 16

Уровень коммуникабельности 4

Состояние эмоциональной сферы

Внутрисемейные отношения 17

Коррекция: Коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Занятия в комнате психологической разгрузки. Песочная терапия.

В начале 2016 – 2017 году было обследовано 52 учащихся Диагностика школьной тревожности

Диагностика школьной тревожности

Диагностика школьной тревожности

Диагностика самооценк и

Исследование школьной мотиваци и

Для решения возникающих проблем можно выделить следующие модели взаимодействия их участников Ученик-учитель; Ученик – учитель – психолог; Ученик – психолог; Ученик – учитель – психолог – родители ; Ученик – учитель – психолог – родитель — …

Как создать условия для создания психологически здоровой личности: Просьба вместо требования и приказа Убеждение вместо агрессивного словесного воздействия Организация вместо жесткой дисциплины Компромисс вместо конфронтации Доброжелательное прикосновение Подбадривание Снятие напряженного состояния

Советы педагогам: Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку. Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению. Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств .

Советы педагогам: Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям. Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым

Советы педагогам: Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей. Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей. В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.

Советы педагогам: При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением. Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Советы педагогам: При работе с неуверенными в себе и застенчивыми детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит таких детей в состояние стресса. Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.

Советы педагогам: При работе с детьми, испытывающими социальный стресс, детьми – аутсайдерами, детьми, негативно относящимися к школе, необходимо в первую очередь наладить контакт с ними и установить доверительные отношения. Нужно постараться выяснить, какие проблемы тревожат ребёнка, предложить свою помощь. Для улучшения психологического климата в классе необходимо проводить внешкольные мероприятия, наладить работу с лидерами и предпочитаемыми, использовать их помощь в руководстве классом, привлекать детей группы риска к участию в жизни класса, школы, выполнению поручений, способствовать самораскрытию, самоутверждению, повышению авторитета детей группы риска среди одноклассников.

Ребёнок нуждается в вашей любви именно тогда, когда меньше всего этого заслуживает . ( Э. Бомбен ) Помните!

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы образовательного учреждения.

Основная задача работы школьного психолога – сохранение и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Наши дети, в большинстве своем, живут в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для их полноценного развития. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и психологического.

Что же такое психологическое здоровье?

-Это здоровое развитие личности.

-Это адекватная реакция человека на те или иные события.

-Это здоровое мироощущение и мировосприятие.

Отличие психологического здоровья от психического, заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом, это неразделимость телесного и психического в человеке.

Как же мы можем определить, что ребенок психологически здоров?

Для каждого возраста существуют свои проявления психологического здоровья.

Здоровый дошкольник активный и любознательный, доверяет взрослым, подражает им, но вместе с этим стремится к самостоятельности, проявляет интерес к новым игрушкам, веселый и подвижный.

У младшего школьника должна преобладать высокая учебная мотивация, интерес ко всему новому, он верит в свои силы и возможности, уважает взрослых.

Старшеклассник устремлен в будущее, он ищет смысл в жизни, ставит перед собой цели, строит планы на будущее.

Подросток стремится к самопониманию, самовыражению и самоутверждению.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Выделяют три уровня психологического здоровья:

Творческое отношение к жизни, умеют принять проблему и самостоятельно справляться с трудностями.

Несколько повышенная тревожность.

Приспосабливается к внешним условиям в ущерб себе. Нуждается в индивидуальной коррекционной помощи.

Мы, педагоги дошкольного образования, окружаем ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Что влияет на психологическое здоровье?

К неблагоприятным средовым факторам в первую очередь можно отнести неблагоприятные семейные условия. Семья-это главное в формировании личности. Во-вторых это неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой к развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов.

Какая же работа проводится нами в нашем учреждении?

Это проведение диагностических методик и по их результатам построение коррекционной работы. Это системетические индивидульные и групповые занятия.

Диагностика у дошкольников:

Многие разработанные диагностические методики не приемлемы для наших детей дошкольного отделения. Самое элементарное для них – восприятие цвета, поэтому использую цветовые методики. Ребенку предлагается закрасить разными карандашами фрагменты его дня. По характеру цветовыбора определяю трудности, с которыми сталкивается ребенок или же его благополучие.

По результатам диагностики «Разноцветные странички» чаще всего дети испытывают небольшое тревожное состояние, когда расстаются с мамой (7чел.), трое испытывают состояние крайней неудовлетворенности на занятиях, у двоих состояние легкой тревоги вызывает посещение столовой, у двоих других детей – дневной сон. Но в целом день раскрашивался в спокойные, ровные цвета.

У учащихся 2-3 классов выявляла состояние эмоциональной сферы, смотрела адаптацию к школе, проводила диагностику внутрисемейных отношений, оценивала уровень коммуникабельности, определяла самооценку,

Если у нормального человека поведенческие реакции и эмоциональные проявления регулируются интеллектом, то при умственной отсталости поступки часто совершаются под влиянием эмоциональных импульсов.

Наши дети не всегда способны управлять своими эмоциями, понимать эмоциональные состояния других.

У большинства детей наблюдаются проявления агрессии, они импульсивны, раздражительны, вспыльчивы.

По результатам диагностики адаптации учащихся в школе из 20-ти обследуемых детей только 4 чел. показали низкий уровень адаптированности.

Уровень коммуникабельности достаточно высокий.

В 3 классе из 12 обследуемых детей — 10 показали высокий уровень коммуникабельности. Во 2 классе из 10 обследуемых 6 человек – средний уровень, 4 чел. –высокий.

По результатам обследования эмоциональной сферы из 24 человек 12 чел. показали стремление к домашней защите, 4 чел.- стремление к одиночеству, у 7 чел. наблюдаются явные черты агрессии.

Самооценка высокая у 22 учащихся (что является нормой в данном возрасте) и лишь у двоих она заниженная.

По результатам диагностики внутрисемейных отношений у 4 детей из 24 на рисунке семьи не изобразили себя, что позволяет нам предположить, что ребенок не отождествляет себя со своей семьей. У троих чувствуется отчужденность и напряженность в отношениях.

По результатам проведенного обследования выстраивается программа коррекционной работы, проводятся беседы с педагогами и родителями.

Проводим занятия в комнате психологической разгрузки, которые позволяют почувствовать себя в спокойной, доброжелательной, безопасной и комфортной обстановке без вербальных оценок и критики. Сенсорная комната как профилактическое средство способствует снятию психоэмоционального напряжения, снимает нервное возбуждение и тревожность, снижает беспокойство и агрессивность, повышает уровень стрессоустойчивости .

Использую песочную терапию. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Песок как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

В конце учебного года проводится заключительное обследование, которое помогает выявить эффективность занятий по формированию психологического здоровья.

Как создать условия для создания психологически здоровой личности

  • Просьба вместо требования и приказа
  • Убеждение вместо агрессивного словесного воздействия
  • Организация вместо жесткой дисциплины
  • Компромисс вместо конфронтации
  • Доброжелательное прикосновение
  • Подбадривание
  • Снятие напряженного состояния
  • Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
  • Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
  • Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
  • Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
  • В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
  • Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
  • Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  • Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
  • При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
  • Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Уважаемые коллеги! Будьте внимательны к психическому здоровью детей. Правильное поведение педагога – его терпение и доброжелательность, уважительное отношение к детям, использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе – это залог психологически здоровых учеников.

Традиционными методами изучения эмоциональных состояний детей являются наблюдение, опросники, анкетирование, беседы с родителями и педагогами. Но часто для наших дошкольников тестирование и анкетирование являются неприемлемыми. В таких случаях в детской психологии часто используют цветовые диагностические методики Это оправданно, так как у детей более непосредственно проявляется психофизическая связь выбора определённого цвета с соответствующим эмоциональным состоянием и отношением к конкретной эмоциональной ситуации. Восприятие цвета — самое элементарное для них.

Методика «Паровозик » основана на цветовом тесте Люшера. Она направлена на определение степени позитивного и негативного психического состояния. В качестве стимульного материала используются белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зелёный, синий, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный). Ребенку предлагается построить необычный поезд. В зависимости от места вагончика в составе поезда ему присваивается определённое количество баллов. Сумма баллов определяет

степень выраженности эмоционального состояния ребёнка в данный момент.

Источник

Читайте также:  Проект по биологии гмо пища будущего или риск для здоровья
Adblock
detector