Изучалось состояние здоровья выпускников
Состояние здоровья студентов – одной из представительных групп молодежи страны, является актуальной проблемой современного общества [12].
Успешная подготовка высококвалифицированных кадров, обеспечивающих устойчивость экономического развития государства, тесно связана с сохранением и укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи. Вместе с тем, все возрастающие требования к уровню подготовки специалистов-медиков высшего звена, обусловленные увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке студентов. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний [2, 23].
Группа факторов, входящих в образ жизни, по данным ВОЗ [33, 34], оказывает влияние на организм человека в 50-55 %. В частности, это нерациональное питание, частые стрессы, материально-бытовые условия проживания и труда, не отвечающие нормам, гиподинамия, курение, алкоголь, употребление наркотиков, бесконтрольное употребление лекарств, непрочность семьи, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень. На долю здравоохранения приходится только 10-15 %, сюда входит своевременность медицинской помощи, эффективность профилактических мероприятий, качество медицинской помощи [5].
Изучением влияния учебного процесса на здоровье студентов долгое время занимается ученый И.Р. Шагина, которая во многих своих работах указывает на персональный характер воздействия на организм студентов, определяя это адаптационными возможностями организма [25, 26, 27]. Автор в своей работе обосновала, что ухудшение здоровья напрямую зависит от генетических составляющих, то есть наследственной предрасположенности к патологиям, однако активация этого обусловлена влиянием образа жизни. За время обучения в вузе здоровье студентов объективно ухудшается, к моменту окончания вуза только 20 % выпускников могут считаться практически здоровыми [25].
Как известно, снижение уровня здоровья студентов случается в тех случаях, когда они не соблюдают принципы здорового образа жизни. За период обучения, под воздействием факторов, указанных ранее, происходит ослабление состояния здоровья, большинство студентов находится в предболезненных (преморбидных) состояниях [16, 29].
Мониторинг казахстанских, российских, а также международных баз информации (Scopus, Pub Med, Elsevier), доказал, что учебная нагрузка студентов-медиков в среднем в 2 раза выше нагрузки студентов из технических вузов [3, 19, 30]. Известно, что показатели здоровья студентов медицинских специальностей являются низкими при сопоставлении с показателями здоровья студентов гуманитарных и технических специальностей [19].
Российский исследователь В.Б. Мaндриков указывает снижение физической работоспособности, а также общей активности и выносливости организма студентов-медиков [14].
Авторы А.В. Попов, В.Б. Мaндриков, И.A. Ушaковa, М.П. Мицулинa, приводят данные о том, что студенты-медики имеют более низкие показатели здоровья по сравнению со студентами других вузов. По данным А.В. Попова, число студентов, отнесенных к I группе здоровья, составляет от 23,8 до 30,0 %, ко II – от 32,8 до 40,0 % и к III – от 30,0 до 43,4 % [14, 20].
Проведенные исследования по динамике заболеваемости свидетельствуют об увеличении количества студентов имеющих хроническую патологию. Прослеживается тенденция к росту заболеваемости, как в целом, так и по отдельным нозологиям. Чаще всего студенты обращаются с острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ), ангинами и бронхитами, тонзиллитами. Структура хронических патологий складывается следующим образом, повсеместно наблюдается расстройство пищеварения и нарушений обмена веществ (40,3 %), высокая распространенность заболеваний эндокринной системы (35,8 %), органов дыхательной системы (35 %), заболеваний глаз (28 %), системы кровообращения (26,3 %), костной, мышечной и соединительной ткани (23 %), мочеполовой системы (7,6 %) [15, 21].
Таким образом, специфика обучения в медицинском вузе предъявляет еще более высокие требования к исходному состоянию здоровья студентов. Однако большая часть исследовательских работ посвящена изучению состояния здоровья студентов немедицинских вузов: педагогических, сельскохозяйственных, технических и др. [1,18].
Физическое развитие является прямым показателем здоровья, считает автор А.В. Шиловская, анализ ее работ определил, что у 54,6 % физическое развитие является гармоничным, дисгармоничным – у 31,4 %. Несмотря на это, около 30 % студентов медицинских университетов, относятся к специальной группе по занятиям физической культурой, а 4 % полностью освобождены от физкультуры [28].
Анкетирование, проведенное казахстанским исследователем С.А. Батрымбетовой, позволило установить, что в городе Семей только 10,6 % студентов, обучающихся на первом курсе, отнесены в группу здоровых студентов, а в городе Актобе количество здоровых студентов на первом курсе составляет 32,6 % [3].
При анализе патологий студентов 1 курса выявлено наличие нескольких патологий [9]. По одному заболеванию зарегистрировано у 44,7 %, у 38,9 % зафиксировано сочетание двух, трех, четырех и более заболеваний. Проанализированы работы российских ученых, в которых отмечается изменение состояния здоровья студентов в сторону ухудшения, ко второму курсу. Количество случаев обращений, по заболеваемости на 2 курсе, возросло на 23 %, а к четвертому – на 43 % [4]. Динамика с 1 по 6-7 курс указывает на снижение процента студентов с I и II группами здоровья с 48,7 до 25,2 %, увеличение числа с III с 51,3 до 74,8 % [5].
Разбор структуры визитов студентов к врачу показал, максимальное количество визитов у студентов I и II курса, важнейшем образом с заболеваниями дыхательной системы, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, мочеполовой системами [24].
Изучение литературы по данному вопросу [4, 5] позволило выявить основные заболевания, встречающиеся у студентов, а также определило высокую степень риска развития следующих заболеваний: миопия, бронхит, инфекционные заболевания мочеполовой системы, нарушения системы ЖКТ, а также подмечается рост заболеваемости с увеличением продолжительности обучения. Важно, что рост заболеваемости у студентов уменьшает результативность учебного процесса, не пролеченные заболевания, а также не выявленные во время медицинских осмотров, могут быть основанием формирования хронических патологий, которые могут ограничивать будущую профессиональную деятельность молодого специалиста [33].
К специфическим особенностям образа жизни студентов чаще всего относятся чтение, подготовка к занятиям ночью 51,3 %, поздние ужины, перед сном, 48,6 %, проблемы в личной жизни 48,9 %. Особенностью гендерных тенденций, является большой процент девушек с недостаточной двигательной составляющей 46,9 – 63,6 %, присутствуют вредные привычки в 41,4 – 45,1 % по сравнению с юношами. Образ жизни юношей характеризуется присутствием психоэмоционального стресса 87,5 – 87,8 %, малым нахождением на свежем воздухе 88,9 – 90,6 %, несоблюдением режима сна 37,5 – 44,4 %, недостаточной медицинской инициативностью 19,8 – 26,3 %. Выше 70 % девушек и около 45 % юношей не принимают участие в спортивной деятельности, физическая активность в основном определяется занятиями физкультурой в университете. Каждый третий студент, страдающий хроническим заболеванием, посещает группу ЛФК. 64,7 % исследованных студентов вообще не занимаются спортом [26].
Полноценное и рациональное питание – важный аспект студенческой жизни. Так, по определению основоположника науки о питании академика А.А. Покровского, питание своевременно и полно удовлетворяет физиологические потребности организма в пищевых веществах, энергии, укрепляет здоровья от различного рода заболеваний, способствует повышению работоспособности, обеспечивает высокую активность, жизнерадостность на долгие годы. Поиск данных в литературе о питании студентов показал [22, 32] проблемы в этой области. Только треть учащихся соблюдают режим питания. Значительная часть студентов питается «перекусами» по дороге в университет или иные места т.е. на ходу, всухомятку 1-2 раза в день. В основном питание студентов приставлено углеводами, так как они легче всего восполняют затраты энергии. 25 % учащихся соблюдают режим питания, но максимальный прием пищи случается в вечерние часы [23].
Соответственно литературным данным, вредные привычки у студентов связаны со стрессами, сложностью учебной программы, отсутствием условий организации быта, налаженного механизма отдыха, который нужен при напряженной работе для освоения современных программ обучения [16].
По данным исследований Н.П. Горобея и Н.И. Жернаковой встречаемость табакокуре-ния среди учащихся медицинского вуза составила 41,5 % на 100 опрошенных; алкогольные напитки употребляли 88,5 % из 100; имели опыт употребления наркотиков 22 % из 100 респондентов [6]. Из 41,9 % курящих первокурсников 33,5 % – девушки. Установлено, что 49 % студентов применяют алкоголь от 3 раз в месяц до 2 раз в неделю [10].
При анализе литературных работ исследователя А.В. Шиловской были выявлены основные компоненты ЗОЖ и процент использования их студентами, то есть систематическую профилактику утомлений, и ежедневное восстановление после учебы проводят только четверть студентов, правильного суточного режима придерживаются только 22,15 % студентов, процедуры закаливания используют 18 %. Активные формы отдыха – занятия спортом, отдых на природе, игры и прогулки на свежем воздухе привлекают 5,3 % студентов. Современные студенты в большей степени предпочитают пассивные формы досуга. Слушают музыку, смотрят фильмы, общаются в социальных сетях, играют в компьютерные игры. Предпочитаемые студентами механизмы релаксации, формы досуга крайне недостаточны для компенсации затрат нервной, психической энергии, необходимых для благополучной учебы [28].
Ряд зарубежных авторов [31], изучавших вопросы медицинского обслуживания студентов, отмечают, что службы здравоохранения должны опекать студентов, по крайней мере, в возрасте 17-19 лет.
Ценностные ориентации по соблюдению здорового образа жизни, еще не получили должного места в системе ценностей студента. Здоровый образ жизни не является нормой для большинства студентов нашего государства. Большая часть студентов неправильно питается, не проявляет необходимую в их возрасте двигательную активность, не соблюдает режим дня, не использует элементы закаливания, чаще всего снимаю стрессы посредством вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания). Наблюдается устойчивая гиподинамия. Это вызывает озабоченность, так как отсутствие должных ориентаций в поведении приводит к формированию закрепленных, за время обучении в университете, привычек. Образует разрыв между реальным статусом и образом жизни молодого человека, с одной стороны, и требованиями жизни с другой. Низкое здоровье негативно отражается на способностях студенческой молодежи быть устойчивыми к факторам внешней среды, быть работоспособными и конкурентоспособными в условиях выбранной профессиональной деятельности [8]. Поэтому необходимо активировать и стимулировать влияние факторов, оказывающих положительное влияние, поскольку они укрепляют состояние здоровья, и нейтрализовать действие факторов, которые пагубно влияют на здоровье.
Изучение здоровья студентов, факторов его обусловливающих, забота о здоровья отожествляет не только медицинский, но и социальный аспект, а также определяет одну из приоритетных задач вузовского образования. Тем не менее, в настоящее время, чаще всего работа, связанная с профилактикой и оздоровлением студенческой молодежи, носит бессистемный характер, отсутствует четкая методология, слабо используются новые технологии оповещения и оздоровления, диагностики, лечения и реабилитации, низок уровень материально-технической базы ВУЗов [17].
Успех оздоровления и восстановительного лечения студентов во многом зависит от организационных форм работы, методов оздоровления и медицинской реабилитации, уровня и качества подготовки кадров, занимающихся лечебно-профилактической деятельностью в молодежной среде [13]. Это требует принятия неотложных действенных мер и правил по созданию условий для перехода к здоровому образу жизни каждого студента. Для разработки и внедрения которых необходимы совместные существенные усилия государственных органов, всех педагогических коллективов вузов и самих студентов.
В настоящее время методы донозологической диагностики [11] должны занять важное место в практической деятельности врачей и применяться в отношении тех студентов, которых врачи считают практически здоровыми, но на самом деле они могут находиться в пограничном состоянии между здоровьем и болезнью. Умение диагностировать эти состояния, предотвращать и ликвидировать – важнейшая задача медицинской науки и практического здравоохранения.
Источник
Экзаменационные задачи для студентов 4 курса педиатрического факультета, 2013 – 2014 учебный год
Зав. кафедрой, д. м.н., профессор
Экзаменационные задачи для студентов
2013 – 2014 учебный год
Задача
Ребенок 10-ти лет заболел корью 8 февраля и находился на лечении в детской поликлинике до 25 февраля. За ребенком ухаживал отец, служащий территориального фонда обязательного медицинского страхования. Будет ли ему выдан больничный лист по уходу за заболевшим ребенком? Если да, то оформите этот документ.
Задача
Составьте макет статистической таблицы к предложенной цели: «Изучить состояние здоровья детей в неполных семьях в зависимости от характера течения беременности и родов, массы ребенка при рождении, качества материнского ухода за детьми раннего возраста, соблюдения принципов здорового образа жизни в семье».
Ребенок 8 лет заболел острым бронхитом 10.08. Находился на амбулаторном лечении до 29.08. За ребенком ухаживала мать, работающая продавцом магазина. Как оформить нетрудоспособность гражданки? Выпишите больничный лист, если это требуется в данной ситуации.
Используя данные годового отчета, рассчитайте уровень и структуру первичной заболеваемости, болезненности детей в возрасте до 14 лет, а также полноту охвата диспансерным наблюдением детей с болезнями эндокринной системы. Дайте оценку показателям.
Задача
Рассчитайте по годовому отчету лечебно-профилактического учреждения основных специальных показателей работы стационара родильного дома и оцените их.
Задача
Перед врачами детской поликлиники поставлена цель: изучить состояние здоровья детей дошкольного возраста и факторов его определяющих. Составьте план и программу статистического исследования для выполнения поставленной цели. Разработайте макет статистической таблицы, наиболее полно отражающий изучаемую проблему.
При проведении комплексного медицинского осмотра 175 первоклассников сельских школ Труновского района Ставропольского края было установлено, что 34 ребенка не имели отклонений в физическом и нервно-психическом развитии, редко и не длительно болели острыми заболеваниями. Часто болели острыми заболеваниями 46 детей. У 14 детей в течение года отмечались острые заболевания со средней длительностью более 20 дней, а у 12 зарегистрированы отклонения в физическом развитии. Хронические заболевания имели 69 школьников. Дайте комплексную оценку состояния здоровья первоклассников.
Задача
была принята на работу 2 апреля с недельным испытательным сроком. 6 апреля заболел ее десятилетний сын и лечился амбулаторно. В связи с необходимостью ухода за больным ребенком, гражданка И. не была на работе с 6.04. по 21.04. Как оформить нетрудоспособность гражданки. Выпишите больничный лист, если это требуется в данной ситуации.
Задача
24 лет 2.08. родила здорового доношенного ребенка. Роды прошли в нормальные сроки, без осложнений со стороны матери и ребенка. Период беременности и послеродовой период также протекали без осложнений. Как оформить её нетрудоспособность? Выпишите больничный лист, если это требуется в данной ситуации.
Рассчитайте по годовому отчету лечебно-профилактического учреждения -5 специальных показателей деятельности женской консультации. Оцените полученные данные.
В поселке Теберда проживает 1600 детей. Привито против гриппа 600 детей. Заболели гриппом среди привитых 90 детей, а среди непривитых 200 детей. Достоверно ли снижается уровень заболеваемости гриппом при вакцинации.
Начертите график распределения детей-инвалидов по ограничениям жизнедеятельности, если известно, что 34,8% детей-инвалидов не в состоянии общаться с окружающими, 28,6% — передвигаться, 18,8% — адекватно вести себя, 10,0% — ухаживать за собой, прочие ограничения жизнедеятельности составляют 7,8%.
Составьте план и программу статистического исследования, разработайте макет статистической таблицы к теме: “Исследование причин младенческой смертности в городе Ставрополе в зависимости от возраста, уровня образования, медицинской активности и состояния здоровья родителей ребенка”.
Рассчитайте по годовому отчету лечебно-профилактического учреждения основных показателей работы педиатрического отделения стационара. Оцените полученные данные.
Рассчитайте 5 специальных показателей работы педиатрического отделения поликлиники центральной районной больницы и дайте им оценку.
Используя данные годового отчета родильного дома, рассчитайте уровень, а также структуру заболеваемости и смертности детей в ранний неонатальный период. Оцените полученные данные.
Используя данные годового отчета, рассчитайте уровень и структуру первичной заболеваемости, болезненности детей и подростков, проживающих в районе обслуживания больнично-поликлинического объединения. Оцените полученные данные.
У медицинской сестры П. с 15.09. по 25.09. болел семилетний ребенок. Из-за невозможности госпитализации был организован стационар на дому. Как оформить нетрудоспособность гражданки. Выпишите больничный лист, если это требуется в данной ситуации.
Используя данные годового отчета о медицинской помощи детям, рассчитайте показатели здоровья детей первого года жизни и дайте им оценку.
Определите доверительные границы «Индекса здоровья» у первоклассников, если результаты выборочного исследования показали, что доля ни разу не болевших в течение года детей составляет 18,3%. Вероятность безошибочного прогноза 99%, а наблюдением было охвачено – 430 детей.
Вычислите демографические показатели и дайте им оценку, если среднегодовая численность населения в районе составляет 320 000 человек, за год родилось 4100 детей (в предыдущем году родилось 3600 детей), умерло 4300 человек, в том числе в возрасте до одного года – 42 ребенка.
находясь в отпуске без сохранения содержания (с 20.05 по 30.05), болела катаральной ангиной с 22.05 по26.05, в этот же период её шестилетний ребенок получил травму и лечился амбулаторно в травматологическом пункте с 26.05 по 12.06. Как оформить нетрудоспособность гражданки? Выпишите больничный лист, если это требуется в данной ситуации.
в связи с переломом голени был нетрудоспособен с 20 января по 22 марта, причем с 20.01 по 12.02. находился на стационарном лечении, а затем лечился у хирурга поликлиники и был освобожден на этот срок от работы.
Оформите его нетрудоспособность.
Выборочное исследование, проведенное в Ставропольском крае, показало, что средний рост 7-летних мальчиков составил – 125,8 см. Определите доверительные границы показателя с вероятностью безошибочного прогноза 99%, если число наблюдений равно – 116, а среднеквадратическое отклонение составило 5.3. В каких пределах находятся параметры нормального физического развития мальчиков этого возраста.
Вычислите показатели соотношения, если известно, что численность населения в районе обслуживания лечебно-профилактического учреждения составила 65000 человек, население района обслуживают 150 врачей амбулаторно-поликлинической службы, и имеется 520 больничных коек. Представьте полученные данные графически.
во время трудового отпуска (с 21.05 по 24.06) находилась в стационаре в связи с уходом за 4-летней дочерью, больной пневмонией с 20.06 по 8.07. Ребенка выписали из стационара с улучшением, однако по состоянию здоровья девочка нуждалась в амбулаторном лечении до 15.07.
Оформите нетрудоспособность в связи с уходом за заболевшим ребенком.
При изучении средней длительности заболеваемости детей острыми респираторными вирусными инфекциями было установлено, что в течение 5 дней болели 5 человек, 6 дней заболевание продолжалось у 5 человек, 7 дней – у 6, 8 дней – у 11, 9 дней – у 5, 10 дней – у 2 детей. Составьте вариационный ряд. Какие виды средних величин есть в этом ряду? Рассчитайте среднюю арифметическую величину для данного ряда.
В Арзгирском районе проживаетчеловек, в том числе 11 500 детей. В течение года зарегистрировано у детей 2 400 случаев заболеваний ангиной (катаральной – 1 380 случаев, лакунарной – 650, фолликулярной – 370). Ни разу не болели в течение года 480 детей. Вычислите уровень и структуру заболеваемости детей острыми тонзиллитами, а также индекс здоровья у детей в возрасте до 15 лет.
Вычислите показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности, если на предприятии работает 1200 человек, за год зарегистрировано 950 случаев временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями и 48 в связи с уходом за заболевшим ребенком. Число дней временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями составляет 21 000, и 390 в связи с уходом за заболевшим ребенком.
Шестнадцатилетний школьник заболел острым респираторным заболеванием, осложнившимся пневмонией. Лечился у участкового врача с 12.10 по 3.11. В первые шесть дней заболевания отмечалась высокая температура, явления интоксикации. Оформите нетрудоспособность матери, ухаживающей за заболевшим сыном.
Составьте макет групповой таблицы “Распределение детей, госпитализированных в стационар по нозологическим формам заболеваний, полу, возрасту, уровню благосостояния семьи, типу семьи (полная, неполная)”.
Закройщица фабрики “ВОСХОД” Д. не могла выйти на работу в связи с уходом за заболевшей пятилетней дочерью с 5 по 12 февраля, в этот период времени ребенок лечился в детской поликлинике. 10 февраля состояние девочки ухудшилось, и ее госпитализировали в стационар, где она находилась до 20 февраля. Выпишите больничный лист, если это требуется в данной ситуации.
У рабочей П. 14 февраля заболел пневмонией двенадцатилетний сын и лечился в стационаре с 14.02 по 27.02. Младший ребенок девяти лет с 18.02 по 28.02 лечился амбулаторно по поводу ОРВИ. Имеет ли мать право на больничный лист? Выпишите больничный лист, если это требуется в данной ситуации.
Определите тип воспроизводства и показатели естественного движения населения в Ставрополе, если среднегодовая численность населения составляет 342000 человек, в том числе дети (0-14 лет) – 66300, а трудоспособное население (15-49 лет) – 193800 человек. В текущем году родилось 3400, а в предыдущем 2900 детей. Умерло в текущем году 4000 человек, в том числе 41 ребенок, из них в возрасте до одного года – 36. Оцените полученные результаты.
В инфекционное отделение больницы с острыми кишечными заболеваниями было госпитализировано в январь – 9 детей, в феврале – 5, в март – 12, в апреле – 10, в мае – 14, в июне – 18, в июле – 21, в августе – 29, в сентябре – 17, в октябре – 15, в ноябре – 8, в декабре – 6. Выберите вид графического изображения наиболее соответствующий имеющимся данным, масштаб, начертите диаграмму и сформулируйте выводы
Изучалось состояние здоровья выпускников средних школ в Ставропольском крае. Установлено, что из 100 обследованных городских школьников практически здоровыми были 27 подростков, а из 150 сельских школьников – 46. Существенно ли отличается состояние здоровья этих групп школьников?
Рассчитайте по годовому отчету лечебно-профилактического учреждения общих показателей деятельности детской поликлиники и оцените полученные результаты.
Анализ выборочного опроса 145 студентов первого курса медицинской академии показал, что профессиональный выбор определялся личной заинтересованностью у 115 человек, тогда как 30 человек поступили в вуз, следуя желанию родителей. Вычислите один из экстенсивных показателей и определите его доверительные границы с вероятностью безошибочного прогноза 99%. Сформулируйте вывод.
Используя данные годового отчета ЦРБ, рассчитайте уровень и структуру заболеваемости и смертности недоношенных новорожденных, а также уровень перинатальной смертности. Оцените полученные показатели.
Вычислите интенсивные и экстенсивные показатели заболеваемости школьников, если известно, что на медицинском осмотре из 156 учащихся специализированной школы выявлено 45 случаев заболеваний, из 189 учащихся гимназии – 67 случаев, а из 85 воспитанников интерната – 38 случаев заболеваний.
Вычислите показатели неонатальной и младенческой смертности. Дайте оценку этим показателям, если в данном календарном году умерло 39 детей в возрасте от 0 до 14 лет, в том числе на первом месяце жизни – 15, из них в первые 6 суток – 12, в постнатальном периоде – 8, в 2-4 года –7, в возрасте 5-ти лет и старше – 9 детей. В данном календарном году родилось 1800 детей, в предыдущем 1500, а среднегодовая численность детей составила 56 000 человек.
Сравнить заболеваемость женщин, имеющих различное число детей, с показателями, стандартизированными по возрасту и дать заключение.
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности замужних женщин в зависимости от числа детей в семье (на 100 работниц соответствующей группы)
Источник