Меню

Изо для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Влияние занятий изобразительной деятельности в работе с детьми ОВЗ»
статья по изобразительному искусству (изо)

Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил умений и знаний. В процессе изобразительной деятельности дети открывают мир, пробуют себя и находят свое место в нём. В сложившихся современных условиях изобразительное искусство должно играть особую роль в формировании социальных связей формирующегося человека путем вовлечения его в профессиональную, историческую, культурную традицию нашей страны. Особенно важно, для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать содержательно — и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной духовной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_27.11.19.docx 18.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Багаевская СОШ №2

« Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий ИЗО деятельности »

Подготовила: учитель изобразительного

искусства и черчения МБОУ БСОШ №2

Горбачева Ольга Ивановна

Ст. Багаевская, 2019 г.

Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил умений и знаний. В процессе изобразительной деятельности дети открывают мир, пробуют себя и находят свое место в нём. В сложившихся современных условиях изобразительное искусство должно играть особую роль в формировании социальных связей формирующегося человека путем вовлечения его в профессиональную, историческую, культурную традицию нашей страны. Особенно важно, для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать содержательно — и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной духовной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции.

Изобpазительная деятельность детей с проблемами слуха, в отличие от ноpмы, имеет свои специфические особености, котоpые были детально изучены отечественными (И.И. Будницкая, А.H. Лозовая, В.С. Мухина) и заpубежными учеными (М.Д. Баpтлет, П. Лайт, К. Маховеp).

Говоря о периодизации развития детского рисования, необходимо особо отметить труды выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского. В своих исследованиях он вводит понятие «высшие психические функции», которое означает собственные человеческие приобретения, присвоенные индивидом в процессе его социального развития. Среди высших психических функций он выделяет процессы овладения средствами культурного развития и мышления, одним из которых и является рисование.

В процессе формирования личности значительная роль принадлежит искусству, которое формирует духовный мир человека, его морально-нравственные убеждения, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Это особенно важно для детей, которые в силу свих недостатков, встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию. В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция — восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.

Основная цель педагога — помочь детям познать окружающий мир, адаптироваться в нем, найти свое призвание и развить профессиональные умения и навыки, которые пригодятся в будущей жизни.

Как известно, человек — существо социальное. Придя в этот мир, ребенок, практически с первого вздоха, вынужден вступать в контакт с себе подобными, то есть общаться. Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, вырабатывают необходимую программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается многовековой человеческий опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. Когда же речь идёт о передаче социального и научного опыта ребенку, то есть обучения, целесообразно говорить о педагогическом общении.

Изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Только на уроках рисования и музыки развиваются творческое и абстрактное виды мышления, то, что выделяет человека его из царства животных. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин.

Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии, занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

Ценность изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в коррекции имеющихся нарушений средствами изобразительной деятельности. Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особенностью этого письма может быть его зеркальность. Поэтому уроки рисования несут в себе несколько задач:

Во–первых, развитие абстрактного мышления у детей, кстати только два школьных предмета способствуют развитию этого вида мыслительной деятельности, это рисование и музыка

Во–вторых, развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности учащихся.

В–третьих, формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма.

В–четвёртых, способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения.

В–пятых, помогают в профессиональном определении учащихся и так далее.

Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.

При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:

— формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;

— учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;

— тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;

— актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;

— эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;

— развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;

— процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.

Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:

1) у детей формируются навыки наблюдения;

2) совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

3) дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

4) формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира;

5) дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения;

6) развиваются зрительная и двигательная память;

7) дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

8) на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

Таким образом, специфика изобразительной деятельности позволяет успешно приобретать социальные навыки и духовные качества человека. Это обусловлено тем, что используются различные методы и приёмы, предполагается организация разных видов предметно-практической деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество — высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, орегинальное.

Повышение интереса, развитие творческих способностей на занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения развивающих упражнений.

Выявление одаренных детей в области художественного творчества и исполнительского мастерства в изобразительном искусстве, через эффективность использование не традиционных художественных материалов и .

Познакомить детей с инновационным способом рисования осеннего пейзажа в технике «по сырому». .

В данном материале освещены вопросы актуальности занятий изобразительной деятельностью детей, корреляционная зависимость творчества и человека, кратко об анализах детских рисунков, перечислены методы .

Техника «бумагопластика» для развития творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительной деятельностью.Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное об.

Источник

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Tатьяна Чернышева
Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем не заменимо и невосполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности

Рисование — одно из любимых занятий детей с ограниченными возможностями здоровья, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность создает у ребенка определенную установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребенка, влияя на его восприятие в целом.

Изобразительную деятельностьмы включаем в разнообразные занятия детей: в коллективные игры, в подготовку и проведение праздников и утренников и т. д. Дети готовят рисунки, а затем организуют выставки на всевозможные темы: «Что нам осень принесла?», «Волшебница-зима», «Как я провёл лето». В подарок воспитателям, родителям, своим друзьям дети готовят поздравительные открытки (с аппликациями, делают небольшие изделия из природного материала (шишек, веточек, желудей, соломки, оформляют альбомы и т д.

Вся эта разнообразная деятельность служит основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности, повседневной жизни. В этой деятельностискладываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка, формирует его эмоциональную сферу. Дети, наблюдая за происходящим вокруг, изображая увиденное, пытаются, так или иначе, определить и нравственную ценность изображаемого. Овладение ребенком критерием красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.

Сталкиваясь с различными поступками людей в детском саду, семье, ребенок не всегда обращает внимание на нравственную сторону их

поведения. Мы учим детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению, нравственного опыта ребенка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.

Умение понимать других существенно помогает ребенку найти верную линию поведения среди сверстников. В группе, в играх, в общественных делах это качество необходимо ребенку для того, чтобы установить дружеские и товарищеские контакты в детском коллективе, и для формирования у него такого важного нравственного качества, как отзывчивость.

Ребенок переносит в рисунок свои оценки явлений окружающей жизни. Рисунок представляет собой новую, воображаемую жизнь, которая создается в процессе изобразительного творчества ребенка. Эту жизнь ребенок не только создает, но и сам в ней участвует. Для воспитания детей эта особенность процесса изобразительной деятельности очень важна, потому что сопереживание выражается в перевоплощения ребенка в героя события, происходит перенос оценки героя на себя. Ребенок перевоплощается в самые различные роли.

Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребенка способности к сочувствию людям. Изобразительная деятельность помогает формировать у ребенка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Эта деятельность влияет на развитие у детей правильного отношения к природе, умения ценить природу.

Большие трудности дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают при овладении письмом, особенностью этого письма может быть его зеркальность, изобразительная деятельность способствует коррекции этих нарушений.Поэтому уроки рисования несут в себе несколько коррекционных задач:

развитие абстрактного мышления у детей;

развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности дошкольника;

— формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма;

— способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения.

Главная задача воспитателя, работающего с детьми с ограниченными возможностями – это открыть, зажечь, заинтересовать ребёнка художественной деятельностью. Поэтому мы стараемся разнообразить

техники исполнения работ. Ведь, то, что хорошо получается у одного ребенка, другому не подходит. Поэтому подходы работы с каждым ребёнком должны быть индивидуальными.

Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и является важным фактором формирования личности.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Как уже говорилось, каждое задание надо подстраивать под конкретного ребенка. Это касается не только тематики, но и способа исполнения. Мы используем не только кисточку, рисуем и пальцами. Необходимо использовать все известные ныне материалы и инструменты, ведь одному удобнее рисовать карандашом, мелком, шариковой ручкой, а другому — делать большие заливки краской, губкой.

В процессе хорошо организованных занятий у детей развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем образовательном процессе. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более сдержанными, собранными, аккуратными и внимательными. Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Эмоциональное отношение ребёнка к цвету как к украшению создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания детей с нарушением интеллектуальной деятельности.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятие рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребёнку развиваться.

Безусловно, что для ребёнка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют ещё большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

Так шаг за шагом, постепенно, в каждодневной, кропотливой работе мы решаем нелегкую задачу по воспитанию и формированию здоровой полноценной личности наших детей.

Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество Полященко Елена Александровна Логопед МОУ СОШ №17 Краснодарский край Северский район, пгт Ильский ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.

Презентация опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности дошкольника» Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности.

Работы учащихся с ограниченными возможностями здоровья В данном фотоотчете представлены работы детей с ограниченными возможностями здоровья, которые они выполняли на уроках изобразительного.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием мяча для детей с ограниченными возможностями здоровья Учёными давно замечено, что чем ловчее работает 2-3-х летний малыш руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения.

Развитие ручной умелости посредством лепки из глины у детей с ограниченными возможностями здоровья Приобщать детей к лепке из глины можно с 1,5 — 2 лет. Занятия лепкой прекрасно развивают моторику рук, координацию движений рук, а также.

Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника «Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению.

Консультация «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка, а также развитие его музыкальных способностей в семье» Знакомство с музыкой — один из этапов эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через.

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребёнка. Глубоких.

Источник

Читайте также:  Упал причинен вред здоровью исковое заявление
Adblock
detector