Оценка эффективности работы Школ здоровья
1. Оценка объема и полноты профилактической помощи в Школах здоровья.
Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно – за прошедший год, и, начиная со второго года, – за весь период с начала функционирования Школы:
• количество пациентов, обученных в Школе;
• % обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для учреждений, имеющих прикрепленное население).
2. Оценка организации и качества обучения в Школах здоровья.
Оценка организации и качества обучения в Школе здоровья проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии. Ниже приводится пример вопросника, позволяющего выяснить мнение пациента как основного потребителя предлагаемого вида профилактической помощи.
по оценке обучения в Школе Здоровья
Дата «_____» ________________ 20 г.
Уважаемый(ая) слушатель Школы,просим Вас заполнить эту анкету. Ваши ответы помогут определить, насколько полезным и интересным было для Вас посещение Школы, а Ваши советы и пожелания помогут нам улучшить качество дальнейшего обучения.
В соответствии с Вашим личным мнением дайте оценку по пятибалльной системе:
от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка), напротив каждого утверждения.
На последний вопрос дайте, пожалуйста, развернутый ответ.
№ | Утверждения | Баллы (оценка) |
1. | Организация обучения в Школе в целом | |
2. | Численность группы | |
3. | Время проведения занятий | |
4. | Продолжительность занятий | |
5. | Частота занятий | |
6. | Было много новой информации | |
7. | Обучение в Школе было для Вас полезным | |
8. | Вы удовлетворены обучением в целом | |
9. | Заниматься было интересно | |
10. | Советы, полученные в Школе, выполнимы для Вас | |
11. | Ваши пожелания по обучению в Школе |
Благодарим за участие! Желаем доброго здоровья!
Критерии оценки организации и качества обучения в Школе по мнению пациента:
менее 30 баллов – неудовлетворительная оценка
30–40 – удовлетворительная оценка
более 40 баллов – хорошая оценка
3. Оценка уровня знаний в Школах здоровья.
Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. Для такой оценки применим метод опроса. В качестве примера могут быть использованы приведенные ниже вопросники, содержащие ключевые позиции обучающих программ по артериальной гипертонии, бронхиальной астме, сахарному диабету 2 типа, психологической подготовке семьи к рождению ребенка. Желательно предложить слушателям заполнить вопросник в начале первого занятия перед началом обучения (исходные знания) и в конце последнего занятия после завершения обучения, в дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.
по оценке знаний слушателей Школы здоровья по артериальной гипертонии
Дата «_____» ________________ 20 г.
|
Уважаемый(ая) слушатель Школы,пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).
№ | Утверждение | Ответ |
Да | Нет | Не знаю |
Повышенным считается уровень АД 140/90 мм рт.ст. и выше | ||
АД нужно измерять только при ухудшении самочувствия | ||
При гипертоническом кризе необходимо принять таблетку (каптоприл или клофелин) и вызвать врача | ||
Если гипертония хорошо переносится, то она не требует лечения | ||
Избыточная масса тела не влияет на уровень АД | ||
Повышению АД способствует курение | ||
Низкая физическая активность способствует понижению АД | ||
Наследственность повышает риск повышения АД | ||
Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при гипертонии | ||
При гипертонии необходимо ограничить потребление соли до 3-5 г в сутки (1 чайная ложка без верха) | ||
Для улучшения здоровья необходимо ходить пешком в умеренном темпе (с ускорением) не менее 30 минут в день | ||
Для снижения риска осложнений гипертонии достаточно контролировать только уровень АД |
Утверждения 1,3,6,7,8,10,11 – правильные, 2,4,5,9,12 – неправильные.
по оценке знаний слушателей Школы здоровья по бронхиальной астме
Дата «_____» ________________ 20 г.
|
Уважаемый(ая) слушатель Школы,пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).
№ | Утверждение | Ответ |
Да | Нет | Не знаю |
Бронхиальную астму нельзя вылечить, но ее можно контролировать | ||
Пикфлоуметрию желательно проводить ежедневно для того, чтобы определить, насколько хорошо контролируется астма | ||
Пикфлоуметр необходимо использовать только при ухудшении самочувствия | ||
Во время приступа бронхиальной астмы необходимо сделать 2 ингаляции бронхорасширяющего препарата короткого действия (сальбутамол, вентолин, беротек) и при отсутствии эффекта вызвать врача | ||
Если астма хорошо переносится, то она не требует лечения | ||
Физическая нагрузка может вызвать приступ астмы | ||
Простуда может вызвать обострение бронхиальной астмы | ||
Присутствие животных в доме может ухудшать течение бронхиальной астмы | ||
При бронхиальной астме каждый день нужно принимать профилактическое лекарство для защиты легких и предотвращения приступов астмы | ||
Ежедневное использование профилактического лекарства от астмы небезопасно для здоровья | ||
Ингаляторы для лечения астмы эффективнее и безопаснее таблеток | ||
Частое (больше четырех раз) ежедневное использование бронхорасширяющего лекарства – обычное явление при бронхиальной астме и не является поводом для обращения к врачу |
Утверждения 1,2,4,6,7,8,9,11 – правильные, 3,5,10,12 – неправильные.
по оценке знаний слушателей Школы здоровья по сахарному диабету 2 типа
Дата «_____» ________________ 20 г.
|
Уважаемый(ая) слушатель Школы,пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).
№ | Утверждение | Ответ |
Да | Нет | Не знаю |
Повышенным считается уровень сахара выше 5,5 ммоль/л | ||
Повышение сахара крови всегда сопровождается ухудшением самочувствия | ||
При резком снижении сахара крови лучше всего принять стакан сладкого напитка | ||
Если организму не хватает инсулина, то уровень сахара крови понижается | ||
Самоконтроль уровня сахара желательно проводить перед едой и через 1-2 часа после еды | ||
Лишний вес способствует повышению сахара крови | ||
Физические нагрузки способствуют снижению сахара крови | ||
Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при сахарном диабете, так как способствует снижению сахара крови | ||
При сахарном диабете пища должна содержать большой объем клетчатки (растительных волокон) в основном в виде овощей | ||
Для улучшения здоровья при сахарном диабете необходимо ходить пешком в умеренном темпе не менее 30 минут в день | ||
Нормальные показатели сахара крови можно поддерживать только с помощью сахароснижающих таблеток | ||
Для снижения риска осложнений сахарного диабета достаточно контролировать только уровень сахара крови |
Утверждения 1,3,5,6,7,9,10 – правильные, 2,4,8,11,12 – неправильные.
по оценке знаний слушателей Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка
Дата «_____» ________________ 20 г.
|
Пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласна» («Да»), «не согласна» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).
№ | Утверждение | Ответ |
Да | Нет | Не знаю |
Нормальная беременность продолжается 9 месяцев (40 недель) и состоит из трех триместров | ||
Искусственные смеси, приближенные по некоторым своим свойствам к грудному молоку, могут заменить кормление грудью | ||
Общение матери с ребенком до его рождения помогает в установлении контакта в первые месяцы после его рождения | ||
Регулярные схватки являются предвестниками родов | ||
Процесс родов состоит из трех периодов | ||
Страх является одной из причин боли в родах | ||
Нужно ли дополнительно мыть грудь перед кормлением | ||
Приемы мышечного расслабления организма помогают снизить боль в родах | ||
Научиться управлять болезненными схватками заранее невозможно | ||
Кормить ребенка исключительно грудью нужно до 6 месяцев, а далее с прикормами до 2-х лет и более | ||
Следует прикладывать ребенка к груди строго в определенные часы | ||
При использовании бутылочки с соской нарушается естественный механизм сосания груди |
Утверждения 1,3,4,5,6,8,10,12 – правильные, 2,7,9,11 – неправильные.
4. Оценка эффективности работы Школы для желающих бросить курить.
Эффективность работы Школы оценивается с помощью определения доли лиц, успешно отказавшихся от курения после посещения двух занятий Школы.
Оценивается процент слушателей, которые не курят через месяц и шесть месяцев после даты отказа от курения.
Работа считается эффективной, если не менее 30% выпускников не курят через 6 месяцев после даты отказа от курения.
Источник
Анализ эффективности работы Школ здоровья и Школ терапевтического обучения пациентов за 2013 год
1 Анализ эффективности работы Школ здоровья и Школ терапевтического обучения пациентов за 2013 год Глухова Татьяна Леонидовна заместитель главного врача БУЗ УР «Республиканский центр медицинской профилактики МЗУР»
2 Количество обученных в Школах здоровья в годах
3 Виды Школ здоровья Всего в Удмуртии 280 Школ здоровья, из них: 145 Школ обучения для пациентов с различными заболеваниями: — сердечно-сосудистой системы — дыхательной системы — пищеварительной системы — эндокринной системы — нервной системы — опорно-двигательного аппарата — школа для инфекционных больных (гепатит, туберкулез) 135 обучающих Школ для здоровых либо имеющих факторы риска: — Школы для беременных — Школы для родителей — Школы репродуктивного здоровья — Школы здорового образа жизни — Школы коррекции факторов риска НИЗ
4 Нормативно-правовая база деятельности Школ здоровья Приказ МЗ УР от года 750 «О совершенствовании деятельности Школ здоровья в учреждениях здравоохранения Удмуртской Республики».
5 Школа терапевтического обучения для пациентов с артериальной гипертонией
6 Школа терапевтического обучения для пациентов с артериальной гипертонией 6
7 Школа терапевтического обучения для пациентов с артериальной гипертонией 7
8 Школа терапевтического обучения для пациентов с артериальной гипертонией повыш. ХС повыш. сахар повыш. ИМТ курение прием алкоголя до обучения после обучения 8
9 Школа терапевтического обучения для пациентов с артериальной гипертонией 9
10 Школа для пациентов с сахарным диабетом число обученных
11 Школа для пациентов с сахарным диабетом число осложнений 0,3 0, необученные 11
12 Школа для пациентов с сахарным диабетом 40% 35% 38% 30% 25% 20% 15% 30% до обучения после обучения 10% 5% 4% 1% 0% прим. тест-ситем дневники самок. 12
13 Школа для пациентов с сахарным диабетом до обучения после обучения 50 0 курение алкоголь 13
14 Школа для пациентов с сахарным диабетом 90% до обучение 41% после обучения информированность 14
15 Школа для пациентов с бронхиальной астмой число обученных
16 Школа для пациентов с бронхиальной астмой 16
17 Школа для пациентов с бронхиальной астмой курение до обучения после обучения 17
18 Школа для пациентов с бронхиальной астмой 100,00 90, ,00 70, ,00 50,00 40,00 30,00 20, до обучения после обучения 10, ,00 базисная терапия немедик. Методы приборы индив. пикфлоуметрия дневники ур. инфор. 18
19 Школа для беременных на базе женских консультаций поликлиник и родильных домов число обученных
20 Школа для здоровья беременных 75% 87% 25% обучено необучено прошли весь курс 20
21 Школа для здоровья беременных 87% 75% 20% 25% 2% 2,90% норм. роды опер.вмешат. п/родов. ослож. обученные необученные 21
22 Школа здоровья для беременных 90% 68% 53% 62% 40% 67% 0,8% 1% Груд. вскармливание до 6 мес. до 1 года аборты на 1г. послеродовая контрацепция обученные необученные 22
23 Школа материнства для беременных В 2013 году в Школах материнства прошли обучение женщин. 81% 95% 62% 58% 45% 63% Грудное вскармливание до 1г. Грудное вскармливание до 1г. информированность обученные необученные 23
24 Школа молодой матери В 2013 году обучено человека. 93% 79% 65% 59% 68% 47% груд. вскарм. до 6 мес. груд. вскарм. до 1г. информированность обученные необученные 24
25 Основные факторы риска ХНИЗ, их вклад в преждевременную смертность повышенное артериальное давление — 35,5% гиперхолестеринемия — 23% курение — 17,1% нездоровое питание, недостаточное употребление фруктов и овощей — 12,9% ожирение — 2,5% злоупотребление алкоголем — 11,9% низкая физическая активность — 9% 25
26 Школы коррекции факторов риска НИЗ Школа рациональной двигательной активности 89 чел. Школа для пациентов с гиперхолестеринемией 415 чел. 26
27 Школы коррекции факторов риска НИЗ Школа здорового питания 847 чел. Школа «Антистресс» 194 чел. 27
28 Школа для желающих снизить вес чел. Показатели индекса массы тела улучшились у 30 человек (19%) 28
29 Школа для желающих бросить курить человек, из них отказались от курения 103 человека (76%) 29
30 Школа для пациентов с алкогольной зависимостью — 57 чел. — 49% достигли ремиссии — 12% улучшили качество жизни — 9% улучшили социальное положение — 9% трудоустроились 30
31 Рекомендации и планы по совершенствованию деятельности Школ здоровья в 2014 году Продолжить работу Школ здоровья в учреждениях здравоохранения. Провести в учреждениях здравоохранения мероприятия по совершенствованию механизмов учета критериев работы Школ здоровья и факторов риска НИЗ для проведения анализа эффективности работы Школ здоровья по итогам работы за 2014 год. Открыть Школы по коррекции факторов риска НИЗ во всех учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и участвующих в проведении диспансеризации взрослого населения. Открыть кабинеты медицинской помощи при отказе от курения в Центрах здоровья Удмуртской Республики. 31
32 Рекомендации и планы на 2013 год Плановая проверка деятельности ОМП/КМП, в том числе Школ здоровья в 2014 году: — БУЗ «ГБ 1 г.воткинска МЗ УР» и БУЗ УР «ГБ 2 г.воткинска МЗ УР» — февраль — БУЗ УР «Можгинская РБ МЗ УР» — март — БУЗ УР «РДКБ МЗ УР» — апрель — БУЗ УР «Красногорская РБ МЗ УР» — май — БУЗ УР «Каракулинская РБ МЗ УР» — сентябрь — БУЗ УР «Алнашская РБ МЗ УР» — октябрь — БУЗ УР «Сюмсинская РБ МЗ УР» — ноябрь 32
Источник