Меню

История возникновения зож для детей

История развития здорового образа жизни в России

История развития здорового образа жизни тесно связана с древнейшей традицией российского общества – заботой о поддержании здоровья организма, тела и духа. Недаром говориться «В здоровом теле, здоровый дух». Устные правила и религиозные нормы в отношении сохранения здоровья прививались с детства в форме бесед, сказок, рассказов. Гигиенические и медицинские правила и представления отмечены в самых первых дошедших до нас источниках. Для лечения болезней и поддержания здоровья использовались травы, минералы, минеральные источники, грязи.

В девятом веке стали появляться больницы при монастырях. Уже в древних летописях встречаются примеры приобщения к здоровому образу жизни – определения порядка приема пищи, ранний подъем и ранний отход ко сну, сон после обеда, а с двенадцатого века в летописях появились свидетельства о физическом воспитании молодежи, куда входила гимнастика, борьба, кулачные бои. Характерным в этом плане является сборник «ПЧЕЛА», написанный монахами того времени.

В нашей великой стране, история развития здорового образа жизни отмечена тем, что охрана здоровья приобрела государственное значение. У истоков этого процесса стоял М.В. Ломоносов, который впервые заговорил о необходимости государственных мер по охране здоровья матери и ребенка, о неприемлемости ранних браков, которые приводят к рождению ослабленных детей.

Большое значение придал здоровому и физическому развитию Русский педагог восемнадцатого века Л.И. Бецкой – основоположник закрытых детских учреждений для физического и нравственного воспитания. Именно он руководил созданием Смольного института благородных девиц.

В начале девятнадцатого века в 1800 году в России появилось пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него вредно и что полезно», ориентирующее читателей на изучение собственного организма, состоящее из практических советов и правил сохранения здоровья детей, посещающих школу И. Венцеля.

Дальнейшее развитие здоровый образ жизни получил в работах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Несмотря на деятельность М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.И. Бецкого и других прогрессивно мыслящих педагогов и общественных деятелей, русская официальная педагогика первой половины XIX века оставалась схоластичной, далекой от интересов развития ребенка. Прогрессивные взгляды на воспитание детей, распространившиеся к тому времени в Западной Европе, проникали в Россию крайне медленно. В этом отношении большой интерес представляет «Руководство к педагогике, или науке воспитания» инспектора императорских классов в Санкт-Петербурге А. Ободовского, прошедшее цензуру и изданное в 1835 году.

К середине XIX века общественное увлечение новыми идеями в педагогике, необходимостью воспитания нового человека заметно выросло и привлекло пристальное внимание к педагогическим проблемам А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова.

Основой педагогических взглядов В.Г. Белинского являлась идея о гармоничном развитии человека. Кроме умственного и нравственного он придавал значение и физическому воспитанию, считая необходимым охранять здоровье детей, развивать их физические силы путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Им подчеркивалась также необходимость соблюдения правил гигиены и усвоения естественно-научных знаний о человеке.

Гармоничное развитие человека как цель общественного развития, как цель образования, которое можно рассматривать в качестве «полного здоровья» человека, имеет своими истоками идеи гуманистов эпохи Возрождения. Они во многом определяли развитие педагогической мысли в XVIII-XIX вв. не только в России, но и во всей Западной Европе. Принцип природосообразности, выдвинутый Я.А. Коменским, получил свое развитие в работах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега именно в отношении поиска средств для полноценного, гармоничного развития человека.

А. Дистервег, например, считал, что «при воспитании молодежи часто достаточно только отстранять все противоестественное, потому что тогда здоровая натура человека сама собой вызовет его благоприятное развитие». Педагогическая мудрость, по его мнению, состоит в том, чтобы «исследовать природу человека, природу ребенка и ход развития детской природы вплоть до сформировавшейся природы взрослого человека».

В заключение исторического обозрения становления понятия здорового образа жизни, хочется отметить труды отца отечественной физической культуры П. Ф. Лесгафта. Позиция П.Ф. Лесгафта в отношении физического воспитания в таком понимании трактовалась как осознанный процесс воздействия физических упражнений на человека с целью формирования двигательных умений, навыков и специальных знаний. Конечной целью воспитания П. Ф. Лесгафт видел становление «нормальной» («идеальной») личности, которая может не только мыслить, что получается в результате только умственного развития; не только действовать, что может произойти в результате только физического совершенствования; но человека, самостоятельного в своих действиях; человека, который может творчески мыслить, сообразовывая свои действия с внутренними истинами, и быть при этом деятельным, активным.

Читайте также:  Народное лечение кишка зож

На современном этапе становления, развития здорового образа жизни лежит мысль о том, что каждый из нас в значительной степени отвечает за состояние своего здоровья. Только проникшись этой идеей, человек приходит к необходимости вести здоровый образ жизни. Наше здоровье действительно находиться в наших руках и только зависит от нас. В результате научно-технического прогресса и его издержек, ухудшения экологических условий, человечество оказалось частью искусственно созданной биологической экосистемы, существование в которой негативно отражается на состояние здоровья человека, как детей, так и взрослого.

Перед органами здравоохранения и государством возникла новая актуальная проблема – предупреждение отрицательного влияния побочных явлений экономического кризиса, военных конфликтов, технического преобразования среды на здоровья общества, принятия нового стандарта обучения, повышения качества и требований образования, увеличения стрессовых ситуаций. Еще Гелена античный врач писал, что Земля находиться в так называемом «третьем состоянии», лежащим между болезнью и здоровьем.

Все эти проблемы требуют осознания и понимания того, как сохранить здоровья населения, детей, как готовить различных специалистов социальной сферы, прежде всего, учителей и медиков к оказанию профессиональной и эффективной помощи людям на различных этапах жизнедеятельности человека. Приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников.

Источник

история ЗОЖ
учебно-методический материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
istori_zozh_1.doc 22 КБ

Предварительный просмотр:

по физической культуре

«История здорового образа жизни в России»

Ученицы 11А класса

В царской России на государственном уровне вопрос здоровья населения даже не обсуждали. В дореволюционной России не существовало государственной системы здравоохранения. Население жило недолго и умирало от болезней и травм (мужчина 33 года, женщина 40 лет) при хорошем уровне физического здоровья. Женщина успевала родить 5—10 детей, двое из которых умирали. Вели ли наши предки здоровый образ жизни? Конечно, они имели крепкую семью, хорошее нравственное и физическое здоровье, жили в полном согласии с собой и с природой по понятным законам жизни, изложенным в Святом писании.

Реформа власти и здравоохранения была очевидна, вероятно она бы и произошла мирным путем, как в других странах Европы, но Россия пошла иным путем.

Империалистическая война, революция и гражданская война привели к невиданной разрухе. Знаменитый писатель фантаст Герберт Уэллс, который был в России осенью 1920 года, писал:

«Основное впечатление от положения в России — это картина колоссального непоправимого краха, громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию. Большевистская статистика, с которой я познакомился, совершенно откровенна и честна. Смертность в Петрограде —свыше 81 человека иа тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом. европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».

Новые правители России — большевики — предприняли решительные и грамотные меры по спасению оставшегося населения. Удивительно, но факт, что именно большевики заложили первый камень в строительство здорового общества. Главный большевик В.И. Ленин заметил, что «здоровье — это казенное имущество» и его необходимо беречь. Уже в 1917 году был издан декрет «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Это постановление рабоче-крестьянского правительства имело огромное значение для здоровья трудящихся: в царской России рабочий день длился до 12 и 15 часов; по 9—10 часов работали дети и подростки. Люди работали в тяжелых, антисанитарных условиях.

В первые годы советской власти происходило развитие системы здравоохранения, доступной медицины и массовой физической культуры населения России. Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен убежденный большевик Николай Александрович Семашко (1874—1949). Уже в 1923—1924 гг. Были видны успехи реформы здравоохранения, целью которой было оздоровление нации и массовая физкультура. В Программе РКП(б), принятой VIII съездом в 1919 году, отмечено: «В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП(б) полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний» (Резолюции и решения съездов. 9—е изд. Том 2. 1917—1922 г.г).

Массовое физкультурное движение — это второй реальный шаг к здоровому образу жизни. В 1924 году при участии Н.А. Семашко начал издаваться журнал «Теория и практика физической культуры», на страницах которого большое внимание уделялось и уделяется сейчас медицинским проблемам физического воспитания.

Одновременно быстро развивается санаторно—курортная индустрия и санаторно—куротное лечение как наука. Н. Семашко в спешном порядке составляет подписанный в 1920 году Лениным декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Н.А. Семашко говорил о том, что профилактику надо понимать не узко, как ведомственную задачу органов здравоохранения, а широко и глубоко как заботу государства об укреплении здоровья народа.

Позже эта стратегия была закреплен законом «Об утверждении Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1969г.). В Основах декларировалась «охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства», а также ответственность государства за охрану здоровья и обязанность каждого гражданина бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества. Советское правительство планомерно заботилось о здоровье народа, успехи этой заботы очевидны.

Был такой здоровый образ жизни — «образ жизни советского человека». Вера в коммунизм — такая же вера, как и вера в бога, атеисты — такие же верующие люди, как и все прочие (одни верят, что бог есть, другие верят в то, что его нет). Допустим, искренне верит человек в коммунистические идеалы, верит так что живет в согласии со своей совестью, и при этом, соблюдая «моральный облик коммуниста», имеет крепкую семью, любимую работу, не курит, не пьет, занимается физкультурой, разумно питается, правильно организует свой досуг. Про такого человека можно сказать, что он ведет здоровый образ жизни. Но искренне верующих коммунистов было мало. Советские люди верили в переселение душ, в инопланетян, «в высший разум» и это нередко приводило к болезни души, к унынию и вредным пристрастиям, несовместимыми со здоровьем. Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно—спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.

Кто автор термина «здоровый образ жизни» трудно сказать. Вероятно первым употребил это словосочетание применил академик Амосов, понимая под этим режим ограничений и нагрузок — образ жизни, обеспечивающий здоровье. В 80—х годах этот термин подхватили европейцы, американцы (healthy life—style) и прочие народы. Другие источники приписывают а вторство термина профессору-фармакологу Израилю Брехма. Он – первый, кто начал продвигать научную концепцию здорового образа жизни серди медиков: его доклады на конференциях пользовались небывалым успехом.

Источник

История возникновения зож для детей

Плутая по просторам интернета, я нашла множество статей про здоровый образ жизни. Но ни одна из них не раскрывала проблему здорового образа жизни полностью. Молодые люди и вовсе не знают, что такое ЗОЖ. Это и сподвигло меня на создание данной статьи.

Из истории возникновения «Здорового образа жизни»

На самом деле, то, что молодые люди не знают, что такое само понятие и аббревиатура ЗОЖ, нет ничего удивительного, потому что это понятие и аббревиатура возникли до появления их на свет большинства из них.

Для тех, кто начинал задумываться о том, что справедливо утверждение: «Здоровье – это та вершина, которую каждый должен покорить сам» в то время, когда доступ к информации, как это делать, был весьма ограничен, ЗОЖ – привычное понятие. Доступной информации было крайне мало: самиздат (перекопированние с трудом добытых книг или брошюр или просто заметок из газет). Даже такие копии рассылались желающим наложенным платежом. И получая по почте такой «шедевр», получатели нередко испытывали или разочарование, или даже желание выбросить это с глаз долой.

Тогда же появилась возможность подписаться на газету «Советский спорт», ради того, чтобы получать приложение к этой газете, которая и называлась сокращенно «Вестник ЗОЖ», т.е. «Вестник здорового образа жизни». Там печатались йоговские упражнения, дыхательные гимнастики, книги и статьи по оздоровлению, продолжения которых подписчики с нетерпением ждали в следующем номере. Также, сами читатели делились опытом применения того, что прочитали в «Вестнике ЗОЖ», передавали друг другу вырезки из понравившихся выпусков.

Еще появились в продаже книги Амосова Н.М. – советского кардиохирурга, Поля Брэгга – основателя метода лечебного голодания, (который погиб в возрасте в возрасте 95 лет из-за того, что во время катания на доске у побережья Флориды его накрыла гигантская волна), Порфирия Иванова, который известен своей системой «Детка», Галины Шаталовой – автора системы естественного оздоровления.

Что входит в понятие «Здорового образа жизни»?

Википедия: «Здоровый образ жизни (ЗОЖ)— образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепленияздоровья… ЗОЖ является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья…

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от егоментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

  • эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
  • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
  • духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, соотношение факторов, влияющих на здоровье, таково:

  • Условия и образ жизни, питание — 50 %
  • Генетика и наследственность — 20 %
  • Внешняя среда, природные условия — 20 %
  • Здравоохранение — 10 %.

Интересен «Восточный» подход к соотношению этих факторов:

  • Образ мыслей (70 %)
  • Образ жизни (20 %)
  • Образ питания (10 %)

Как видим, влияние генетики и наследственности, внешней среды, здравоохранения, как факторов, влияющего на состояние здоровья человека в восточной медицине вообще отсутствует, а вот образу мыслей отведено аж 70%. В принципе, всё начинается с головы.

Есть английский стишок:

For every evil under the sun

The is a remedy or the is none.

If the is one – try to find it,

If the is none – never mind it.

По-русски примерно так: «От каждого зла в этом мире есть избавление или его нет. Если оно есть – попытайся найти его. Если его нет – не думай об этом».

Поскольку свою наследственность, природные условия и здравоохранение мы изменить не можем, будем здесь рассматривать то, что мы можем изменить – это наш образ жизни.

Что мешает вести здоровый образ жизни?

Если рассматривать тенденции состояния общества в целом, то можно выделить такие факторы, влияющие на образ жизни людей:

Стрессы. Современный человек чаще встречается в повседневной жизни со стрессовыми ситуациями в жизни. Это: чрезмерно напряженные условия труда (и по времени, и по интенсивности, и необходимость получения 2-3 образований, постоянного улучшения своего профессионального уровня), потеря или боязнь потери работы, жилья имущества или сбережений, опасения за свое здоровье и здоровье близких и другие похожие ситуации.

Питание. Всё больше на наш стол попадают продукты с большим содержанием консервантов, подсластителей, подкислителей, усилителей вкуса, генетически модифицированных продуктов, и всё меньше – натуральные продукты.

Комфорт: кондиционеры, транспорт и т.п. Если на работе постоянно работает кондиционер, то человек всё хуже переносит жару. Также падает физическая активность, которая иногда сводится к маршруту: дом – остановка транспорта или стоянка автомобиля, остановка транспорта или стоянка автомобиля – дом.

Телемания, чрезмерное увлечение компьютерными играми, интернет-зависимость. Иногда обязательным атрибутом такого развлечения является чипсы, печенье, конфеты. И чем больше человек переживает за своего героя на экране телевизора, тем больше съедает, не замечая этого. Иногда доходит до принятия успокаивающих средств. Мало времени уделяется подвижному проведению свободного времени.

Есть так называемые субъективные факторы конкретного человека:

  • Негативный образ мышления (желание винить кого-то в своих проблемах, кто-то нам чем-то обязан, пережевывание обид, начиная от самого рождения и т.д.)
  • Наша лень – самый грозный наш противник, и самый хитрый
  • Вредные привычки: прежде всего курение и употребление наркотиков. Сюда же близко стоит переедание, как средство «заесть» стресс.

Поэтому не будем говорить: «Зачем стараться, всё равно экология плохая», а будем делать то, что в наших силах.

Вспомним, что по данным Всемирной организации здравоохранения здоровому образу жизни, как фактору, влияющему на здоровье, отведено 50%, а по восточной классификации – все 100%. Так что, здоровье человека – в его руках!

Источник

Adblock
detector