история ЗОЖ
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istori_zozh_1.doc | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
по физической культуре
«История здорового образа жизни в России»
Ученицы 11А класса
В царской России на государственном уровне вопрос здоровья населения даже не обсуждали. В дореволюционной России не существовало государственной системы здравоохранения. Население жило недолго и умирало от болезней и травм (мужчина 33 года, женщина 40 лет) при хорошем уровне физического здоровья. Женщина успевала родить 5—10 детей, двое из которых умирали. Вели ли наши предки здоровый образ жизни? Конечно, они имели крепкую семью, хорошее нравственное и физическое здоровье, жили в полном согласии с собой и с природой по понятным законам жизни, изложенным в Святом писании.
Реформа власти и здравоохранения была очевидна, вероятно она бы и произошла мирным путем, как в других странах Европы, но Россия пошла иным путем.
Империалистическая война, революция и гражданская война привели к невиданной разрухе. Знаменитый писатель фантаст Герберт Уэллс, который был в России осенью 1920 года, писал:
«Основное впечатление от положения в России — это картина колоссального непоправимого краха, громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию. Большевистская статистика, с которой я познакомился, совершенно откровенна и честна. Смертность в Петрограде —свыше 81 человека иа тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом. европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».
Новые правители России — большевики — предприняли решительные и грамотные меры по спасению оставшегося населения. Удивительно, но факт, что именно большевики заложили первый камень в строительство здорового общества. Главный большевик В.И. Ленин заметил, что «здоровье — это казенное имущество» и его необходимо беречь. Уже в 1917 году был издан декрет «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Это постановление рабоче-крестьянского правительства имело огромное значение для здоровья трудящихся: в царской России рабочий день длился до 12 и 15 часов; по 9—10 часов работали дети и подростки. Люди работали в тяжелых, антисанитарных условиях.
В первые годы советской власти происходило развитие системы здравоохранения, доступной медицины и массовой физической культуры населения России. Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен убежденный большевик Николай Александрович Семашко (1874—1949). Уже в 1923—1924 гг. Были видны успехи реформы здравоохранения, целью которой было оздоровление нации и массовая физкультура. В Программе РКП(б), принятой VIII съездом в 1919 году, отмечено: «В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП(б) полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний» (Резолюции и решения съездов. 9—е изд. Том 2. 1917—1922 г.г).
Массовое физкультурное движение — это второй реальный шаг к здоровому образу жизни. В 1924 году при участии Н.А. Семашко начал издаваться журнал «Теория и практика физической культуры», на страницах которого большое внимание уделялось и уделяется сейчас медицинским проблемам физического воспитания.
Одновременно быстро развивается санаторно—курортная индустрия и санаторно—куротное лечение как наука. Н. Семашко в спешном порядке составляет подписанный в 1920 году Лениным декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Н.А. Семашко говорил о том, что профилактику надо понимать не узко, как ведомственную задачу органов здравоохранения, а широко и глубоко как заботу государства об укреплении здоровья народа.
Позже эта стратегия была закреплен законом «Об утверждении Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении» (1969г.). В Основах декларировалась «охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства», а также ответственность государства за охрану здоровья и обязанность каждого гражданина бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества. Советское правительство планомерно заботилось о здоровье народа, успехи этой заботы очевидны.
Был такой здоровый образ жизни — «образ жизни советского человека». Вера в коммунизм — такая же вера, как и вера в бога, атеисты — такие же верующие люди, как и все прочие (одни верят, что бог есть, другие верят в то, что его нет). Допустим, искренне верит человек в коммунистические идеалы, верит так что живет в согласии со своей совестью, и при этом, соблюдая «моральный облик коммуниста», имеет крепкую семью, любимую работу, не курит, не пьет, занимается физкультурой, разумно питается, правильно организует свой досуг. Про такого человека можно сказать, что он ведет здоровый образ жизни. Но искренне верующих коммунистов было мало. Советские люди верили в переселение душ, в инопланетян, «в высший разум» и это нередко приводило к болезни души, к унынию и вредным пристрастиям, несовместимыми со здоровьем. Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно—спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.
Кто автор термина «здоровый образ жизни» трудно сказать. Вероятно первым употребил это словосочетание применил академик Амосов, понимая под этим режим ограничений и нагрузок — образ жизни, обеспечивающий здоровье. В 80—х годах этот термин подхватили европейцы, американцы (healthy life—style) и прочие народы. Другие источники приписывают а вторство термина профессору-фармакологу Израилю Брехма. Он – первый, кто начал продвигать научную концепцию здорового образа жизни серди медиков: его доклады на конференциях пользовались небывалым успехом.
Источник
Тема 2. История учения о здоровье
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ:
В ходе занятия студент должен
· основные определения «здоровья» наиболее выдающихся ученых в различные социально-экономические формации человечества,
· эволюцию взглядов на характеристику уровня здоровья, факторов, влияющих на него,
· понятие «болезни» и ее причин,
· возможности сохранения и укрепления здоровья.
· ключевые позиции становления научного мировоззрения о здоровье, здоровом образе жизни как основном факторе сохранения здоровья людей.
· оценивать значение научных трудов наиболее выдающихся ученых в расширении знаний о здоровье человека и становлении профилактического направления медицины.
В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание на особенности подходов к оценке состояния здоровья в различные социально-экономические формации.
2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа
3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области «Городская Клиническая Больница № 6».
4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ: Занятие – 3 академич. часа
1. Проверка посещаемости — 2 мин.
2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний — 43 мин.
3. Перерыв – 10 мин
4. Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний — 30 мин.
5. Самостоятельная работа студентов по презентации «Понятие здоровья в историческом аспекте» -15 мин.
6. Перерыв – 10 мин.
7. Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.
8. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.
5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие здоровья и методы его сохранения, характерные в эпоху первобытнообщинного строя и рабовладельческого общества.
2. Представления Гиппократа о здоровье. Учение о темпераментах.
3. Здоровье в трудах древнеримских (Сенеки, Цельса, Темисона Тральского, Сорана Эфесского и др.) и древнегреческих ученых (Демокрита и др).
4. Подходы к профилактике болезней в древнеиранской, древнеиндийской и древнекитайской медицине.
5. Представления Галена о здоровье и болезни.
6. Классификация состояний организма, предложенная Авиценной.
7. Представления Парацельса о здоровье и болезни.
8. Приоритет профилактического направления медицины в трудах ученых XIX –XX веков.
История учения о здоровье. Понятие (категория) «здоровье» в различные социально-экономические формации в истории человечества. Эволюция взглядов на определение и характеристику уровня здоровья, факторов, влияющих на него, понятие «болезни» и ее причин. Вклад наиболее выдающихся ученых в формирование профилактического направления медицины.
Долгую историю развития человеческого общества всегда сопровождала проблема охраны здоровья и борьбы с болезнями.
Отношение человека к своему здоровью обычно определялось способностью к сохранению жизни, к выполнению своего биологического и социального предназначения. Разумеется, такое отношение соответствовало уровню знаний об особенностях анатомии и физиологии человека, о факторах, вызывающих нарушения нормального функционирования организма. Следует отметить, что научным исследованиям в области проблем здоровья было уделено в тысячи раз меньше внимания, чем проблемам болезни.
В истории развития концепции здоровья можно выделить античный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность.
В дородовом периоде, когда человек был беззащитен перед силами природы, своё физическое состояние он связывал с мистическими представлениями, которые в первобытнообщинном строе уже обожествлялись в амулетах, а сами меры по охране здоровья существовали в виде религиозных обрядов.
Однако человек наблюдал за своей жизнью и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между здоровьем, образом его жизни, факторами риска, целебными и оздоровительными свойствами различных средств. Уже тогда была отмечена зависимость состояния человека от физической работы, которую ему приходилось выполнять для сохранения жизни – своей, его семьи, общины, к которой он принадлежал.
В это время лечебная медицина вряд ли имела большое значение, так как без достаточных знаний о причинах и механизмах нарушений и заболеваний человек больше полагался на возможности самого организма, чем на собственное вмешательство в течение заболевания.
В рабовладельческом обществе началась систематизация знаний, касающихся здоровья человека. Усилия предпринимались для создания оздоровительных систем, примером чему, в частности, являются дошедшие до нас руководства по здоровью: китайское “Конг-фу”. Эти системы имеют основной идеей не лечение болезней, но формирование, сохранение и укрепление здоровья, а при его нарушении — использование резервных возможностей организма для восстановления здоровья.
Отношение к здоровью принципиально стало меняться в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. Рабовладельцы, предаваясь лени, излишествам и комфорту, всё меньше уделяли внимания своему здоровью и всё больше уповали на врачей. Так, медицина теряла своё оздоровительное и профилактическое значение и всё больше специализировались на лечении болезней.
Если проанализировать взгляды на здоровье человека ученых различных эпох, то многие из них соотносили «здоровье» с такими понятиями, как «гармония», «равновесное состояние». Так, еще издревле было известно, что здоровье человека обусловлено внутренней гармонией его организма. Так, древнегреческий врач и реформатор античной медицины Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) считал, что за здоровье отвечают смешанные в правильных пропорциях четыре жидкости (сока): кровь, слизь, черная и желтая желчь. «Жди беды, если нарушатся пропорции»: предостерегал Гиппократ. «В устройстве человеческого тела всякое нарушение порядка ведет к расстройству равновесия, опрокидывающего незримую гармонию» писал он. Каждому из четырех соков, согласно Гиппократа, соответствует определенный темперамент: крови — сангвинический, слизи — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический. В работах Гиппократа так же приводятся наблюдения над распространением болезней в зависимости от времени года, ветра и воды. Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие (вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности) и личные (условия жизни и труда, питания, возраст и т.д.). Нормальное влияние на организм указанных условий, по его мнению, вызывает и правильное смешение соков – здоровье.
В тоже время, представители методической школы древнего Рима Темисон Тралльский, Соран Эфесский и др. считали, что жизнедеятельность человека обеспечивается не только соотношением жидкостей — соков (гуморальное учение), но и твердых частиц (солидарное учение). Соединения жидких и твердых частиц создают состояния напряжения и расслабления, правильное соотношение которых обуславливает здоровье. Этим самым врачи методической школы ввели в медицину идею тонуса (равновесного состояния напряжения и расслабления), при повышении или снижении которого возникает болезнь.
Из тех времен исходят убеждения врачей, что здоровье — это не только отсутствие болезней, т.к. нет людей хотя бы не предрасположенных к болезни.
Не потеряли до сих пор своей актуальности вывод древнеримского философа Сенеки (ок.4 до н.э. -65 н.э.): умение продлить жизнь — в умении не сокращать ее, а также классический принцип римского поэта-сатирика Ювенала (ок.60-ок.127): «здоровый разум в здоровом теле — великое благо». Древнегреческий философ Демокрит (ок.470 или 460 до н.э.) полагал, что основной фактор сохранения здоровья — рациональный образ жизни (диетика). Еще в I веке до нашей эры римский врач Цельс делил лечение на три способа: травами, хирургическим путем и образом жизни. Однако на последний способ лечения лишь в самые последние годы стали обращать внимание.
Со времен древнеримского врача Галена(ок.130 — ок.200)врачами было введено понятие «третье состояние», когда человек находится в промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью. По Галену, существуют три состояния человеческого тела: «Здоровье — состояние, при котором тело человека полностью здорово; болезнь — противоположное состояние; третье состояние — ни здоровье, ни болезнь». Гален впервые ввел в медицину понятие о действии болезнетворной причины, назвав ее patos, что в современном понимании означает патология, а состояние организма, вызванное данной причиной, он назвал nomos, т.е. болезнь.
Главная заслуга Галена состояла в разработке аспектов анатомии и физиологии, посредством которых он заложил прочное основание для развития учения о патологии и имел такое могущественное влияние на последующее время, что до Парацельса считался неоспоримым авторитетом для всех медицинских школ. Теоретическая медицина вплоть до эпохи Возрождения практически не развивалась. Пневматическая теория и гуморальное учение в физиологии и патологии оставались практически незыблемыми, если не считать ртутно-серной теории, возникшей в Китае (как аналогия начал «ян» и «инь»), развитой арабскими алхимиками и послужившей в дальнейшем основой для спагирической теории Парацельса.
В то время основой всякого знания являлось учение древнееческого философа и ученого Аристотеля (384-322 до н.э.), односторонне воспринятое и поставленное на службу богословию.
Достижения древних египтян, греков и римлян в области медицины явились фундаментом для формирования цивилизации в Европе, но сами они черпали эти знания на Востоке: в Индии, Китае, Средней Азии. Так, например, система Йога, являющаяся бесценным сокровищем философии индийского народа, акцентирует свое внимание на здоровье и профилактике болезней на протяжении почти пяти тысяч лет, что позволило ей раскрыть беспредельные возможности гармоничного развития человека. Древневосточные целители придавали особое значение саморегуляции организма, как в здоровье, так и в болезни. Одним из важнейших условий выживания они считали способность сопротивляться болезни, преодолевать ее. Древневосточные целители безошибочно оценивали как силу болезнетворного фактора, так и силу защитных механизмов, предсказывая исход болезни и время этого исхода. Они видели, как в один день одной и той же болезнью заболевали двое, но один выздоравливал быстрее другого или один погибал, а другой — выживал. Определяя и оценивая индивидуальность человека, они и к болезни каждого подходили индивидуально.
Древние иранцы создали одну из первых натурфилософских систем: они создали представление о зависимости существования человека от четырех стихий — солнца, земли, воды и воздуха и четырех влаг организма — алой, черной, белой крови и желчи. Причем соки организма, то находятся в состоянии борьбы, то поддерживают друг друга, что дает начало здоровью или болезни. Иранцы выдвинули учение о свете, который они подразделяли на видимый и невидимый. Видимый свет ощутим, он исходит в природе от солнца и огня. Однако, как они считали, более важную роль играет невидимый свет. Он не ощутим, исходит от растений и животных и дает тепло организму. Если организм обладает способностью получать достаточное количество такого света, то в нем образуется тепло и человек становится добрым, т.е. уравновешенным, здоровым. Если же человек поглощает мало света, то он нездоров. Медицина в Иране определялась как искусство сохранять тело в здоровом состоянии, поэтому важное место отводилось предупреждению болезней: «вырви недуг прежде, чем он коснется тебя». Далее следовали многочисленные рациональные предписания, как правило, гигиенического характера.
Похожая трактовка здоровья отмечается и в документах древнеиндийской медицины: болезнь объяснялась неравномерным соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира — земля, вода, огонь, воздух и эфир). Гармоническое сочетание их считалось условием, без которого не бывает здоровья. Среди причин, порождающих болезни, важное значение придавалось погрешностям в пище, пристрастию к вину, физическому перенапряжению, голоду, изменению климата, возрасту. В юридических памятниках Древней Индии имеются положения, которые могут рассматриваться как меры по охране народного здоровья. Так, по законам не разрешалось продавать беременную рабыню, резко осуждалось злоупотребление наркотиками и пьянство.
Теоретические изыскания, направленные на познание сущности здоровья и болезни, проводились еще врачами древнего Китая. Древнекитайские врачи также исходили из натурфилософских представлений: возникновение болезней они связывали с нарушением соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме находятся в постоянной борьбе. С действием ян связывалась гиперфункция, с действием инь — гипофункция отдельных органов или организма в целом. Когда эти начала уравновешены, то человек здоров. При этом признавалась возможность влияния на борьбу ян и инь различных факторов окружающей среды, условий и образа жизни, питания и др.
Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности.
Своеобразным связующим звеном между античностью и средневековьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна). По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье». Более тысячи лет назад Авиценна предложил классификацию состояний организма, в которой из 6 классов только 2 относились к болезни, а 4 отражали разные уровни здоровья:
I — тело здоровое до предела;
II — здоровое, но не до предела;
III — не больное и не здоровое;
IV — легко воспринимающее нездоровье;
V — плохо воспринимающее нездоровье;
VI — больное до предела.
Радикальным пересмотром всей средневековой схоластической медицины была вся деятельность Парацельса (1493-1541), который выступил решительным новатором и яростным противником прежней медицины, в ознаменование чего он даже сжег публично сочинения Галена и Авиценны. Хотя теоретические построения Парацельса, главным образом, исходили из старых традиций алхимии, он первый сумел взглянуть на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические. При этом он учил, что в составе живого тела участвуют те же «элементы», которые входят в состав всех тел природы, а именно — ртуть, сера, соль. В здоровом теле эти элементы находятся в известном равновесии. Если же один из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания. Парацельс прямо указывал, что пищеварение — это химический процесс, а остатки пищевых продуктов, не усвоенные при пищеварении, могут стать ядами и вызвать болезнь. Парацельс сблизил химию и врачебную науку: поэтому его учение называется ятрохимией. «Химия — один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии …. в том, чтобы готовить лекарства», говорил Парацельс. Он выделял четыре главные группы причин болезней (entia): 1) ens astrale -космические и атмосферические влияния; 2) ens naturale — причины, лежащие в анатомо-физиологических свойствах организма; они разделяются на две главные группы: ens veneni — ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis — наследственные аномалии; 3) ens spirituale -психические влияния и 4) ens Deale — Божье попущение. Таким образом, в средние века появились градации степеней здоровья, ведущей концепцией было определение здоровья как способности безупречного функционирования органов.
В последующие периоды развития цивилизации медицина уделяла всё меньше внимания здоровью человека, концентрируя его преимущественно на лечении болезней. Правда, такие выдающиеся умы, как Френсис Бекон, М.В.Ломоносов, М.Я. Мудров в своих работах неоднократно подчёркивали, что приоритет в отношении к здоровью должен быть отдан именно здоровью и профилактике болезней. В период XVIII-XIX веков ведущей концепцией было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни, к сохранению которого должна стремиться медицина.
В новейшее время в истории нашей страны, по-видимому, заслуживает упоминания ориентация на профилактику инфекционных заболеваний, связанная с деятельностью наркома здравоохранения Н.А. Семашко. Организованные под его руководствам противоэпидемические мероприятия способствовали резкому возрастанию средней продолжительности жизни граждан страны за счёт устранения массовых инфекционных заболеваний, дававших высокую смертность, а именно чумы, холеры, оспы и др.
В последние десятилетия ситуация, однако, изменилась. Рост благосостояния людей, разработка высокоэффективных промышленных технологий, нарушенная экология привели к тому, что образ жизни современного человека всё в большей степени стал провоцировать гиподинамию, переедание, психическое перенапряжение и т.д. Это выдвинуло на одно из первых мест в причинах смертности заболевания, связанные именно с образом жизни человека.
Проблемы поиска новых подходов к оценке уровня здоровья, изучения факторов, влияющих на его формирование, и разработка здоровьесберегающих техологий стали особенно актуальными.
Следует отметить научные изыскания советского патолога И.В.Давыдовского, который в 50—60-е годы прошлого столетия разработал теоретические основы медицины будущего, исходя из представлений о здоровье как о приспособительных возможностях организма, и определил болезнь как результат снижения резервов, истощение защитных сил.
Важный вклад в понимание сущности здоровья и болезни был сделан известным канадским патофизиологом Гансом Селье (1976). Его учение о стрессе создало важные предпосылки для выделения в реакциях организма на разнообразные воздействия неспецифического компонента, обусловленного мобилизацией функциональных резервов. Согласно Г. Селье, истощение функциональных резервов ведет к поломке адаптационных (т.е. приспособительных) механизмов с последующим развитием болезни.
В тоже время при обилии информации о природе, течении и исходе болезней клиническая медицина до сих пор не располагает достаточными сведениями, позволяющими корректно охарактеризовать здоровье индивида. Существует значительное число определений понятия «здоровье». В большинстве случаев они имеют философский характер и исходят из того, что здоровье является конкретным, качественно специфичным состоянием человеческого организма, которое обеспечивает достижение им своего функционального оптимума.
Многие ученые (Амосов Н.М., 1987; Воронцов И.М., 1990; Гарбузов В.И., 1995; Царегородцев Г.И.,1973) пришли к мнению, что здоровье зависит от возраста, пола, индивидуальных и типологических особенностей человека. Для каждого человека существует много вариантов здоровья. В связи с этим можно говорить об определенном диапазоне здоровья, охватывающим все проявления нормальной жизнедеятельности организма. Иными словами, это диапазон от «абсолютного здоровья» до появления признаков болезни.
Впервые попытку сформировать современное представление о состоянии здоровья и механизмы здоровья сделали в 60х годах ХХ века патологи С.М. Павленко и С.Ф. Олейник. Они обосновали направление, получившее название «санология» — учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит саногенез. Они также предложили термины «предболезнь» и «оздоровление». И.И.Брехману, росcийскому ученому-фармакологу, принадлежит идея «валеологии» как науки о здоровье, направленной на формирование здорового человека и коррекцию здоровья до времени возникновения болезни.
Таким образом, всю историю развития человеческого общества всегда сопровождала проблема изучения здоровья, методов и способов его оценки.
6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:
1.По мнению Гиппократа, здоровье человека зависит от:
А) смешанных в правильных пропорциях жидкостей организма
Б) смешанных в правильных пропорциях твердых частиц
В) смешанных в правильных пропорциях химических элементов в организме
Г) смешанных в правильных пропорциях жидкостей организма и твердых частиц
2.Какой темперамент соответствует каждому из четырех соков, согласно Гиппократа:
Источник