История возникновения термина «здоровье»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 8
«Как сохранить и укрепить здоровье школьника»
1)Номинация: «Здоровье» – что его укрепляет/убивает?
2)Название: «Как сохранить и укрепить здоровье школьника»
3)Автор: Мелехина Вероника- https://vk.com/id543532942
4) Координатор проекта: — Шевцова Елена Александровна -https://vk.com/id60976435
5) Возраст автора: 13 лет
6) Регион, район: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки
#Нижегородская_область #г_о_г_Кулебаки #Кулебаки
г.о.г. Кулебаки, 2019год
Краткая аннотация
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям. Таким образом в своей работе мы проанализировали какая работа проводится в лицее по укреплению и сохранению здоровья, как со стороны педагогов, медицинских работников, так и самих учащихся.
Введение
Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, а по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы. Неустойчивое развитие экономики страны, недостаточно правовое, ресурсное, информационное и финансовое обеспечение мероприятий по сохранению общественного здоровья и развитию здравоохранения, затянувшиеся реформы способствовали значительному ухудшению здоровья населения. Накопилось много проблем, решение которых требует изменения государственной политики в области охраны здоровья населения.
Забота о здоровье детей — проблема, отнюдь, не ведомственная, не медицинская. Государственная! И она должна быть социально подкреплена. За культ здоровья в стране надо бороться. Серьезно, на деле, а не на словах. Что касается здоровья школьников, то на сегодняшний день оно находится не на должном уровне. Так, исследования, проведенные Российской Академией Медицинских наук, говорят о том, что физическая подготовленность у современных подростков на 25% ниже, чем у сверстников 1980-1990-х годов. Около 50% мальчиков и 75% девочек не в состоянии выполнить нормы физической подготовленности.
В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность сохранения и укрепление его надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, проведённые за последние годы в школе , показывают, что к основной группе относятся — 447 ученика, что составляет (74%), к подготовительной группе здоровья относятся – 149 человек (25%), и к специальной медицинской группе относятся 8 человек (1,3%). Учитывая данные обстоятельства, здоровье учащихся находится не на высоком уровне, а так же то, что многие учащиеся ведут не здоровый образ жизни, что приводит к отклонениям в здоровье нами была выбрана тема: «Как сохранить и укрепить здоровье школьника».
Актуальность темы обусловлена тем, что здоровье школьников нашей страны характеризуется в настоящее время как критическое, поэтому поиск эффективных методов его улучшения является насущной общественной и государственной проблемой.
Объект моего исследования является здоровье школьника
Предмет исследования является процесс сохранения и укрепления здоровья в школе и дома
Цель исследования заключается в определении условий сохранения и укрепления здоровья
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать литературу, которая даёт ответ на вопрос, что такое здоровье и здоровый образ жизни.
2. Изучить научную литературу по здоровьесберегающим технологиям.
3. Провести сравнительный анализ с медицинским работником лицея, по изучению вопроса состояния здоровья учащихся школы.
4. Описать мероприятия, проводимые в школе по укреплению здоровья.
Основу гипотезы составило следующее предположение: укрепление здоровья с раннего детства формирует здоровую личность.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы, анкетирование, беседы, наблюдение, интервьюирование. В содержательной части работы описаны проведённые мною исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.
Глава I Что такое здоровье
История возникновения термина «здоровье»
«Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищам, он должен отвечать, по крайней мере одному требованию: быть здоровым» — это высказывание принадлежит дважды Герою Советского Союза, летчику-космонавту Алексею Архиповичу Леонову. Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объёме. В очень отдалённые времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.
Забота о собственном здоровье — серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Но что такое здоровье? Еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий — образа жизни, гигиенического режима, здорового питания. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Античный ученый так сформулировал основные правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотизирующих веществ, веселые ежедневные танцы. В своей жизни он строго следовал этим принципам.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. «Жизнь долга, если она здоровья полна».
Новое определение понятия «здоровья» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940 году. Здоровье в Уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Таким образом, здоровье человека — это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.
Определённый набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.
Здоровье — это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека — материальной или духовной. Нередко можно услышать: «Было бы здоровье, а остальное приложится». С этим утверждением трудно не согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.
Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни — это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья.
Здоровый образ жизни — это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнение норм, правил и требований личной и общей гигиены.
Один из главных показателей здоровья — продолжительность жизни. На сегодняшний день смертность в России сама высокая в Европе. Мы отстаем не только от стран Западной Европы (Франции, Великобритании, Италии), но и от Польши, Чехии, Румынии и стран Балтии. Ведущей причиной смерти являются хронические неинфекционные (потенциально предотвратимые) заболевания, на долю которых приходится 90 % всех смертей. Наибольший вклад в смертность вносят сердечно — сосудистые заболевания (56%), внешние причины (в первую очередь травмы и отравления) — 17% и онкологические заболевания (14%). В среднем люди в нашей стране живут на 10 — 15 лет меньше, чем в Европе. Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 59 лет, женщины в среднем живут дольше — 72 года. Женщины во всем мире в среднем живут дольше мужчин, но такого большого разрыва в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами нет ни в одной стране. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
Дата добавления: 2019-11-16 ; просмотров: 256 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Трансформация понятия «здоровье»: от античных времен к информационному обществу
Дата публикации: 04.11.2015 2015-11-04
Статья просмотрена: 1805 раз
Библиографическое описание:
Черенов, В. А. Трансформация понятия «здоровье»: от античных времен к информационному обществу / В. А. Черенов, П. А. Кажевина, Н. И. Шкурапет, Н. В. Судакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/211/ (дата обращения: 09.06.2021).
Одним из важнейших универсальных феноменов бытия, которые определяют качество жизни человека, является здоровье. Именно оно обуславливает жизнедеятельность не только индивидуума, но и всего общества, являясь, таким образом, универсальной, природно-жизненной и социальной ценностью. С точки зрения интегральной концепции человека, сущность которой состоит в том, что он (человек) представляет собой «единство биологической и социальной природы… в их диалектически неразрывной связи» [1], здоровье индивида зависит не только от природы, но и от характера общественных отношений, социальных условий.
На разных этапах историко-цивилизационного развития происходило формирование отличных друг от друга представлений о здоровье под влиянием тех социокультурных условий, в которых формировались конкретные типы мировоззрений. Осмысление понятия «здоровье» нашло отражение во всех религиозных доктринах, его аспекты исследуются на протяжении столетий представителями разных научных областей. Но вместе с тем на сегодняшний день нет ни единой теории здоровья, ни общепризнанного научного определения данного термина.
Основываясь на результатах проведенного нами анализа научных трудов отечественных и зарубежных авторов, можно сделать вывод о продолжающейся в научном мире дискуссии относительно определения этого понятия. В современных исследованиях представлено более 300 дефиниций данного термина, которые отображают авторскую концепцию [2].
Для понимания трансформации понятия «здоровье» мы рассмотрим характерные особенности формирования представления о здоровье в разные эпохи развития человечества.
По мнению современных философов, приоритет в толкованиях сущности здоровья принадлежал греческим мыслителям [3]. Одним из первых авторов определений понятия «здоровье» считают философа Алкмеона Кротонского, который утверждал, что «здоровье является гармонией противоположно направленных сил» [4]. Этими «силами» он представлял «первоэлементы, образующие природу человека и определяющие разные состояния» [5]. С точки зрения Гиппократа, такими силами являются четыре основных сока живого организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь), соответствующие четырем стихиям, правильно смешанным. Цицерон считал, что «здоровье — верное соотношение различных душевных состояний». Он утверждал, что «высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья». Дефиниции здоровья Цецерона и Гиппократа дополнены интерпретацией Платона: «согласие души и тела, это не какой-то недостижимый идеал, но необходимое и естественное условие здорового существования человека» [5]. Итак, начиная с античных времен, имело место представление о здоровье «как о балансе между телом и разумом, состоянием, связанным с отсутствием дисфункций в организме, отсутствием болезней или болезненных состояний» [6]. На зависимость здоровья от социального статуса указывал Аристотель. [7]. Восточные мыслители того времени имели родственные взгляды с «европейцами» о сущности здоровья, однако, в отличие от них, считали, что в человеке должно быть воздержание не только в физических потребностях, но и умеренность ума.
В эпоху Средневековья претерпевает трансформацию античная концепция здоровья. Человек воспринимается в первую очередь как образ и подобие Бога. Доминанты здоровья — вера в Бога и соблюдение в духовной и мирской жизни Божьих заповедей. В это время появляются работы представителя восточного аристотелизма Абу Али Ибн Сина (Авиценна), который развил теорию о существовании двух независимых истин — веры и знания. Он считал, что развитие знаний о здоровье человека в условиях того, что они не вступают в противоречие с религией, не только возможно, но и необходимо.Вместе с тем, в Средние века доминирующей является теологическая концепция, которая гласит: здоровый человек –истинно верующий, дисциплинирующий собственное тело.
С точки зрения восприятия человека и его здоровья представляет интерес эпоха Возрождения. Именно в это время на первый план выходит человек и природа, религии отводится второстепенная роль [8]. М.Кузанский в раздумьях о человеке писал, что «сфера человечности охватывает своей человеческой потенцией Бога и весь мир», соединив «идею возвеличивания человека как индивидуальности с идеей человека как микрокосма» [9]. Данная эпоха характеризуется тем, что здоровье человека воспринимается как здоровье «тела», и не в смысле «организма», а в своей целостности.
Эпоха Нового времени характеризуется дальнейшим развитием человеческой индивидуальности. Если «в эпоху Возрождения формируются представления об индивидуальной социальности как производной от телесности, то в XVII веке общественную социальность так же выводят из телесности» [10]. В поздний период эпохи Нового времени человек рассматривается как телесно-социальная личность.
Переход к информационному обществу, относящийся к концу ХХ и началу XXI века характеризуется трансформацией, как общества, так и человека. Современный человек постепенно превращается в биотехносоциальное существо, и реально возможен в дальнейшем переход его в технобиосоциальное. Следует констатировать, что современная цивилизация существенно меняет, как окружающую среду, так и человека, и общество. Создаваемая «искусственная природа» негативно влияет на здоровье всего живого, и, в первую очередь, самого человека.
С нашей точки зрения, в настоящее время все больший интерес проявляется к восточной медицине. Именно эта цивилизация сумела сохранить специфический взгляд на здоровье со времен древнего мира. И сегодня на востоке прерогатива предоставляется здоровью, которое воспринимается в своей целостности, и практикам его сохранения, а не выявлению болезней и способам их лечения.
Таким образом, ретроспективный анализ представлений о здоровье позволяет констатировать факт отсутствия однозначно сформулированного понятия «здоровье», но в тоже время позволяет нам понять трансформацию данного феномена на разных этапах историко–цивилизационного развития человечества.
- Лебедева-Несевря Н. А. Социология здоровья, с.10–11.
- Матрос Л. Г. Социальные аспекти и проблеми здоровя. М.: 1992.
- Кукса В. О. До эволюции признание понятия «здоровье».
- Кравец С. Л. Большая Российская энциклопедия, 2005. — Т. 1. — С. 499. — 768 с.
- Васильева О. С., Филатов Ф. Г. Психология здоровья человека, учеб. пособ., М., 2001. — 352 с.
- Дюбо Р. Миражи здоровья.
- Аристотель. Политика. В 4-х т. Т.4.- Просвещение, 1984. — С.36.
- Спиркын А. Г. Философия. Эпоха Возрождения (Ренессанс).
- Кузанский Н. О предположениях // Кузанский Н. Соч.: В 2 х тт. — М., 1979. — Т. 1. / с. 259–260.
- Медведева Н. С. Эволюция представлений о соотношении телесного и социального в человеке в философии эпохи Возрождения и философии эпохи Просвещения. Мультиверсум. Философский альманах. — М.: Центр духовной культуры, — 2004. — № 43.
Источник