Сохранение здоровья детей в истории России
статья по теме
Сохранение здоровья детей в истории России.
Оздоровительная физкультура в детском возрасте – это часть системы оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой и музыкальных занятий, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.
Здоровый образ жизни – активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
ЗОЖ включает в себя следующие характеристики:
1. удовлетворение своими занятиями;
2. соблюдение правил личной гигиены;
3. физический и психический комфорт;
4. полноценный отдых;
5. сбалансированное питание;
6. регулярная двигательная активность;
7. здоровая и безопасная жизнь.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья детей необходимо, учитывая особенности возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения.
Здоровье подрастающего поколения зависит от многих факторов, которыми необходимо научиться управлять. Для этого надо изменить отношение человека к своему здоровью; получить сумму знаний о сущности и механизме здоровья, практические умения и навыки самооценки и способов поддержания, укрепления и восстановления своего психического и физического здоровья.
Здоровье детей – самая высокая социальная ценность. Те, кто сегодня за школьной партой, а в ближайшее время будут определять благосостояние страны ее экономический, научный и культурный потенциал, обеспечивать национальную безопасность государства.
Одна из древнейших традиций российского общества – бережное отношение к здоровью, которое передавалось детям в виде устных правил, религиозных норм. Народная мудрость через века дошла до нас в форме пословиц и поговорок: «Здоровье – всему голова», «Сон дороже лекаря», «Лук да баня все правят».
В древнерусских летописях встречаются понятия здорового образа жизни: распределение времени приема пищи, ранний подъем утром, послеобеденный сон, ранний отход ко сну вечером.
С педагогической точки зрения особо интересен древнерусский сборник «Пчела», составленный монахом Антонием. Рассказы сборника позволяют прийти к заключению, что уже в XII веке на Руси существовали и развивались здоровые традиции физического воспитания молодежи.
В XVIII веке забота о здоровье подрастающего поколения связана с деятельностью М. В. Ломоносова, который первым обратил внимание на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни.
Русский педагог XVIII века Л. И. Бецкой – основоположник и руководитель закрытых детских учреждений в России – большое значение придавал физическому воспитанию. Под его руководством были открыты Московский и Петербургский воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц и учебные заведения кадетов. Л. И. Бецкой пытался внедрить практику воспитательных домов – пользование открытым воздухом как важнейшим оздоровительным фактором, разрабатывал специальные инструкции о пользовании «чистым воздухом и увеселении невинными забавами и играми».
В 1800 году в России появилось первое учебное гигиеническое пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно» И. Венцеля, ориентирующее читателей на изучение собственного организма, состоящее из практических советов и правил сохранения здоровья детей, посещающих школу.
В 1843 – 1845 годах доктор медицины Грум издал «Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей», в котором он настаивает на возможности проведения самими матерями антропометрических измерений ( измерение роста, веса).
Основой педагогических взглядов В. Г. Белинского в IX в. Являлась идея о гармоничном развитии человека. Кроме умственного и нравственного он придавал значение и физическому воспитанию, считаю необходимым охранять здоровье детей, развивать их физические силы путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений.
В XIX веке известный детский врач и педагог, редактор журнала «Вестник образования» Е. А. Покровский впервые создал целостную концепцию гигиенически – направленного физического воспитания.
Объединению взглядов Лесгафта и Покровского ( начало XX в.) способствовали работы В. В. Гориневского, который определял задачи физического воспитания.
Первая задача – сохранение и укрепление здоровья. Оздоравливающий эффект упражнений, по его мнению, проявляется тогда, когда они распространяются на все тело, вызывают оживление всех функций, укрепляют дыхательную и сердечнососудистую системы.
Вторая задача – выработка умения пользоваться своими силами, достигать результатов с наименьшей затратой времени.
Третья задача – формирование нравственно – волевых качеств с развитием положительных черт характера.
Первоначальные гигиенические исследования были нацелены на выяснение «школьных болезней»: нарушение зрения, искривление позвоночника, утомление. В результате была разработана модель образцовой классной комнаты, специальная школьная мебель ( Ф. Ф. Эрисман), положение о правильном освещении, которые способствовали профилактике нарушений осанки и зрения учащихся.
Серьезное внимание ученых привлекла разработка гигиенических требований к организации чтения, письма, к оформлению учебников и учебных пособий. Этими проблемами занимались А. С. Вирениус, Н. В. Зак и И. А. Сикорский.
В 1919 году состоялся первый съезд врачей, который определил программу-минимум: надзор за санитарным состоянием, направление детей по состоянию здоровья в особые учреждения, контроль за детским питанием.
В 1923 году два министерства – образования и здравоохранения России – разработал положение о правах и обязанностях врачей по охране здоровья детей.
Наиболее последовательной и практически направленной на оздоровление детей в рассматриваемый период была врачебная и педагогическая деятельность В. П. Кащенко. Первоначально научные изыскания и практическая деятельность Кащенко проходили в 1908 – 1917 годах. В это время им была организована школа – санаторий для детей с отклонениями в развитии. Действительно, В. П. Кащенко была создана образовательно-воспитательная система, направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей.
Отечественная война (1941 – 1945) изменила приоритеты в проблеме охраны здоровья детей, главными в этот период были противоэпидемические мероприятия, организация питания и другие жизненно важные проблемы.
Но уже в 1944 году в составе Академии педагогических наук России был создан Институт физического воспитания, первым директором которого стал академик Н. А. Семашко. Институту было поручено провести комплексное изучение влияния войны на здоровье детей и подростков, разработать оздоровительные мероприятия.
В 60 – 80 – е годы в связи с очевидным увеличением числа детских заболеваний, вызванных несоответствием учебно – воспитательного процесса гигиеническим требованиям, число исследований по вопросам гигиенического воспитания, охране здоровья детей заметно возросло.
В 90 – е годы XX столетия начала развиваться педагогическая валеология. И. И. Брехман в работе «Валеология – наука о здоровье» (1991), рассматривая методологические основы сформулированного им научного направления, заострил внимание на определяющем значении формирования у человека индивидуального способа здорового образа жизни с самого раннего детства.
Проблемы педагогической валеологии рассматривались В. П. Казначеевым (1996) с точки зрения валеологизации целостной образовательной среды, вбирающей в себя валеологическое образование, физическое воспитание и всю жизнедеятельность обучаемого в образовательном учреждении.
Анализ философских основ валеологии, истории ее формирования, концепции педагогической валеологии представлен в учебном пособии Л. Б. Дыхан «Педагогическая валеология» (2005).
Начиная с 90 – х годов XX века широкое распространение получили нетрадиционные системы обучения, в том числе дидактическая система В. В. Давыдова. Обучение по системе Давыдова, формируя теоретическое мышление, одновременно снижает заложенный природой художественный потенциал, а значит, и возможности самореализации, творческого самовыражения, что является неотъемлемым компонентом целостного здоровья человека.
Вплоть до 1980 — годов здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели.
ü В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.
ü Медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.
ü Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.
На сегодняшний день существует несколько направлений здоровьесберегающей деятельности, нашедших свое отражение в педагогических технологиях:
· Создание авторских программ по учебным предметам естественного цикла, ориентированных на глубокое изучение биологических основ оздоровительного влияния физических упражнений на детский организм;
· Усиление здоровьесберегающего компонента в системе занятий физкультурой и спортом;
· Разработка технологий оздоровительной работы с детьми ( за счет нового режима деятельности, адекватного потребностям детей в восстановлении и отдыхе, рационального питания);
· Рациональное использование материально-технических ресурсов и финансовых средств в здоровьесберегающих целях.
Список использованной литературы:
1. Бабенкова Е. А. Настольная книга сбережения. Новые стандарты. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 192 с.
2. Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты. –М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 160 с.
3. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Технология оздоровления детей в детском саду. Новые стандарты. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное выступление на педсовете было посвящено тому,как привлечь внимание родителей к вопросам здорового образа жизни.
Приобщение дошкольников к истории является одним из важнейших элементов патриотического воспитания. В современных условиях патриотическое воспитание становится одним из центральных направлений работы .
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических .
Краткосрочный проект по сохранению здоровья детей во второй младшей группе «Неделя здоровья».
Здоровье детей – сложная, многогранная и динамичная категория бытия. По мнению исследователей (Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г. Колесникова и др.) валеологическое образование детей имеет важное зн.
Цель проекта: показать значимость здорового образа жизни, прививать любовь к спорту и физической культуре.
Повышение уровня знаний родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Источник
Воспитание здорового ребенка
– Здравствуйте. Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. И в этом заложен большой смысл. Мы желаем человеку здравствовать. Жить здраво. То есть…. Полезно для себя, и для окружающих. Жить в гармонии с природой.
Но можно рассмотреть это приветствие и с несколько другой позиции. При встрече люди говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья, а что такое здоровье, как его измерить?
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля говорится: «Здоровье или здравие – состояние тела…, когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни».
Спустя более чем 100 лет, в уставе Всемирной организации здравоохранения было записано следующее:
«Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Культуру отношения к своему здоровью ребенок формирует в семье. От того, является ли это отношение ценностным, прививаются ли в семье навыки его сохранения и укрепления, многое зависит в перспективе жизни ребенка.
Что же влияет на здоровье. Ученые считают, что на 50% влияет образ жизни,
20% – экология, 20% – наследственность. 10% – качество медицинской помощи.
Если подумать то получится, что наше здоровье наполовину зависит от нас, нашего образа жизни. Ведь это замечательно.
Но все равно за последние годы происходит заметный рост заболеваемости среди детей и подростков. Статистика такова, что из 421 учащихся, прошедших профилактический осмотр в 2008-2009 учебном году 70% ребят имеют различные заболевания.
Здоровье подрастающего поколения – это проблема как социальная, так и нравственная. Ребенок должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс его социализации, воспитания. Проблема сохранности и укрепления здоровья интересует людей издавна. Многие ученые и практики пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей, разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья.
Академик Н.А.Агоджанян и его ученики сформулировали так называемый кодекс здоровья. Главные его положения должны найти место в семье и быть поняты ребенком. Каковы же положения этого кодекса?
1. Рациональное питание.
2. Двигательная активность.
3. Личная гигиена.
4. Закаливание.
Рациональное питание
Признаком здоровья является, в частности, хороший аппетит. В рационе не должно быть много соли, сахара и животных жиров. Правильно питаться – это меню богатое овощами, фруктами, съедобными травами. После семи часов вечера лучше ничего не есть, чтобы к моменту сна желудочное пищеварение успело закончиться.
Двигательная активность
Давайте обязательно себе и детям физическую нагрузку. Движение должно занимать не менее двух часов в день. Так как при физической активности усиливается кровоотток, открываются сосуды разных органов и систем. Не зря утверждал французский врач Армон Труссо, что движение может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства не смогут заменить движение.
Закаливание
Лучший способ закалки – обливание холодной водой. Желательно это делать на свежем воздухе, стоя босыми ногами на земле. Кратковременное воздействие холодной воды относится к умеренным стрессам, которые необходимы организму для стимуляции защитных механизмов. Любое стрессовое воздействие – толчок к усилению процессов восстановления.
Личная гигиена
Необходимо следить за весом. Это надо делать, начиная с детства, для того чтобы не развило в дальнейшем ожирение.
Также человеку необходим сон. Спать дети должны не менее 7-8 часов в сутки.
А сейчас я познакомлю вас с заповедями здоровья, которые сформулировал известный физиотерапевт, автор книг о правильном питании и оздоровлении Поль Брег. В соответствии с его воззрениями человек должен:
- почитать свое тело, как высочайшее проявление жизни;
- воздерживаться от любой ненатуральной пищи;
- питать свое тело только натуральной, живой пищей;
- посвятить свою жизнь любви;
- правильно сочетать активную деятельность и отдых;
- очищать клетки, ткани, кровь свежим воздухом и солнечными лучами;
- думать и говорить спокойно.
Итак, основой сохранения здоровья является благоприятный психологический климат семьи и создается он часто в совместном время провождении. Какие же формы совместного отдыха детей и родителей можно выделить?
Это:
- совместная интеллектуальная деятельность;
- совместная творческая деятельность;
- совместная трудовая деятельность;
- совместная спортивная деятельность;
- совместные подвижные игры.
И хотелось бы закончить выступление словами Сухомлинского В.А.:
«Забота о здоровье ребенка – это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Источник