О. Д. Куканова история формирования культуры профессионального здоровья в россии
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ
Воспитание здорового человека – одна из главных задач профессиональной педагогики. Исторический опыт свидетельствует, что на различных этапах развития цивилизации имело место различное понимание проблемы формирования культуры здоровья, которое зависело в первую очередь, от социально-экономических условий, философско-религиозных и светских представлений о человеке. Не малую роль в воздействии на индивидуальное здоровье оказывают условия труда, гигиена труда, развитость культуры профилактики профессиональных заболеваний. Поэтому мы косвенно рассмотрим и эти вопросы в историческом срезе.
Отечественная наука, в том числе медицина и педагогика находилась под влиянием воззрений Запада и Востока (рукописи, книги, иностранные врачи). Особенно это воздействие становилось ощутимым по мере дальнейшего развития научной мысли.
О высоком уровне медико-санитарного направления в Древней Руси свидетельствуют данные археологических раскопок, памятники письменности, изобразительного и прикладного искусства, устное народное творчество. Сведения, касающиеся организации лечебного дела на Руси находят свое отражение в летописях, сборниках законоположений, патериках, «житиях», «словах», переводной литературе с греческого языка. Наиболее значительным был «Физиолог» – компилятивный трактат из естественнонаучных работ античных авторов.
В связи с развитием и расширением общественной жизни уже Х-ХI веках в Древней Руси определился круг санитарно-гигиенических правил обустройства жилищ (освещенность, кладовые для хранения продуктов, месторасположение и т.д.). Медицина в это время представляла собой целостную систему, состоящую из начальных сведений о морфологии, диагностики, терапии, хирургии и гигиены.
Большим событием в медицинской общественности явился перевод книги «Вертоград здоровья», сделанный в 1534 году Н. Булевым. В ней наряду с описанием рекомендаций по диагностике и лечению болезней, приводятся советы, как вести себя здоровому человеку при эпидемиях. Идеи о предупреждении болезней все чаще находят отражение в сочинениях того времени – Даниила, Феодосия Косого, Максима Грека. Но среди простых людей был популярен религиозно-нравственный сборник поучений и наставлений «Домострой» (ХVI в.). В ряде глав «Домостроя», к примеру «Лечебник. Из многих мудрецов. О различных лечебных средствах, здоровью человека способствующих», говорится о лечебных свойствах растений, о повседневной бытовой гигиене [2].
Можно отметить, что на данном этапе развития никакой специальной системы на уровне государства по охране здоровья в XVI веке в России не существовало. Проблема охраны, укрепления здоровья подрастающего поколения не возникала даже на общественном уровне. Напротив, вся воспитательная система была связана с учением о прирожденной греховности человека, призывая к аскетизму, воздержанию, широко используя телесные наказания. Забота о здоровье выражалось только на уровне семьи.
Развитие санитарной культуры и медицины в России берет свое начало с реформ Петра I (1672-1725). Изменения коснулись всех сторон государственной и общественной жизни, в том числе и медицины. Достаточно указать на основание первой медицинской школы 25 мая 1706 года – по сути это день рождение русской медицины. Учреждение Академии наук (1724 г.) и открытие Московского университета (1755 г.) положили начало развитию отечественной медицинской науки. В XVIII веке появляются первые фабрики и заводы, а уже в 1742 году выходит первый закон «Регламент», в котором четко прописываются условия труда на фабриках.
Проблема активного и целенаправленного воздействия государства, общества, науки на формирование здорового образа жизни была поднята выдающимся русским ученым М.В. Ломоносовым. Великий ученый в своем трактате «О сохранении и размножении российского народа» (1861), сформулировал программу улучшения здоровья населения путем распространения культуры, научных и медицинских знаний, проведения ряда законодательных мер по борьбе с вредными обычаями и предрассудками. Особую роль М.В. Ломоносов сыграл в становлении гигиены в России – ему принадлежит труд «Первые основы металлургии или рудных дел», где он уделил специальное внимание вопросам организации труда и отдыха рудокопов. Первую отечественную систему государственных, гигиенических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, разработал профессор медицинского факультета Московского университета С.Г. Забелин, освященную в работе «Слове о правильном воспитании младенчества…» (1775). В диссертации Н.Л. Данилевского «О наилучшем медицинском управлении» (1760), автором последовательно проводится мысль, что на здоровье населения отрицательно влияют недостаточная общая и санитарная культура, религиозные предрассудки и суеверия [8].
Веяния эпохи Возрождения коснулись русских ученых-педагогов. Крупным событием культурной жизни России было открытие первых светских государственных школ. Идеи гуманистического воспитания, всестороннего развития личности ставили вопрос о запрете телесных наказаний, единстве умственного и физического воспитания. Так, российский просветитель А. Прокопович-Антонский в своем сочинении «О воспитании» (1798) отмечает, что гармонии души и тела как у древних греков, возможно, добиться с помощью специальных физических упражнений, музыки и добропорядочных примеров. Это был один из способов решения проблемы воспитания всесторонне развитого человека [3].
Блестящий период развития отечественной медицины связан со временем раскрепощения русского общества в начале 60-х годов XIX века. Начало земской медицины относится к 1865 – 1869 г.г., а уже 1871 году состоялся первый съезд «Общества тульских врачей». На основе материалов съезда, в дальнейшем были разработаны разделы гигиены: профессиональная, школьная, общественная, индивидуальная, промысловая.
В педагогике следует обратить внимание на работы И.Г. Мюллера, Ф.Ф. Эрисмана, которые интересны не только в плане охраны здоровья, но и как работы, в которых данная проблема освещается через процесс воспитания [7].
На развитие профилактического направления медицины большое влияние оказывала общественная мысль, яркими представителями которой являлись В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, А.И. Радищев. В основе влияния подобных идей на санитарную культуру лежало представление о взаимосвязи человека и окружающей среды, о социальной обусловленности здоровья и о соотношении биологического и социального в каждом индивидууме.
Таким образом, на рубеже XIX-XX веков медицинское сообщество пыталось решать проблемы, связанные с ухудшением здоровья населения, более частные вопросы, к которым и относится культура профессионального здоровья, были разработаны в силу их востребованности в промышленной сфере и носили очень узкий характер. Педагоги заостряли свое внимание в основном на гигиеническом аспекте проблемы.
Обращаясь к советскому периоду, мы можем отметить, что тема профессионального здоровья была достойно представлена в научной и практической деятельности академика В.М. Бехтерова. По его инициативе и под его руководством 1918 году в Петрограде был создан Институт по изучению мозга и психической деятельности, в состав которого вошла и лаборатория труда. Ее главная задача заключалась в разработке мер по сохранению и развития личности трудящихся. В основе исследований лежал комплексный подход по изучению личности работающего человека.
В 1920 году в Москве под руководством А.К. Гастаева создан Центральный институт труда. Советский теоретик и практик научной организации труда (НОТ) рассматривал работника как субъекта самосовершенствования, оставляя за ним право на личную инициативу по организации рабочего процесса. Между тем особое внимание он уделял обеспечению физического и психического здоровья работников. Для решения этой важной задачи им предусматривались следующие меры: тренировка физических возможностей, предотвращение утомления, создание необходимых условий труда [1].
Уже в первые годы существования советского строя Н.К. Крупская «большое внимание уделяла работе первых создавшихся клубов, считая их очагами здорового отдыха трудящихся» [4].
Проблемам культуры здоровья населения, грамотного формирования ЗОЖ посвящены работы П.Ф. Лесгафта, Н.Н. Пирогова, Н.С. Семашко, К.Д. Ушинского, В.М. Бехтерова.
П.Ф. Лесгафт, один из создателей теоретической анатомии, развивал функционально-анатомическое направление медицины. Итогом его научной деятельности стал труд «Основы теоретической анатомии», в котором обосновывались идеи взаимной приспособленности анатомического строения органов с их функциональной нагрузкой, впервые высказанные Н.Н. Пироговым. Признание зависимости всестороннего развития функций здорового организма, от его деятельности привело П.Ф. Лесгофта к выводу о необходимости соответствующих физических упражнений и физического воспитания людей. Им были заложены научные основы физической культуры [5].
Неоценимый вклад в развитие советского здравоохранения внес народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко. В статье «Социальная гигиена в СССР» Н.А. Семашко пишет: «Основная задача социальной гигиены состоит в том, чтобы глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разработать эффективные мероприятия по устранению вредного влияния этой среды» [11]. Среди обширного научного наследия ученого большое место отведено вопросам физического развития молодежи, профилактического значения физической культуры и спорта, развития лечебной гимнастики.
О необходимости в процессе воспитания формировать здоровую личность говорил А.С. Макаренко, подчеркивая важность примера педагогов-воспитателей в закреплении гигиенических навыков у детей [6].
В.А. Сухомлинский в своих педагогических трудах дает практические рекомендации, основанные на личном опыте по воспитанию здоровья школьников [12].
В 50-70 гг. появляется много работ по вопросам формирования здоровых привычек и навыков ЗОЖ. Но конкретной единой концепции выработано не было, главный акцент ставится на соблюдение гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса.
В 80-90 гг. разрабатываются и появляются исследования, направленные на решение конкретных проблем профилактики физиологических отклонений (сколиоз, близорукость). Разрабатывается валеологическая концепция образования, главной задачей которой является воспитания у учителей потребности в здоровье, формирования научного понимания сущности ЗОЖ и выработки индивидуального валеологического поведения (В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова) [13].
Резкое ухудшение состояния здоровья населения России, главным образом, детского, в конце ХХ века приводит нас к осознанию мысли, что по отдельности ни система здравоохранения, ни система образования не способны справиться с нарастающей проблемой. Один из путей решения заключается в повышении уровня культуры профессионального здоровья. Современный специалист, не может считаться образованным, если он не знает, как сохранить свое здоровье, выполняя в полном объеме возложенные на него профессиональные обязанности.
Освещение работ относящихся к проблеме культуры профессионального здоровья в современной литературе может оказаться неполным, если не затронуть вопрос о концепции профессионального здоровья. В настоящее время сделаны только первые шаги в этом направлении. Так, В.А. Пономаренко впервые ввел термин «профессиональное здоровье» [9], а принцип использования характеристики профессиональной работоспособности как критерия здоровья – В.И. Шостаком и Л.А. Яньшиным [14].
Продуктивной основой для анализа комплекса вопросов, относящихся к проблеме профессионального здоровья, может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности предложенная Г.С. Никифоровым (1989, 1991, 1996). Она получила признание научной общественности и сегодня широко представлена в диссертационных исследованиях и монографических изданиях. В основу ее положена идея сквозного психологического обеспечения профессиональной деятельности от «входа» в профессию и до «выхода» из нее. Процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального функционирования. Таким образом, данная концепция ориентирует практическую психологию на формирование целостного и достаточно сбалансированного знания о психологическом обеспечении субъекта деятельности на всем протяжении профессионального пути [10].
Итак, в процессе исторического развития люди осознавали необходимость, деятельности, направленной на сохранение, укрепление своего здоровья, в том числе и в профессиональной сфере. Отечественная педагогика накопила достаточный опыт методов, форм, средств формирования культуры профессионального здоровья, что позволяет нам активно использовать его, в том числе и в учреждениях начального профессионального образования.
1. Гастаев А.К. Как надо работать. – Изд. «Экономика», 1972. – 123 с.
2. Домострой – М.: Сов. Россия, 1990. – 304 с.
3. Из истории русской школы и педагогики 18 века / Под ред. М.В. Сычева-Михайлова – М.: Наука, 1996. – 250 с.
4. Крупская Н.К. Биография. – М.: Педагогика, 1988. – 220 с.
5. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. – М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 193 с.
6. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 172. – 334 с.
7. Мюллер И.Г. Моя система для детей. – М.: Гардарики, 2003. – 82 с.
8. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1987. – 122 с.
9. Пономаренко В.А. Категория здоровья как теоретическая проблема в авиационной медицине // Косм. биол. – 1990. – №3. – С. 17-23.
10. Психология профессионального здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб: «Речь». 2006. – 16 с.
11. Семашко Н.А. Избранные произведения. – М.: Педагогика, 1967. – С. 135-144.
12. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. – М.: Педагогика, 1979. – 352 с.
13. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Монография – эссе. – СПб.: Крисмас+, 1999. – 171 с.
14. Шостак В.И., Яньшин Л.А. Военно-профессиональная работоспособность как критерий здоровья // Военно-медицинский журнал.– 1993 – №1. – С. 61-64.
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЗДОРОВЬЮ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
Рассмотрим современное понятие здоровья. Здоровье в уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, т.е. современная концепция здоровья выделяет основные три составляющие — физическую, психологическую и социальную.
Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, их текущее состояние их функционирование. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.
Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно — эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств. Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов. Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Ухудшение психического здоровье связано с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, социальным отчуждением, рисками психического и физического насилия и т. д. Его основа — состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека.
Социальное здоровье – это состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Оно складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, ссузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п. Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений.
Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.
На самых первоначальных этапах зарождения человечества борьба за существование играла значительную роль в выживании человека. Здоровье человека уже тогда непременно было связано с физической подготовкой. Физическая форма человека регулярно поддерживалась тренировками. Австралийские аборигены упражнялись с помощью метания бумеранга и стрельбы из лука, а так же, соревновались в прыжках и беге. Среди ацтеков и майя распространилась игра с каучуковым мячом, в которой каждая команда стремилась забросить мяч в кольцо. Индейские племена Америки занимались бегом на дальние дистанции, бросанием мяча в цель, поднятием тяжестей различного веса. Первобытные племена Африки в физическом воспитании детей использовали борьбу, бег с грузом, раскачивание на лианах, фехтование на палках.
В далеком прошлом, когда человек испытывал беззащитность перед силами природы, физическое состояние связывалось с потусторонними силами, поэтому меры по сохранению здоровья осуществлялись в мистических обрядах. Затем исследователи заметили, что образ жизни, место обитания и другие природные факторы влияют на состояние здоровья, так постепенно начала развиваться медицина.
В условиях первобытного строя главное внимание уделялось подготовке к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд «посвящения», когда юноши в состязаниях показывали свои физические способности. На этой ступени развития человечества роль и ценность здоровья только начала осознаваться.
В родовой общине индивидуальное здоровье, как правило, определяло социальный статус индивида. Физически и интеллектуально самые сильные представители общины становились вождями, предводителями племени, руководителями охотничьих групп. Как видим, индивидуальное здоровье для жизни племени было определяющим, оно осознавалось как витальная ценность и культивировалось в племени с детства.
В первобытнообщинном строе представления о здоровье, силах природы обожествлялись в виде амулетов, а сами мероприятия по охране здоровья носили характер религиозных обрядов. Однако в процессе эволюции человек наблюдал за своей жизнедеятельностью и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между состоянием здоровья и: образом жизни, физической подготовкой, факторами окружающей среды, целебными и оздоровительными свойствами природы. Уже на этом этапе развития существовала прямая зависимость между состоянием здоровья человека и физической активностью, которую ему приходилось выполнять в процессе своей жизни, жизни семьи и общины.
Здоровье — это тема, которую изучали во все исторические периоды, это проблема которую человек пытается решить извечно. В древнегреческой мифологии здоровье как ценность, как идеал представлено богами и героями, олицетворяющими здоровье и красоту.
Античные философы едва ли не первыми в истории Запада смогли осмыслить здоровье в его аксиологическом аспекте, как подлинную ценность бытия и открыли непреходящие принципы здорового, гармоничного существования. Заслуга мыслителей этого периода состоит в том, что они впервые поставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было указание на правильное соотношение «начал».
В период древнейшей цивилизации отношение к здоровью-болезни формируется в рамках тех глобальных изменений, которые происходят в обществе. Уже в IV-II веке до н.э. человек говорит и пишет о здоровье, об этом свидетельствуют клинописные медицинские тексты древней Месопотамии.
Здоровье физическое лежало в основе древнегреческой цивилизация. Так в Спарте всех новорожденных младенцев спартанцы были обязаны показывать совету старейшин, которые решали: оставить ребенка в живых (если он был достаточно здоров и крепок) или же предать смерти (если ребенок казался им больным и хилым). Всех младенцев, которые не прошли отбор, старейшины безжалостно скидывали со скалы (хотя данный факт оспаривается рядом историков). Затем 7 летнего возраста они получали физическое воспитание от родителей, где основной упор делался на закаливание. После этого дети забирались от родителей и переводились в специальные общественные дома, которые больше напоминали казармы и занимались в основном физическими упражнениями. Каждый год воспитания завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска.
Эпоха Средневековья характеризуется раздвоением души и тела. Здесь преобладали религиозные ценности, а здоровье рассматривается как благо, ниспосланное богом. Именно с этого времени дошло до нас выражение: «Дай Бог здоровья!». В эпоху средневековья физическая культура пережила не самый благоприятный период. Католическая церковь, которая доминировала над обществом в то время, строго запрещала культ тела, а значит – и занятия спортом. Церковь, заботившаяся о воспитании и образовании паствы, провозглашала презрение к физическим упражнениям, и в большинстве педагогических учреждений были отменены занятия физической культурой, умалчивались античные принципы воспитания детей. Отношение религии к физическим упражнениям в странах Востока было во многом специфичным.
Средневековье также ценило воздержание и самообладание, избегание крайностей и примирение страстей. Эти античные принципы совпадали с основными христианскими добродетелями. По учению богословов тело человека греховно, поэтому ценностные характеристики физического здоровья отрицались во имя формирования силы духа, выражающейся в вере в Бога.
Главный упор в трудах философов патристики делается на развитие духовности человека. Главными добродетелями признаются такие способности души, как вера, надежда, любовь, праведность, смирение, способность к лишению себя плотских утех: сытой еды, теплой одежды, красивого жилища, светских развлечений и т. п. Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки.
В рабовладельческом строе происходит постепенная систематизация знаний по проблемам сохранения здоровья человека. Примечательно, что уже тогда усилия ученых были направлены на создание различных оздоровительных систем, основной их идеей является не лечение болезней, а формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также использование резервных возможностей организма для его восстановления, а высокий уровень физического здоровья в Древней Спарте до сих пор остается эталоном для всех последующих поколений.
Однако по мере имущественного и социального расслоения людей в рабовладельческих сообществах отношение к здоровью постепенно менялось. Рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все меньше уделяли внимания своему здоровью и все больше уповали на врачей и лечение болезненных состояний. Именно это обстоятельство, по всей видимости, способствовало тому, что медицина начала постепенно утрачивать свое профилактическое назначение и стала обращать основное внимание на лечение болезней. Вместе с тем, корифеи медицинской науки еще в средние века указывали на то, что наиболее эффективным путем к долголетию является сохранение здоровья, а не лечение болезней. Активным проповедником такого направления в медицине был Авиценна (980-1037), который в «Каноне врачебной науки» весь первый том посвятил вопросам формирования и сохранения здоровья.
Поэтому отношение к здоровью меняется в средневековой медицине. В это время происходит углубление специализации медицинского труда, выделение его из системы других знаний, в том числе философских. Отношение к здоровью «очеловечивается» и «спускается на землю».
Медицина в IX — X вв., преимущественно на Востоке, достигла чрезвычайно высокого уровня. Здесь творили такие выдающиеся ученые, как Ар Рази, Абу-Мансур Курми, Ибн Сина, аль Фараби, аз-Захрави. Здоровье в их трактовках уже рассматривается в оппозиции здоровье-нездоровье, а не в оппозиции здоровье-болезнь, что подчеркивает необходимость не только лечения болезни, но и исследования режима здоровых людей.
Физическая культура в ранний период феодализма в еще большей степени отдаляется и обособляется от других видов физической деятельности по сравнению с рабовладельческим строем.
К началу этапа развития феодализмав Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания, которая носила исключительно военный характер. До конца XIV в. военные действия велись с использованием холодного оружия. Владение оружием в тяжелых доспехах на коне предъявляло повышенные требования к этим специфическим условиям. Однако все спортивные соревнования проводились не ради физического развития человека, а преимущественно ради зрелищ, которые пользовались большой популярностью в средних веках.
Наступление новой эпохи Возрождения приходит на рубеже XIV-XV вв. В это время снижается значительная значимость рыцарства, что приводит к ослаблению роли физического воспитания. В этот исторический период человеческое здоровье не подразделяется на физическое и духовное и вновь переходит в разряд наиболее значимых ценностей.
В течение XVI в. в ряде итальянских городов была создана единая система подготовки мастеров фехтования. Физическая культура итальянского Возрождения включала танцы, игры в мяч и различные формы состязаний, в которых принимали участие многие горожане.
В Англии изменения произошли также и со стрельбой из лука. Потеряв свое значение как средства воинской подготовки, стрельба из лука стала чисто состязательным занятием. Регулярно устраивалась «стрелковые праздники» которые имели огромную популярность среди жителей и являлись любимым развлечением. В середине XVI в. распространилась стрельба в подвижную мишень.
Таким образом, культура физического и психического здоровья – это один из древнейших институтов человеческого общества.
Здоровье во всех обществах, в любом этносе входит в число социальных ценностей. Степень его ценности в различные исторические эпохи, в разных религиях и культурах различна, но то, что здоровье всегда считалось ценностью — этот факт, установленный многими этнографами и социологами.
С точки зрения медицины, очень важно, как относятся к своему здоровью в реальности сами люди. Если здоровье рассматривается как ценность, а не данность, то оно сразу включается в систему всех общественных ценностных отношений. Тем не менее, подходы к рассмотрению здоровья менялась вместе с ростом цивилизованности, культуры, сменой способа производства, естественнонаучной картины мира.
В дальнейшем, на протяжении всего Нового и Новейшего времени, позиция здоровье-нездоровье концентрируется в наибольшей степени в пространстве спорта — укрепления своего тела и формирования физической культуры. Уделяется огромное внимание развитию физической культуры, особенно, у детей. Начинают активно открываться специализированные спортивные школы для детей и юношества. Развитие спорта во всём мире привело к возникновению и развитию множества отдельных видов спорта, которых в настоящее время более 200.
В наше время понятия здоровье, физическая культура и спорт, — понятия неразделимые.
Таким образом, основы здоровье сберегающего поведения человека глубоко национальны и связаны с древними обычаями и духовным опытом православия по сохранению телесного, душевного и духовного здоровья. Иными словами, здоровье — это сложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющее непреходящую ценность для человека и волнующее его во всех аспектах жизни, а культура физического и психического здоровья, гигиена питания, жилища, одежды, организация мероприятий по предупреждению заболеваний, культура репродуктивного поведения – это один из древнейших институтов человеческого общества.
Ценности, связанные со здоровьем, занимают все более высокое место в шкале ценностей современного человека. Культурно-исторический анализ наиболее влиятельных воззрений, эталонов, моделей (античный, адаптационный, антропоцентрический), выявляющий их ограничения и позволяющий определить область их адекватного применения, призван способствовать повышению экологичности различных социальных практик, связанных с укреплением или восстановлением здоровья человека.
Говоря о социокультурных эталонах здоровья, мы исходим из представления о парадигмальном основании, которое обнаруживается в любой системе знания и выступает в качестве своего рода системы координат в соответствующей этому знанию социальной практике.
Иными словами, здоровье — это сложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющее непреходящую ценность для человека.
Список литературы.
Свитавская Д.С., Сегеда Л.Н. Отношение человека к здоровью: исторический аспект. // Бюллетень медицинских Интернет — конференций (ISSN 2224-6150), — 2016. Том 6. № 1, с. 75
Малярчук Н.Н. Валеология. Учебное пособие. — Издательство Тюменского государственного университета. — 2010, 354с.
Источник