Концепции здоровья
Концепция — это набор основных идей, составляющих понятие. Например, концепция педагогики — кого учить, чему учить и зачем учить. Концепций понятия здоровья существует несколько, из которых наибольший интерес представляют концепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья.
Концепцию баланса здоровья предложил Noack (1993), чтобы описать то динамическое равновесие, которое поддерживается, несмотря на внешние проблемы (результат факторов среды или поведения). В ней два ключевых измерения здоровья: баланс и потенциал здоровья.
Потенциал здоровья — это способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия. Он может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр.
Баланс здоровья — выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом.
Кроме того, вводится ресурс здоровья — сумма доступных средств для улучшения потенциала здоровья. Укрепление здоровья — силы, направленные на улучшение системы баланса.
Однако, потенциал здоровья неизвестен до внешнего воздействия. Только воздействие определяет возможности организма. Поэтому более жизненна адаптационная концепция здоровья: способность к адаптации себя и среды.
Адаптация — составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования. При адаптации система перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в условиях изменяющейся среды. Способность к адаптации — одно из свойств и условий развития здорового человека. Как универсальное фундаментальное свойство живых организмов, адаптация является тем «китом», который вместе с саморегуляцией поддерживает постоянство внутренней среды, осуществляет связь с внешней средой. Различают два вида адаптивных изменений: срочные и кумулятивные (долговременные).
Срочная адаптацияхарактеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, которые не закрепляются, а исчезают после устранения воздействия. Характер и интенсивность срочной адаптации (реакции) точно соответствует характеру и силе внешнего раздражителя, которые не превышают физиологических возможностей организма.
Кумулятивная адаптацияотличается изменениями, возникающими в ответ на длительные, повторяющиеся внешние и внутренние воздействия.
Исходы адаптивного поведения могут быть представлены как стадии:
1. Состояние удовлетворительной адаптации.
2. Состояние неполной или частичной адаптации.
3. Состояние напряжения регуляторных механизмов.
4. Состояние неудовлетворительной адаптации.
5. Состояние полома адаптационных механизмов.
Понятие «адаптация» следует считать центральным в проблеме здоровья. Неслучайна поэтому связь, которую проводят многие авторы между этими двумя понятиями.
Формирование жестких механизмов адаптации сопровождается не уменьшением, а возрастанием социально-психологических возмущающих факторов. Поэтому с возрастом растет число людей со срывом адаптации и уменьшается число людей, имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды. Помимо возрастного ограничения пределов и жесткости адаптации, на развитие дезадаптивных процессов оказывают влияние два фактора: отсутствие тренировки механизмов адаптации естественными факторами и невостребованность адаптационных резервов в связи с комфортными условиями жизнедеятельности. П.К.Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей в организме всегда выше, чем их реализация. С этих позиций, здоровье следует рассматривать как понятие динамическое, характеризующееся индивидуальным, возрастным и историческим аспектами.
Возрастной аспект определяется характерными для каждого этапа возрастного развития человека специфическими особенностями биологической и социальной адаптации. Для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, свойственные этому возрасту, его морфофункциональной организации и социальной роли.
В историческом аспекте развитие производства и производственных отношений, культуры и религии ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, место человека и его роль в социуме. В связи с ростом качества жизни и комфортности для поддержания своей жизни человек все меньше использует свои функциональные резервы и все больше — достижения своего разума, что от поколения к поколению приводит к снижению функционального резерва, резерва адаптации индивида.
Источник
Введение: Концепция здоровья в истории цивилизации
Введение: Концепция здоровья в истории цивилизации
Проблема здоровья человека — важнейшая из фундаментальных проблем, решить которую человечество стремилось всегда, потому что речь в данном случае идет о таком состоянии человека, как качество его биологической жизни.
Исторически социально-философская концепция здоровья всегда основывалась как на данных наук естественнонаучного профиля дисциплин (скажем, биологии, физиологии, генетики, биоритмологии и др.), так и с учетом принципов гуманитарных наук (например, антропологии, валеологии, этнологии и пр.). В соответствии с этой концепцией, мир так или иначе всегда представляется, как гармония, но гармония не статичная, а динамичная, изменяющаяся, противоречивая, непрерывно исчезающая, и постоянно стремящаяся к своему восстановлению и возрождению. Отсюда здоровье человека всегда понималось, как состояние соответствия жизнедеятельности организма природной гармонии. Нарушение же этого соответствия определялось в этом случае, как дисгармония, то есть — болезнь.
Человеческое здоровье и продолжительность жизни сегодня можно рассматривать с точки зрения потенциальных ресурсов человека, человеческих потенций физического тела, ума и духовности всего народонаселения Земли, отдельных этносов и индивидов.
Здоровье человека является предметом различных наук. Так, медицинская наука представляет здоровье, как то, что относится прежде всего к отдельно взятому индивиду. Она изучает и утомление, и факторы, которые могут привести к нарушению гомеостаза (относительного постоянства, устойчивости основных физиологических функций) организма, к ускорению, нарастанию утомления, и, наконец, — к срыву. К факторам, нарушающим гомеостаз, относятся: инфекционные, химические, физические начала, элементы питания, климата, географии, социальных отношений.
Литература
1. Банников Ю.А. Радиация. М., 1988.
2. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.
3. Воронцов А.И., Щетинский Е.А., Никодимов И.Д. Охрана природы. М., 1989.
4. Макевнин С.Г., Вакулин А.А.. Охрана природы. М., 1991.
5. Новиков Ю.В. Вода как фактор здоровья. М., 1989.
1. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д, 2001.
2. Лучшие рефераты. Концепции современного естествознания. Ростов н/Д, 2002.
3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2002.
4. Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. М., 2002.
Введение: Концепция здоровья в истории цивилизации
Проблема здоровья человека — важнейшая из фундаментальных проблем, решить которую человечество стремилось всегда, потому что речь в данном случае идет о таком состоянии человека, как качество его биологической жизни.
Исторически социально-философская концепция здоровья всегда основывалась как на данных наук естественнонаучного профиля дисциплин (скажем, биологии, физиологии, генетики, биоритмологии и др.), так и с учетом принципов гуманитарных наук (например, антропологии, валеологии, этнологии и пр.). В соответствии с этой концепцией, мир так или иначе всегда представляется, как гармония, но гармония не статичная, а динамичная, изменяющаяся, противоречивая, непрерывно исчезающая, и постоянно стремящаяся к своему восстановлению и возрождению. Отсюда здоровье человека всегда понималось, как состояние соответствия жизнедеятельности организма природной гармонии. Нарушение же этого соответствия определялось в этом случае, как дисгармония, то есть — болезнь.
Человеческое здоровье и продолжительность жизни сегодня можно рассматривать с точки зрения потенциальных ресурсов человека, человеческих потенций физического тела, ума и духовности всего народонаселения Земли, отдельных этносов и индивидов.
Здоровье человека является предметом различных наук. Так, медицинская наука представляет здоровье, как то, что относится прежде всего к отдельно взятому индивиду. Она изучает и утомление, и факторы, которые могут привести к нарушению гомеостаза (относительного постоянства, устойчивости основных физиологических функций) организма, к ускорению, нарастанию утомления, и, наконец, — к срыву. К факторам, нарушающим гомеостаз, относятся: инфекционные, химические, физические начала, элементы питания, климата, географии, социальных отношений.
Источник
Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицине
ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Проблема здоровья человека, является одной из самых сложных и актуальных. и она относитсяк тем проблемам, которые принято называть глобальными.
Необходимость анализа факторов, детерминирующих здоровье человека в рамках философии подтверждается реальной жизнью и имеет в своем основании следующие причины:
1. Необходимофилософское осмыслениеи теоретическая интерпретация всех детерминационных факторов здоровья, как системного образования, что позволит определить закономерности формирования, сохранения и развития здоровья.
Настало время попытаться выработать такую концепцию здоровья, которая объективно отражала бы связь между специальными знаниями, полученными при изучении здоровья, и основными. Все вышесказанное позволяет утверждатьзаконами и принципами диалектики, что центральной методологической проблемой современной медицины является разработка теории здоровья.
2. В работах, посвященных исследованию индивидуального здоровья, находят отражение различные аспекты этой комплексной проблемы, выработанные на протяжении всей истории развития человека. Однако «камнем преткновения» по-прежнему остается отсутствие такого определения понятия здоровья, которое позволяло бы его оценить в количественных и качественных показателях.
3. Традиционные меры пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ), опирающиеся в основном на медицинские знания, оказались малоэффективными. Философская проблема здорового поведения человекавключает целый круг вопросов, связанных с исследованием процессов воспитания и условий формирования личности — ее потребностей и интересов, мотивов и целей. Субъективизация здоровья — вот правильная методологическая установка,которая предусматривает прерогативу личного, самостоятельного контроля каждого индивида за своим здоровьем.
4. Важность исследования здоровья человека с точки зрения теории антропогенных потребностей в современных условиях определяется тем обстоятельством, что взаимодействие потребностей и здоровья реализуется в ЗОЖ, представляющем психологическую модель поведения, избранную индивидом в поисках лучшего способа самоосуществленияжизни. Воспитание и обучение с целью формирования у человека потребности в здоровье представляет собой один из главных «каналов» первичной профилактики.
Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицине
В истории развития концепции здоровья достаточно очевидно движение от наивно-материалистического до подлинно философского научного понимания здоровья. Благодаря трудам философов различных направлений и работам врачейбыла подготовлена основа для дальнейшего совершенствования современной медицины.
Определения здоровья, существующие в современной медицине, для удобства их анализа можно условно разделить на группы в зависимости от подходов, используемых для их концептуального обоснования.
1. К первой группе можно отнести те концепции здоровья, в которых используется функционально-биологический подход к определению этого понятия. В данном подходе учитывается нормальная функция организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном), нормальное течение физиологических и биохимических процессов. Здоровье, согласно этим определениям, рассматривают как «нормальную функциональную способность организма», а также «готовность каждого внутреннего органа выполнять все свои функции», как «динамический процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций организма», когда «течение формообразовательных, физиологических и биохимических процессов безраздельно подчиняется целесообразным биологическим закономерностям». Таким образом, нормальное функционирование организма представляет собой своего рода современную медицинскую концепцию здоровья. Согласно этой концепции, человек считается здоровым в том случае, если все способности, присущие ему как индивиду, сбалансированы и взаимосвязаны так что обеспечивают эффективное и гармоничное функционирование. Здоровье есть «состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои функции».
2. Ко второй группе можно отнести концепции, в которых здоровье человека рассматривается с позиции динамического равновесия организма, его функций и факторов окружающей среды. Сторонники такого подхода полагают, что здоровье — такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с окружающей средой, такая «форма жизнедеятельности организма, которая обеспечивает ему наиболее совершенные, оптимальные и адекватные условия существования в среде». Здоровье при таком подходе представляет собой состояние динамического (гомеорезис) и статического (гомеостаз) равновесия организма и среды, а критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.
3. В третьей группе объединяются концепции, в которых здоровье человека авторы рассматривают, используя социально-биологический подход. В данном случае биологические и социальные признаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается приоритетное значение. Социальные закономерности для человека и его здоровья признаются ведущими, определяющими в его развитии как биологической особи. Согласно определению ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Здоровье трактуется как «. возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить», как «. процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности».
4. В концепциях четвертой группы используется адаптационный подход в рассмотрении здоровья человека. Главным здесь выступает способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде. Так, согласно определению Р.М. Баевского, здоровье можно рассматривать «как способность организма активно адаптироваться к условиям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».
5. И, наконец, к последней группе можно отнести концепции здоровья, в основе которых лежит аксиологический (ценностный) подход. Здесь здоровье представляет собой, прежде всего, ценность для человека, выступает необходимой предпосылкой для полноценной, гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. А.Я. Иванюшкин, рассматривая здоровье с точки зрения его содержания и ценностного смысла, предлагает три уровня описания этой ценности: биологический — изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный — здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру; личностный, психологический— здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее, отрицание ее, в смысле преодоления.
Наличие достаточно большого количества определений здоровья, которые на основе различных подходов пытаются раскрыть его разнообразные стороны, еще раз подтверждают то, что мы имеем дело со сложным явлением, сложным объектом познания.
Дата добавления: 2015-02-22 ; просмотров: 68 | Нарушение авторских прав
Источник