Меню

История психологии здоровья личности

История становления психологии здоровья как научного направления в России и за рубежом.

Пути становления новой отрасли человеческого знания проходили в 3 этапа:

I. Запугивание и устрашение населения различными недугами. В этот период была основа на патогенную основу факторов риска.

II. Обращение к разуму человека: активно давалась статистика о различных оздоровительных системах, об их положительном воздействии, предлагались различные модели здорового образа жизни.

III. Каузальный этап (кауза — причина) – причинный этап: ориентация на исходные причины состояния человека, т.е. на выявление и устранение причин, а не на борьбу со следствием.

В психологии здоровья выделили следующие направления исследований:

Выявление роли психологических факторов в укреплении здоровья человека.

Формирование внутренней картины здоровья, т.е. психологического состояния отношения к здоровью.

Поиск оптимальных методов психологического воздействия, направленных на развитие здоровой личности.

Создание системы обучения здоровью.

Т.о. психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от зачатия до смерти и представляет собой психологическую базу первичной, вторичной профилактики и реабилитации.

В 1997 г. А. Маслоу высказал предположение, что жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько анализом высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

З. Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью.

Исторический аспект проблемы

Основа учения о здоровой психике была заложена еще в трудах Гиппократа, в его сборнике были впервые научно обоснованы проблемы не болезни, а здоровья.

Древний философ Демокрит в свое время писал Гиппократу: «Здоровье просят у Богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в распоряжении средства к этому».

О Гиппократе знают не только как о врачевателе, но и как о непреклонном гигиенисте. Именно с гигиеной связаны пути сохранения здоровья, и об этом писал Гиппократ.

Но еще гораздо раньше Гиппократа в античной литературе была достаточно широко освящена тема гигиены. В древней мифологии существует миф об Аполлоне и его сыне Эскулапе и кентавре Хероне – лучшем врачевателе, который обучал Эскулапа врачеванию собственной души. У Эскулапа было 2 дочери: Панацея и Гегея, первая решила изобрести лекарство от всех болезней и была осмеяна, а вторая — проповедовать гигиену души и тела, стала известной. Гегею изображали как красивую девушку в тунике, которая держит в одной руке чашу, а в другой – змею (это символ медицины).

Авиценна в средние века издал пятитомный труд «Канон врачебной науки», где разработал и обосновал собственную систему сохранения здоровья, которая не потеряла значение до сих пор. Он говорил, что человек может и должен жить до 140 лет.

В.М. Бехтерев впервые заговорил о психологии здоровья. Он говорил, что борьба за свободу личности есть борьба за ее здоровое развитие. Общество, которое строится на принципах самоуправления, должно, прежде всего, побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. Бехтерев особо подчеркивал «определяющее влияние социально-экономических условия на распространение душевных расстройств». Среди всех оздоровительных мероприятий важнейшее значение Бехтерев придавал 3 китам: психогигиене, психопрофилактике и воспитанию. Он предложил создать программу «Забота о здоровье ради здорового человека». До сих пор идеи Бехтерева воплощаются в жизнь в Санкт-Петербурге.

Как самостоятельное научное направление психология здоровья начала формироваться за рубежом. Первые целенаправленные исследования в этой области стали проводиться в США в 50-е годы XX века.

В 30-е годы ряд исследователей обратил внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении привели к появлению новой научной области: психосоматической медицины. В 1938 году начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год исследования в этой области привели к созданию общества, которое сегодня называется «Американское психосоматическое общество».

В течение первых 25 лет существования этого общества трактовка заболеваний велась преимущественно с психоаналитических позиций поскольку психосоматическая медицина опирается главным образом на медицинские дисциплины и особенно на психиатрию.

В 60-е годы в недрах психосоматической медицины формируются подходы и теории, предполагающие взаимосвязь с одной стороны психологических и социальных факторов, а с другой — физиологических функций. Соответственно рассматривается влияние этой взаимосвязи на процесс развития и течения заболеваний. В итоге в начале 70-х годов появилась поведенческой (бихевиоральной) медицины. В рамках ее было показано, что взаимосвязь между психикой и телом куда более непосредственная и всеобъемлющая, чем считалось прежде.

Поведенческая медицина сосредоточилась не только на лечении, но и на предупреждении болезней. Помимо медицины она опирается на такие науки, как психология, педагогика, социология. В рамках этого направления была разработана и терапевтическая техника под на-званием «биологическая обратная связь» В конце 70-х годов был учрежден «Журнал бихевиоральной медицины» и соответствующее общество. Примерно в это же время возникает еще одна область исследований, полностью принадлежащая психологии. Она получила название психология здоровья.

Отделение «Психология здоровья» было введено в Американской Психологической Ассоциации в 1978 году. С 1982 года начал выходить журнал «Психология здоровья». Содержание психологии здоровья было впервые изложено в 1980 году J. Matarazzo, который и возглавил это направление исследований.

В России начало положил Бехтерев. Сформулировал тему психологии здоровья в доклад «Личность и условия её развития и здоровья».

В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления. Осуществление наших собственных интересов в этом плане нашло отражение в том, что тема психического здоровья, в том числе его профессиональный аспект, была поставлена нами в ряд первоочередных задач, на решении которых сосредоточился коллектив созданной в 1989 году кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности при факультете психологии Санкт-Петербургского госуниверситета. В 1991 году вышла коллективная монография сотрудников кафедры под названием «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности», в которой была представлена глава, посвященная психологии здоровья. Ее содержание составили вопросы психологического обеспечения здорового образа жизни, психогигиены профессиональной деятельности, профессионального долголетия и др. В том же 1991 году в журнале «Вестник ЛГУ» опубликована статья доцентов упомянутой выше кафедры Н. Е. Водопьяновой и Н. В. Ходыревой «Психология здоровья». В сущности, это была одна из первых попыток отечественных авторов проанализировать состояние психологии здоровья на то время, сформулировать ее основные задачи.

Читайте также:  Протокол родительского собрания бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья

Затем – множество различных учебных пособий.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

История становления и современное состояние

Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в ка­честве новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспом­нить, что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно рань­ше.

Тему психического здоровья российского народа Бехтерев формулирует уже в самом начале своей творческой деятельности. В целом ряде выступлений и пуб­ликаций он проводит мысль о том, что борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за ее здоровое развитие. Все творчество Бехтерева пронизано иде­ей «цельного» познания человека или, как принято говорить сегодня, целостного (холистического) подхода к его изучению. Личность, по Бехтереву, это человек со своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душев­ных качеств, активным отношением к окружающим его внешним условиям, спо­собный к управлению своим поведением и собственной деятельности. Главное, что организует личность, — это ее направленность, т. е. то, что придает жизнедея­тельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действи­ями и поступками.

Программным для последующего развития психологии здоровья стал доклад на тему «Личность и условия ее развития и здоровья», с которым Бехтерев высту­пил в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-м съезде российских психиатров. Вслед за уче­ным остановимся кратко на основных положениях этого доклада, дополнив их некоторыми суждениями, высказанными им в ряде публикаций в начале XX в.

• П ервое и важное условие правильного развития личности — природа орга­низма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности. Биологическая наследственность передает из поколения в поколение внешние формы человеческой лично­сти, те биохимические процессы, которые лежат в основе се внутренней орга­низации, находя отражение в особенностях темперамента и характера.

• Еще один фактор связан с условиями зачатия и развития человеческого организма. Неблагоприятные условия зачатия и развития плода влекут за собой дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сво­дятся к разложению личности и к ее упадку. Причинами такого исхода мо­гут быть плохая наследственность родителей, их (или одного из них) алко­голизм или физические недостатки, болезнь матери во время зачатия и бе­ременности, а также тяжелые физические и психические моменты в течение беременности. Если физическое развитие организма от природы слабо вы­ражено и ребенок с самого раннего возраста уязвим к целому ряду инфек­ционных болезней, не обеспечен достаточным и правильным питанием, то процесс полного расцвета л ичности, ее совершенствования уже будет в той или иной мере задержан.

• Экономические условия — одна из главных причин, оказывающих влияние на развитие личности. Неудачная экономическая политика обрекает народ на борьбу за существование, за право нажизнь. Неблагоприятные экономи­ческие условия, в том числе недостаточное питание населения, приводят к физическому ослаблению организма, истощению его болезнями, наруше­нию правильного, полноценного развития психики и личности в целом, распространению душевных заболеваний.

• Алкоголизм — один из злейших факторов, несущий в себе реальную угрозу распада личности. Алкоголь парализует сферу чувств, снижает нравствен­ные, интеллектуальные и волевые качества человека, подрывает в корне основные устои личности и является в то же время одной из важнейших причин, приводящих к развитию душевных болезней, вырождения и пре­ступности. При этом борьба с пьянством в народе, подчеркивает Бехтерев, останется бессильной до тех пор, пока государственный бюджет будет ис­кать свою опору в тех огромных доходах, которые извлекаются из народно­го обращения в счет потребления им спиртных напитков.

• Трудолюбивая, умеренная и долгая жизнь по правилам гигиены есть цель, к которой следует стремиться человеку. Жизнь по правилам гигиены пред­ставляет собой одно из средств для осуществления лучших моральных иде­алов, ибо она дает возможность беспрерывного умственного и морального самоусовершенствования, для которого телесное благополучие — одно из необходимых условий. Без него недостижимо главное: гармония души и тела. Общество должно прежде всего побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. В обеспечении физического и психического здоровья людей государство обязано взять на себя главную от­ветственность. Под контролем и при активном участии государства должны

проводиться в жизнь не только пропаганда здорового образа жизни, но и необходимые оздоровительные мероприятия. Среди них Бехтерев важней­шее значение придает вопросам психогигиены и профилактики психичес­ких заболеваний, охраны здоровья.

• Основы будущей личности закладываются еще в дошкольном возрасте и связаны, прежде всего, с правильным и рациональным воспитанием ребен­ка с первых дней его жизни. Правильно поставленное воспитание играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении физиче­ского и психического здоровья. Воспитание должно создавать личность са­мостоятельную, инициативную, разумно критичную к себе и ко всему ок­ружающему. Нравственное воспитание личности предусматривает разви­тие чувства социальной любви и сострадания, правды и уважения ко всему общественно ценному, долга и ответственности.

Несмотря на благоприятную наследственность и столь же благоприятные даль­нейшие жизненные условия, душевное нездоровье может развиться иод влияни­ем негативных воспитательных условий, в которых проходит раннее детство. Дур­ные примеры старших способствуют формированию нездоровых привычек у де­тей, вызывают у них утрату душевного равновесия, развитие навязчивых состояний, различных форм душевного недуга, если они своевременно не устранены. Психи­ческое здоровье нередко подрывается вследствие нарушения основных правил гигиены, слишком изнеженного воспитания, затрудняющего формирование адап­тационных возможностей личности к внешним условиям жизни.

• Н евежество, несовершенство и недостаток образования — главные условия неполноценного развития личности. Безграмотность, говорит Бехтерев, есть умственная слепота, а личность непросвещенного народа мало возвы­шается над проявлением животной жизни. Он формулирует самые общие и основные условия, на которые должно опираться рациональное обучение. Оно должно быть:

основано не столько на шаблонном заучивании готовых форм, сколько на развитии личности с критическим складом ума и самостоятельным отношением к окружающей действительности.

Читайте также:  Почему здоровье человека считают непременным условием его эффективной жизнедеятельности обж 8 класс

• Личность — существо социальное. Всегда и везде она является продуктом биосоциальных условий, обязанная своим происхождением, с одной сто­роны, биологическому наследству, полученному от предков, а с другой — социальным условиям окружающей среды, социальной наследственности, благодаря которой из рода в род передаются все приобретения жизненного опыта предшествующих поколений.

Внутренний облик личности определяется в значительной мере обществом, его интересами, обычаями и другими общественными установлениями. Поведение личности подчинено законам общества. Самобытное развитие личности лучше всего обеспечивается полной свободой в ее взглядах и стремлениях, не нарушаю­щих вместе с тем интересы других и особенно интересы общества как целого.

Правильное развитие и социальное здоровье личности — основа государствен­ного благосостояния страны. Неудовлетворительные условия общественной жиз­ни подтачивают душевное здоровье личности. Нет полного развития личности там, где нет общественной деятельности: ее отсутствие порождает праздность, бездея­тельность, нравственное и физическое вырождение, умственный и физический упадок;личность останавливается в своем развитии, становится пассивным чле­ном общества.

Правильно организованная общественная деятельность на началах самоуправ­ления есть лучшая школа для полноценного, здорового развития и воспитания лич­ности. Это возможно только в условиях гласной критики и общественного конт­роля. Свобода совести, слова, печати, союзов, собраний, неприкосновенность прав человека — все это необходимые предпосылки формирования свободной лично­сти. Борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за правильное и здо­ровое ее развитие. Естественно, что личная свобода и местное самоуправление должны быть строго согласованы с интересами общества в целом.

• Каждый человек — деятель, творец и созидатель будущего. Совершен­ствование личности идет то быстрее, то медленнее, но безостановочно, всю жизнь до ее конечного предела. Каждый миг ее жизни есть только ступень для поднятия вверх к высшим формам проявления индивидуальности. В этом состоит основной закон нормального развития человеческой жизни.

Приведенные выше основные мысли Бехтерева относительно условий форми­рования здоровой личности и главенствующей роли социального начала в жизне­деятельности человека существенно опередили во времени довольно близкие по смыслу рассуждения, представленные в последующем в зарубежной психологии, прежде всего в гуманистической.

В целом XX в. был отмечен возрастающей ролью психологии в обеспечении здо­ровья, в изменении взглядов на соотношение между психикой и телом . В 1930-е гг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом на­правлении привели к появлению новой научной области: психосоматической медицины. В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год эта область исследований трансформировалась в общество, которое се­годня называется «Американское психосоматическое общество». В течение пер­вых 25 лет его существования трактовка заболеваний велась преимущественно с психоаналитических позиций. Психосоматическая медицина опирается главным образом на медицинские дисциплины и особенно на психиатрию.

В 1960-е гг. в недрах психосоматической медицины формируются подходы и теории, предполагающие взаимосвязь психологических и социальных факторов, с одной стороны, и физиологических функций — с другой. Соответственно рас­сматривается влияние этой взаимосвязи на процесс развития и течения заболев; ний. В итоге в начале 1970-х гг. появилась научная отрасль, направленная на изу­чение роли психологии в этиологии заболеваний. Она получила название поведен­ческой (бихевиоралыюй) медицины. В рамках ее было показано, что взаимосвязь между психикой и телом куда более непосредственная и всеобъемлющая, чем было принято считать прежде.

Поведенческая медицина сосредоточилась не только на лечении, но и на преду­преждении болезней. Помимо медицины она опирается на такие науки, как психо­логия, педагогика, социология. В ней используются методы поведенческой терапии, модификации поведения (например, при лечении гипертонии, ожирения, наркома­нии). В рамках этого направления была разработана и терапевтическая технике «биологическая обратная связь», эффективность которой подтвердилась при лече­нии гипертонии, головной боли и других заболеваний. В конце 1970-х гг. был уч­режден «Журнал бихевиоралыюй медицины» и соответствующее общество.

Примерно в это же время возникает еще одна область исследований, полиостью принадлежащая психологии. Она получила название психология здоровья. Отде­ление «Психология здоровья» было открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».

Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья при всей специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея получила отражение в «биопсихосоциальной модели», пред­ложенной в 1977 г Д. Энджелом, которую он сам же дополнил и уточнил в 1980 г. Эта модель тоже характерным образом отвечает на ряд вопросов.

Что вызывает болезнь? Человек — сложная система, и болезнь может быть вызвана множеством факторов:

• биологическим (например, вирусы, бактерии, структурные дефекты, гене­тика);

Е. Р. 8агайпо. НваШ Рзуско1оду. ЫорзускозосгЫ ШвгасИоп. К.У., 1998; I. Оддеп. НваШ Рзуско1оду.

• психологическими (представления, эмоции, поведение);

• социальными (нормы поведения, семья, референтные группы, работа, при­надлежность к социальному классу, принадлежность к этнической группе и др.).

Кто ответствен за болезнь? Человек не рассматривается как пассивная жертва. Осознание, например, роли поведения в возникновении болезни означает то, что на людей может быть возложена ответственность за их здоровье и болезни.

Как лечить болезни? Лечение должно быть целостным (холистический под­ход), а не касаться только отдельных биологических изменений, которые имели место при заболевании. Это может найти отражение в изменении поведения, кор­рекции в сфере представлений, формировании стратегии согласия с медицински­ми рекомендациями.

Кто ответствен за лечение? Поскольку лечат человека, а не только конкретные заболевания его организма, следовательно, пациент тоже несет часть ответствен­ности за свое излечение, изменение собственных представлений и поведения.

Какое взаимодействие между здоровьем и болезнью? Понятия «здоровье» и «бо­лезнь» следует рассматривать как полюсы континуума, в котором их соотноше­ние представлено в разной степени. На полюсе благополучия доминирующим со­стоянием является здоровье. На противоположном полюсе преобладает болезнь, в пределе переходящая в летальный исход. Приближение к этому полюсу сопро­вождается нарастанием деструктивных процессов, которые порождают характер­ные признаки, симптомы и недомогания. Люди перемещаются по этому контину­уму от здоровья к болезни и наоборот.

Какая Связь между психикой и телом? Психика и тело взаимодействуют. Пси­хология здоровья рассматривает психологические факторы не только как возмож­ные последствия болезни, но и как факторы, вносящие вклад в ее этиологию.

Читайте также:  Алкоголь влияет репродуктивное здоровье человека

Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастаю­щих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный бум, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки и т. д.) и другие патоген­ные особенности современной жизни приводят к эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний. По дан­ным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за XX в. средний показа­тель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 че­ловек населения вырос более чем в 4 раза.

Увеличивается не только количество больных в обществе, но и темпы роста этих расстройств. Если раньше в нашей стране регистрировалось от 5 до 10 боль­ных на 1000 человек, то в последние десятилетия эти цифры достигли 29-33. Тес­ная связь нервно-психических нарушений с психогенными факторами и усложнив­шимися социальными условиями современной жизни приводит к значительному росту числа неврозов и расстройств личности (при относительной стабильности психозов), в этиологии которых наибольшее значение имеют факторы эндогенной природы. По данным мировой статистики, в настоящее время расстройства лич­ности составляют 40%, неврозы — 47%, а эндогенные психозы — 13% от общего числа нервно-психических заболеваний. Эти цифры говорят сами за себя.

Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-психических рас­стройств у детей и подростков. Невротические и неврозоподобные состояния со­ставляют 63 случая на 1000 детей. В нашей стране стойкие психические расстрой­ства регистрируются примерно у 15% детей. По данным Института социально-поли­тических исследований РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3-х классах до 16% в 9-11-х классах. В общем, за период обучения состояние здоровья учащихся, по свидетельству Минздрава РФ, ухудшается в 4-5 раз, а 85% неуспевающих — это больные дети.

Возрастающее значение психических факторов в возникновении, течении, ком­пенсации и декомпенсации различных соматических болезней определяет одну из особенностей психологии здоровья — ее «неспецифичность». Сейчас уже не вы­зывает сомнений, что не менее 30% (а по некоторым данным — не менее 50%) об­ращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары, — по су­ществу, практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в определенной коррек­ции эмоционального состояния.

Статистика свидетельствует, что лиц, не страдающих какими-либо психиче­скими нарушениями, т. е. «абсолютно здоровых», в настоящее время насчитыва­ется в среднем лишь 35%. По данным разных авторов, от 22 до 89% населения — люди с предболезненными состояниями (донозологические формы психической дезадаптации). Однако половина носителей психической симптоматики, соглас­но мнению экспертов, не нуждается в психиатрической помощи. Они самостоя­тельно адаптируются к среде и, возможно, нуждаются только в психологическом консультировании.

В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное науч­ное направление еще только проходит начальную стадию своего становления. В связи с этим уместно отметить, что тема психического, в том числе и профессио­нального, здоровья была поставлена в ряд первоочередных задач, на решении кото­рых сосредоточился коллектив созданной в 1989 г. кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности (заведующий кафедрой профессор Г. С. Никифоров) при факультете психологии Санкт-Петербургского госунивер- ситета. В 1991 г. вышла коллективная монография сотрудников кафедры «Психо­логическое обеспечение профессиональной деятельности», в которой психологии здоровья была посвящена отдельная глава. Ее содержание касалось вопросов пси­хологического обеспечения здорового образа жизни, психогигиены профессиональ­ной деятельности, профессионального долголетия и др. Тогда же в журнале «Вест­ник ЛГУ» была опубликована статья доцентов упомянутой выше кафедры Н. Е. Во­допьяновой и Н. В. Ходыревой «Психология здоровья». В сущности, это была одна из первых попыток отечественных авторов проанализировать состояние психологии здоровья, сформулировать ее основные задачи исследования. К числу основополага­ющих вопросов теоретических основ психологии здоровья относятся раскрытие с си­стемных позиций самой сущности понятия здоровья, а также критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья. Первые попытки осмысления этих вопросов были представлены, в ряде публикаций [7,8,9].

В последние годы в нашей стране уже издано несколько учебных пособий по психологии здоровья [1, 4, 10]. В 1999 г. появилась весьма обстоятельная моно­графия профессора И. Н. Гурвича «Социальная психология здоровья», в которой автор представил не только результаты собственных исследований, но и система­тизировал обширный зарубежный опыт последних десятилетий [6]. В 2000 г. из­дательство Санкт-Петербургского госуниверситета выпустило в свет первую кол­лективную монографию «Психология здоровья», авторами которой стали ведущие петербургские специалисты в этой области. В апреле 2000 г. в Санкт-Петербурге прошла первая конференция, посвященная вопросам психического здоровья. Очевидное усиление интереса к проблематике психологии здоровья — и не толь­ко со стороны представителей психологической науки — дает все основания по­лагать, что уже в обозримой перспективе она станет одним из авангардных направ­лений российской психологии.

В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Об этом свидетельствуют и некоторые циф­ры. Если в 1975 г. в США было внедрено 200 программ по охране психического здоровья, то в 1990 г. их было уже более 5000. Они приносят значительный эконо­мический эффект. В настоящее время в США каждый десятый психолог занима­ется той или иной проблемой психологии здоровья, а каждая третья статья в основ­ных англоязычных психологических журналах посвящена различным аспектам этой области. По этому направлению издаются специальные журналы, выпускают­ся учебники и монографии. Его широкой практической реализации подчинены раз­личные организационные решения. Например, в Великобритании принят документ «Здоровье нации», а в Европе подобная инициатива, нацеленная на улучшение психического и физического здоровья популяции, получила название «Здоровье для всех». Постоянно пополняется перечень уже функционирующих клиник и центров психического здоровья, группы оказания помощи и самопомощи в укреп­лении собственного здоровья распространяются по всему Западу.

Наряду с основательной общепсихологической подготовкой специалисты в области психологии здоровья должны получать углубленные знания Р1 В вопро­сах психогигиены, психопрофилактики, а также психосоматического здоровья и психотерапии. Большинство профессиональных психологов здоровья работают в больницах, клиниках, на кафедрах колледжей и университетов, в научных лабо­раториях, центрах здоровья и психологического консультирования, кабинетах психологической разгрузки, семьи и брака, эстетотерапии, школах самосовершен­ствования.

Источник

Adblock
detector