Торжество жизни. Истории людей, столкнувшихся с тяжелой болезнью и боровшихся до конца
В своей книге «Жизнь взаймы: Рассказы врача-реаниматолога о людях, получивших второй шанс» Ламас вспоминает реальные истории людей, которые, столкнувшись с тяжелым заболеванием, решили бороться за жизнь несмотря ни на что. Forbes Woman публикует одну из них. Перевод издательства «Альпина Паблишер» выходит в сентябре.
Это случилось в Балтиморе в начале восьмидесятых, за 20 лет до того, как я впервые переступила порог отделения интенсивной терапии. Нэнси Эндрюс, двадцатилетняя студентка, изучающая искусствоведение, собиралась проверить зрение и подобрать новые очки. С деньгами у нее было туго, и она отправилась в офтальмологическую клинику Университета Джонса Хопкинса, где больных принимали врачи-стажеры всего за $30. Врач решил осмотреть глазное дно и посветил в глаза щелевой лампой, обратив внимание на хрусталики.
Он удивился: было такое впечатление, что они находились не на своем месте.
— У вас вывих хрусталика, — сказал он. Не было ли у Нэнси травм головы? Это было бы самое удобное объяснение смещения хрусталиков. Нет, травм головы у нее не было. Молодой врач окинул пациентку взглядом, обратил внимание на ее чересчур стройное телосложение, длинные пальцы и гибкие запястья.
Здесь крылось что-то другое.
К концу дня Нэнси оказалась в центре генетического консультирования в ожидании диагноза. Подозрение врача-офтальмолога подтвердилось: у Нэнси был синдром Марфана.
Синдром этот назван по имени французского педиатра Антуана Марфана, который впервые описал его на рубеже XX века. У наблюдаемой им девочки были длинные пальцы и нарушения в строении скелета, обусловленные тотальным поражением соединительной ткани, которая удерживает вместе кожу, мышцы, кости и внутренние органы.
Симптомы могут варьироваться от сравнительно легких, как вывих хрусталиков, до тяжелых, а иногда и смертельных поражений аорты, самой крупной артерии, которая выводит кровь из левого желудочка сердца. Девушку направили на обследование. Как будто неприятного диагноза самого по себе было недостаточно, Нэнси узнала, что у нее аневризма дуги аорты, то есть участок стенки сосуда опасно истончился.
Врач предупредил Нэнси, что если оставить эту аневризму без лечения, то она может разорваться, что чревато очень серьезными, а возможно, и фатальными последствиями.
А ведь Нэнси чувствовала себя совершенно здоровой и вела активный образ жизни! По городу она передвигалась на велосипеде, а на оплату учебы подрабатывала мытьем посуды в ресторане. И вот оказалось, что ее крепкое здоровье — всего лишь иллюзия. Потрясенная Нэнси спросила врача, как ей справиться с этим сейсмическим сдвигом в ее реальности. Врач сказал ей, что каждый из нас может в любой момент умереть.
— Это совсем другое, — возразила она. — Вы же только что сказали мне, что у меня в груди заложена бомба с часовым механизмом.
Врач не нашел ответа.
Нэнси начала принимать гипотензивные лекарства, снижающие артериальное давление. Их назначили, чтобы остановить рост аневризмы. Другого выбора у Нэнси не было. Она уже давно запланировала и подготовила стажировку в Англии и отправилась туда на год согласно плану. По возвращении девушка отправилась к тому же врачу в больнице Джонса Хопкинса. После обследования выяснилось, что аневризма выросла и теперь Нэнси показана операция, так как риск хирургического вмешательства меньше, чем риск присутствия аневризмы. Так в возрасте 21 года Нэнси согласилась на операцию на открытом сердце, в ходе которой участок аорты, пораженный аневризмой, и аортальный клапан будут заменены соответственно пластиковой трубкой и металлическим протезом.
Напуганная перспективой такого обширного вмешательства, Нэнси нашла отдушину в искусстве. Она фотографировала себя по дороге в операционную, продолжила эту фотосессию после пробуждения и в процессе восстановления. Выздоровление было трудным, но Нэнси была молода и здорова и довольно скоро вернулась к своим многочисленным занятиям. Она окончила колледж, а фотографии из больницы стали основой дипломной работы. Конечно, генетическое заболевание никуда не делось, и над девушкой постоянно нависала угроза повторных операций. Когда она приходила на осмотры в больницу, ее показывали студентам, как на цирковом представлении.
Но в повседневной жизни все было нормально. В двадцать с небольшим она стала художницей, играла на скрипке и пела в группе авангардного перформанса. Днем она работала продюсером больничного телевизионного канала, где вела такие программы, как, например, лото для госпитализированных детей. Шли годы, у Нэнси пробудился интерес к экспериментальному кино, что побудило ее переехать из Балтимора в Чикаго, где она получила ученую степень и начала преподавать в Университете штата Мэн. Прошло 20 лет. Все это время Нэнси регулярно проходила обследования в больнице Джонса Хопкинса. Врачи следили за динамикой состояния аорты, которая медленно, почти незаметно расширялась. Нэнси стала постоянно носить медицинский браслет, на котором было написано: «Высокий риск расслоения аорты».
Аорту надо было реконструировать, то есть делать сложную операцию, чреватую тяжелыми осложнениями — параличом, почечной недостаточностью и даже смертью. И это был вопрос не «если», а «когда».
Нэнси спросила врачей, что она почувствует, если вдруг начнется расслоение аорты и возникнет угроза ее разрыва до запланированной операции. Независимо от места расслоение аневризмы аорты является неотложным состоянием, которое без экстренного лечения может быстро привести к смерти.
И явится смерть под маской сильной боли в пояснице. Эта информация пригодилась Нэнси осенью 2005 года. Нэнси в это время находилась в приемной клиники, куда она регулярно ходила сдавать анализы крови для уточнения дозы антикоагулянтов, которые ей приходилось принимать для профилактики тромбоза искусственного аортального клапана. Она вдруг ощутила боль в пояснице. Сначала она подумала, что просто сидит в неудобном положении. Она встала и прошлась, потом снова села, но боль не прошла, а, наоборот, стала сильнее. Эта боль отличалась от обычной боли в спине.
— Кажется, у меня расслоение аорты, — сказала Нэнси дежурному приемной. — Вы не могли бы вызвать скорую?
Дальнейшее Нэнси помнит смутно. Помнит, как упала. Помнит, как машина скорой помощи мчалась из городской клиники в ближайшую больницу в Бангоре, помнит, как ее вертолетом доставили в больницу Brigham and Women’s в Бостоне. Помнит, что в вертолете ей надели на голову наушники с прикрепленным микрофоном, чтобы она могла общаться с бригадой, как Мадонна с публикой на концерте.
В операционной хирурги сделали разрез от пупка вверх, под грудью и продолжили его на спину, чтобы получить доступ к аорте. После операции большая часть аорты была заменена пластиковой трубкой. Нэнси выжила.
Седативные препараты в крови успокаивали организм, но не мозг. Мысли Нэнси метались в поиске объяснений необъяснимому. Она находилась то в трюме корабля, то на дне глубокого колодца. Ей удалили семь восьмых мозга. Медперсонал хотел ее убить. Когда врачи, каждое утро приходившие в ее палату, задавали стандартные вопросы: как ее зовут, какое сегодня число, где она находится, — она считала, что это экзамен, и если она его сдаст, то ее отпустят домой. Потом она раскрыла преступную порнографическую организацию, которая фотографировала пациентов и выкладывала снимки в интернет. Когда в коридоре кто-нибудь захлопывал ящик стола, ей казалось, что в холле перестрелка. Образы были яркими, живыми, Нэнси видела себя то в пустыне, то в Арктике.
Родственники сидели у ее постели, не догадываясь о глубине и тяжести ее параноидального состояния. Но постепенно Нэнси окрепла, обрела способность говорить и писать, и все эти кошмарные видения выплыли на поверхность.
Приходивших к ней друзей она просила стряхнуть с лиц насекомых. Она писала неизвестно кому письма о том, что у нее удалена часть головного мозга. Близкая подруга, совершенно обескураженная, спрашивала у врачей: «Что с ней происходит?»
Она знала, что Нэнси перенесла тяжелую операцию, но видела, что послеоперационная рана быстро заживает, но происходило что-то абсолютно ненормальное. Но, кажется, врачи об этом не задумывались. «Такое случается», — говорили они, словно это был не заслуживающий внимания пустяк. Врачи были уверены, что, когда Нэнси вернется домой, ее психика вернется к норме.
Но даже когда бред прошел и Нэнси достаточно окрепла для выписки (сначала ее перевели в реабилитационный центр, затем она уехала домой, в Мэн), она не стала прежней.
Однажды, находясь в отделении реабилитации в Бангоре, она услышала звук летящего вертолета и неожиданно для самой себя расплакалась. Однажды вечером, когда Нэнси уже снова жила дома, к ней пришли друзья с маленьким ребенком. Его родители во время кормления, поднося ко рту ребенка ложку, имитировали звук самолета, и эта невинная игра вызвала у Нэнси настоящую панику. Она вспоминала потом, что от этого звука ей хотелось залезть под стол и затаиться. Но она не сразу связала этот приступ паники с вертолетным путешествием из Мэна в Бостон. На семинаре о документальном кино она обнаружила, что перестала понимать язык кинокритики. Разум ее был замутнен. Она не могла избавиться от убеждения, что с ней что-то не так, что-то посерьезнее обычных проблем послеоперационного восстановления. Какой-нибудь невинный запах вызывал образ изуверских пыток, людей, привязанных к кроватям, крови, насекомых и невыразимых страданий.
Было постоянное ощущение, что ее кто-то преследует. «Это шокировало, я не понимала, что происходит», — говорила она мне. Врачи, делавшие операцию на аорте, были рады тому, что спасли ее жизнь. Но Нэнси, которой было 44 года, как бы она ни была благодарна своим докторам, приходила в ужас, представляя, что еще долгие годы проведет в таком состоянии, не понимая, что происходит, и сломленная постоянным страхом.
Через несколько месяцев после выписки Нэнси решилась рассказать о происходящем своему семейному врачу. Она путалась, не зная, как выразить свои ощущения, но все же рассказала о нескольких вещах, например, о запахах, которые провоцировали панические атаки. Слушая пациентку, доктор, бывший раньше военным врачом, сразу понял, о чем идет речь. Все эти симптомы укладывались в картину посттравматического стрессового расстройства, но Нэнси переживала не воспоминания о реальных событиях — к ней возвращались галлюцинации послеоперационного периода. Конечно же, Нэнси слышала о ПТСР. Она знала, что ветераны войн часто переживают, словно наяву, получение своих ранений. Но ей ни разу не пришло в голову, что это расстройство может поразить профессора искусствоведения, недавно прошедшего длительный и сложный курс лечения.
Она начала искать информацию в интернете, но находила в основном информацию о бывших военных. И все же чем больше она узнавала, тем сильнее убеждалась в правильности диагноза. Все элементы головоломки сошлись, и клиническая картина стала ясной. Теперь ее мучения получили название.
Более того, появилась надежда на эффективное лечение. Нэнси пошла к психотерапевту и начала терапию, которая длилась не один год.
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЗДОРОВЬЮ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
Рассмотрим современное понятие здоровья. Здоровье в уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, т.е. современная концепция здоровья выделяет основные три составляющие — физическую, психологическую и социальную.
Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, их текущее состояние их функционирование. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.
Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно — эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств. Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов. Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Ухудшение психического здоровье связано с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, социальным отчуждением, рисками психического и физического насилия и т. д. Его основа — состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека.
Социальное здоровье – это состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Оно складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, ссузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п. Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений.
Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.
На самых первоначальных этапах зарождения человечества борьба за существование играла значительную роль в выживании человека. Здоровье человека уже тогда непременно было связано с физической подготовкой. Физическая форма человека регулярно поддерживалась тренировками. Австралийские аборигены упражнялись с помощью метания бумеранга и стрельбы из лука, а так же, соревновались в прыжках и беге. Среди ацтеков и майя распространилась игра с каучуковым мячом, в которой каждая команда стремилась забросить мяч в кольцо. Индейские племена Америки занимались бегом на дальние дистанции, бросанием мяча в цель, поднятием тяжестей различного веса. Первобытные племена Африки в физическом воспитании детей использовали борьбу, бег с грузом, раскачивание на лианах, фехтование на палках.
В далеком прошлом, когда человек испытывал беззащитность перед силами природы, физическое состояние связывалось с потусторонними силами, поэтому меры по сохранению здоровья осуществлялись в мистических обрядах. Затем исследователи заметили, что образ жизни, место обитания и другие природные факторы влияют на состояние здоровья, так постепенно начала развиваться медицина.
В условиях первобытного строя главное внимание уделялось подготовке к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд «посвящения», когда юноши в состязаниях показывали свои физические способности. На этой ступени развития человечества роль и ценность здоровья только начала осознаваться.
В родовой общине индивидуальное здоровье, как правило, определяло социальный статус индивида. Физически и интеллектуально самые сильные представители общины становились вождями, предводителями племени, руководителями охотничьих групп. Как видим, индивидуальное здоровье для жизни племени было определяющим, оно осознавалось как витальная ценность и культивировалось в племени с детства.
В первобытнообщинном строе представления о здоровье, силах природы обожествлялись в виде амулетов, а сами мероприятия по охране здоровья носили характер религиозных обрядов. Однако в процессе эволюции человек наблюдал за своей жизнедеятельностью и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между состоянием здоровья и: образом жизни, физической подготовкой, факторами окружающей среды, целебными и оздоровительными свойствами природы. Уже на этом этапе развития существовала прямая зависимость между состоянием здоровья человека и физической активностью, которую ему приходилось выполнять в процессе своей жизни, жизни семьи и общины.
Здоровье — это тема, которую изучали во все исторические периоды, это проблема которую человек пытается решить извечно. В древнегреческой мифологии здоровье как ценность, как идеал представлено богами и героями, олицетворяющими здоровье и красоту.
Античные философы едва ли не первыми в истории Запада смогли осмыслить здоровье в его аксиологическом аспекте, как подлинную ценность бытия и открыли непреходящие принципы здорового, гармоничного существования. Заслуга мыслителей этого периода состоит в том, что они впервые поставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было указание на правильное соотношение «начал».
В период древнейшей цивилизации отношение к здоровью-болезни формируется в рамках тех глобальных изменений, которые происходят в обществе. Уже в IV-II веке до н.э. человек говорит и пишет о здоровье, об этом свидетельствуют клинописные медицинские тексты древней Месопотамии.
Здоровье физическое лежало в основе древнегреческой цивилизация. Так в Спарте всех новорожденных младенцев спартанцы были обязаны показывать совету старейшин, которые решали: оставить ребенка в живых (если он был достаточно здоров и крепок) или же предать смерти (если ребенок казался им больным и хилым). Всех младенцев, которые не прошли отбор, старейшины безжалостно скидывали со скалы (хотя данный факт оспаривается рядом историков). Затем 7 летнего возраста они получали физическое воспитание от родителей, где основной упор делался на закаливание. После этого дети забирались от родителей и переводились в специальные общественные дома, которые больше напоминали казармы и занимались в основном физическими упражнениями. Каждый год воспитания завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска.
Эпоха Средневековья характеризуется раздвоением души и тела. Здесь преобладали религиозные ценности, а здоровье рассматривается как благо, ниспосланное богом. Именно с этого времени дошло до нас выражение: «Дай Бог здоровья!». В эпоху средневековья физическая культура пережила не самый благоприятный период. Католическая церковь, которая доминировала над обществом в то время, строго запрещала культ тела, а значит – и занятия спортом. Церковь, заботившаяся о воспитании и образовании паствы, провозглашала презрение к физическим упражнениям, и в большинстве педагогических учреждений были отменены занятия физической культурой, умалчивались античные принципы воспитания детей. Отношение религии к физическим упражнениям в странах Востока было во многом специфичным.
Средневековье также ценило воздержание и самообладание, избегание крайностей и примирение страстей. Эти античные принципы совпадали с основными христианскими добродетелями. По учению богословов тело человека греховно, поэтому ценностные характеристики физического здоровья отрицались во имя формирования силы духа, выражающейся в вере в Бога.
Главный упор в трудах философов патристики делается на развитие духовности человека. Главными добродетелями признаются такие способности души, как вера, надежда, любовь, праведность, смирение, способность к лишению себя плотских утех: сытой еды, теплой одежды, красивого жилища, светских развлечений и т. п. Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки.
В рабовладельческом строе происходит постепенная систематизация знаний по проблемам сохранения здоровья человека. Примечательно, что уже тогда усилия ученых были направлены на создание различных оздоровительных систем, основной их идеей является не лечение болезней, а формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также использование резервных возможностей организма для его восстановления, а высокий уровень физического здоровья в Древней Спарте до сих пор остается эталоном для всех последующих поколений.
Однако по мере имущественного и социального расслоения людей в рабовладельческих сообществах отношение к здоровью постепенно менялось. Рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все меньше уделяли внимания своему здоровью и все больше уповали на врачей и лечение болезненных состояний. Именно это обстоятельство, по всей видимости, способствовало тому, что медицина начала постепенно утрачивать свое профилактическое назначение и стала обращать основное внимание на лечение болезней. Вместе с тем, корифеи медицинской науки еще в средние века указывали на то, что наиболее эффективным путем к долголетию является сохранение здоровья, а не лечение болезней. Активным проповедником такого направления в медицине был Авиценна (980-1037), который в «Каноне врачебной науки» весь первый том посвятил вопросам формирования и сохранения здоровья.
Поэтому отношение к здоровью меняется в средневековой медицине. В это время происходит углубление специализации медицинского труда, выделение его из системы других знаний, в том числе философских. Отношение к здоровью «очеловечивается» и «спускается на землю».
Медицина в IX — X вв., преимущественно на Востоке, достигла чрезвычайно высокого уровня. Здесь творили такие выдающиеся ученые, как Ар Рази, Абу-Мансур Курми, Ибн Сина, аль Фараби, аз-Захрави. Здоровье в их трактовках уже рассматривается в оппозиции здоровье-нездоровье, а не в оппозиции здоровье-болезнь, что подчеркивает необходимость не только лечения болезни, но и исследования режима здоровых людей.
Физическая культура в ранний период феодализма в еще большей степени отдаляется и обособляется от других видов физической деятельности по сравнению с рабовладельческим строем.
К началу этапа развития феодализмав Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания, которая носила исключительно военный характер. До конца XIV в. военные действия велись с использованием холодного оружия. Владение оружием в тяжелых доспехах на коне предъявляло повышенные требования к этим специфическим условиям. Однако все спортивные соревнования проводились не ради физического развития человека, а преимущественно ради зрелищ, которые пользовались большой популярностью в средних веках.
Наступление новой эпохи Возрождения приходит на рубеже XIV-XV вв. В это время снижается значительная значимость рыцарства, что приводит к ослаблению роли физического воспитания. В этот исторический период человеческое здоровье не подразделяется на физическое и духовное и вновь переходит в разряд наиболее значимых ценностей.
В течение XVI в. в ряде итальянских городов была создана единая система подготовки мастеров фехтования. Физическая культура итальянского Возрождения включала танцы, игры в мяч и различные формы состязаний, в которых принимали участие многие горожане.
В Англии изменения произошли также и со стрельбой из лука. Потеряв свое значение как средства воинской подготовки, стрельба из лука стала чисто состязательным занятием. Регулярно устраивалась «стрелковые праздники» которые имели огромную популярность среди жителей и являлись любимым развлечением. В середине XVI в. распространилась стрельба в подвижную мишень.
Таким образом, культура физического и психического здоровья – это один из древнейших институтов человеческого общества.
Здоровье во всех обществах, в любом этносе входит в число социальных ценностей. Степень его ценности в различные исторические эпохи, в разных религиях и культурах различна, но то, что здоровье всегда считалось ценностью — этот факт, установленный многими этнографами и социологами.
С точки зрения медицины, очень важно, как относятся к своему здоровью в реальности сами люди. Если здоровье рассматривается как ценность, а не данность, то оно сразу включается в систему всех общественных ценностных отношений. Тем не менее, подходы к рассмотрению здоровья менялась вместе с ростом цивилизованности, культуры, сменой способа производства, естественнонаучной картины мира.
В дальнейшем, на протяжении всего Нового и Новейшего времени, позиция здоровье-нездоровье концентрируется в наибольшей степени в пространстве спорта — укрепления своего тела и формирования физической культуры. Уделяется огромное внимание развитию физической культуры, особенно, у детей. Начинают активно открываться специализированные спортивные школы для детей и юношества. Развитие спорта во всём мире привело к возникновению и развитию множества отдельных видов спорта, которых в настоящее время более 200.
В наше время понятия здоровье, физическая культура и спорт, — понятия неразделимые.
Таким образом, основы здоровье сберегающего поведения человека глубоко национальны и связаны с древними обычаями и духовным опытом православия по сохранению телесного, душевного и духовного здоровья. Иными словами, здоровье — это сложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющее непреходящую ценность для человека и волнующее его во всех аспектах жизни, а культура физического и психического здоровья, гигиена питания, жилища, одежды, организация мероприятий по предупреждению заболеваний, культура репродуктивного поведения – это один из древнейших институтов человеческого общества.
Ценности, связанные со здоровьем, занимают все более высокое место в шкале ценностей современного человека. Культурно-исторический анализ наиболее влиятельных воззрений, эталонов, моделей (античный, адаптационный, антропоцентрический), выявляющий их ограничения и позволяющий определить область их адекватного применения, призван способствовать повышению экологичности различных социальных практик, связанных с укреплением или восстановлением здоровья человека.
Говоря о социокультурных эталонах здоровья, мы исходим из представления о парадигмальном основании, которое обнаруживается в любой системе знания и выступает в качестве своего рода системы координат в соответствующей этому знанию социальной практике.
Иными словами, здоровье — это сложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющее непреходящую ценность для человека.
Список литературы.
Свитавская Д.С., Сегеда Л.Н. Отношение человека к здоровью: исторический аспект. // Бюллетень медицинских Интернет — конференций (ISSN 2224-6150), — 2016. Том 6. № 1, с. 75
Малярчук Н.Н. Валеология. Учебное пособие. — Издательство Тюменского государственного университета. — 2010, 354с.
Источник