Меню

Исторический аспект изучения здоровья

Исторический аспект изучения здоровья

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНИМАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЗДОРВЬЕ»

Эдилова Д.С.-Х., соискательАНО «Северо-Кавказская академия инновационных технологий в образовании и науке»

В статье приведен краткий обзор культурно-исторического понимания понятия «здоровье»

Ключевые слова: проблемы, здоровье, медицина, здравоохранение.

CULTURAL AND HISTORICAL ASPECT OF UNDERSTANDING OF THE CONCEPT «ZDORVYE»

Edilova D.S.-H., competitor of Autonomous Non-Commercial Organization The North Caucasian Academy of Innovative Technologies in Science and Education

The short review of cultural and historical understanding of the concept «health» is provided in article

Keywords: problems, health, medicine, health care.

В условиях постоянно меняющейся окружающей среды проблема сохранения здоровья становится одной из самых острых проблем современности. Состояние здоровья нынешнего поколения характеризуется неуклонным ухудшением. Отмечается рост нервно-психических заболеваний. Современная педагогика отмечает, что более 90% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья [1].

В целом проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости она считается одной из сложнейших проблем современности.

Философы и врачи Древнего мира устанавливали взаимосвязь биосоциальной природы и здоровья человека: Алкемон (6-5 века до н.э.), Гиппократ(5 4 века до н.э.), Эмпедокл (5 век до н.э.), Аристотель (4 век до н.э.).

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, традициях, т. е. условиях и образе жизни. Делались даже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда (Гален и Целье разделяли болезни господ и рабов).

По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения и трактовалось неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой. Например, Гельвеций считал, что человек — животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека, по сути, разделяли взгляды К. Маркса, считавший, что сущность человека есть совокупность общественных отношений. Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс, утверждавший, что сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального).

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей их вымышленных городов в идеально организованных условиях жизни и общественном порядке.

Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий.

Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих.

Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологического от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье отдельного человека в основе своей биологическое понятие. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни, которые являются определяющими. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов [2].

Таким образом, соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья человека.

Известно, что учреждения здравоохранения в России внедряют в практику законы рыночных отношений, что связано с экономикой здравоохранения как важнейшей из социальных сфер и институтов. Экономику здравоохранения исследуют в основном как автономную сферу, а социально — философских ее интерпретаций пока не было.

Мало высказываний о воздействии на здоровье и жизнь человека глобальной эволюции живого на Земле, влияния на него процессов интеграции и глобализации в современном обществе. Свет на эти интересующие мыслящих людей вопросы могут пролить новейшие концепции самоорганизации в природе и обществе, такие новые направления междисциплинарных исследований, как синергетика, иммуногенетика и эволюция, антропология, философские проблемы биологии. Эти темы изучали отечественные ученые О.Е. Баксанский, Л.В. Белоусов, В.Г. Борзенков, С.Х. Карпенко, Р.С. Карпинская, Е.Н. Князева, В.П. Кохановский, С.П. Курдюмов, Л.В. Лесков и др.

Здоровье как способность адаптироваться к условиям окружающей среды, являющейся результатом взаимодействия со средой рассматривают Р.М. Баевский и А.П. Берсенева.

Из работ последних лет по философской антропологии выделяется книга известного офтальмолога, доктора медицинских наук, профессора Э.Р. Мулдашева «От кого мы произошли?», в которой проблема антропосоциогенеза анализируется с позиций философии буддизма и офтальмологии, предположения о «логике Высшего Разума».

Такого, подхода к решению современных социально-философских проблем здоровья недостаточно. Особенно мало исследована проблема генетической эволюции антропогенеза по вопросу о том, какие факторы подвели одну из групп гоминидов к барьеру, преодолев который, этой группе удалось выйти на путь социального развития.

Читайте также:  Моноэтаноламин вред для здоровья

1. Вьисов С.В. Образование и здоровье // Социологические иссле­дования. 2000. № 1.

2. Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. М.: Медицина, 2003.

Источник

Медицинские интернет-конференции

Свитавская Д.С., Сегеда Л.Н

Отношение человека к здоровью: исторический аспект

Свитавская Д.С., Сегеда Л.Н

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

В соответствии с различными подходами к оценке здоровья и проведенными исследованиями в этой области в России можно считать здоровыми лишь от 5% до 20% населения. По последним данным ВОЗ ЮНЕСКО коэффициент жизнеспособности населения в России составляет по 5-балльной шкале всего лишь 1,4 балла. Эти данные заставляют задуматься о том, как люди относились и относятся к своему здоровью.

Человек начал заботиться о своем здоровье с тех пор, как осознал себя социальным существом. В ранние времена физическое состояние связывалось с потусторонними силами, поэтому меры по сохранению здоровья осуществлялись в мистических обрядах. Затем заметили, что образ жизни, место обитания и другие природные факторы влияют на состояние здоровья, так постепенно начала развиваться медицина.

Систематизация знаний о здоровье начала происходить во времена рабовладельческого строя, тогда в разных странах ученые-современники направляли свои силы на создание оздоровительных систем, которые основывались не на лечении болезней, а на формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Следовательно, культура физического и психического здоровья, гигиена питания, жилища, одежды, организация мероприятий по предупреждению заболеваний, культура репродуктивного поведения – существует с глубокой древности.

В древности люди старались проследить причинно-следственные связи между здоровьем и образом жизни человека, факторами внешней среды, влияющие на него. Но с увеличением объема знаний о человеке, его биологической составляющей, развитие медицины люди стали больше полагаться на специалистов в этой области, врачей и медикаменты. Как следствие, они перестали уделять много внимания поддержанию своего тела в нужной форме. Благодаря развитию промышленности, научно-техническому прогрессу человеку приходиться все больше времени уделять поддержанию и сохранению своего здоровья, множество факторов препятствуют человеку вести здоровый образ жизни. Несмотря на то, что в последнее время медицина сделала огромный рывок в своем развитии, она все еще не может полностью контролировать проблему поддержания здоровья человека.

Источник

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЗДОРОВЬЮ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

Рассмотрим современное понятие здоровья. Здоровье в уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, т.е. современная концепция здоровья выделяет основные три составляющие — физическую, психологическую и социальную.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, их текущее состояние их функционирование. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно — эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств. Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов. Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Ухудшение психического здоровье связано с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, социальным отчуждением, рисками психического и физического насилия и т. д. Его основа — состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека.

Социальное здоровье – это состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Оно складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, ссузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п. Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений.

Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

На самых первоначальных этапах зарождения человечества борьба за существование играла значительную роль в выживании человека. Здоровье человека уже тогда непременно было связано с физической подготовкой. Физическая форма человека регулярно поддерживалась тренировками. Австралийские аборигены упражнялись с помощью метания бумеранга и стрельбы из лука, а так же, соревновались в прыжках и беге. Среди ацтеков и майя распространилась игра с каучуковым мячом, в которой каждая команда стремилась забросить мяч в кольцо. Индейские племена Америки занимались бегом на дальние дистанции, бросанием мяча в цель, поднятием тяжестей различного веса. Первобытные племена Африки в физическом воспитании детей использовали борьбу, бег с грузом, раскачивание на лианах, фехтование на палках.

В далеком прошлом, когда человек испытывал беззащитность перед силами природы, физическое состояние связывалось с потусторонними силами, поэтому меры по сохранению здоровья осуществлялись в мистических обрядах. Затем исследователи заметили, что образ жизни, место обитания и другие природные факторы влияют на состояние здоровья, так постепенно начала развиваться медицина.

Читайте также:  Чем поправить здоровье после коронавируса

В условиях первобытного строя главное внимание уделялось подготовке к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд «посвящения», когда юноши в состязаниях показывали свои физические способности. На этой ступени развития человечества роль и ценность здоровья только начала осознаваться.

В родовой общине индивидуальное здоровье, как правило, определяло социальный статус индивида. Физически и интеллектуально самые сильные представители общины становились вождями, предводителями племени, руководителями охотничьих групп. Как видим, индивидуальное здоровье для жизни племени было определяющим, оно осознавалось как витальная ценность и культивировалось в племени с детства.

В первобытнообщинном строе представления о здоровье, силах природы обожествлялись в виде амулетов, а сами мероприятия по охране здоровья носили характер религиозных обрядов. Однако в процессе эволюции человек наблюдал за своей жизнедеятельностью и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между состоянием здоровья и: образом жизни, физической подготовкой, факторами окружающей среды, целебными и оздоровительными свойствами природы. Уже на этом этапе развития существовала прямая зависимость между состоянием здоровья человека и физической активностью, которую ему приходилось выполнять в процессе своей жизни, жизни семьи и общины.

Здоровье — это тема, которую изучали во все исторические периоды, это проблема которую человек пытается решить извечно. В древнегреческой мифологии здоровье как ценность, как идеал представлено богами и героями, олицетворяющими здоровье и красоту.

Античные философы едва ли не первыми в истории Запада смогли осмыслить здоровье в его аксиологическом аспекте, как подлинную ценность бытия и открыли непреходящие принципы здорового, гармоничного существования. Заслуга мыслителей этого периода состоит в том, что они впервые поставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было указание на правильное соотношение «начал».

В период древнейшей цивилизации отношение к здоровью-болезни формируется в рамках тех глобальных изменений, которые происходят в обществе. Уже в IV-II веке до н.э. человек говорит и пишет о здоровье, об этом свидетельствуют клинописные медицинские тексты древней Месопотамии.

Здоровье физическое лежало в основе древнегреческой цивилизация. Так в Спарте всех новорожденных младенцев спартанцы были обязаны показывать совету старейшин, которые решали: оставить ребенка в живых (если он был достаточно здоров и крепок) или же предать смерти (если ребенок казался им больным и хилым). Всех младенцев, которые не прошли отбор, старейшины безжалостно скидывали со скалы (хотя данный факт оспаривается рядом историков). Затем 7 летнего возраста они получали физическое воспитание от родителей, где основной упор делался на закаливание. После этого дети забирались от родителей и переводились в специальные общественные дома, которые больше напоминали казармы и занимались в основном физическими упражнениями. Каждый год воспитания завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска.

Эпоха Средневековья характеризуется раздвоением души и тела. Здесь преобладали религиозные ценности, а здоровье рассматривается как благо, ниспосланное богом. Именно с этого времени дошло до нас выражение: «Дай Бог здоровья!». В эпоху средневековья физическая культура пережила не самый благоприятный период. Католическая церковь, которая доминировала над обществом в то время, строго запрещала культ тела, а значит – и занятия спортом. Церковь, заботившаяся о воспитании и образовании паствы, провозглашала презрение к физическим упражнениям, и в большинстве педагогических учреждений были отменены занятия физической культурой, умалчивались античные принципы воспитания детей. Отношение религии к физическим упражнениям в странах Востока было во многом специфичным.

Средневековье также ценило воздержание и самообладание, избегание крайностей и примирение страстей. Эти античные принципы совпадали с основными христианскими добродетелями. По учению богословов тело человека греховно, поэтому ценностные характеристики физического здоровья отрицались во имя формирования силы духа, выражающейся в вере в Бога.

Главный упор в трудах философов патристики делается на развитие духовности человека. Главными добродетелями признаются такие способности души, как вера, надежда, любовь, праведность, смирение, способность к лишению себя плотских утех: сытой еды, теплой одежды, красивого жилища, светских развлечений и т. п. Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки.

В рабовладельческом строе происходит постепенная систематизация знаний по проблемам сохранения здоровья человека. Примечательно, что уже тогда усилия ученых были направлены на создание различных оздоровительных систем, основной их идеей является не лечение болезней, а формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также использование резервных возможностей организма для его восстановления, а высокий уровень физического здоровья в Древней Спарте до сих пор остается эталоном для всех последующих поколений.

Однако по мере имущественного и социального расслоения людей в рабовладельческих сообществах отношение к здоровью постепенно менялось. Рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все меньше уделяли внимания своему здоровью и все больше уповали на врачей и лечение болезненных состояний. Именно это обстоятельство, по всей видимости, способствовало тому, что медицина начала постепенно утрачивать свое профилактическое назначение и стала обращать основное внимание на лечение болезней. Вместе с тем, корифеи медицинской науки еще в средние века указывали на то, что наиболее эффективным путем к долголетию является сохранение здоровья, а не лечение болезней. Активным проповедником такого направления в медицине был Авиценна (980-1037), который в «Каноне врачебной науки» весь первый том посвятил вопросам формирования и сохранения здоровья.

Читайте также:  Факторы разрушающие репродуктивное здоровье обж 9 класс презентация

Поэтому отношение к здоровью меняется в средневековой медицине. В это время происходит углубление специализации медицинского труда, выделение его из системы других знаний, в том числе философских. Отношение к здоровью «очеловечивается» и «спускается на землю».

Медицина в IX — X вв., преимущественно на Востоке, достигла чрезвычайно высокого уровня. Здесь творили такие выдающиеся ученые, как Ар Рази, Абу-Мансур Курми, Ибн Сина, аль Фараби, аз-Захрави. Здоровье в их трактовках уже рассматривается в оппозиции здоровье-нездоровье, а не в оппозиции здоровье-болезнь, что подчеркивает необходимость не только лечения болезни, но и исследования режима здоровых людей.

Физическая культура в ранний период феодализма в еще большей степени отдаляется и обособляется от других видов физической деятельности по сравнению с рабовладельческим строем.

К началу этапа развития феодализмав Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания, которая носила исключительно военный характер. До конца XIV в. военные действия велись с использованием холодного оружия. Владение оружием в тяжелых доспехах на коне предъявляло повышенные требования к этим специфическим условиям. Однако все спортивные соревнования проводились не ради физического развития человека, а преимущественно ради зрелищ, которые пользовались большой популярностью в средних веках.

Наступление новой эпохи Возрождения приходит на рубеже XIV-XV вв. В это время снижается значительная значимость рыцарства, что приводит к ослаблению роли физического воспитания. В этот исторический период человеческое здоровье не подразделяется на физическое и духовное и вновь переходит в разряд наиболее значимых ценностей.

В течение XVI в. в ряде итальянских городов была создана единая система подготовки мастеров фехтования. Физическая культура итальянского Возрождения включала танцы, игры в мяч и различные формы состязаний, в которых принимали участие многие горожане.

В Англии изменения произошли также и со стрельбой из лука. Потеряв свое значение как средства воинской подготовки, стрельба из лука стала чисто состязательным занятием. Регулярно устраивалась «стрелковые праздники» которые имели огромную популярность среди жителей и являлись любимым развлечением. В середине XVI в. распространилась стрельба в подвижную мишень.

Таким образом, культура физического и психического здоровья – это один из древнейших институтов человеческого общества.

Здоровье во всех обществах, в любом этносе входит в число социальных ценностей. Степень его ценности в различные исторические эпохи, в разных религиях и культурах различна, но то, что здоровье всегда считалось ценностью — этот факт, установленный многими этнографами и социологами.

С точки зрения медицины, очень важно, как относятся к своему здоровью в реальности сами люди. Если здоровье рассматривается как ценность, а не данность, то оно сразу включается в систему всех общественных ценностных отношений. Тем не менее, подходы к рассмотрению здоровья менялась вместе с ростом цивилизованности, культуры, сменой способа производства, естественнонаучной картины мира.

В дальнейшем, на протяжении всего Нового и Новейшего времени, позиция здоровье-нездоровье концентрируется в наибольшей степени в пространстве спорта — укрепления своего тела и формирования физической культуры. Уделяется огромное внимание развитию физической культуры, особенно, у детей. Начинают активно открываться специализированные спортивные школы для детей и юношества. Развитие спорта во всём мире привело к возникновению и развитию множества отдельных видов спорта, которых в настоящее время более 200.

В наше время понятия здоровье, физическая культура и спорт, — понятия неразделимые.

Таким образом, основы здоровье сберегающего поведения человека глубоко национальны и связаны с древними обычаями и духовным опытом православия по сохранению телесного, душевного и духовного здоровья. Иными словами, здоровье — это сложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющее непреходящую ценность для человека и волнующее его во всех аспектах жизни, а культура физического и психического здоровья, гигиена питания, жилища, одежды, организация мероприятий по предупреждению заболеваний, культура репродуктивного поведения – это один из древнейших институтов человеческого общества.

Ценности, связанные со здоровьем, занимают все более высокое место в шкале ценностей современного человека. Культурно-исторический анализ наиболее влиятельных воззрений, эталонов, моделей (античный, адаптационный, антропоцентрический), выявляющий их ограничения и позволяющий определить область их адекватного применения, призван способствовать повышению экологичности различных социальных практик, связанных с укреплением или восстановлением здоровья человека.

Говоря о социокультурных эталонах здоровья, мы исходим из представления о парадигмальном основании, которое обнаруживается в любой системе знания и выступает в качестве своего рода системы координат в соответствующей этому знанию социальной практике.

Иными словами, здоровье — это сложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющее непреходящую ценность для человека.

Список литературы.

Свитавская Д.С., Сегеда Л.Н. Отношение человека к здоровью: исторический аспект. // Бюллетень медицинских Интернет — конференций (ISSN 2224-6150), — 2016. Том 6. № 1, с. 75

Малярчук Н.Н. Валеология. Учебное пособие. — Издательство Тюменского государственного университета. — 2010, 354с.

Источник

Adblock
detector