Меню

Источником финансирования охраны здоровья граждан является

Юридический словарь

Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются: 1) средства бюджетов всех уровней; 2) средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; 3) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; 4) средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений; 5) доходы от ценных бумаг; 6) кредиты банков и других кредиторов; 7) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования; 8) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-I, ст.10

Смотреть значение Источники Финансирования Охраны Здоровья Граждан в других словарях

Знак Охраны Авторского Права — – помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы “С” в окружности; имени (наименования) обладателя исключительный авторских.
Политический словарь

Знак Охраны Смежных Прав — – помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы “Р” в окружности; имени (наименования).
Политический словарь

Информационные Права Граждан — – совокупность прав граждан в области поиска, получения и распространения любой информации, не противоречащей Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции.
Политический словарь

Ресурсы И Источники Политической Власти — Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы.
Политический словарь

Агентство Финансирования Жилищного И Коммунального Строительства — HOUSING AND HOME finance AGENCYАгентство, созданное в соответствии с Планом реорганизации № 3, вступившим в силу 27 июля 1947 г., было ответственно за осуществление основных программ.
Экономический словарь

Ассоциация Финансирования Студенческих Ссуд — Корпорация, размещающая свои
акции в открытой продаже, гарантирует наличие вторичного рынка (secondary market) для студенческих ссуд. Она была создана Федеральным законом.
Экономический словарь

Балансирование Фонда (финансирования) — Считается, что банк балансирует фонд (финансирование) кредитов или других активов в том случае, если он покупает (принимает) депозиты с одинаковыми сроками. Данный термин.
Экономический словарь

Валютные Операции Граждан-нерезидентов — — 1)
ввоз, пересылка и
перевод из-за границы в Российскую Федерацию валютных ценностей (не ограничиваются), 2) вывоз, перевод и пересылка за границу валютных ценностей.
Экономический словарь

Валютные Операции Граждан-резидентов — — 1)
ввоз, пересылка и
перевод ю-за границы в Российскую Федерацию иностранной валюты и иных валютных ценностей (не ограничиваются с соблюдением таможенных правил);.
Экономический словарь

Возмещение Вреда При Повреждении Здоровья Лица, Не Достигшего Совершеннолетия — в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего) и не имеющего заработка (
дохода),
лицо, ответственное за.
Экономический словарь

Вспомогательные Источники Международного Права — — резолюции международных организаций, решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные
законы, решения национальных судов,
доктрина международного.
Экономический словарь

Гарантии Избирательных Прав Граждан — — правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан.
Экономический словарь

Гарнизон Пожарной Охраны — —
совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских и пожарно-технических.
Экономический словарь

Групповое Страхование Здоровья — В страховании здоровья: программа группового страхования служащих или объединения работников, обеспечивающая каждого участника схемы страховой защитой от убытков.
Экономический словарь

Групповое Страхование Здоровья И От Несчастных Случаев — В страховании здоровья: схема страхования, разработанная для обычных групп, например, для работников одного предприятия, членов профсоюза и находящихся на их иждивении.
Экономический словарь

Декларация Здоровья — заявление страхователя о перенесенных заболеваниях и оперативных хирургических вмешательствах, госпитализации при заключении
договора личного или медицинского.
Экономический словарь

Децентрализованные Источники — источники ресурсов, прежде всего капитальных вложений, не связанные с
использованием государственных централизованных средств. Это средства предприятий, предпринимателей.
Экономический словарь

Договор Финансирования Под Уступку Денежного Требования — — договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента.
Экономический словарь

Доктринальные Источники Конституционного Права — — в Великобритании и ряде других стран мнения наиболее известных ученых-юристов (главным образом прошлого), к которым обращаются в случае, когда пробел в конституционном.
Экономический словарь

Доход Граждан — доход, применительно к отдельным лицам.
Доход граждан формируется за
счет заработной платы, пенсий, стипендий, дивидендов, продажи продуктов домашнего хозяйства.
Экономический словарь

Доход Граждан, Подлежащий Налогообложению — доход, полученный гражданами, имеющими постоянное местожительство в государстве, как на ее территории, так и за ее пределами, исчисляемый в соответствии с действующим законодательством.
Экономический словарь

Закон О Совершенствовании Деятельности, Изменениях Структуры И Порядке Финансирования Трастовой Корп — RESOLUTION TRUST CORPORATION REFINANCING, RESTRUCTURING, AND IMPROVEMENT ACT OF 1991Законодательный акт, предусматривающий финансирование и реформирование Трастовой корпорации по урегулированию (ТКУ).
Экономический словарь

Закон О Федеральном Банке Финансирования 1973 Г. — FEDERAL FINANCING BANK ACT OF 1973Учредил Федеральный банк финансирования для обеспечения скоординированного и более эффективного финансирования публикой заимствований непосредственно.
Экономический словарь

Защищенность Граждан Социальная — предоставление всем гражданам равных прав в реализации собственных возможностей в области труда и занятости и государственная поддержка нетрудоспособных и социально.
Экономический словарь

Знак Охраны Авторского Права — — знак (c), первая буква слова «Copyright», закрепляющего наименование обладателя авторского права и год первой публикации произведения; помещается обычно на обороте титульного.
Экономический словарь

Читайте также:  Месячник психологического здоровья март

Избирательные Права Граждан Рф — —
конституционное право избирать (
активное избирательное право) и быть избранным (пассивное
избирательное право) в
органы государственной власти и выборные.
Экономический словарь

Источники — — 1. то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь; 2. письменный
документ, на основании которого строится научное
исследование.
Экономический словарь

Источники Гражданского Права — — в РФ:
Конституция РФ,
Гражданский кодекс РФ и текущее
законодательство.
Экономический словарь

Источники Информации О Кредитоспособности — CREDIT infoRMATION SOURCESРассматриваемые источники в настоящее время становятся все более разнообразными по мере того, как растет спрос на точную информацию и стремление устранить.
Экономический словарь

Источники Информации Открытые — информационные
источники, распространяющие сведения, предназначенные для использования без каких-либо условий, запретов, исключений.
Экономический словарь

Источник

Статья 10. Финансирование охраны здоровья граждан

Статья 9. Полномочия высших органов государственной власти и управ­ления Российской Федерации в области охраны здоровья граждан

Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан

Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан

Статья 1. Охрана здоровья граждан

Раздел I. Общие положения

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономиче­ского, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержа­ние его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Россий­ской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами между­народного права и международными договорами Российской Федерации.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состо­ит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Консти­туций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимае­мых в соответствии с ними других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государствен­ной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья гра­ждан.

Законодательные акты республик в составе Российской Федерации, право­вые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Мо­сквы и Санкт-Петербурга не должны ограничивать права граждан в области охра­ны здоровья, установленные настоящими Основами.

Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граж­дан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, рес­публик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных окру­гов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам охраны здо­ровья граждан в соответствии с Федеративным договором, а также определение от­ветственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охра­ны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социаль­ной защиты.

Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:

1) средства бюджетов всех уровней;

2) средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское: страхование в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

3) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

4) средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

5) доходы от ценных бумаг;

6) кредиты банков и других кредиторов;

7) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

8) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Источник

Финансирование охраны здоровья граждан

Как и в большинстве стран, в России важную роль в здравоохранении играет Министерство финансов, поскольку именно от него зависит финансирование здравоохранения. Тем не менее средства государственного бюджета (в отличие от собираемых местными властями налогов) составляют лишь малую часть общего бюджета здравоохранения. Министерство финансов по-прежнему определяет федеральный бюджет и сообщает местным властям, сколько они должны потратить на здравоохранение.

Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:

· Средства бюджетов всех уровней;

· Средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

· Средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

· Средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

· Доходы от ценных бумаг;

Читайте также:  Реферат значение личной гигиены для здоровья человека

· Кредиты банков и других кредиторов;

· Безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

· Иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения

Финансирование здравоохранения может быть частным и государственным.

Источниками средств для оплаты медицинской помощи служат индивидуальные доходы граждан и средства работодателей. Граждане по собственному желанию приобретают страховки для себя и для членов своей семьи. Полисы добровольного медицинского страхования дают возможность их владельцам получать в случае заболевания медицинскую помощь, за которую они либо уже ничего не платят, либо делают небольшие соплатежи. Страховки могут приобретаться индивидуально или коллективно — обычно лицами, работающими в одной организации. Коллективные страховые программы могут оплачиваться полностью или частично за счет средств работодателя. Наличие и условия оплаты медицинских страховок выступают в таких случаях предметом коллективного соглашения между работодателем и профсоюзной организацией и/или одним из элементов индивидуального контракта, заключаемого работодателем с каждым работником. Те, кто не имеет страховки, вынуждены в случае заболевания пользоваться медицинской помощью на условиях полной оплаты оказываемых услуг либо заниматься самолечением Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. 2003. С.51..

Добровольное медицинское страхование осуществляют частные страховые организации, действующие на коммерческой основе. Для частной системы финансирования здравоохранения характерна сильная конкуренция между страховщиками. Они предлагают различные виды страховых программ, имеющих разную стоимость и разные условия оказания медицинской помощи. Виды и объемы медицинских услуг, которые могут получить застрахованные, зависят от того, сколько они или их работодатели заплатили за частную страховку. При этом страховщики обычно дифференцируют тарифы страховых взносов в зависимости от возраста страхующихся, а иногда и в зависимости от перенесенных ими ранее заболеваний. Таким путем осуществляется учет риска заболеваемости в цене страховки. Страховые программы могут также различаться и по возможностям выбора врачей и медицинских организаций, которые они предоставляют застрахованным. Более дорогие страховки предусматривают право застрахованного лица обращаться к любому врачу и быть госпитализированным в больницу по его собственному выбору. Другие страховки, имеющие меньшую цену, ограничивают такие возможности. Застрахованному лицу предоставляется право выбора врачей и медицинских организаций лишь из некоторого перечня, либо застрахованный прикрепляется к определенной поликлинике и больнице.

Рис. 1. Система частного финансирования здравоохранения

Страховые медицинские организации аккумулируют взносы застрахованных и из этих средств оплачивают их лечение. Разница между суммой собранных взносов и расходами на оплату услуг врачей и медицинских организаций и на ведение страхового дела составляет прибыль страховщиков.

Системы государственного финансирования здравоохранения в разных странах имеют свою специфику. Но все их многообразие можно упорядочить, выделив два основных типа государственных систем финансирования: система обязательного медицинского страхования За рубежом используют также термин «социальное медицинское страхование». и система бюджетного финансирования здравоохранения. Рассмотрим их подробнее.

Источниками финансирования медицинской помощи населению являются страховые взносы, которые в обязательном порядке уплачивают определенные категории страхователей. Страхователями работающего населения выступают сами работающие и/или их работодатели. Государство обязывает их производить взносы на обязательное медицинское страхование, устанавливаемые обычно в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда. В большинстве стран, имеющих систему обязательного медицинского страхования, взносы выплачиваются работодателями вместе с работниками, обычно примерно в равной пропорции. В России и в некоторых других странах взносы на ОМС работающих делают только работодатели.

Страхование неработающего населения может производиться двумя способами. Один состоит в том, что вместе с работающими страхуются неработающие члены их семей, и соответственно суммы, уплачиваемые работающими или работодателями, выступают страховыми взносами за работающих и за членов их семей. Второй способ заключается в том, что страховые взносы за неработающее население выплачиваются из средств государственного бюджета или внебюджетных фондов. Например, взносы за лиц старше трудоспособного возраста перечисляются пенсионными фондами, а за безработных — фондами занятости.

Рис.2. Система обязательного медицинского страхования

Во многих странах предусмотрены соплатежи пациентов за оказываемые медицинские услуги, но доля частных расходов в финансировании общественного здравоохранения незначительна, а сами соплатежи используются как инструмент ограничения избыточного спроса.

Страховщиками в системе ОМС выступают специализированные страховые организации. Во многих странах это негосударственные некоммерческие фонды. До 90-х гг. XX в. эти фонды осуществляли страхование населения по производственно-территориальному принципу. Они создавались для страхования работающих в определенных отраслях или живущих на определенных территориях. Конкуренции между этими фондами не было. В России функции страховщиков в системе ОМС выполняют одновременно негосударственные коммерческие страховые организации и государственные фонды ОМС.

Перечень видов и объемы медицинской помощи, получение которых гарантируется застрахованным в системе ОМС, определяются государством в национальной программе ОМС. Эти обязательства увязываются с размерами страховых взносов, которые обычно устанавливаются законодательным путем. Страховщики имеют право предлагать своим клиентам более широкую программу ОМС и соответственно устанавливать более высокие размеры взносов Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. 2003. С.55..

В обязательном медицинском страховании, в отличие от добровольного, размеры взносов не связаны напрямую с оценкой индивидуального риска заболеваемости и с объемом медицинской помощи, которую застрахованный может получить. Размеры страховых взносов увязываются с величиной прогнозируемых расходов в общегосударственном масштабе — в расчете на все категории застрахованного населения. При этом возникает проблема неравенства возможностей финансирования медицинской помощи застрахованным в разных страховых фондах. Страховщик в системе ОМС обязан страховать всех лиц, живущих на данной территории или имеющих определенную профессию независимо от их возраста и здоровья. Однако распределение лиц по риску заболеваемости неравномерно по территории страны и по сферам деятельности. Поэтому неизбежны различия в возрастной структуре и в состоянии здоровья застрахованных у разных страховщиков. Следовательно, будут существенно различаться и необходимые расходы на оказание медицинской помощи в расчете на одного застрахованного, которые должны производить страховщики.

Читайте также:  Отказ от занимаемой должности по состоянию здоровья

Лишь частично остроту этой проблемы можно уменьшить с помощью дифференциации страховых взносов по отраслевой принадлежности работающих. Идя решения проблемы необходимо либо субсидирование государством тех страховщиков, которые имеют более значительную долю застрахованных с высокими рисками заболеваний, либо перераспределение взносов между страховщиками. В системах ОМС применяются два альтернативных механизма решения проблемы выравнивания финансовых условий деятельности страховщиков.

Первый механизм: взносы на ОМС полностью или в определенной части направляются в специальный центральный фонд. Государство может также предоставлять этому фонду дополнительные субсидии. Фонд финансирует каждого страховщика в зависимости от количества застрахованных и характеристик рисков их заболеваемости. Финансирование осуществляется по подушевым нормативам, значения которых рассчитываются по единой формуле и отражают различия в возрастной структуре застрахованных и структуре их заболеваемости.

Второй механизм: ответственность за перераспределение страховых взносов возлагается на одну из страховых компаний. Обычно это та, которая страхует наибольшую долю населения. Все остальные страховщики направляют установленную законодательством долю собранных ими взносов на специальный счет указанной организации. Далее эти средства перераспределяются между всеми страховщиками также в зависимости от количества и структуры застрахованных.

В системе ОМС страховщики несут ответственность за предоставление и оплату медицинской помощи застрахованным и обеспечивают решение этой задачи, заключая контракты с производителями медицинских услуг: частнопрактикующими врачами и медицинскими организациями, которые могут иметь разные формы собственности.

Финансирование медицинской помощи населению осуществляется из средств государственного бюджета, формируемых за счет общего налогообложения. В отдельных странах в качестве источника финансовых средств для здравоохранения используются закрепленные налоговые поступления Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. 2003. С.56..

В системе бюджетного финансирования распорядителями средств выступают государственные органы управления здравоохранением. Они оплачивают медицинскую помощь, оказываемую гражданам частнопрактикующими врачами и медицинскими организациями, которые в основном являются государственными. В отдельных странах, где применяется данная система, предусматриваются также соплатежи населения за получаемые медицинские услуги. Но они невелики и необременительны для пациентов и служат целям ограничения избыточного спроса.

Система бюджетного финансирования и система обязательного медицинского страхования являются альтернативными способами организации государственного финансирования здравоохранения. Важнейшее отличие этих систем от системы частного финансирования здравоохранения — независимость объема медицинской помощи, получаемой заболевшим, от его платежеспособности. Преимуществом бюджетной системы по сравнению со страховой является меньший уровень необходимых административных издержек — расходов на содержание органов управления здравоохранением. Такая система обладает относительно лучшими возможностями обеспечить контроль государства за деятельностью производителей медицинских услуг при наименьших затратах. В страховой системе больше субъектов управления — это и сами страховщики, и государственные органы управления здравоохранением, которые выполняют функции регулирования всей системы и контроля за деятельностью медицинских организаций и страховщиков. В страховой системе больше объемы собираемой и обрабатываемой информации, документооборота.

Недостатком бюджетной системы является большая зависимость финансирования здравоохранения от меняющихся политических приоритетов. Каждый год размеры бюджетных ассигнований на здравоохранение определяются в борьбе с конкурирующими направлениями бюджетных расходов. Напротив, финансирование здравоохранения в страховой системе имеет четко закрепленные источники и потому в меньшей мере зависит от политической конъюнктуры. В страховой системе обеспечивается более точная увязка гарантий медицинского обслуживания застрахованных с размерами финансовых поступлений. Размеры страховых взносов балансируются с объемом гарантий, включаемых в программу ОМС.

Но эти сравнительные преимущества могут в определенных случаях стать недостатками. Система ОМС имеет более узкую финансовую базу — страховые взносы устанавливаются в процентном отношении к фонду оплаты труда наемных работников. При плохой экономической конъюнктуре размеры собираемых взносов могут сократиться, и в системе ОМС будет аккумулироваться недостаточно средств для оплаты медицинской помощи, гарантируемой программой ОМС. При этом увеличение тарифов страховых взносов или сокращение программы ОМС может оказаться политически неприемлемым. В результате потребуются либо субсидии государства, либо рационирование потребления медицинских услуг, что ограничит их доступность.

Преимуществом системы страхового финансирования, в сравнении с системой бюджетного финансирования здравоохранения, является четкое институциональное разделение функций и ответственности между субъектами финансирования медицинских услуг и их производителями. Страховщики несут ответственность за то, чтобы застрахованные получили необходимую им медицинскую помощь, и за оплату этой помощи. Они являются посредниками между медицинскими организациями и населением, экономически заинтересованными в защите прав застрахованных и в эффективном использовании финансовых ресурсов, которыми они распоряжаются.

В бюджетных системах государственные органы исторически выполняли функции не только финансирования производителей медицинских услуг, но и управления работой государственных медицинских учреждений, находящихся в их ведении. Бюджетные системы возникали как части государственного сектора экономики, управляемые административными методами. Органы управления здравоохранением, в отличие от страховых фондов, отвечают и за результаты медицинского обслуживания, и за состояние сети подведомственных им государственных медицинских учреждений: за их ресурсное обеспечение, за финансовое покрытие их расходов и т.п. Это создает условия для воспроизводства затратного типа хозяйствования и не стимулирует к повышению эффективности использования ресурсов. Органы управления здравоохранением склонны жертвовать интересами пациентов в пользу интересов медицинских учреждений.

Источник

Adblock
detector