Меню

Источники финансирования охраны здоровья населения

Источники финансирования охраны здоровья граждан

Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:

1) средства бюджетов всех уровней;

2) средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

3) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

4) средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

5) доходы от ценных бумаг;

6) кредиты банков и других кредиторов;

7) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

8) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-I, ст.10

Словарь юридических понятий. — Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 22 . 1997 .

Смотреть что такое «Источники финансирования охраны здоровья граждан» в других словарях:

Иностранный агент — (также зарубежный представитель) лицо (физическое или юридическое), представляющее интересы доверителя зарубежом[1]. В законодательствах ряда стран иностранными агентами называются лица или организации, занимающиеся внутриполитической… … Википедия

Некоммерческая организация — (НКО) организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных … Википедия

Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

Экономика США — (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке … Энциклопедия инвестора

Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Всемирный банк — (World Bank) Всемирный банк это межправительственное кредитное учреждение, целью которого является повышение уровня жизни развивающихся стран, путем оказания им финансовой помощи Определение Всемирный банк, история Всемирного банка, его… … Энциклопедия инвестора

Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

Россия — У этого термина существуют и другие значения, см. Россия (значения). Запрос «РФ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Россия Российская Федерация … Википедия

Бюджет — (Budget) Содержание Содержание Определение Бюджетное право Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) История развития БОР в Нормативная база БОР Задачи БОР Местный бюджет Экономическая сущность Федеральный бюджет Российской Федерации… … Энциклопедия инвестора

Источник

Источники финансирования здравоохранения

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 23.04.2018 2018-04-23

Статья просмотрена: 4440 раз

Библиографическое описание:

Николаенко, М. Ю. Источники финансирования здравоохранения / М. Ю. Николаенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49513/ (дата обращения: 09.06.2021).

Здоровье населения является основным показателем, характеризующим уровень социально — экономического состояния как страны в целом, так и субъектов по отдельности. Здоровое общество это не только показатель, но и основная составляющая ресурсного потенциала страны. Безопасность страны, а также качество и эффективность трудовой деятельности напрямую связаны с состоянием здоровья. Именно поэтому одним из приоритетных направлений развития нашей страны является эффективное финансирование области здравоохранения, а также инновационное развитие в этой области [1].

До 1991 года в России применялась бюджетная модель финансирования здравоохранения, согласно которой выделялось три источника финансирования, основным из которых были средства, полученные из бюджета страны. Меньшую часть занимали доходы, полученные от деятельности подведомственных Министерству здравоохранения предприятий, и лишь самую малую долю занимали средства, полученные от населения за оказание платных, в основном не жизненно важных услуг.

С переходом на рыночную экономику, система здравоохранения подверглась реформированию. С 1991 года в стране действует система обязательного медицинского страхования (Далее — ОМС) основной целью которой является расширение финансовых возможностей здравоохранения за счет привлечения внебюджетных фондов. Финансирование системы ОМС осуществляется за счет взносов работодателей на страхование работающего населения и из бюджетных платежей на страхование неработающих слоев населения. Данным направлением занимается один из государственных внебюджетных фондов, а именно Фонд ОМС (Далее — ФОМС) [5]. В общей иерархии ФОМС осуществляет координирующую функцию и регулирует деятельность территориальных фондов ОМС (Далее — ТФОМС). Основным документом, регламентирующим деятельность фонда, является Федеральный закон «Об ОМС в РФ» [2], основной целью которого является финансирование профилактических мер и гарантии оказания медицинских услуг застрахованным гражданам при наступлении страхового случая. Основным источником поступления денежных средств в данный фонд являются налоги и страховые взносы. Дополнительным источником является межбюджетный трансферт на компенсацию выпадающих расходов связанных с понижением тарифов страховых взносов на ОМС.

Основным источником финансирование здравоохранение в Российской Федерации (Далее — РФ) является бюджетное финансирование. Объем финансирования производится согласно утвержденным годовым суммам, которых недостаточно для удовлетворения потребностей населения. За последние 10 лет, согласно данным министерства здравоохранения РФ, общий уровень государственных ассигнований из всех уровней бюджетов и средств на ОМС сократились не менее чем на треть в реальном выражении. В среднем по стране в сфере здравоохранения прослеживается дефицит финансовых средств в размере около 30 %, а в общем объеме валового регионального продукта доля средств, выделяемых на здравоохранение, составляет не более 3 % [6].

Несмотря на то, что средства, выделенные из бюджета, занимают наибольшую долю в общем объеме финансирования, государственная система здравоохранения так же финансируется за счет добровольного медицинского страхования (Далее — ДМС). Услуги, предоставляемые по ДМС, не входят в систему ОМС, и оказываются гражданам только при своевременной и полной оплате страховых выплат по заключенному договору. Данный вид страхования пользуется успехом в основном у обеспеченных слоев населения, которые хотят и могут себе позволить медицинские услуги более высокого качества.

Государство стремится стабилизировать ситуацию с финансированием, и к 2019–2020 годам планирует ежегодно направлять в систему здравоохранения около 4–5 % от общей доли валового внутреннего продукта, что в абсолютном выражении будет значить, что финансирование должно увеличиться вдвое. Но несмотря на всю поддержку государства, сфера здравоохранения должна так же развивать и внутренние источники поступления денежных средств, к которым можно отнести:

‒ Средства, полученные за оказание услуг на платной основе;

‒ Доходы, получаемые от ценных бумаг и аренды помещений;

‒ Экономия внутренних финансовых средств

В последние годы, из-за снижения объема финансирования здравоохранительной системы, стало активно развиваться оказание платных медицинских услуг, что позволяет медицинским учреждениям не только иметь собственные средства на текущие расходы, но и делает медицинские учреждения менее зависимыми от объема бюджетного финансирования, что является актуальным, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в стране.

Читайте также:  Вред здоровью при сговоре

Правильное сочетание как внешних, так и внутренних источников, их наиболее эффективное использование, оптимальный механизм доведения этих средств в медицинские учреждения являются одним из важнейших задач организаторов здравоохранения.

В целях профилактики и предотвращения заболеваний на их ранней стадии развития 2013 году начала действовать программа по всеобщей диспансеризации. Согласно статистическим данным [4], самые большие объемы финансирования, в частности за счет налоговых поступлений, приходились именно на 2012–2014 года, когда началась подготовка и внедрение данной программы.

На основании уже проделанной работы и полученных результатов продолжается ее разработка и оптимизация программы диспансеризации. В условиях уменьшения финансирования ФОМС, были приняты изменения в перечне предоставленных услуг, и изменены возрастные категории по некоторым процедурам. Особый акцент делается на онкоскрининг. Несомненно, данная программа, несмотря средний уровень явки граждан, является эффективной и уже сейчас по данным статистики за последние годы ситуация с демографией значительно улучшилась и государство смогло преодолеть демографическую яму, которая началась в 90-х годах. Для повышения эффективности действующих программ и привлечения к ней внимания, с начала 2018 года проводится внедрение электронного формата информирования граждан по средствам сообщений на телефон и в электронном виде, а также в форме звонков на телефон [3].

В последние десятилетия все чаще мы видим, что болезни «молодеют» и причиной этому служат не только неблагоприятное влияние экологии, но и многие другие факторы, которые зависят в большинстве своем только от самого человека и его желания быть здоровым. Поэтому в задачи государства входит не только финансирование программ здравоохранения по профилактическим мероприятиям, но и донесение этой информации в массы. Государство должно вести пропаганду граждан на здоровый образ жизни и развивать параллельно и сектор культуры и спорта. Бюджетное финансирование не в полной мере справляется с задачами, и решением может быть только привлечение спонсоров и инвесторов.

Немаловажной причиной нехватки финансирования здравоохранения можно выделить недоплату по налоговым обязательствам физическими и юридическими лицами. Но решение данной проблемы за счет увеличения налоговых обязательств не соответствует фискальной политике правительства РФ, и в данной ситуации правительство находится на перепутье. Выгоднее и эффективнее для государства было бы увеличить долю финансирования разработок научного характера в общем объеме финансирования за счет уменьшения доли, выделяемой для оказания бесплатных медицинских услуг и дать развитие частного сектора здравоохранения. Но данное решение приведет к увеличению социально напряженности в стране, по причине того, что большинство граждан не могут себе позволить пользоваться услугами частных клиник.

Подводя итог можно сказать, что, несомненно, государство делает все возможное для поддержки и развития сферы здравоохранения, но в настоящее время отечественное здравоохранение требует дополнительного влияния денежных ресурсов и повышения уровня эффективности выделяемых средств.

Источник

Источники финансирования здравоохранения в РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ

2 Источники финансирования здравоохранения в РФ. 3

3 Законодательная база финансирования здравоохранения.. 6

4 Порядок финансирования здравоохранения.. 10

из основных источников.. 10

4.1 Бюджетное финансирование здравоохранения.. 10

4.2 Медицинское страхование.. 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 18

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье — основа общественного благополучия нации, ее экономического и социального процветания. Значение общественного здоровья для экономического и социального статуса в мировом сообществе, отношения к ней других стран чрезвычайно велико.

Общественное здоровье есть основа экономического и социального процветания страны, главная составляющая ее ресурсного потенциала. С состоянием здоровья тесным образом связана безопасность страны, эффективность, качество трудовой деятельности, воспроизводство трудового потенциала. Глобальные стратегические интересы России настоятельно требуют поддержания и укрепления здоровья ее населения, показатели которого имеют тенденции к снижению.

Здоровье выступает не только как фактор, ресурс, общественного воспроизводства, но и в качестве потребителя экономических ресурсов. Первостепенной задачей государства в этой области является обеспечение здравоохранения необходимыми экономическими ресурсами, в связи с чем тема источников финансирования здравоохранения является актуальной.

В первой части данной работы рассматриваются источники финансирования здравоохранения в РФ. Вторая часть посвящена изучению законодательной базы по функционированию основных источников. В третьей части рассмотрены процедуры финансирования здравоохранения в РФ из основных источников.

Цель работы: оценить сложившуюся систему финансирования здравоохранения в России. В связи с этим нужно решить следующие задачи:

1. Рассмотреть законы, определяющие порядок финансирования здравоохранения;

2. Изучить схемы финансирования из основных источников.

1 Источники финансирования здравоохранения в РФ

Главное назначение экономики заключается в том, чтобы обеспечивать людей средствами существования и поддерживать необходимые людям условия существования. Основным условием существования человека служит его здоровье, поэтому поддержание здоровья людей правомерно рассматривать как одну из определяющих задач экономики.

Государство участвует в осуществлении деятельности в сфере здравоохранения во всех странах мира. Государство понимается при этом в широком смысле и охватывает органы законодательной и исполнительной власти разных уровней. Основными функциями, выполняемыми государством, являются:

1. Регулирование деятельности в сфере здравоохранения

2. Производство услуг

3. Финансирование оказания медицинской помощи населению

Во времена советской экономики финансирование учреждений, организаций здравоохранения, которые в то время практически сплошь были государственными, осуществлялось из средств государственного и местного бюджетов. По мере становления рыночных отношений России бюджетные ресурсы стали только одним из источников финансирования, наряду с ресурсами обязательного и добровольного медицинского страхования и другими источниками.

Хотя государственные медицинские учреждения способны иметь накопленные собственные денежные средства в виде денег на счетах в банках и кассе, ценных бумаг, в основном они осуществляют свою деятельность на средства из внешних источников финансирования.

Рассмотрим схему каналов финансирования организаций здравоохранения.

Рис 1. Источники финансирования здравоохранения в РФ

На схеме изображены внешние источники поступления денежных средств в организации здравоохранения по разным каналам в виде оплаты оказываемых услуг, разных видов финансовой помощи, субсидий, кредитов. Это текущие, периодические поступления денег или других видов денежных средств на счета медицинских организаций, которые служат основными источниками пополнения финансовых ресурсов.

Финансирование медицинских организаций из средств бюджетов разных уровней имеет место в форме бюджетных ассигнований, безвозмездно выделяемых для финансового обеспечения деятельности бюджетных лечебно-профилактических учреждений. Следует отличать прямое, непосредственное финансирование в форме выделения денежных средств, поступающих на счет медицинской организации от косвенного финансирования в виде предоставляемых налоговых льгот, полного или частичного освобождения от платежей в бюджет, получения дотаций в виде возможности приобретения товаров по ценам, ниже рыночных, снижение таможенных пошлин.

Финансирование медицины также производится из фондов обязательного медицинского страхования, представляющих одну из разновидностей внебюджетных социальных фондов. Подобные финансовые фонды создаются в установленном государством порядке посредством нормативных отчислений из фонда оплаты труда любых организаций. Обязательное медицинское страхование представляет собой своеобразное перераспределение денежных средств, при котором часть средств, заработанных работниками изымается из ресурсов оплаты труда и направляется во внебюджетный фонд обязательного медицинского страхования. В последующем эти денежные средства передаются в медицинские учреждения в виде оплаты оказываемых ими населению услуг.

Читайте также:  Что представляет собой психологическое здоровье

Финансирование организаций здравоохранения со стороны организаций, предпринимательских структур осуществляется в разных формах. Это может быть финансирование посредством добровольного медицинского страхования работников данного предприятия, осуществляемое за счет средств предприятия, через государственную или частную страховую компанию. В таком случае финансирование проводит страховая компания в пределах и на условиях, установленных договором страхования. Организация может также заключить прямой договор с организацией здравоохранения об оказании медицинских работникам на платной основе. В этом случае финансирование осуществляется посредством оплаты оказанных услуг.

Организации, обладающие свободными денежными средствами, выступают в роли меценатов, спонсоров, предоставляющих финансовые ресурсы лечебно-профилактическим учреждениям на бесплатной основе, в виде кредитов или на иных приемлемых условиях.

Финансирование медицинских учреждений может осуществляться общественными организациями. Чаще всего это безвозмездно предоставляемые денежные средства, адресованные определенным организациям здравоохранения для целевого использования по назначению, установленному владельцами выделяемых средств.

Значительным субъектом финансирования медицинских организаций является население в лице граждан, заботящихся о собственном здоровье, здоровье членов семьи, близких людей. Население непосредственно оплачивает медицинские услуги, приобретаемые лекарственные средства. Косвенным образом, посредством отчислений во внебюджетные социальные фонды люди несут расходы на обязательное медицинское страхование.

Организации здравоохранения могут привлекать денежные средства в виде кредитов, ссуд, предоставляемых кредитными учреждениями на определенный срок на возмездной основе, под проценты.

Наличие возможности получения финансовых ресурсов из внешних источников не должно приводить к пренебрежению внутренними источниками, которые имеются в любой организации здравоохранения. Имеется в виду то, что нужно рационально использовать собственные финансовые ресурсы.

Выбор системы обязательного медицинского страхования был обусловлен стремлением расширить источники финансирования здравоохранения и получить новые каналы стабильного поступления дополнительных средств. Рассмотрим на основе каких законов осуществляется медицинское страхование в Российской Федерации.

2 Законодательная база финансирования здравоохранения

В этой области существует обширная законодательная база. В 1991 году принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»; Добровольное медицинское страхование основывается на законе «О страховании», законе «О медицинском страховании граждан в РФ». Также существует Положение «О порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (1993), Инструкция «О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование» (1993), Закон Российской Федерации «О страховых тарифах взносов в фонд социального страхования Российской Федерации, в государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».

Целью медицинского страхования, как определено в Законе «О медицинском страховании граждан РФ» с поправками от 1993 года (далее Закон), является гарантия гражданам, при возникновении страхового случая, получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. Страховой случай — это совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу или третьим лицам. Под страховым случаем понимают заболевание, травмы и т. д. (Закон РФ «О страховании»).

Страхователь-это юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее со страховщиком договор страхования, а также являющееся страхователем в силу закона. При добровольном медицинском страховании страхователями выступают сами граждане либо предприятия, представляющие интересы граждан.

Страховщик-это юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности, получившее в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ. В случае медицинского страхования им выступает страховая медицинская организация. Под последней понимается юридическое лицо, осуществляющее медицинское страхование и имеющее государственную лицензию, которая выдается Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью на каждый вид страхования.

Медицинское страхование бывает обязательным и добровольным. Субъектом медицинского страхования могут быть граждане, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Работающие граждане при обязательном медицинском страховании должны быть застрахованы предприятиями, где они трудятся, которые и являются их страхователями. Неработающие граждане также должны быть застрахованы. Страхователями для них являются органы государственного управления республик, автономных областей, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления.

Источником финансирования системы здравоохранения (статья 10 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ») в РФ являются: бюджетные средства, средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйственных субъектов; личные средства граждан; безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; иные законные источники.

Из этих источников формируются финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, являющиеся самостоятельными некоммерческими организациями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Эти средства находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. В настоящее время Закон Российской Федерации «О страховых тарифах взносов в фонд социального страхования Российской Федерации, в государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования» предусматривает взнос в фонд обязательного медицинского страхования -3,6 % (3,4% идет в территориальный фонд — ТФОМС, 0,2% идет в Федеральный Фонд — ФФОМС) по отношению к фонду оплаты труда и менее 10% всех средств социального страхования.

Порядок уплаты страховых взносов устанавливается Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (1993), Инструкцией «О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование» (1993). Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются: организации, учреждения, предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой; граждане, использующие труд наемных работников; лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы; Советы Министров республик в составе РФ; органы государственного управления автономных образований, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местные администрации.

От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей этих организаций.

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе РФ, органы государственного управления автономных образований, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местных администраций за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы.

Участие в программах добровольного медицинского страхования не регламентируется государством и зависит от потребностей и возможностей страхователя.

3 Порядок финансирования здравоохранения

из основных источников

3.1 Бюджетное финансирование здравоохранения

Бюджетные расходы на содержание учреждений здравоохранения все еще составляют значительную часть общего объема ассигнований на медицинские нужды. На здравоохранение выделяется примерно 3% федерального бюджета РФ. В централизованно управляемой советской экономике господствовал в основном нормативно — затратный подход в бюджетировании здравоохранения. Основная идея этого подхода, который частично сохранился до наших дней, состоит в том, что проектная величина бюджета определяется исходя из суммы затрат медицинских учреждений, устанавливаемых в соответствии с нормативами затрат, которые принимаются на минимально допустимом уровне.

Читайте также:  Вторая группа здоровья это норма

При подобном подходе определяемые годовые затраты медицинских учреждений на очередной год рассчитывается путем составления смет расходов со сведением их воедино по трехуровневой системе. Вначале составляют сметы затрат на уровне медицинских учреждений: поликлиник, стационаров, исследовательских, управленческих и других организаций.

Затем составляются сводные проектные сметы расходов на здравоохранение в масштабе территории, образующие часть проекта территориального (местного) бюджета.

Далее рассчитываются расходы на уровне субъекта Федерации, сводимые в общую потребность в масштабе страны.

Представленные выше в общем виде процедуры определения необходимых на функционирование здравоохранения финансовых ресурсов на основе сметных калькуляций дает возможность оценить суммарную годовую потребность отрасли в денежных средствах так как годовая потребность удовлетворяется с использованием не только бюджетных ассигнований, но и из других источников, то собственно бюджетные ассигнования федерального и регионального уровней определяются следующей зависимостью

Где БА-суммарные ассигнования на здравоохранение из средств бюджета, ГП — общая потребность на ресурсы для финансирования бюджетных медицинских учреждений, ОМС — годовой объем финансирования бюджетных организаций за счет средств обязательного медицинского страхования, ДМС — годовой объем финансирования финансирования бюджетных организаций за счет добровольного медицинского страхования, КД — годовые доходы бюджетных медицинских организаций , БВ — годовой объем благотворительных взносов, ДИ — объем годового финансирования из дополнительных источников.

Возможен и иной способ бюджетирования расходов на здравоохранение, при использовании которого вначале определяется общая, суммарная величина бюджетных ассигнований в масштабах страны или региона, которая затем распределяется по территориям, городам, медицинским учреждениям с учетом их потребности в ресурсах. Суммарная величина бюджетных ассигнований на нужды здравоохранения в масштабе страны определяется по формуле

Где а-доля общих расходов на нужды здравоохранения, которую принимает на себя бюджет, Н — население страны, N- средний норматив годовых затрат на охрану здоровья в расчете на одного человека

Таковы в общем представлении схемы формирования бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на нужды здравоохранения, которые постоянно изменяются, совершенствуются с учетом общего финансового состояния страны. Довольно часто наблюдается сочетание схем бюджетирования.

3.2 Медицинское страхование

Особенности обязательного и добровольного медицинского страхования можно увидеть в Приложении1.

Чтобы нагляднее представить функционирование обязательного медицинского страхования, рассмотрим действие бюджетно-страховой модели на уровне региона — субъекта РФ.

Рис 2. Взаимодействие участников медицинского страхования

Органы исполнительной власти являются страхователями при ОМС для неработающего населения, страхователями работающего населения являются работодатели. Также органы исполнительной власти составляют территориальную программу ОМС с региональными органами управления здравоохранения.

Территориальные фонды ОМС занимают центральное место в системе, поскольку ими осуществляется аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС.

Страховые медицинские организации получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от количества и половозрастной структуры застрахованного населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам. Страховую деятельность данные организации осуществляют на заключении 4 групп договоров:

1. Договоры со всеми страхователями, обязанными платить страховые взносы в ТФОМС.

2. Договоры с ТФОМС на финансирование ОМС

3. Договоры с медицинскими учреждениями на оплату услуг, предоставляемых гражданам.

4. Индивидуальные договоры ОМС с гражданами, то есть полисы ОМС

Существуют некоторые особенности организации ОМС в современных условиях. В силу сложности и большой раздробленности процесса финансирования медицинского страхования в регионах сложились собственные модели организации ОМС на сегодняшний день можно назвать еще две модели организации ОМС.

Первый вариант представляет собой схему, при которой страхованием граждан занимаются не только страховые медицинские организации, но и филиалы ТФОМС. Эта схема является наиболее распространенной, так как далеко не в каждом административном районе субъекте работают страховые медицинские организации.

Второй вариант полным отсутствием в системе ОМС страховых медицинских организаций их функции взяли на себя ТФОМС.

В ряде регионов законодательство выполняется только в части сборов страховых взносов за работающее население. Собранными средствами распоряжаются местные органы управления здравоохранения, напрямую финансируя лечебные учреждения.

Рассмотренная модель страхования содержит в себе организационные и экономические основы рационального финансирования системы здравоохранения, повышения качества медицинских услуг.

Добровольное медицинское страхование обеспечивает застрахованным гражданам возможность получения за свой сет дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС.

Рассмотрим способы оплаты медицинской помощи в России. При традиционном способе оплаты медицинское учреждение выставляет счет клиенту. Клиент оплачивает счет и представляет его в страховую компанию, которая компенсирует расходы на лечение. Возможен вариант, когда клиент, получив счет, направляет его страховщику для оплаты.

Рис 3. Традиционный метод оплаты медицинской помощи по ДМС

Более распространенным является способ оплаты медицинских услуг без участия застрахованного клиента, когда медицинское учреждение направляет счет на оплату предоставленных услуг непосредственно страховой компании

Рис 4. Оплата медицинской помощи по ДМС без участия застрахованного клиента

Участие в программах ДМС не регламентируется государством и зависит от потребностей и возможностей страхователя. В связи с высокими страховыми тарифами и незаинтересованностью населения в добровольном медицинском страховании, данный вид страхования не является широко распространенным.

Таким образом, главные источники финансирования здравоохранения в РФ-бюджет (примерно половина расходов на охрану здоровья), средства, получаемые от ОМС и ДМС. По словам министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, «уровень финансирования здравоохранения в России крайне недостаточен».

Проблему недостаточного финансирования отрасли не смогла решить и система обязательного медицинского страхования. Основные средства от обязательного медицинского страхования сосредотачиваются в регионах, где наиболее высокая заработная плата, где наибольшее число работоспособного населения и соответственно меньшая потребность в медицинской помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, после реформы 1993 г. сложилась бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения. Главными источниками финансирования медицинских учреждений являются бюджет и фонды обязательного медицинского страхования. В этой области существует обширная законодательная база. В 1991 году принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» порядок уплаты страховых взносов определяется также в положения и инструкциях.

Проектная величина затрат бюджета определяется исходя из суммы затрат медицинских учреждений, устанавливаемых в соответствии с нормативами затрат, которые принимаются на минимально допустимом уровне. В силу сложности и большой раздробленности процесса финансирования медицинского страхования в регионах сложились собственные модели организации ОМС. Оплата медицинской помощи по ДМС может осуществляться как с участием, так и без участия застрахованного клиента. Спрос на ДМС определяется желанием получить качественную медицинскую помощь и высокий уровень обслуживания, однако не так много желающих заключить договор ДМС из-за высоких страховых тарифов.

Оценивая существующие источники финансирования охраны здоровья, можно сказать, что существующие источники финансирования здравоохранения не могут обеспечить медицинские учреждения финансовыми средствами в достаточном объеме. Данную проблему не смогла решить и система обязательного медицинского страхования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»

Управления и экономика здравоохранения: Учебное пособие.-М:ГЭОТАР-МЕД,2002.-382с

Экономика социальной сферы: Учебное пособие.-М: ГУВВИШЭ,2003.-367с

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1. Особенности обязательного

и добровольного медицинского страхования в РФ

Обязательное медицинское страхование

Добровольное медицинское страхование

Источник

Adblock
detector