Статья 18. Финансирование охраны здоровья граждан
Статья 18. Финансирование охраны здоровья граждан
Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:
1) средства бюджетов всех уровней, с приоритетным определением доли государственной и муниципальной систем здравоохранения в расходной части соответствующих бюджетов;
2) средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование;
3) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
4) средства государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, других хозяйствующих субъектов и общественных объединений;
5) личные средства граждан;
6) доходы от ценных бумаг;
7) кредиты банков и других кредиторов;
8) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
9) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
За счет этих источников формируются финансовые средства: государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, медико-социальных и санаторно-курортных учреждений. Порядок и источники финансирования спортивных и оздоровительных организаций, предприятий и учреждений области определяются в соответствии с Законом Омской области «О физической культуре и спорте в Омской области».
Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пределах функций, установленных федеральными нормативными актами, финансируется за счет Федерального бюджета, а мероприятия, выполняемые сверх этих функций, осуществляются по договорам с областной и местными администрациями, лечебно-профилактическими учреждениями, страховыми медицинскими организациями и иными хозяйствующими субъектами и финансируются за счет средств, предусмотренных в этих договорах.
Профилактические мероприятия, входящие в территориальную программу обязательного медицинского страхования, финансируются за счет средств обязательного медицинского страхования.
Профилактические мероприятия, предусмотренные решениями органов государственной власти, проводимые государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно для населения, финансируются за счет соответствующих бюджетов.
Медико-социальная помощь финансируется за счет средств соответствующих бюджетов, а часть, входящая в территориальную программу обязательного медицинского страхования, — за счет средств обязательного медицинского страхования.
Деятельность контрольно-аналитической лаборатории по осуществлению государственного контроля качества лекарственных средств и надзора за производственной деятельностью аптечных, лечебно-профилактических, других предприятий территориального подчинения, занятых изготовлением, хранением и реализацией лекарственных средств, осуществляется за счет средств областного бюджета, а деятельность по выдаче сертификатов качества, проверке качества лекарственных средств, производимых различными юридическими лицами, осуществляется на договорной основе.
Санаторно-курортная помощь финансируется за счет средств социального страхования, личных средств граждан, а при социально значимых заболеваниях и для контингентов, бесплатная или льготная помощь которым предусмотрена решениями органов государственной власти Российской Федерации и Омской области, — за счет соответствующих бюджетов.
Прочие виды профилактической, медико-социальной помощи финансируются за счет средств общественных и благотворительных фондов, хозяйствующих субъектов и личных средств граждан.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Мебельный портал
nordrus.org
Источниками финансирования охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 10 Основ являются: средства бюджетов всех уровней; средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан»; средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования; иные источники, не запрещенные законодательством.
В Российской Федерации охрана здоровья населения обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно — эпидемиологическому благополучию. Отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов и субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья регулируются ст. 12, 13, 14 Основ.
Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Сокрытие — это не только утаивание информации, но и распространение заведомо недостоверной, ложной информации о состоянии окружающей среды, санитарно — эпидемиологическом состоянии и других событиях и обстоятельствах, угрожающих здоровью людей.
Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно — эпидемиологическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и др. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством России, в соответствии со ст. 19 Основ. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан предусматривается в разделе XII Основ.
Конкретные меры ответственности за причинение вреда здоровью граждан предусматриваются в различных отраслях законодательства. Так, административное законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил по охране труда, санитарно — гигиенических и санитарно — противоэпидемических правил и норм, за выброс загрязняющих веществ в окружающую среду с превышением предельно допустимых концентраций, за сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения, и др. (КоАП РСФСР, ст. 41 — 45, 82 — 84, 101 — 102 и др.).
Источник
Источники финансирования охраны здоровья граждан
Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:
1) средства бюджетов всех уровней;
2) средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
3) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
4) средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;
5) доходы от ценных бумаг;
6) кредиты банков и других кредиторов;
7) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
8) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-I, ст.10
Словарь юридических понятий. — Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 22 . 1997 .
Смотреть что такое «Источники финансирования охраны здоровья граждан» в других словарях:
Иностранный агент — (также зарубежный представитель) лицо (физическое или юридическое), представляющее интересы доверителя зарубежом[1]. В законодательствах ряда стран иностранными агентами называются лица или организации, занимающиеся внутриполитической… … Википедия
Некоммерческая организация — (НКО) организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных … Википедия
Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора
Экономика США — (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке … Энциклопедия инвестора
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Всемирный банк — (World Bank) Всемирный банк это межправительственное кредитное учреждение, целью которого является повышение уровня жизни развивающихся стран, путем оказания им финансовой помощи Определение Всемирный банк, история Всемирного банка, его… … Энциклопедия инвестора
Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия
Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора
Россия — У этого термина существуют и другие значения, см. Россия (значения). Запрос «РФ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Россия Российская Федерация … Википедия
Бюджет — (Budget) Содержание Содержание Определение Бюджетное право Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) История развития БОР в Нормативная база БОР Задачи БОР Местный бюджет Экономическая сущность Федеральный бюджет Российской Федерации… … Энциклопедия инвестора
Источник
Статья 10. Финансирование охраны здоровья граждан. Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:
1) средства бюджетов всех уровней;
2) средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
3) средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
4) средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;
5) доходы от ценных бумаг;
6) кредиты банков и других кредиторов;
7) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
8) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 10
В Программе государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи установлено, что определенные виды помощи финансируются за счет средств:
а) федерального бюджета — медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, в том числе дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации;
б) бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:
скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;
амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, при врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у детей, отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде, дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
За счет средств бюджетов всех уровней осуществляются льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, глазное, ушное), а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, трахоматозными диспансерами, центрами по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профпатологии, детскими и специализированными санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы и патологоанатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями, отделениями, кабинетами переливания крови, санитарной авиацией, центрами планирования семьи и репродукции.
Основными показателями внимания государства к финансированию системы охраны здоровья граждан являются расходы федерального бюджета. Так, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» в целом на здравоохранение и физическую культуру в 2002 г. было выделено 319008141,6 тыс. руб., в том числе на здравоохранение — 26595422,8 тыс. руб., на санитарно-эпидемиологический надзор — 4052312,7 тыс. руб. и на физическую культуру и спорт — 1260406,1 тыс. руб. В эти суммы не включены расходы на реализацию федеральных целевых программ. Согласно приложению 6 к Федеральному закону от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» всего на здравоохранение и физическую культуру отводится 39344750,0 тыс. руб. , в том числе на здравоохранение — 31421025,1 тыс. руб., на санитарно-эпидемиологический надзор — 5463024,9 тыс. руб., на физическую культуру и спорт — 2460700,0 тыс. руб. Элементарное сравнение показывает рост государственных расходов на здравоохранение, особенно в области физической культуры и спорта (почти в два раза), однако сравнительный статистический анализ свидетельствует о неутешительной ситуации в финансовом обеспечении отечественного здравоохранения. Россия занимает 83 — 85 место в мире по расходам на медицину. Лишь 5,6% от ВВП расходуется на цели, напрямую связанные со здоровьем нации, в то время как во Франции и Канаде — 9,3%, Германии и Швейцарии — более 10%, в США — 12,9%. Официальные медицинские расходы на душу населения составляют в России 109 долларов в год, в то время как в развитых странах не менее 2000 долларов.
———————————
Учитывая, что всего расходов федерального бюджета — 2345641398,0 тыс. руб., доля расходов на здравоохранение и физическую культуру весьма невелика.
Исправление ситуации возможно, если кроме прямых бюджетных вливаний в здравоохранение иные структуры — как государственные, так и общественные — будут направлять средства на цели охраны здоровья граждан. Значительную роль в этом играют Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 188-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год» бюджет этого внебюджетного государственного фонда составляет на 2003 г. 5314,33 млн. руб., что намного меньше бюджетных расходов на соответствующий период.
Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 10-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2001 год» доходы ФОМС в 2001 г. составили 4029,8 млн. руб., из них единый социальный налог — 3569,3 млн. руб. Расходы составили 4005,2 млн. руб., в том числе на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (выравнивание условий финансирования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством об обязательном медицинском страховании Российской Федерации) — 3561,7 млн. руб. Следует заметить, что расходы на финансирование региональных целевых программ охраны материнства и детства составили 308,6 млн. руб., что сопоставимо с выполнением целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (350,8 млн. руб.).
Одной из проблем обязательного страхования в сфере медицины является обеспеченность прав неработающих граждан РФ. Так, например, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Читинской области обратился в Арбитражный суд Читинской области с иском о понуждении Администрации г. Читы встать на учет в качестве плательщика страховых платежей за неработающее население г. Читы. Однако Администрация г. Читы на основе ст. 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», ст. 12 и ч. 2 ст. 132 Конституции РФ считала, что она не является плательщиком страховых платежей на обязательное медицинское страхование за неработающее население города. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 августа 2000 г. N А78-522/00-С2-180у-Ф02-1532/00-С1 оставлено в силе решение Арбитражного суда Читинской области, тем самым подтверждена обязанность органов местного самоуправления осуществлять указанного рода страховые платежи.
Кроме Фонда обязательного медицинского страхования и его территориальных отделений, в сфере здравоохранения не существует иных государственных фондов и иных институтов, посильных оказывать здравоохранению существенную финансовую поддержку. Недостаточная продуманность механизма финансирования создала благоприятную почву для того, чтобы на уровне лечебного учреждения смешивались потоки финансирования, создавались дополнительные трудности для устранения диспропорции в финансировании деятельности по охране здоровья граждан.
Источник