Исследовательская деятельность младших школьников, направленная на формирование здорового образа жизни
методическая разработка по теме
В пособии раскрывается теоретический аспект исследовательской деятельности в начальной школе, этапы проведения исследовательской деятельности. Рассмотрены вопросы проведения исследования с младшими школьниками и приведен проект, направленный на формирование здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность младших школьников, направленная на формирование здорового образа жизни | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Казанский(Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и методики начального образования
Исследовательская деятельность младших школьников, направленная на формирование здорового образа жизни
В пособии раскрывается теоретический аспект исследовательской деятельности в начальной школе, этапы проведения исследовательской деятельности. Рассмотрены вопросы проведения исследования с младшими школьниками и приведен проект, направленный на формирование здорового образа жизни.
Составители: В. В. Садовая, кандидат педагогических наук, доцент
С. А. Идиятулина( Веденина)
Исследовательская деятельность в начальной школе……………………….7
Этапы построения проекта или исследования……………………………….9
Практикум из личного опыта по использованию исследовательской деятельности в процессе обучения младших школьников…………………..11
Современный мир очень динамичен. Это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Сейчас очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом педагогами стремлении к теоретическим идеям и практике исследовательского обучения.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психологическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В процессе проектно — исследовательской деятельности у детей формируется (личностные УУД):
— испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
— формируется мотивационная основа учебной деятельности;
— вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий исследовательская деятельность играет важную роль:
— дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Исследовательская деятельность предоставляет возможность (познавательные УУД):
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— строить логичное рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
— фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ
Дети учатся (коммуникативные УУД):
— строить понятные для партнёра высказывания;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной
— учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Правильно организованная проектно – исследовательская деятельность на уроке рождает у детей желание продолжать искать, исследовать и во внеурочное время.
Исследовательская деятельность в начальной школе.
Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной. В идеале её не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез, потому она гибкая, в ней много места для импровизации.
Исследовательская деятельность – это творческая деятельность в елях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
В работах многих отечественных педагогов и учёных говорится о необходимости включения учеников в исследовательский поиск.
Н.Н. Поддьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно — исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательский проект – деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Перед детьми младшего школьного возраста не следует ставить слишком сложные задачи, включающих в себя несколько направлений деятельности.
Темы исследований учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно — внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Этапы построения проекта или исследования (по В. В. Гузееву)
- Подготовительный этап (определение темы и целей проекта)
Деятельность учащихся: обсуждение с учителем, получение дополнительной информации.
Деятельность учителя: знакомит детей со смыслом исследовательской деятельности, мотивирует, помогает в постановке целей.
- Планирование деятельности (определение источников информации, определение способов её поиска, определение формы представления результатов, определение критериев оценки результата, распределение заданий и обязанностей в команде)
Деятельность учащихся: вырабатывают план действий, предлагают свои идеи.
Деятельность учителя: помощь в формулировании идей.
- Исследование, (сбор информации)
Деятельность учащихся: выполняют исследование
Деятельность учителя: наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.
- Анализ и обобщение (анализ собранной информации, оформление результатов, формулировка выводов)
Деятельность учащихся: анализируют собранную ими информацию и обобщают результаты.
Деятельность учителя: наблюдает, советует.
- Представление или отчет (представления результатов, защита проектов)
Деятельность учащихся: отчитываются, обсуждают
Деятельность педагога: слушает, задает целесообразные вопросы.
Деятельность учащихся: участвуют в оценке , путем коллективного обсуждения и самооценки.
Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использованных источников.
Практикум из личного опыта по использованию исследовательской деятельности в процессе обучения младших школьников
Провести проектную деятельность в младшей школе достаточно сложно, так как дети еще малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Все темы, предлагаемые для исследования, должны быть доступны пониманию ребенка. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, поставленную перед ним, но и, в основном, пути её решения.
Что такое исследование для ребенка? Это прежде всего наблюдение за окружающей его жизнью, открытие каких-то явлений. Нужно, чтобы у ребенка возникали вопросы, и тогда с помощью исследования найдутся ответы. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельный поиск, должна быть в области интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. При самостоятельном исследовании какой-либо проблемы ученики приобретают мотив к обучению, овладевают исследовательскими умениями и навыками, расширяют свой кругозор.
Современное общество обращает большое внимание на здоровье человека, в первую очередь на здоровье детей. По данным статистики (www.rf-аgency.ru) каждый день в России в результате зависимости от вредных привычек умирает 80 подростков, в год эта цифра — около 30000 детей и подростков. По информации Роспотребнадзора, согласно последним исследованиям, проведённым в школах Москвы, курят 67,7% мальчиков в возрасте 15-17 лет и почти столько же девочек. При этом алкоголь регулярно употребляют 30% столичных школьников (данные департамента образования за 2010 год). Поэтому ещё в младшем школьном возрасте нужно проводить профилактику вредных привычек, но учитывая возраст учеников. Рассматривая вредные зависимости, мы неизменно вспоминаем лишь о наркомании, алкоголизме и т.п., забывая при этом, что у нас, и у детей и взрослых, есть ещё множество вредных, неприятных себе и другим привычек, которые мы часто за собой не замечаем.
Как же проводить профилактику вредных привычек у младших школьников так, чтобы, во-первых, им было это интересно, а во-вторых, это было действенно? Достичь результатов в этом вопросе нам поможет исследовательская деятельность, направленная на исследование и формирование здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, соблюдение режима дня, безопасное поведение на улице, в игре, занятия физкультурой и спортом, а также отказ от вредных привычек.
А что же такое привычки? Привычка – действие, которое мы совершаем автоматически, не задумываясь. Человек задумывается, совершая то или иное действие первые несколько раз, но со временем его действия становятся автоматическими. Очень часто такие действия являются пагубными для здоровья человека – такие привычки и есть вредные.
Младший школьник должен знать, какие бывают привычки, из-за чего они могут появляться и как от них можно избавиться.
Мы предлагаем внеурочную исследовательскую деятельность направленную на формирование здорового образа жизни на тему «Привычка – вторая натура». В данной исследовательской работе дети изучают привычки: что это такое, какие они бывают, как избавиться от вредных привычек и т.п.
Тема проекта : «Привычка – вторая натура».
Возрастная категория учащихся : 2 класс;
Основополагающий вопрос : Почему человек так быстро приобретает привычки?
Вопросы учебной темы :
1)Все ли привычки одинаково полезны?
2) Мои вредные привычки делают хуже только мне?
3)Нужно ли бороться с привычками?
4)Может ли человек сам избавиться от вредной привычки?
Содержательные вопросы для исследований учащихся :
- Нужно ли иметь какие-то привычки?
- Какие привычки относят к полезным и почему?
- Какие привычки можно отнести к вредным и почему?
- К чему приводит зависимость от своих вредных привычек?
- Какие вредные привычки бывают у ваших ровесников?
Дидактические цели проекта :
- Формирование компетентностных знаний в сфере познавательной деятельности;
- Формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками по намеченной теме;
- Развитие навыков работы в команде, умений систематизировать материал.
- Получить представление о привычках человека, их пользе или вреде;
- Узнать и изучить способы избавления от вредных привычек самостоятельно;
- Научить находить решение поставленной задаче и достигать намеченных целей.
Выбор темы индивидуального исследования (ученики сами выбирают направление, тема формулируется совместно с учителем). Например:
- Семеро одного не ждут, или как может мешать в жизни привычка опаздывать.
- Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Употребление слов-паразитов, как избавиться от них?
- Где обман, там правды нет. Привычка обманывать.
- Весь сыт, а глаза всё голодны. Вредная привычка обжорство.
Формирование групп для проведения исследования : класс (27 человек) поделился на 4 группы: 2 группы по 8 детей, 1 группа по 9 детей, 1 группа из 2 детей.
Форма представления результатов : презентация, выпуск газеты, альбом.
Длительность выполнения проекта : 2 недели.
Работа над проектом была разбита на 5 этапов.
1 этап: подготовительный этап. На данном этапе определяется тема и
цели исследования. Проводится вводное занятие на тему «Здорового образа жизни» (Приложение 1), цели которого — о знакомить учащихся с правилами здорового образа жизни. формировать убеждение о необходимости сохранения личного здоровья. На данном занятии учитель обсуждает с детьми здоровый образ жизни, из чего он состоит, и в конце выводит детей на тему привычек. Данную тему ученикам предлагается исследовать, объясняется, как это делать, для чего это нужно. На данном же этапе детям предлагается список привычек, из которых они должны выбрать наиболее их заинтересовавшую
2 этап: планирование деятельности. На данном этапе происходит разделение детей на группы по темам, которые они выбрали, формулирование творческого названия исследования (предлагают сами дети). Учитель вместе с учениками определяет форму представления результатов исследования (презентация, газета, буклет в данном случае), устанавливает сроки (2 недели), определяют источники откуда можно брать информацию (энциклопедии, интернет), определяют критерии оценки результата (полноценность материала, интересность материала, красочность оформления)
3 этап: исследование. На данном этапе ученики занимаются поиском информации, советуются с учителем. Этот этап неразрывно связан со следующим этапом – анализом и обобщением, так как во время поиска информации дети практически сразу анализируют что они нашли, нужно ли им это и т.п.
4 этап: анализ и обобщение. Проанализировав информацию, найденную ими во время исследовательского поиска, обобщив её, и убрав все лишнее, ученики приступают к оформлению результатов, формулируют выводы.
5 этап: представление результатов. Данный этап может проводиться в виде конференции, внеклассного мероприятия, классного часа(Приложение 2). В нашем случае был проведен классный час на тему «Вредные привычки». На нем учитель сначала проводит вводную часть в занятие, рассказывая о привычках вообще, обсуждает с детьми вредные и полезные привычки, а затем предоставляет слово учащимся для выступления со своими проектами. После защиты своих исследований дети вместе с учителем начинают оценивать свою выполненную работу.
6 этап: оценка результатов. Оценивание проходит по определенным критериям, определенными на подготовительном этапе. В нашем случае работы оценивались по 3 критериям: полноценность материала, интересность материала, красочность оформления. Дети принимали активное участие в оценивании. При выступлении других групп остальные активно интересовались темой оппонентов, задавали вопросы и пытались сами ответить на них.
Работая над своими исследовательскими проектами ученики приобретают мотив к обучению, овладевают навыками исследования, расширяют свой кругозор. Исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направленная на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ и обобщение результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, повышает мотивацию к учению, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Проблема формирования и развития исследовательских навыков младших школьников сегодня приобретает все большую значимость. В ходе исследовательской деятельности дети учатся умению самостоятельно добывать знания из различных источников, испытывают потребность в непрерывном самообразовании, развивает навыки самоорганизации, формируют адекватную самооценку, приобретают навыки речевой культуры.
Метод исследовательских проектов в начальной школе эффективен потому, что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует общеучебные умения и действия: исследовательские, умения работы в сотрудничестве, коммуникативные, умение находить требуемую информацию в разных источниках, умение аргументировать собственные высказывания и многие другие.
О пропаганде ЗОЖ и профилактики вредных привычек можно говорить долго, этот аспект воспитания всегда был, есть и будет актуальной проблемой любого общества.
В любое время, считалось, что воспитывать, формировать нравственные нормы и ценности должны в первую очередь учителя, так как дети большую часть времени проводят в «стенах» школы, в результате чего большинство родителей переложили всю ответственность за воспитание своих детей на плечи педагогов.
Данный проект направлен на организацию помощи учителям общего и дополнительного образования в разработке и проведении внеклассных мероприятий, а также в отборе содержания интегрированных уроков для формирования мотивации на ЗОЖ учащихся и профилактике у них вредных привычек.
Источник