Организация исследовательской деятельности при формировании представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ
Оксана Смирнова
Организация исследовательской деятельности при формировании представлений о ЗОЖ у детей с ОВЗ
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения в последние годы является особенно актуальной. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и, более чем наполовину, от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. Особую группу с риском ухудшения здоровья составляют дошкольники с ОВЗ, многие из которых посещают группы нашего детского сада компенсирующего вида. Развитие этих детей происходит на фоне уже выявленного расстройства здоровья и заболеваний.
Что такое здоровый образ жизни? Если бы мы с вами обратились с этим вопросом к разным людям, то мнение людей оказалось бы спорным, что связано с двумя проблемами. Во-первых, в самом здоровом образе жизни каждый человека видит не всю совокупность формирующих его компонентов (режим дня, правильное питание, двигательная активность, профилактика болезней, закаливание, отсутствие вредных привычек, благоприятная психологическая обстановка в семье, а лишь тот его аспект, с которым он лучше всего знаком.
Здоровый образ жизни — способ жизнедеятельности, соответствующий конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций. Есть ряд ключевых положений,лежащих в основе здорового образа жизни:
* Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
* В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
* В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
* Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
А что знают дети о здоровом образе жизни? В ходе анкетирование выяснилось, что здоровый человек — это тот, который не болеет, принимает лекарства, делает физиопроцедуры. Таким образом, дети вкладывают в свои ответы свой судный опыт. Такие ученые, как Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева говорят о том, что важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни. Для детей с ОВЗ навыки заботы о своем здоровье являются особенно важными. Мы рассматриваем представления дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ как особое специфическое новообразование личности, которое способствует формированию осознанного ценностного отношения к заботе о своем здоровье; пониманию взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни; использованию навыков здоровьесбережения в самостоятельной деятельности. А это, в свою очередь, будет способствовать адаптации к условиям окружающей среды, поддержанию и укреплению здоровья, а также решению многих социальных вопросов, среди которых снижение заболеваемости, возможность самореализации, подготовка к социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Но как сформировать осознанное отношение к здоровью? Взяв за основу китайскую пословицу «расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму», мы решили формировать представления о ЗОЖ при помощи исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить — значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Исследовательская деятельность – стремление личности, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью поисковых действий, исследовательских умений.
Результат исследовательской активности – новое знание и возможность дальнейшего опыта познания и деятельности.
Подъяков Н. Н. выделяет 2 вида исследовательской деятельности:
1. исследовательская деятельность, исходящая от ребенка (ребенок — полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность; результаты непредсказуемы);
2. исследовательская деятельность, организуемая педагогом (педагог организует, обучает ребенка определенному алгоритму действий; ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым, при этом не следует давать готовых решений и ответов).
Исследовательская деятельность имеет этапы:
1. формулирование проблемы (познавательной задачи): принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение;
2. выдвижение и отбор предположений, выдвинутых детьми;
3. анализ условий;
4. проверка предположений, гипотез;
5. подведение итогов, вывод;
6. фиксация результатов.
Сегодня мы с вами рассмотрим один из аспектов ЗОЖ – правильное питание. Родители и мы, педагоги, стремимся к тому, чтобы и дети выросли здоровыми. И одним из главных залогов здоровья является полноценное, сбалансированное питание. Вот только самим детям это бывает сложно понять, ведь они в первую очередь ориентируются на вкус и свои ощущения. С едой играть нельзя, часто говорим мы детям. Но если наши детки плохоежки, давайте проведем вместе с ними несложные игры-эксперименты, которые наглядно покажут пользу некоторых продуктов.
Актуальность: необходимость формирования представлений о правильном питании, как факторе здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: прививать детям основы здорового питания, приобщать детей к здоровому образу жизни; включить родителей в единое образовательное пространство.
Для достижения поставленной цели, во-первых, мы заручились поддержкой родителей, ведь семья – это фундамент по формированию всех представлений и отношения к окружающей действительности. Ребенок копирует и воспроизводит те привычки, которые закладываются в семье. Во-вторых, была организована мини-лаборатория, библиотека маленького ученого, уголок игр по закреплению ЗОЖ.
Работа по формированию у старших дошкольников представлений ЗОЖ органично вписывается в комплексно-тематическое планирование, по которому работает наше ДОУ.Всю работу мы разбили на 4 блока:
1. «Кладовая витаминов» (фрукты, овощи).
2. «Молочные продукты».
3. «Каша — пища наша» (знакомство с крупами, значение завтрака в рационе ребенка).
4. «Рыба на столе – здоровье в доме».
Осенью дети изучали фрукты и овощи, проводили исследования: «Из чего состоят овощи?», «Есть ли в овощах и фруктах сок?», «Сок какого овоща/фрукта помогает бороться с вирусами? (обнаружение витамина С)», «Какой овощ самый питательный и почему?», «Каким овощем можно утолить жажду?», «Почему яблоко темнеет, когда его разрезали?», «Зачем люди сушат фрукты и овощи?» и др. После экспериментирования дошкольники знакомились с поучительными сказками о пользе витаминов, составляли вместе с родителями рецепты «кладовой витаминов» и презентовали детям.
Зимой дети при помощи простейших экспериментов выяснили пользу употребления молочных продуктов: с детьми мы искали в молоке белок (чтобы росли наши мышцы, молоко — наша энергия (находили жир, молоко — наши крепкие зубы и кости (определяли значение кальция). Дома дети проводили несложные опыты, результаты которых представляли детям («почему молоко хранится в холодильнике?», «как молоко меняет цвет другой жидкости и изменяет ли оно свой цвет?», «как из жидкого молока получается творог, мороженое?»).
Изучая тему «Каша-пища наша» дети, проводя эксперименты, узнали почему на завтрак надо съедать кашу (крупы – углеводы, обеспечивающие нас энергией на долгое время, познакомились с пользой каждой крупы. Также проводилась одновременно работа по формированию представлений о строении организмаи закреплении гигиенических навыков: «Какие продукты полезны для …«Почему нужно грызть твердые овощи и фрукты?», «Кто такие микробы? (выращивание микробов)», «Удивительные превращения еды (знакомство с пищеварительной системой)».
При знакомстве с морскими животными, мы попытались раскрыть полезные свойства рыбы и морских водорослей.
На основе полученных знаний дети вместе с педагогами создали настольно-печатную игру «Путь к здоровью», где закрепляли полученные данные.
Новизна и оригинальность представленной системы работы заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни и воспитанию у них культуры здорового образа жизни, интеграции знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании здоровьесберегающей среды. Анализируя результаты работы можно сделать вывод о том, что у детей произошли не только количественные,но также и качественные изменения: дети ориентированы на здоровый образ жизни, имеют представление о понятиях «здоровье», «болезнь», дети имеют высокий уровень представленийоб одной из составляющих здорового образа жизни: о правильном питании.
«Приобрести здоровье — храбрость, сохранить его — мудрость, а умело распорядиться им — искусство». Франсуа Вольтер
1. М. М. Безруких, Т. А Филиппова, А. Г. Макеева Методические рекомендации. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников. Москва, Институт возрастной физиологии РАО – 2012 г.
2. Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». 2004
3. Т. Н. Грядкина «Формирование пищевых предпочтений у современных дошкольников»Детский сад: теория и практика» № 8/2014
4. А. А. Ошкина «Формирование у дошкольников представлений о рациональном питании как элементе здорового образа жизни»Детский сад: теория и практика» № 8/2014
5. А. А. Ошкина, О. Н. Царева, Е. Ю. Разумовская, Т. М. Салина Формирование у старших дошкольников культурно-гигиенических навыков. Методическое пособие /.— Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012
6. А. А. Ошкина, Е. В. О. Н Царева. И. А. Галкина, Л. М. Капинос Формирование у дошкольников здорового образа жизни (элемент – режим дня). Учебно-методическое пособие/. –Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014
7. А. А. Ошкина, В. А. Деркунская. Игровая образовательная деятельность дошкольников / — М. : Центр педагогического образования, 2013
8. А. А. Ошкина, В. А. Деркунская.Игры-эксперименты с дошкольниками: учебно-методическое пособие– М. : Центр педагогического образования, 2013
К вопросу о формировании представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности Формирование культуры поведения – одна из сложных и не менее важных проблем, которая рассматривается современным обществом. Узнать, насколько.
Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников Воспитатель БАЛАШОВА ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА Тема: «Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников».
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26» Шатурского муниципального района Московской области.
Организация исследовательской деятельности детей раннего дошкольного возраста Организация исследовательской деятельности детей раннего дошкольного возраста. Слайд 2 Ранний возраст является ценным возрастным этапом.
Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми. Экологическое образование детей Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми. Экологическое образование детей. Н. Червякова Н. Лавриненко.
Организация условий для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста 1. Введение. Новый ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет поддержке детской исследовательской активности, игре, общении в.
Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. В прошлом учебном году мы с ребятами работали.
Презентация «Организация исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте» Эффективным методом познания является метод исследования. Он даёт детям представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях.
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Колокольчик» г. СветлоградаПетровского.
Значение ИКТ в формировании у детей с ОВЗ представлений о здоровьезбережении Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование.
Источник
Познавательно — исследовательский проект «Где прячется здоровье?»
проект (средняя группа) на тему
Именно в детском саду, в семье мы должны помочь детям, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, побудить активно формировать, сохранять и приумножать своё здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_ns_portal.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В .А. Сухомлинский
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на решение множества задач, одной из них является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек здорового образа жизни.
В детском саду следует воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению культурно-гигиеническими навыками, вырабатывать привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние собственного здоровья и здоровья окружающих.
Внедрение исследовательских методов в образовательный процесс – это один из основных путей познания, наиболее соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития. Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поэтому, одним из важных направлений по формированию здорового образа жизни является экспериментально– исследовательская деятельность, в ходе которой дети учатся проводить самостоятельные и совместно с педагогом исследования, собирать доступную информацию об объекте исследования, решать проблемы, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Экспериментально – исследовательская деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья стало причиной создания проекта «Где прячется здоровье?».
Проект направлен на формирование здорового образа жизни с использованием исследовательской деятельности, наблюдений, познавательных и продуктивных занятий, игровых и проблемных ситуаций, игр.
Формирование у детей основ здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих через экспериментально – исследовательскую деятельность.
- Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье путём исследовательских действий и экспериментирования, учить находить разные способы решения одной задачи.
- Активизировать желание детей искать пути разрешения проблемных ситуаций.
- Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- Расширять знания и навыки по гигиенической культуре. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.
- Формировать знания о здоровых и вредных продуктах питания.
- Прививать интерес, желание к физкультуре и спорту.
- Расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека.
- Способствовать сплочению детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Гипотеза: Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если детям будут созданы условия для исследовательской деятельности, как самостоятельной, так и совместной с педагогом;
если цель и задачи будут решаться через экспериментально – исследовательскую деятельность.
Реализация проекта : Ноябрь – апрель.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Воспитатели, дети, родители
Формы работы с детьми:
- Экспериментально – исследовательская деятельность.
- Экскурсии, ситуации проблемного характера.
- НОД познавательного цикла, чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, иллюстраций, инсценировки, просмотр презентаций по теме;
- НОД продуктивного цикла: аппликация, лепка, рисование;
- Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации.
Работа с родителями:
- Консультации: «Одежда и здоровье детей», «Как научить ребёнка чистить зубы», «За здоровьем всей семьёй».
- Изготовление макета Мойдодыра.
- Создание книги «Здоровая пища. Полезные рецепты».
- Спортивно – развлекательное мероприятие «Путешествие в страну Здоровья».
- Фотовыставка «В здоровом теле – здоровый дух».
Ресурсное обеспечение проекта:
1.Предметно – развивающая мини — среда, стимулирующая исследовательскую и познавательную деятельность.
3. Спортивный зал.
4. Спортивный участок на территории МАДОУ.
5. Физкультурное оборудование, спортивный инвентарь.
6. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т.д.).
7. Подборка методической литературы.
Содержание проектной деятельности:
- Изучение новых здоровьесберегающих технологий.
- Диагностирование детей по теме здорового образа жизни
- Перспективное планирование работы с детьми, родителями.
- Обогащение предметно-развивающей среды дидактическим материалом, оборудованием для экспериментально – исследовательской деятельности.
- Мотивация родителей на активное отношение к сотрудничеству.
2 этап – практический:
Цель: привить детям и родителям практические навыки укрепления и сохранения здоровья, сформировать потребность в здоровом образе жизни /в том числе через экспериментально – исследовательскую деятельность/, повысить уровень оздоровительной работы в детском саду и в семье.
- Проведение цикла тематических мероприятий;
- Организация целенаправленной просветительской, консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей знаний по ЗОЖ через исследовательскую деятельность.
3 этап – заключительный:
- Проведение спортивного – развлекательного мероприятия «Путешествие в страну Здоровья».
- Фотовыставка «В здоровом теле – здоровый дух», изготовление книги «Полезные рецепты».
- Выставка детских рисунков, взросло-детских плакатов, брошюр на тему: «Мы здоровью скажем ДА!»
Продукт проектной деятельности :
- План реализации проекта «Где прячется здоровье?»
- Подборка дидактических игр; художественной литературы, загадок, пословиц;
- Выставка детских рисунков: «Друзья Мойдодыра», «Зубная щётка – лучший друг всех зубов», «Правила, которые мы не будем забывать»;
- Выставка взросло-детских плакатов на тему «Мы здоровью скажем ДА!»; книга «Полезные рецепты»;
- Сценарий спортивного – развлекательного мероприятия «Путешествие в страну Здоровья»;
- Информационный материал для родителей «ЗОЖ в семье – залог здорового ребёнка», «За здоровьем всей семьёй».
1.Овладение исследовательскими умениями и навыками; развитие познавательного интереса;
2.Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
3.Воспитание культурно – гигиенических навыков в соответствии с возрастом;
4.Формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни.
5.Улучшение соматических показателей здоровья;
6. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. Педагогическая, психологическая помощь;
3. Повышение уровня комфортности.
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
3. Личностный и профессиональный рост;
4. Самореализация;
5. Моральное удовлетворение.
Источник