Меню

Исследования у подростков зож

Исследования у подростков зож

Здоровье подростка в значительной степени определяется условиями его жизни, прежде всего, в семье и школе [2, 5]. В период обучения в школе формирование навыков здорового образа жизни подростков имеет свои особенности и определяется психофизическими характеристиками школьников, а также нацеленностью педагогов и родителей на то, чтобы дети не только получили образование, но и одновременно смогли сохранить и укрепить свое здоровье [3].

Целью нашего исследования является изучение отношения подростков к своему здоровью, сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Для достижения поставленной цели мы провели анкетирование на базе Муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ № 81 и № 19 Центрального района г. Волгограда. Анонимное анкетное обследование проводилось с участием 42 подростков 7 и 8 «А» классов в возрасте 13-15 лет.

Разработанная нами анкета состояла из двух блоков вопросов и была направлена на выяснение отношения подростков к своему здоровью, сформированности представлений о здоровом образе жизни и на выявление распространения табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Аддиктивное поведение при этом рассматривалось как альтернатива принципам здорового образа жизни.

Результаты анкетирования были обработаны методами математической статистики.

На вопрос «Как Вы оцениваете свое здоровье?» 9,5 % подростков ответили «отлично», 47,6 % — «хорошо», 33,3 % — «удовлетворительно», 7,1 % — «плохо», 2,4 % — «очень плохо». Показатели отношения подростков к своему здоровью распределились следующим образом: большинство подростков (92,8 %) признают здоровье как ценность. Имеет место безразличное отношение подростков (7,1 %) к собственному здоровью.

Ответы на вопрос «Ведете ли Вы здоровый образ жизни?» распределились следующим образом: 14,3 % респондентов ответили «безусловно, да»; 35,7 % — «скорее да, чем нет»; 42,8 % — «скорее нет, чем да»; 7,1 % — «безусловно, нет». Кроме того, подросткам предлагалось ответить на такие вопросы, как: «Занимаетесь ли Вы спортом?», «Делаете ли Вы утром физическую зарядку?», «Сколько времени Вы гуляете на улице?», «Правильно ли Вы питаетесь?», «Соблюдаете ли Вы режим труда и отдыха?» и др.

Обобщив полученные результаты по первому блоку вопросов анкеты, мы сгруппировали подростков по трем уровням.

К низкому уровню были отнесены подростки, у которых отсутствовало осознание важности здоровья и отмечалось нежелание выполнять оздоровительные упражнения, заниматься спортом, правильно питаться. Представления о здоровье и здоровом образе жизни не сформированы.

У подростков среднего уровня отношение к здоровью как к ценности отличается недостаточной осознанностью. Имеют поверхностные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Периодически выполняют оздоровительные упражнения, стараются правильно питаться, гулять на свежем воздухе.

К высокому уровню были отнесены подростки, которые признают здоровье как ценность, осуществляют деятельность, направленную на оздоровление организма. Осознанно и регулярно занимаются спортом, правильно питаются, соблюдают режим труда и отдыха. Располагают достаточно полной и достоверной информацией о здоровье и здоровом образе жизни.

Второй блок вопросов анкеты был направлен на изучение отношения подростков к табакокурению, алкоголю, наркотикам, определение уровня их знаний о последствиях употребления психоактивных веществ для здоровья человека, выявление распространения вредных привычек в подростковой среде и возраста первой пробы употребления.

Анализ ответов на вопрос об отношении подростков к психоактивным веществам показал, что отрицательно относятся к табакокурению 42,8 % опрошенных, к алкоголю — 52,4 % респондентов. Нейтральное отношение к табакокурению выразили 35,7 % подростков, к алкоголю — 42,8 %. Положительно относятся к табакокурению 21,4 % респондентов, к алкоголю — 4,7 %. Показательно, что абсолютное большинство подростков (92,8 %) негативно относится к наркотическим веществам, нейтральное отношение выразили 7,1 % респондентов. Подростков, положительно относящихся к наркотикам, не выявлено.

В ходе исследования было выявлено, что в возрасте 11-12 лет впервые попробовали закурить 59,5 % подростков, впервые попробовали алкогольные напитки — 26,2 %. В возрасте 13-15 лет впервые попробовали закурить 35,7 %, впервые попробовали алкогольные напитки — 71,4 %. В возрасте до 10 лет впервые попробовали закурить 4,7 % подростков, впервые попробовали алкогольные напитки — 2,4 % респондентов. Не выявлено подростков, имеющих опыт употребления наркотических веществ.

В ходе исследования нами было выявлено, что значительная доля систематически курящих подростков хотела бы прекратить курение или, по крайней мере, уменьшить его интенсивность. Почти треть опрошенных не желают отказываться от пагубной привычки. Обращает на себя внимание тот факт, что 35,7 % респондентов употребляют алкоголь от 1 до 3 раз в месяц и чаще, что вызывает определенную обеспокоенность и тревогу.

Представляют особый интерес результаты ответов подростков на вопрос об известных им негативных последствиях курения и употребления алкоголя для здоровья человека. Наиболее распространенными ответами большинства подростков явились следующие: «вредно для здоровья», «плохая кожа лица», «преждевременное старение», «частые болезни», «рак легких», «низкий заработок» и др. Единичные ответы — «цирроз печени», «болезни сердца», «отсутствие жизненных перспектив». Отметим, что были подростки, которые затруднились ответить на вопрос.

На вопрос «Если тебе предложат закурить или попробовать алкогольный напиток. Каковы твои действия?» значительная доля подростков (35,7 %) ответили согласием на предложение закурить. 42,8 % респондентов ответили, что однозначно откажутся от предложения закурить или попробовать алкогольный напиток. 21,5 % респондентов затрудняются ответить на вопрос.

Читайте также:  Задачи по ознакомлению дошкольников с зож

На вопрос «Если тебе предложат попробовать наркотик, ты откажешься или нет?» абсолютное большинство подростков (90,4 %) ответили, что откажутся от такого предложения. 9,5 % респондентов затрудняются ответить на вопрос. Не выявлено подростков, ответивших согласием на предложение попробовать наркотики.

Обобщив результаты второго блока вопросов анкеты, мы распределили подростков по уровням.

Высокий уровень предполагал достаточную информированность подростков по проблеме; знания о вреде употребления наркотических веществ, алкоголя и табакокурения; наличие четких убеждений против употребления наркотиков, табака и алкоголя.

Средний уровень: подростки разбираются в основных понятиях, знают о вреде наркотиков, алкоголя и курения, но у них недостаточно сформированы антиалкогольные и антитабачные убеждения; периодически курят и употребляют алкоголь.

Низкий уровень характерен для подростков, которые мало информированы по проблеме, имеют поверхностное представление о негативном влиянии на организм человека психоактивных веществ; систематически курят, употребляют алкоголь; не имеют четких убеждений против употребления психоактивных веществ.

Полученные результаты исследования позволяют говорить о достаточной сформированности представлений у большинства подростков о здоровье и здоровом образе жизни. При этом отмечается недостаточная значимость для них ценности здоровья и недостаточная сформированность установок на ведение здорового образа жизни.

Опираясь на опыт исследований в области данной проблемы и собственный практический опыт работы по формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни среди подростков, мы выделяем условия, обеспечивающие эффективность данного процесса:

  • наличие мотивации и активной позиции у подростков в здоровьесберегающей деятельности;
  • осознание подростками ценностей здоровья и здорового образа жизни;
  • внедрение учебных и внеучебных занятий здоровьесберегающего направления;
  • обеспечение соответствия познавательного материала возрастным и индивидуальным особенностям подростков.

Определив условия, оптимизирующие процесс формирования здорового образа жизни подростков, мы разработали программу для подростков общеобразовательных учреждений.

Целью программы является ликвидация пробелов в знаниях о здоровом образе жизни, формирование у подростков ценностного отношения к собственному здоровью и профилактика аддиктивного поведения.

Программа включает в себя следующие тематические разделы:

«Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни», целевым назначением которого является выработка понятийного пространства «здоровый образ жизни».

«Компоненты здоровья и здорового образа жизни», основная задача которого — знакомство с компонентами здоровья (психофизическое, психическое и умственное, духовно-нравственное здоровье) и выработка собственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, определение индивидуального плана здоровой жизни.

«Академия здоровья», целевым назначением которой является развитие навыков и умений использовать способы получения радости и удовольствия, альтернативные психоактивным веществам, а также в итоге признание обучающимися здоровья как наивысшей ценности человека.

«Профилактика аддиктивного поведения», целевым назначением которой является дать информацию об отрицательном воздействии и негативных последствиях злоупотребления психоактивными веществами на организм человека; сформировать осознанное негативное отношение у подростков к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотикам; привить подросткам социально одобряемые образцы поведения, общепринятые ценности [6].

Все перечисленные тематические разделы представляют собой этап реализации программы, но при необходимости, имея свою самостоятельную цель, реализовываться в отдельности, исходя из запроса целевой группы, могут быть скомбинированы в ином порядке.

Структура и содержание занятий имеют законченную самостоятельную форму, решают определенные задачи. Преемственность занятий состоит в том, что наибольший эффект воздействия на целую аудиторию будет производить их объединение в единый курс, так как в этом смысле все формы подчинены единой программной цели.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что данное социологическое исследование свидетельствует о необходимости совершенствования медико-социальной помощи в области сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни подростков общеобразовательных учреждений через проведение мониторинга показателей здоровья обучающихся, предупреждение заболеваний, профилактику вредных привычек, повышение мотивации подростков к здоровому образу жизни и организацию здоровьеформирующей деятельности.

Рецензенты:

Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Источник

«Формирование у подростков здорового образа жизни.»

Конкурс молодёжных проектов

«Челябинская область это мы !»

Название проекта «Формирование у подростков

здорового образа жизни.»

Матвеев Данил Евгеньевич

ученик МБОУСОШ №6

Глава I. Актуальность проблемы формирования основ здорового

образа жизни 5-8

Глава I I. Экспериментальная работа по исследованию формирования

основ здорового образа жизни у детей 8-18

Актуальность темы . Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи :смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия .

Здоровье населения России — высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2014 г., 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 — 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% — хронические заболевания, 60% — нарушенную осанку. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

Читайте также:  Дискуссия зож что это

в физическом плане – умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди школьников их число не превышает 8 %;

стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний (за последние 10 лет частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней в 2 раза);

изменение структуры хронической патологии (вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата – сколиоз, остеохондроз, осложнённые формы плоскостопия);

Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии — науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.

По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

Выбор темы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день. Деятельность педагога начинается с оценки состояния здоровья детей , подростков и выявления отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Необходимо знать о его здоровье, его отношения в семье, в школе, среди сверстников.

Объект исследования: состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

Предмет исследования : выявить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни и определить пути формирования здорового образа жизни школьников.

Цель исследования : изучить и разработать направления формирования здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни.

2. Выявить состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

3. Разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательных школах.

4. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если: учитывать основные особенности детей; создавать условия для формирования здорового образа жизни подростков; применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе; совместными усилиями педагогов, социологов, психологов и других специалистов проводить профилактику вредных привычек.

Методы исследования:

анализ различной литературы

Оценка эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе

Практическая значимость исследования состоит в разработке определённой системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно -образовательном процессе МБОУ СОШ №6 и в семейном воспитании.

Глава I.

Актуальность проблемы формирования основ здорового образа жизни

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

было бы не правильно смотреть на жизнь и здоровье людей, исходя из позиций культуры, и цивилизации тем более. Мы живем в такое время, когда человек утратил наиболее важные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия: семья, вера, община. Современное материально-ориентированное общество стремиться к получению удовольствий и жизни ради этих удовольствий, само не осознавая этого. Такое положение вещей со всей очевидностью можно назвать болезнью цивилизации. Поэтому нет никакого смысла спрашивать у неё, каким должен быть здоровый образ жизни. Не нужно также забывать про тот факт что Россия – та страна, где нечего не делается в меру и все социальные явления приобретают преувеличенный характер. Поэтому когда в стране была идеология спорта и активности жизни – спортом занимались все.
Был такой здоровый образ жизни «образ жизни советского человека». Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно—спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России (и особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью), живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором

С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которое позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан» (23.11.2011 г.) в своих положениях формулирует необходимость заботы о здоровье. При этом отмечается необходимость разработки учебных программ, направленных на борьбу с потреблением алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для занятий физкультурой и спортом.

Читайте также:  Система правильного питания зож

По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной, категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а, во вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

Центральным понятием данного исследования является «здоровый образ жизни». На сегодняшний день нет его однозначного понимания. Одни авторы, например Ю.П. Лисицин, основой здорового образа жизни считают активность, которая может быть рассмотрена в трёх аспектах: характер активности (интеллектуальная, физическая), сферы активности (трудовая, внетрудовая), виды активности (производственная, социальная, образовательная, бытовая и др.). Другие основой здорового образа жизни считают рационально организованные условия существования человека, включающие биологические, психологические и социальные факторы.

Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.)[1].

Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов — обязательного (базового) и вариативного.[2]

Цель нашей школы обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для здорового образа жизни. Закрепить у выпускника к своему здоровью как к главному условию жизненного успеха.

Глава II. Экспериментальная работа по исследованию формирования

основ здорового образа жизни у детей

В целях укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни в нашей школе действует программа «Здоровье», определяющая здоровьесберегающие подходы в решении задач по сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

Создать реальные социально- гигиенические и социально – психологические условия в школе, способствующие укреплению здоровья.

Активно и широко пропагандировать и организовывать здоровый образ жизни.

Установить тесную связь с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний, организации медицинского всеобуча.

Работа с учащимися проводится по следующим направлениям:

1. организация работы педагогического коллектива по предупреждению несчастных случаев и травматизма

беседы с учащимися 1-11 классов о правилах поведения в школе, общественных местах, на дорогах, на воде, действиях при ЧС;

изучение правил дорожного движения, работа агитбригады «ДЮП» и отряда «Юные Инспекторы Движения»;

участие в различных конкурсах «Безопасное колесо», «Сам себе спасатель» и др.;

встречи с инспекторами ГИБДД и ВДПО.

2. Организация работы по профилактике вредных привычек и ведению ЗОЖ.

беседы с учащимися 1-11 классов о здоровом образе жизни;

урок – интернет антинаркотической направленности с учащимися 8-11 классов;

консультации с врачами – специалистами, психологами;

систематические рейды по выявлению курения в школе и на её территории;

проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций;

уроки здоровья, классные часы, ролевые игры, уроки знаний;

акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», «За здоровый образ жизни», «Внимание – дети!» и др.

Участие в городских и областных соревнованиях.

Муниципальный этап Всероссийского проекта «Мини-футбол в школу» (9.11.2013);

городская туристическая конференция (в МОУ СОШ№7) 27.09.13

областной конкурс допризывников (28.10.13) г. Челябинск по военно-прикладным видам соревнований (финал Спартакиады) (кубок за 3место)

муниципальный этап «Президентских состязаний» (25.09.13);

«Лыжня румяных» 25.02.2014;

лыжные гонки памяти М.Ф. Козловского, А.С. Шукшина 5.03,19.03,20.03;

городская военизированная эстафета памяти воина –интернационалиста С. Матвеева (21.09.13);

Первенство Челябинской области по спортивному туризму (ноябрь 2013) (2 место);

областные соревнования по спортивному туризму в закрытом помещении г. Касли 28,29,30.03.14;

городской IV турнир по шахматам памяти А.П. Гриценко (7.12.13);

городские соревнования по биатлону;

турнир по мини-футболу среди юношей 2000-2001 г.р., посвящённые закрытию зимнего сезона (март 2014);

городские соревнования по плаванию 6.05.2014 г. в плавательном бассейне «Олимпия» 1-4 классы;

городские соревнования «Первые шаги в страну здоровья», посвящённые юбилею МУДОД ДЮСШ среди 4 кл.(3 место);

городской фестиваль «Локобол 2014 –РЖД» (24.05.2014)(кубок за 3 место);

городская Спартакиада для педагогического коллектива и работников школы.

Результаты медицинского осмотра

Подлежало медосмотру – 476 чел.

Прошли – 378 чел., 79,4%

Результаты медицинского осмотра

Охват учащихся горячим питанием- 452 чел- 88% (2014-2015 уч. год)

Спартакиада учителей образовательных школ

Количество обучающихся 2014-2015 учебный год , занимающихся в

системе дополнительного образования в других учреждениях города

Источник

Adblock
detector