Анализ состояния здоровья российских школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ns.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ состояния здоровья российских школьников.
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.
Установлено, что состояние здоровья учащихся младших классов зависит от возраста начала систематического обучения в школе. У детей в возрасте 6,5 лет и младше, начало обучения ведет к снижению адаптационных возможностей.
У этих детей при изначально высоком уровне функционального состояния отмечается значительное снижение показателей уже на 2 году обучения. Показатель нарушений различных систем организма намного выше, чем среди детей, поступивших в первый класс в 7 лет и старше. Учатся дети 6,5 лет не хуже, чем те, которым 7 лет, а иногда и лучше. Однако одна и та же образовательная нагрузка обладает большей « физиологической стоимостью » для организма.
В России около 30 млн. человек — дети, почти 20 миллионов посещают образовательные учреждения, в т.ч. немногим более 15 млн. – школьники. Школа является той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет. Именно в этот период отмечается интенсивность роста и развития организма, происходит его биологическое созревание, формируется мировоззрение, готовность к трудовой деятельности.
Но в этот же период имеет место повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать в течение учебного процесса, и, которые приводят к ухудшению состояния здоровья детей. Первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие, последствия перенесенного рахита). На втором месте — нарушения функций органов пищеварения. Более чем у половины детей наблюдаются изменения в желудочно-кишечном тракте. Отмечено увеличение нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергических реакций. Среди детей-первоклассников в 13,5% случаев имеются отклонения в физическом развитии (недостаточный или избыточный вес тела, низкорослость).
По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания.
За годы обучения в образовательных учреждениях наблюдается дальнейшее ухудшение состояния здоровья учащихся:
в 2 раза – увеличивается число нервно-психических расстройств;
в 3 раза – органов пищеварения;
в 5 раз – увеличивается число детей с заболеваниями эндокринной системы;
70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию;
За последнее десятилетие среди учащихся младших классов функциональные отклонения и хронические заболевания в среднем увеличились на 54,5%. Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения всех функций организма.
Реализация здоровьесберегающих технологий
во внеурочное время.
Использование здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:
Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки, в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.
- Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса и реализации научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.
- Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.
- Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.
- Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся, как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.
- Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии.
- Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.
- Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.
- Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.
Здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни детей школа не может в полной мере следовать разработанной ею системе мероприятий в условиях пандемии; но все же в онлайн-режиме классные руководители, педагоги по внеурочной деятельности проводят: консультации, конференции, тематические конкурсы, беседы. Физкультурно-оздоровительная деятельность школы, направленная на физическое развитие, осуществляется учителем по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, воспитателем ГПД в Дни здоровья, Недели здоровья, физкультурные занятия на открытом воздухе).
Проведенная работа позволяет нам сделать вывод, о том, что комплексный подход к реализации здоровьесберегающих технологий в школе является незаменимым инструментом создания благоприятного образовательного процесса, способствует формированию правильного представления о ценностях и здоровом образе жизни.
Уверена, что стремление педагога, и как итог, умение построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, позволит добиться эффективного усвоения знаний. Обучение грамотной заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья учащихся, мотивация их к ведению здорового образа жизни, предупреждения вредных привычек, проведение организационно — воспитательной работы со школьниками после уроков и просвещение их родителей позволит реализовать здоровьесберегающие технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие, которое включает в себя: примерное календарное планирование по СМГ, примерные упражнения при разных заболеваниях и несколько план конспектов урока по СМГ.
1.Исследовать и обобщить результаты медосмотра, сделать выводы о состоянии здоровья детей класса. 2.Определить приоритеты направлений р.
Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей.
Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовно.
Результаты обследования состояния здоровья школьников.
I. Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников.
Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой.
Источник
Исследование состояния здоровья учащихся
Главным в содержании этой работы является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, предполагается также использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов). Другая особенность работы — его интегрированность и междисциплинарность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_sostoyaniya_zdorovya_uchashchihsya.doc | 238 КБ |
issledovanie_sostoyaniya_zdorovya_uchashchihsya.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верхнесуньская средняя общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района
К конкурсу научно-исследовательских работ и проектов
среди учащихся образовательных учреждений
«Мой след в науке»
Тема: Исследование состояния здоровья учащихся .
Номинация: Медицина и здравоохранение
Исследовательскую работу выполнила :
Габидуллина Лейсан Радиковна,
ученица 8 класса .
Габидуллина Миляуша Хатиповна —
учитель химии, биологии высшей
2.Мониторинг физического развития учащихся…………………..
3.Динамика количественных и качественных показателей
уровня физического развития , здоровья и социализации
личности учащихся (за последние 3 года)…………….……………
5. Использованная литература ………………………………………………
«Человек — высший продукт природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным»
Быть здоровым — нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье — условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю — здоровье». Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а если сказать в целом — экологического качества окружающей среды.
Эстетическое, экологическое качество окружающей человека природной и социальной среды оказывает и непосредственное, и опосредованное влияние на его здоровье. Прежде всего на чувственно-эмоциональное состояние — эмоции, самочувствие, настроение, активность, что во многом определяет душевное и психическое здоровье человека.
Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков — неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире. Человек, безусловно, — абсолютная ценность общества, а его здоровье — гарантия гармонического развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто-нибудь из наших современников может это оспорить. Однако лишь одно признание актуальности данного тезиса — недостаточно, если за ним не следуют радикальные практические шаги к решению самой проблемы здоровья.
Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека в динамично меняющихся экологических условиях стала предметом пристального внимания в науке и практике, и так много профессий связаны с поиском и разработкой путей её решения.
Врачи, физиологи, экологи, психологи, специалисты в области образования, физической культуры и спорта изучают причины, оказывающие воздействие на организм человека, исследуют механизмы влияния отдельных факторов и их совокупности на протекание различных физиологических процессов, рассматривают особенности динамики состояния «здоровья-болезни» индивида и возможности его регулирования. Ценность и значимость этих исследований несомненна. Прежде всего их результаты — необходимая база для разработки.
Главным в содержании этой работы является исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, предполагается также использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов). Другая особенность работы — его интегрированность и междисциплинарность.
Мониторинг физического развития учащихся.
Многие молодые люди ощущают душевный дискомфорт из- за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это дело вполне поправимое. Надо помнить, что физическое здоровье и физическая привлекательность тесно связаны друг с другом. Не следует ставить перед собой нереальные задачи — значительно подрасти, полностью изменить свою фигуру и т. д. Достаточно реализовать возможности, заложенные в организме природой. После выполнения определенных измерений и вычислений по общим формулам, сравнив полученные цифры со среднестатистическими, можно получить общее представление о гармоничности своего телосложения.
Один из показателей здоровья — физическое развитие.
Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития, которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима, установленного порядка жизни.
Данная работа состоит из двух этапов:
I. Оценка уровня здоровья учащихся.
II. Оценка физического развития.
I. Оценка уровня здоровья
- Измеряем рост и массу тела. Записываем результат.
- Измеряем давление. Записываем результат.
- Подсчитываем пульс. Записываем результат.
- Вычисляем уровень здоровья учащихся по формуле :
УЗ = 0,011 (ЧП) + 0,014 (САД) + 0,008 (ДАД) + 0,014 (В) +
+ 0,009 (МТ) — 0,009 Р — 0,27
Где УЗ — уровень здоровья; ЧП — частота пульса; САД — систолическое давление; ДАД — диастолическое давление; В — возраст; МТ — масса тела; Р — рост.
Сравниваем полученные данные со среднестатистическими, представленными в таблице , и определяем уровень здоровья учащихся.
Источник
Исследовательская работа «Исследование состояния здоровья и факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни учащихся 5 – 11 классов»
МБОУ Федосеевская СОШ им.В.М.Верёхина
«День науки и творчества»
Наименование секции: Здоровый образ жизни
Тема: «Хочу быть здоровым» или «Исследование состояния здоровья и факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни учащихся 5 – 11 классов МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина»
Автор работы: Седов Артём Александрович,
Торбенко Марина Руслановна, заместитель директора по УВР,
высшая квалификационная категория.
Глава 1. Проблемы формирования здорового образа
1.1. Окончить школу «больным стариком». 4
1.2. Хочу быть здоровым. 4
1.3 По данным Минздрава………………………………………………. 4
1.4 Санитарно-гигиенические нормы…зачем они. 4
Глава 2. Что мы знаем о здоровом образе жизни……………………. 5
2.1 физкультура и спорт в развитии организма школьника……………. 5
2.2 Технический прогресс хорошо или плохо. 5
2.3 Что следует знать о вреде «вредных привычек»…………………….. 6
Глава 3 Изучение проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина и практическое исследование факторов, влияющих на сохранение здоровья школьника…………………………………………………………. 6
3.1 Формирование основ здорового образа жизни …………………………. 6
3.2 Проведение практических исследований рабочего места, веса портфеля, воздушно-теплового режима, питания, средств НТП………………………. 10
3.3 Практические рекомендации по занятиям спортом, сохранению зрения 12
3.4 Практические рекомендации по составлению режима дня школьника.. 13
Укрепление здоровья молодых людей и подростков является приоритетной проблемой здравоохранения. В связи с ухудшением экологической обстановки, социальных условий жизни, невысокого уровня благосостояния ухудшается здоровье населения. Известно, что здоровье человека на 50% зависит от индивидуального образа жизни. Особенно несоблюдение правил здорового образа жизни сказывается на состоянии здоровья молодых людей и подростков. А отклонение в здоровье от нормы в молодом возрасте в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний. Вести неправильный образ жизни – значит, наносить огромный вред своему здоровью. Следовательно, здоровью своих будущих детей, то есть здоровью будущих поколений.
Целью настоящего исследования явилось исследование проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся 5-11 классов МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
провести анкетирование для выявления представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье;
определить отношение школьников к состоянию собственного здоровья;
проанализировать занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях;
исследовать «ближайшую среду обитания школьника;
провести гигиеническую оценку учебников, школьных принадлежностей;
способствовать формированию у учащихся потребности и мотивации к деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья
Проблема: Не соблюдение здорового образа жизни, влияющего на нарушение здоровья учащихся.
Объект исследования: учащиеся 5 – 11 классов МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина.
Предмет исследования : образ жизни учащихся 5-11 классов МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина.
Гипотеза: если каждый школьник будет правильно питаться, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, не превышать время нахождения у компьютера и телевизора, заботиться о ближайшей среде обитания, то здоровье будет крепким.
1. Анализ научно-популярной, методической литературы, информации из СМИ и сети Internet.
2. Социологический опрос(анкетирование) и статический анализ полученной информации.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена тем, что здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. На современном этапе, когда в стране уровень продолжительности жизни людей сравнительно невелик, очень важно с раннего детства прививать ребенку понятие о здоровье, как о главной ценности в жизни человека, воспитывать в нем необходимость и важность сохранения здоровья в сильно нарушенной среде обитания человека.
Экспериментальная база исследования: рабочее место, вес портфеля, продукты питания, условия нахождения у компьютера, телевизора, пользования мобильным телефоном, «плюсы» от занятий спортом и физкультурой, комплексы упражнений для глаз, режим дня.
Этапы исследования: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования, исследование, сбор материала, его анализ, обобщение, выводы.
Глава 1. Проблемы формирования здорового образа жизни школьников
1.1 Окончить школу «больным стариком»?
В последние годы со здоровьем школьника в нашей стране назрела тревожная ситуация. 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания, а за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов ЖКТ. К окончанию школы около 85% детей страдают хроническими заболеваниями, у более 40 % — сколиоз, у 20% ухудшается зрение. Актуальная проблема на данный момент является – сбережение здоровья подрастающего поколения. Иначе в жизнь вступит «больной старичок», у которого когда-то будут дети. Какую наследственность сможет передать он им? Итак, цель нашей работы — изучение проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся 5-11 классов нашей школы.
1.2. Хочу быть здоровым!
Ученые доказали, что существует связь между появлением у детей «школьных» болезней, гигиеническими условиями в школе и образом жизни учеников. Значит, существуют такие проблемы: а) несоответствие рабочего места школьника санитарно-гигиеническим нормам; б) вес школьного портфеля, превышающий допустимые нормы; 3) отклонение школьника от ЗОЖ.
1.3. По данным Минздрава…
В периодическом издании «АиФ Здоровье» № 38 мы нашли статью «Три болезни школьников. Как уберечь ребёнка от перегрузки?». В этой статье мы увидели пугающие цифры: «Среди выпускников школ только 3% здоровых детей». [1, c . 3] Мы узнали, насколько вредны перегрузки, и о трёх болезнях школьника: близорукость, гастрит, искривление позвоночника. [1. c . 3]
1.4. Санитарно-гигиенические нормы… зачем они?
Мы измерили свою учебную нагрузку, ответив на вопросы анкеты (Приложение 1). Оказалось, мы относительно здоровы, у нас нет хронического переутомления. Но некоторые ответа нас насторожили. Может, это «первые звоночки» от нашего здоровья? Мы согласны с авторами статьи в том, что «..если вечером долго не можешь уснуть, стал плохим аппетит, сев за уроки, не можешь долго сосредоточиться, становишься чересчур возбуждённым, часто болит голова, повышается давление» [1, c . 3], то стоит серьёзно задуматься о своём здоровье. Мы согласны, что одной из причин заболеваний ЖКТ, становится неправильное питание, наше зрение становится хуже из-за неправильно оборудованного рабочего места, плохой освещённости, из-за превышения всевозможных норм нахождения за компьютером и у телевизора, что сколиоз возникает от неправильной посадки за партой, от несоответствия высоты стола и стула с нашим ростом. Мы согласны с тем, что «…плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, и человек быстрее устает во время работы» [1, c . 4]
Мы внимательно изучили ответы на вопрос: «Что же делать?» и согласились с автором статьи, что правильная посадка за партой, спорт и соблюдение различных санитарно-гигиенических норм, правильное питание, соблюдение режима дня – залог здоровья. Мы решили исследовать составляющие, влияющие на состояние нашего здоровья.
Глава 2. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
2.1. Физкультура и спорт в развитии организма школьника
Физкультура, спорт, игры на свежем воздухе важны для нашего организма. Мы узнали, что «… делая по утрам зарядку, мы помогаем головному мозгу и внутренним органам перейти от сонного состояния к бодрствованию. Мы можем адекватно реагировать на физические и психические раздражители, меньше испытываем стрессов» . [8] Физкультура и спорт тоже важны «…поскольку они способны в значительной мере продлить активное долголетие и снизить риск многих заболеваний». [10] Игры на свежем воздухе способствуют здоровому взрослению, снижают риск стресса, делают нас внимательными, укрепляют иммунную систему, насыщают витамином D, позволяют расслабиться и помочь найти решение проблем, учат сотрудничать друг с другом, сопереживать способствуют развитию нашего творчества.
2.2. Технический прогресс – хорошо или плохо?
Компьютер наносит вред здоровью, если не придерживаться санитарно-гигиенических норм. Продолжительность непрерывной работы на компьютере для нас — 20 минут. Если мы находимся дольше перед экраном, надо делать перерывы на 10 минут. «Если не придерживаться норм, возникают неврологические, офтальмологические проблемы, облучение. Увлечение компьютерными играми порождает синдром видеоигровой эпилепсии, подозрительность, враждебно-агрессивное отношение к людям, подавляет интерес к общению, приводит к замедлению развития. [5] Могут появиться фобии, отсутствие контактности, способности решать жизненные проблемы, нарушиться границы дозволенного. С появлением нового поколения телевизоров не стало вредного излучения, но вред для глаз возрос, учитывая яркость цвета на экране. Нам можно смотреть телевизор не более часа в день. «Работающий мобильник создает электромагнитное поле. Во время разговора под его влиянием находится головной мозг». [6] Это воздействие — дополнительный риск здоровью: ухудшается память, внимание, способность к обучению, понижается качества сна, развивается повышенная утомляемость, возникают более серьёзные последствия. Необходимо привить культуру обращения с мобильным телефоном: минимизировать время разговора, пользоваться гарнитурами, на ночь убирать мобильный телефон подальше от кровати .
2. 3. Что следует знать о вреде «вредных привычек»
Употребление спиртных напитков разрушают психику. «Алкоголь заставляет радоваться, но радость эта выдуманная. У человека в пьяном состоянии резко падает внимательность, и адекватность. Алкоголь разрушает организм человека, нарушает его умственную деятельность, физическое и эмоциональное состояние, приведет к быстрому старению организма …дым табака, человек загрязняет дыхательные пути, у организма появляется кислородное голодание, нарушается сердечная деятельность, ухудшается выносливость, появляется отдышка, страдают другие органы, появляются проблемы с волосами, зубами, кожей. Все это пристрастие может привести к страшным раковым заболеваниям …человек, имеющий тягу к наркотикам, неполноценен ни физически, ни психически. Наркотики изменяют человека до неузнаваемости в худшую сторону. Большинство наркоманских жизней заканчивается летальным исходом». [7]
Глава 3. Изучение проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся МБОУ Федосеевской СОШ им.В.М.Верёхина и практическое исследование факторов, влияющих на сохранение здоровья школьника
3.1 Формирование основ здорового образа жизни
Нами была составлена анкета, которая включила в себя 7 вопросов, касающихся образа жизни ребят, в том числе и здорового образа жизни. Для достоверности результатов анкета проводилась анонимно.
На вопрос №1 о занятиях в свободное время большинство ребят ответили, что им нравится смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, слушать музыку. Лишь 13% отметили занятия спортом. Результаты представлены в диаграмме 1.
На вопрос «Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?» (диаграмма 2) 72% ребят ответили, что это необходимо, 10% считают, что это необязательно, а 18% этот вопрос вообще не волнует.
На вопрос о возможных действиях по сохранению здоровья ребята отвечали по-разному (диаграмма3).
На вопросы об употреблении ПАВ (психоактивных веществ): алкоголя, курения и наркотиков ребята отвечали следующим образом (диаграмма 4): 86% -ни разу, 10% — один раз, 4% — изредка, 0% — часто, постоянно.
Причины употребления ПАВ не называют, потому что не употребляют, только 6 % опрошенных сказали, что пробовали курить сигареты (диаграмма 5).
Мы проанализировали с помощью классных журналов количество ребят, занимающихся в спортивных кружках и секциях. Оказалось, что самыми активными спортсменами являются ребята 5,8, 10 классов. Они посещают и школьные секции, и занимаются спортом вне школы (Диаграмма 6).
По результатам интервью 30% ребят 8-11 класса считают, что здоровье — это “спорт”, 25% считают, что здоровье — это “полноценная, веселая жизнь”, 45% говорят, что “здоровье – это когда мало или вовсе не болеют”(Диаграмма 7).
На вопрос “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?” 61% опрошенных ответили: “Заниматься спортом”, 26% посоветовали не пить, не курить, не принимать наркотики, остальные 13% не знают (Диаграмма 8).
Последним вопросом мы пытались выяснить, что каждый из опрошенных готов сделать для сохранения своего здоровья. Самое большее количество ребят (43%) готовы заниматься спортом, 38% согласны делать “все, что нужно”, возможно, не зная при этом, а что же на самом деле нужно, 19% готовы для сохранения здоровья закаляться. (Диаграмма 9).
Обращает на себя внимание тот факт, что представления о составляющих здоровья разрозненны, не систематизированы, а ответы на последний вопрос не дают оснований верить, что отвечавшие действительно будут прилагать те усилия по сохранению своего здоровья, о которых говорят.
В связи с тем, что возрос интерес педагогической общественности к сохранению здоровья, основная масса учителей очень хороша знакома с особенностями нового педагогического подхода. Значительная часть педагогов считает, что здоровьем обучающихся в школе обязаны заниматься все без исключения: и педагоги-предметники, и учитель физической культуры, и психолог, и особенно классные руководители.
Необходимо сохранить, укрепить здоровье обучающихся и сформировать представление у всех ребят о том, что такое ЗОЖ – здоровый образ жизни.
Итак, экологическая обстановка не радует, при этом дети перегружены учебными программами. Отсюда повышенная утомляемость обучающихся, неврозы не только детей, но и учителей. Поэтому мы предлагаем использовать некоторые приёмы психологической и психофизической разгрузки. Мы подготовили для всех педагогов памятку с упражнениями для снятия общей усталости, физической зарядкой для глаз, гимнастикой для ума, упражнениями для улучшения самочувствия, снятия напряжения, которая пригодится каждому педагогу (Приложение №3). Если предлагаемые упражнения, приемы, методы использовать постоянно и в системе – результат для здоровья будет положительным.
3.2. Проведение практических исследований рабочего места, веса портфеля, воздушно-теплового режима, питания, средств НТП
Исследование рабочего места
Цель: определение основных показателей, характеризующих санитарно – гигиеническое состояние рабочего места учащихся. Рабочее место должно соответствовать росту школьника, он должен иметь свободу движений, видеть под определенным углом доску. Всё должно быть хорошо освещено. Мы провели замеры высоты парт, стульев, расстояния между рядами, расстояния от первой и последней парты до доски, высоты доски над полом, проверили маркировку парт и стульев, воспользовались данными, полученными от фельдшера Федосеевского ФАПа, о росте учеников с 5 по 11 класс и рекомендации номера парты и сделали вывод: ученики в классах посажены согласно рекомендациям. Один раз в четверть дети пересаживаются на другой ряд, не меняя номера парты, чтобы сохранить зрение. Показатели рабочего места соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. (приложение 4).
Гигиеническое оценка веса учебников, школьных принадлежностей
Цель: определение соответствия веса «портфеля» учащегося 5 класса гигиеническим нормам.
Мы изучили таблицы санитарных правил по оформлению школьных учебников, проанализировали некоторые их параметры и оказалось, что наши «…учебники соответствует гигиеническим нормам по таким параметрам: белизна бумаги, непрозрачность, гладкость, величина и цвет шрифта, чёткость печати, длина строки, иллюстирование…». [11] Вес учебников из расчета на один день в комплекте с письменными принадлежностями (без веса портфеля) не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей для ученика 5 класса до 2,5 кг. Проведя исследования, мы сделали вывод, что вес принадлежностей в портфеле во все дни, кроме среды превышает допустимую норму (приложение 5) И это без сменной обуви и спортивной формы. Она может иметь массу до 1000 г, вес портфеля составляет 700 – 1000г; мы несём около 5 кг. Допустимые нормы превышены. Опасность сколиоза.
Цель: проверка соответствия воздушно-теплового режима санитарным нормам
Воздушно-тепловой режим – фактор, влияющий на работоспособность и состояние здоровья. Состояние воздуха характеризуют показатели температуры, подвижности воздуха, влажности. Мы замеряли температуру в кабинете «Литература», сверяли её с оптимальной и заносили в таблицу, если появлялись несоответствия, регулировали с помощью более частых проветриваний. Несмотря на изменения факторов внешней среды в помещении поддерживалась температура, не выходящая за рамки оптимальный (приложение 6)
Контроль питания, составление списка «вредных продуктов»
Цель: исследовать культуру питания, расширить знания о здоровом питании
«В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие ». [2, с. 68] Основная задача формирования основ правильного питания в том, чтобы помочь усвоить эти принципы. Мы провели анкетирование и установили, что из всех гарниров ребята предпочитают картофельное пюре и макароны, каши не любят. Затем провели игру-тестирование «Скатерть-самобранка». Она помогла узнать приоритеты ребят в выборе блюд. Оказалось, что почти все ребята неправильно питаются, что может привести к возникновению заболеваний ЖКТ. Мы рассказали о полезности каш, о правильном питании, составили список «вредных продуктов» (приложение 7). Вывод: представление о правильном питании нарушено, все ученики употребляют в пищу «вредные продукты».
Регулирование времени нахождения у компьютера, телевизора, использования мобильного телефона
Цель: исследовать количество времени проведённого у компьютера, телевизора, за использованием мобильного телефона и на что тратится это время
Нами было проведено анкетирование о времени проведенном за компьютером и телевизором. Оказалось, что 100% ребят сидят за компьютером ежедневно. До часа в день – 20%, 1, 5 – 2 часа – 70 %, более 2 часов – 10 %. Играют в компьютерные игры – 100 % ребят. Общаются в социальных сетях – 100 %, ищут познавательный материал – 70 % и готовятся к урокам — 45 %. Оказалось, что 10% ребят не знают, какой вред наносит невыполнение санитарно-гигиенических норм пользования компьютером, 20% — знают приблизительно, а 70% — хорошо. Почему тогда нормы нарушаются? Мы подготовили презентацию «Компьютер-друг или враг?», показали ребятам. Еще провели опрос о времени, проводимом у телевизора, о том, что смотрят ребята. Результаты: до часа в день – 40 %, более — 60 %. Смотрят: познавательные передачи — 25 %, мультфильмы, фильмы – 50 %, развлекательные передачи – 25 %. Мы объяснили учащимся, что с просмотром телевизора тоже надо соблюдать определённые правила (приложение 6). Затем выяснили отношение к мобильным телефонам. Было проведено мини-тестирование. Оказалось, что и мобильные телефоны мы не умеем использовать по назначению (приложение 8). Так как все эти достижения НТП используются нами неправильно, необходимо изучить правила, применять их в жизни, чтобы не нанести вред своему здоровью.
3.3. Практические рекомендации по занятиям спортом, сохранению зрения
Цель: Рассказать ребятам о пользе активного образа жизни
Б ыл проведён опрос: делаешь ли ты дома зарядку. 24 человека из 80 ответили утвердительно. Мы обсудили статью «Надо ли делать зарядку» и убедились, что она нужна. Д елая упражнения, мы помогаем организму. Ребята подыскали комплексы зарядки, мы обсудили их, выбрали лучший и теперь делаем его дома и в школе (приложение 9). Спорт — это здоровье. 80 % наших ребят посещает секции, а вот играют на свежем воздухе е жедневно – только 65 человек, 2 – 3 часа в день – 45 человек, знают о пользе игры на свежем воздухе — 72 человека, не полностью – 8 человек. Это всё неплохо, но настораживает, что на вопрос: Если вам разрешат родители посидеть за компьютером или поиграть на свежем воздухе, что вы выберете? – лишь 42 человека выбрали «поиграть». Проведя исследования, мы сделали вывод об образе жизни наших учеников, рассказали, какую пользу приносит активный образ жизни. Мы заинтересовались вопросом сохранения зрения и провели устный опрос учеников 8 класса
Мы нашли комплекс массажных упражнений, который помогает сохранить зрение и регулярно используем его для укрепления глаз и снятия напряжения (приложение 10).
3.4. Практические рекомендации по составлению режима дня школьника
Правильно организованный режим дня способствует установлению равновесия организма со средой, где происходит обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей развития ребенка. Процессы в организме носят ритмический характер, регулярность элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию организма. Мы расширили знания о необходимости режима дня и провели в школе опрос, а затем и конкурс на лучший режим дня. Надеемся, что ребята будут жить по составленным ими режимам (Приложение 11)
Для достижения цели исследования мы решили следующие задачи:
1) провели анкетирование для выявления представлений школьников о факторах, влияющих на здоровье;
2) определили отношение школьников к состоянию собственного здоровья;
3) проанализировали занятость обучающихся в спортивных кружках и секциях.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы: значительная часть обучающихся школы достаточно адекватно оценивают значимость состояния здоровья для качества жизни и пытаются активно влиять на его сохранение, учителя предпринимают всё необходимое для формирования основ здорового образа жизни школьников.
А самое главное – мы обратили внимание ребят на несоответствие между интересом к здоровью и отсутствием реальных действий со стороны каждого из них по укреплению и сохранению собственного здоровья, а также создали условия для возникновения потребности эти реальные действия осуществлять.
Наши исследования имеют важное практическое значение. Мы исследовали факторы, влияющие на здоровье школьников. Для этого изучили ближайшую среду обитания школьника, провели гигиеническую оценку учебников, школьных принадлежностей и выявили способы сохранения здоровья. Мы пришли к таким выводам: если будут соблюдаться гигиенические нормы, если ребята будут вести ЗОЖ, то состояние здоровья не будет ухудшаться. Наша гипотеза « если каждый школьник будет правильно питаться, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, не превышать время нахождения у компьютера и телевизора, заботиться о ближайшей среде обитания, то здоровье будет крепким» подтвердилась полностью.
Я считаю необходимым отметить, что существует необходимость в дальнейшей, более глубокой разработке проблемы изучения состояния здоровья учащихся, а также изучение их отношения к собственному здоровью.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (N 189) — Москва, 29 декабря 2010 г.
Мажейкин А. В. Поговорим о здоровом питании — Киев, 1993. – 68 с
Миронеский С. А. Надо ли делать зарядку – Москва, 1999
Газета «АиФ Здоровье» №38 – Москва, 16.09.2018.
Аргунова, М. В. Стратегия формирования экологической культуры школьников [Текст] /М. В. Аргунова // Химия в школе. – 2009. — №1.- С.23-26
Алексеев, С. В. Практикум по экологии [Текст] /С. В. Алексеев, Н. В.Груздева, А. Г.Муравьёв, Э. В.Гущина. – М.: АО МДС, 1996.–190 с.
Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг –М.: АО МДС, 2000. – 380 с.
Величковский, Б. Т., Кирпичёв, В. И., Суравегина, И. Т. Здоровье человека и окружающая среда [Текст]: учебное пособие. – М.: «Новая школа», 1997.
Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России [Текст]. – М.: АО МДС, 1996
Самкова, В. А., Прутченков, А.С. Экологический бумеранг [Текст]: практические занятия для учащихся 9-10 классов. – М.: Новая школа, 1996.
Анкета «Учебная нагрузка»
Цель: выявить отношение школьников к учебной нагрузке.
Критерии оценки: 3 — да, 2 — не совсем, 1 — нет.
1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?
2. Легко ли тебе дается учение?
3. Устаешь ли после дня занятий в школе?
4. Испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели?
5. Устраивает ли тебя режим 5-ти дневной недели?
6. Устаешь ли ты после выполнения домашнего задания?
7. Учитывают ли учителя особенности профильной направленности обучения?
8. Имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам (чтение, секции, кружки и т.д.)?
9. Реагируют ли учителя на твои замечания и предложения по вопросам учебной нагрузки?
10. Успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены?
11. Удовлетворен ли ты расписанием уроков по дням недели:
Методика обработки анкетных данных: ответы на каждый вопрос группируются по критериям, вычисляется средний балл.
Анкета по проблемам здорового образа жизни
Уважаемые учащиеся! Просим Вас анонимно ответить на вопросы, изложенные в анкете. Просьба быть искренними и правдивыми. Подчеркните вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением или впишите свой ответ на вопрос.
1. Что Вам больше всего нравится делать в свободное время? Возможно несколько вариантов ответа.
Б) смотреть телевизор, видео,
В) встречаться с друзьями, подругами,
Г) слушать музыку,
Д) выступать на концертах и других мероприятиях,
Е) готовить доклады, рефераты,
Ж) посещать кружки, секции (какие) ___________________________________
З) играть в компьютерные игры,
И) заниматься спортом,
К) помогать родителям,
Л) помогать в школе (в чем) __________________________________________
М) знакомиться с новыми людьми,
Н) делать что- то для других (что)______________________________________
2. Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни? Возможен один вариант ответа.
А) да, нужно придерживаться принципов здорового образа жизни,
Б) нет, можно хорошо прожить и без этого
Г) эта проблема меня пока не волнует.
3. Что Вы делаете, чтобы сохранить здоровье? Возможно несколько вариантов ответа.
А) занимаюсь спортом, посещаю спортивные секции, ДЮСШ,
Б) соблюдаю режим дня,
В) полноценно питаюсь,
Г) отказываюсь от вредных привычек,
Д) соблюдаю санитарно-гигиенические нормы,
Е) не делаю ничего, у меня и так все нормально,
4. Употребляете ли Вы алкоголь?
А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.
5. Употребляете ли Вы наркотики или токсические вещества?
А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.
6. Употребляете ли Вы табак (Курите сигареты и т. п.)?
А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.
7. Каковы основные причины курения, употребления алкоголя или наркотиков, если Вы что-то употребляли?
А) из любопытства, стремления к новым ощущениям,
В) под давлением сверстников,
Г) получаю от этого удовольствие,
Д) чтобы казаться уверенным,
Е) чтобы казаться взрослым,
Ж) способ «убить» время,
З) под влиянием рекламы,
И) чтобы снять напряжение от жизненных трудностей, семейных проблем.
Спасибо за участие!
Памятка «Приёмы психологической разгрузки»
Экологическая обстановка не радует, и качество нашего питания не очень высокое, при этом есть учебная нагрузка.
Отсюда – повышенная утомляемость, неврозы не только детей, но и учителей.
Поэтому вы можете использовать приёмы психологической разгрузки.
Упражнения для снятия общей усталости
1.Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.
2.Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперёд и назад. Так отдыхают усталые руки.
3.Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.
Точечный массаж головы и шеи
1.Массируем область лба – 2-, 3-,4-м пальцами.
2.Массируем заднюю поверхность шеи.
Физическая зарядка для глаз
1.Зажмуриваем и широко открыть глаза 5-6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.
2.Смотрим вверх – вниз, вправо – влево, не поворачивая головы.
3.Вращаем глазами по кругу, вниз, вправо, вверх, налево.
4.Быстро моргаем 1-2 минуты.
5.Массажируем веки круговыми движениями
Гимнастика для ума
1.Утренняя гимнастика под музыку. Двигаются правая нога и левая рука и, наоборот, в это же время вращаем глазами во всех направлениях. Когда оба полушария мозга работают одновременно, новая информация усваивается лучше.
2.Рисуем «8» три раза каждой рукой, затем обеими руками одновременно. Рисуем одновременно обеими руками цифры, буквы, пишем слова – расслабляем мышцы рук, снимаем напряжение глаз. Писать становится легче.
3.Пишем слова в воздухе носом, коленом, ухом. Так мы их лучше запоминаем.
Быстрый способ улучшить самочувствие
Положите руку на живот, медленно, надуваясь как шар, делаем вдох и медленно выдыхаем, как будто дуем на пёрышко.
Сидя за партой: едем на велосипеде, поём весёлые песни, касаемся локтем то одной, то другой руки противоположного колена.
Снятие напряжения при чтении
Возьмитесь правой рукой за левое плечо сожмите его. Отверните голову в другую сторону. Глубоко вдохните и отведите плечи назад. Верните голову в исходное положение. Опустите подбородок на грудь глубоко вдохните, расслабив мускулы. Повторите на другом плече.
Улучшение работы памяти
Положите голень одной ноги на колено другой ноги, мягко нажмите на лодыжку, одновременно сгибая и разгибая ступню.
Гласные звуки поём, подражаем голосам животных.
«И-и-и» повышает настроение.
«Ее-ее-ее» тренирует горло.
«О-оо-оо» горло лечит.
«А-а-а» снимает напряжение.
Не отрываясь, смотрим на определённый цвет 2-3 секунды.
ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ — это хорошее настроение, стимулирует зрение, успокаивает.
ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ — расслабляет психику.
ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ — успокаивает, понижает кровяное давление, рассеивает негативные эмоции, помогает сконцентрироваться.
ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ – чувство веселья, способствует пищеварению.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ – активизирует, вызывает прилив сил, воодушевляет.
СИНИЙ ЦВЕТ — помогает при рассеянности, при усиленном сердцебиении, при расстройстве кишечника, нервном перенапряжении, унимает разбушевавшиеся страсти, гасит эмоции, снижает артериальное давление.
Соответствие санитарно-гигиеническим нормам рабочих мест
Санитарно-гигиеническая норма, (м.)
Результат и его соответствие санитарно-гигиеническим нормам
Расстояние между рядами
Не менее 0.6 (0, 6)
Расстояние от стола учителя до классной доски
Не менее 1.0 (1.40)
Расстояние от первого учебного стола до доски
Высота нижнего края классной доски над полом
Удалённость последнего рабочего места от доски
Источник