Меню

Исследование зож у младших школьников

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников

Дата публикации: 19.12.2016 2016-12-19

Статья просмотрена: 6178 раз

Библиографическое описание:

Колягина, А. В. Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников / А. В. Колягина, М. Л. Мальчевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 900-903. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36807/ (дата обращения: 08.06.2021).

В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник

Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций. Ее значимость подчеркивается в таких правительственных документах как Указ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [5], Законе РФ «Об образовании» [8, с.51], а также ряде других. Ежегодно в своих посланиях Федеральному Собранию Президент Российской Федерации обращает внимание на вопрос сохранения здоровья как на один из главных вопросов, требующих немедленного рассмотрения. Все это говорит о том, что задача сохранения здоровья — это задача государственного уровня. Однако ее решение должно ложиться на каждого из нас, а если речь идет о подрастающем поколении, то ее решением должны заниматься, прежде всего родители и учителя. Ведь общеизвестно, что здоровье человека на 50 % связано с его образом жизни.

Отправляя детей в школу, любой из родителей хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, становился самостоятельным, при этом забывая о сохранении здоровья ребенка, а ведь именно в раннем возрасте и закладываются основы здоровья и потребность в здоровом образе жизни.

Проблема сохранения здоровья и взращивания потребности в здоровом образе жизни у детей всегда привлекала многих ученых из различных областей. Так вопросом формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей занимались такие крупные исследователи как Попов С. В., Амосов Н. М., Кукушин В. С., Зайцев Г. К., Усачев А. У., Виленский М. Я., Татарникова Л. Г., Трещева О. Л., Осик В. И., Брехман И. И., Комков А. Г., Соловьев Г. М. Еще Сухомлинский В. А. утверждал, что «Забота о здоровье ребенка — это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [6, с.54].

Понятие «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Согласно этому определению «здоровье — это не просто отсутствие болезней, а состояние полной физической, психической и социальной обеспеченности. Гармоническое сочетание социальных, эмоциональных, физических, интеллектуальных и духовных граней жизни» [2]. Кроме того, данная организация дает определение и другому понятию, которое напрямую связано с понятием здоровья — это понятие здорового образа жизни и которое подразумевает «поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основанное на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. Оно включает все положительные стороны деятельности людей: активная жизненная позиция, удовлетворенность трудом, отсутствие вредных привычек, социальная удовлетворенность, высокая физическая активность, устроенность быта и т. д» [2].

Осик В. И. в своих работах выделяет три аспекта «качества» здоровья: физический, психический и социальный [3, с. 47]. Именно они в совокупности и обеспечивают высокую социальную дееспособность человека. В связи с этим, современные исследователи говорят не только о проблеме сохранения физического здоровья ребенка, но и о его психическом благополучии, которое в силу разных причин вызывает все большее беспокойство у специалистов. К таким причинам относят вредные привычки (курение, алкоголь), зависимость современного человека от электронных гаджетов (телевизор, мобильные телефоны, компьютер и т. п.), пристрастие молодого поколения к фастфуду, сладким газированным напиткам и т. д. Все эти и другие факторы приводят к нарушению не только психического состояния ребенка, но также откладывают отпечаток и на его физическое здоровье, выражающееся в ожирении, ослаблении иммунитета, обострении сердечно-сосудистых заболеваний). Кроме того, эти вредные привычки отражаются и на способности ребенка к обучению, т. к. пристрастие к компьютерным играм и другим электронным гаджетам приводит к утрате способности концентрировать внимание и вызывает проблемы с памятью.

Все это говорит о необходимости проведения работы по формированию у ребенка привычки заботиться о своем здоровье и придерживаться здорового образа жизни. Однако, как считает Попов С. В., «сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни» [4, с. 34]. Именно поэтому нами и была выбрана тема исследования, связанная с формированием здорового образа жизни у младших школьников.

Читайте также:  Проект первая младшая группа по зож

В рамках нашей темы было проведено исследование, направленное на выявление уровня сформированности основ здорового образа жизни. В исследовании приняли участие 48 детей второго класса МБОУ «Туимской средней общеобразовательной школы № 3» Республики Хакасия.

С целью изучения уровня сформированности основ здорового образа жизни у обучающихся нами были использованы тест-анкета «Расти здоровым» Кукшина В. С. и анкета для учащихся на выявление уровня знаний о здоровом образе жизни Науменко Ю. В. [7]. Кроме этого были изучены медицинские карты обучающихся с целью выявления проблем со здоровьем у обучающихся данных классов. Их анализ показал, что почти у половины младших школьников есть проблемы со здоровьем. Так 13 % второклассников имеют диагноз «ожирение», у 8 % есть аллергия, у 4 % выявлены заболевания органов дыхания и у 13 % другие соматические заболевания.

Проанализировав результаты анкетирования, можно констатировать — основной проблемой у учащихся вторых классов являются хроническая усталость и несформированный режим дня (ненормированное пребывание перед телевизором, компьютером; отсутствие режима дня). Это отражается на здоровье детей: 72 % опрошенных второклассников постоянно жалуются на головные боли.

В результате анкетирования было выявлено и то, что основополагающие аспекты здорового образа жизни и правила личной гигиены (поддержание рук в чистоте, уход за зубами и т. д.) знают и выполняют лишь 39 % обучающихся, что, как свидетельствует анализ медицинских карт детей, приводит к частым инфекционным и простудным заболеваниям. Также было выявлено и то, что 78 % процентов респондентов не знают правил здорового питания и не придерживаются их.

Однако наше исследование показало и то, что младшие школьники проявляют интерес к активному здоровому образу жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что более 88 % тестируемых проявили желание заниматься каким-либо видом спортом.

С целью получения более полных данных для исследования изучаемой проблемы нами было проведено анкетирование родителей детей «Какое место занимает физкультура в вашей семье?» [7]. Целью данного анкетирования стало выявление отношения опрашиваемых к проблеме формирования здорового образа жизни.

Анализ ответов родителей показал, что лишь 19 % опрошеных занимаются каким-либо видом спорта сами и только 9 % детей из этих семей посещают спортивные секции. Также результаты показали и то, что утренней гимнастикой в семье занимаются только 31 % анкетируемых, при этом нерегулярно.

У большинства родителей отсутсвуют знания основных принципов и методов закаливания, а закаливающими мероприятиями в семьях занимаются лишь 1 % опрошенных.

Основными видами деятельности детей по приходу из школы, по результатам опроса родителей, на первом месте (50 %) стоит просмотр телевизора. Следует отметить, что 33 % родителей говорят, что их дети в свободное время посвещают чтению или настольным играм. Спорту и подвижным играм, по ответам взрослых, посвещают свободное время лишь 17 % детей. Единоглассно родители указали на участие ребенка в работе по дому.

На знание основных принципов здорового питания указало 85 % родителй, но ни один респондент не смог их перечислить, что говорит об отсутствии необходимой информации у опрошенных. Причинами, препятствующими правильному питанию, по мнению родителей, является отсутствие денег — 3 %, нехватка времени — 4 %, при этом 93 % опрошенных не ответили на вопрос, связанный с правильным питанием.

Свое свободное время родители посвящают даче, отдыху на природе и водоемах (55 %), что обусловлено территориальным месторасположением. При этом все они привлекают к этому и своих детей. 18 % опрошенных указали на такое времяпрепровождение, как спортивные прогулки и походы, а 27 % опрошенных родителей посвящают свободное время походам в магазин или отдыху в домашней обстановке.

Таким образом, анализ результатов нашего исследования показывает, что проблема сохранения здоровья у младших школьников актуальна. Ее решение возможно лишь при формировании у обучающихся привычек здорового образа жизни. В связи с этим школа должна приложить максимум усилий, чтобы привить подрастающему поколению заинтересованность к здоровому образу жизни, обеспечить его необходимым багажом знаний и умений. При этом важно привлекать к этой работе родителей, т. к. эффективность работы, направленной на формирование здорового образа жизни младших школьников, в значительной мере зависит от правильного взаимодействия педагогов с семьей ребенка, от их сотрудничества в этом вопросе. Активное участие семьи и школы в физическом воспитании детей младшего школьного возраста способствует формированию здорового образа жизни, укреплению их здоровья и повышению физической и умственной работоспособности.

Источник

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 1. Процедура исследования и анализ результатов
опыты и эксперименты

Приведены результаты анкетирования школьников по вопросам эдорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
Процедура исследования и анализ результатов 61.91 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Часть 1. Процедура исследования и анализ результатов

Экспериментальное исследование формирования здорового образа жизни у младших школьников осуществлялось на базе ГБОУ СОШ № 44. Всего в исследовании приняло участие 26 учащихся младших классов данной образовательной организации. На начальном этапе исследования младшим школьникам была предложена анкета, в которой вопросы ориентированы на определение представлений детей о здоровом образе жизни, их практической готовности вести такой образ жизни, включая их представления о состоянии собственного здоровья, отношение к физическим упражнениям и общее стремление к такому образу жизни. В результате начального анкетирования были получены результаты, отраженные в Таблице 1.

Результаты анкетирования младших школьников по представлению о здоровом образе жизни

Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

Нужно заниматься спортом

Есть фрукты, овощи

Нужно не болеть

Что ты знаешь о своем здоровье?

Мое здоровье отличное

Не очень хорошее: часто болит голова

Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят

Ничего не беспокоит

Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?

Пропуски каждый месяц

Пропуски каждую неделю

Делаешь ли ты утром физическую зарядку?

Как ты занимаешься на уроках физкультуры?

С полной отдачей

Лишь бы не ругали

Занимаешься ли ты спортом?

В спортивной школе

В других учреждениях

В школьной секции

Чувствуешь ли усталость после уроков?

Итак, проанализировав полученные в итоге результаты данного анкетирования младших школьников, возможно сформулировать следующие основные выводы:

Понятие о здоровом образе жизни у младших школьников данной выборки ассоциируется с представлением о категории здоровья; при этом 23 % детей полагают, что здоровый образ жизни – это «когда у человека ничего не болит», т.е. тут можно заключить, что они не предусматривают каких-либо активных действий со своей стороны, ориентированных на укрепление здоровья.

У 15 % младших школьников представление о здоровом образе жизни ассоциируется с понятием что «нужно быть здоровым».

69 % детей обладают элементарными представлениями о здоровом образе жизни, при этом они определяют некоторые элементы ЗОЖ; к примеру, «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не структурированы и весьма фрагментарны.

По поводу отношения к состоянию собственного здоровья у детей следующее: 62 % полагают, что у них здоровье «отличное», 23 % — оценивают здоровье как «не очень хорошее» и лишь 15 % младших школьников считают, что у них здоровье «удовлетворительное».

К занятиям физкультурой дети относятся в общем вполне положительно, 46 % — занимаются различными видами спорта, кроме этого, 77 % детей посещают различные кружки и секции.

Таким образом, предварительно можно заключить, что в общем большая часть младших школьников, принявших участие в настоящем исследовании, ориентированы на практике придерживаться основных принципов здорового образа жизни, но реализуют их не всегда регулярно и систематически. Так, лишь 46 % детей делают утреннюю зарядку ежедневно, а 27 % — только иногда, а 27 % — зарядку не делают вовсе.

Это свидетельствует о том, что установка на самосовершенствование выражена только у меньшей части детей. На основе полученных результатов анализа представлений младших школьников о здоровом образе жизни мы определили следующие 4 уровня их решения.

1. Высокий уровень: определяется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к самостоятельному развитию потенциалов организма и личности, о ЗОЖ как комплексе форм и способов жизни и деятельности, которые дают практическую возможность личности гармонично и всесторонне развиваться и совершенствоваться. При это у детей выражен интерес к основным аспектам валеологии и ориентация на расширение знаний в данной сфере.

2. Средний уровень: знания и представления младших школьников о своем здоровье и формировании здорового образа жизни не полно систематизированы, но наблюдаются простейшие понятия об основных элементах здоровья и здорового образа жизни; при этом дети лучше разбираются в тех вопросах, которые связаны с прикладным решением каких-то проблем в данной сфере.

3. Поверхностный уровень: на данном уровне у младших школьников знания о здоровом образе жизни и здоровье в целом весьма фрагментарны. В базовых понятиях они ориентируются с трудом; при этом их знания и представления в основном бытового характера, которые приобретены ими стихийно, не всегда соответствуют окружающей реальности, интереса к своему здоровью они почти не проявляют.

4. Низкий уровень: такие дети не способны отвечать на вопросы анкеты, по существу. Младшие школьники обнаруживают низкую осведомленность в основных элементарных аспектах укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

В соответствии с определенными выше уровнями младших школьников в данном исследовании возможно распределить следующим образом:

1) высокий уровень — 30 % детей;

2) средний уровень — 35 %;

3) поверхностный уровень — 25 %;

4) низкий уровень — 10 % детей.

Для большей наглядности данные уровни распределений представлений младших школьников о здоровом образе жизни отражены в Рисунке 1.

Рисунок 1 – распределение младших школьников по уровням представлений о здоровом образе жизни

Также следует отметить, что в итоге проведенного анкетирования были определены не только уровни представлений младших школьников о здоровом образе жизни, но и их готовность к ведению собственного ЗОЖ.

Не подлежит сомнению тот факт, что младшие школьники в процессе своего обучения, к сожалению, довольно часто теряют собственное здоровье, при этом испытывая определенные перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Они довольно часто находятся в состоянии тревожности, что также весьма негативно влияет на здоровье школьников.

Поэтому с целью определения уровня тревожности было среди младших школьников проведено анкетирование, вопросы которого были ориентированы на определение положительных либо отрицательных эмоций, которые непосредственно связаны с процессами обучения в школе.

Результаты данного анкетирования младших школьников представлены в Таблице 2.

Результаты анкетирования младших школьников по представлению об уровне их тревожности

Кол-во ответов учащихся

Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?

Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?

Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?

Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?

Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?

Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?

Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?

Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?

Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?

Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?

В результате анализа полученных ответов от младших школьников на вопросы анкеты возможно сделать такие выводы: уровень тревожности у детей в настоящем исследовании довольно высок; 69 % детей довольно сильно переживают, когда учитель ставит им плохие отметки, и при этом 62 % переживают из-за любых даже незначительных неудач в учебе.

Отрицательные тенденции в состоянии здоровья младших школьников в существенной мере детерминированы эмоциональными психическими напряжениями, которые они испытывают в школе, порой регулярно.

Так, выше приведенное анкетирование обнаружило, что 31 % младших школьников испытывают оптимистическое и жизнерадостное самочувствие, которое находится во взаимосвязи с чувством уверенности в себе, с эмоциональной удовлетворенностью и интегрируются у них в состояние общего психологического комфорта. А состояние психического дискомфорта свойственно для 62 % обследуемых детей.

При этом каждый второй ребенок может переживать некоторое неустойчивое состояние: желание идти в школу (доминирующая причина – это общение с одноклассниками) может сменяться тревожностью, а также повышенной утомляемостью (ведущие причины – ответ у доски, боязнь получить негативную оценку от преподавателя).

Полученные результаты дают основание предположить, что подобная эмоциональная напряженность, тревожность и иные негативные переживания, которые представляются основной причиной различных психологических расстройств, формируются у младших школьников по причине авторитарной позиции педагогов.

Обучение как основной ведущий вид деятельности, в основном как бы навязывается младшим школьникам, т.е. у них отсутствует эмоциональная вовлеченность и эмоциональный положительный интерес. На данной основе формируется постепенно некоторая искаженность морально-нравственных поведенческих компетенций детей, что в результате ведет к понижению их общественной активности, ухудшению развития и, соответственно, и ослаблению общего состояния здоровья.

Почти все имеющиеся учебные дисциплины по причине авторитарно-репродуктивного характера их преподавания, а также перегруженности учебных программ, недостаточной материальной базы, оказывают отрицательное влияние практически на все элементы здоровья подрастающего поколения: замедляют развитие, стимулируют переутомление и различные психологические расстройства, в общем нарушают его мотивационную и смысловую области, провоцируют различного рода хронические заболевания.

Таким образом, полученные в результате исследования данные явно обнаруживают практическую необходимость формирования у младших школьников потребности в собственном здоровье, формирования у них системных представлений о сути и необходимости здорового образа жизни и разработки индивидуального способа валеологически детерминированного конструктивного поведения.

В качестве основного вывода по данному разделу настоящего исследования можно сказать, что разрешение проблемы сохранения здоровья младших школьников требует соблюдения следующих условий:

1) привитие навыков самоанализа младшими школьниками собственной валеологической подготовки, ориентации и умений управлять своим здоровьем;

2) валеологического системного исследования школьного образования и выявления его влияния на здоровье школьников.

Изучая на уроках классного часа тематику «Основные ритмы жизни», младшие школьники могут знакомиться с основными ритмами рабочего дня. Дети вместе с педагогом разрабатывают и утверждают порядок и ритм каждого дня, т.е. режим дня.

С этой целью младшие школьники на одном из уроков приносят собственные режимы дня, которые до урока предварительно разрабатывают каждый дома вместе с родителями. В течение всей недели дети заполняют специальную анкету под названием «Режим дня школьника», а потом приносят ответы анкетирования в школу, где в соответствии с правильным режимом дня для младших школьников, которые обучаются во вторую смену, вносят необходимые корректировки вместе с педагогом в свой режим дня таким образом, чтобы они полностью соответствовали формированию и развитию именно здорового образа жизни.

В итоге обработки ответов младших школьников на вопросы анкеты «Режим дня» получилась Таблица 3.

Результаты анкетирования младших школьников

Источник

Adblock
detector