Меню

Исследование внутренней картины здоровья

Лекция 7. Внутренняя картина здоровья

А.Р.Лурия (1977) – вводит понятие «внутренняя картина болезни» (ВКБ): весь комплекс ощущений, переживаний и мнений больного относительно своего состояния

Включает интеллектуальный и эмоциональный уровни

Позже добавлены: чувственный и поведенческий (мотивационный) уровни

Болезнь в медицине — закономерная совокупность симптомов, связанных с органической или функциональной патологией.

Barbour, 1995 — необходимость различать болезнь как патологию органов и болезнь как феномен самочувствия.

Болезнь в понимании самого больного – это сугубо индивидуальный способ переживания уникальной для него проблемной ситуации.

Задача «наивного» пациента — осмысление изменений в своем телесном состоянии для включения их в более широкий жизненный контекст, где они приобретают иное, глубоко отличное от медицинского, значение.

«Смысл всех субъективных теорий болезни заключается в том, чтобы экзистенциальный опыт …сделать доступным пониманию …и контролю в текущей …ситуации» (Блазер и др., 1998. С. 52). Игнорирование взглядов пациента на проблему может привести к неудаче в лечении.

Семь мифов, которыми оперируют современные пациенты:

1. Биоэнергетический: все мои болезни оттого, что кто-то «вампиризирует», «высасывает» мою жизненную энергию.

2. Магический: все мои болезни оттого, что кто-то «навел порчу», «сглазил».

3. Сакральный (христианский): все мои болезни — за мои грехи.

4. Кармический: все мои болезни за мои грехи в прошлых жизнях или «несу карму своей грешной бабушки».

5. Астрологический: все мои болезни из-за того, что «так неудачно расположились надо мной звезды».

а) все мои болезни из-за неудачных отношений между мной и моими родителями (3. Фрейд);

б) все мои болезни из-за родовой травмы (В. Ранк), из-за неудачного прохождения «пренатальных матриц» (С. Гроф);

в) все мои болезни из-за инграмм (записанных в бессознательной памяти моментов боли и действительной или кажущейся угрозы выживанию) (Р.Хаббард);

г) все мои болезни из-за плохой психической наследственности (психогенетика — Ч. Тойч).

7. Социоцентрический: все мои болезни оттого, что я выполнил свою миссию на этой Земле.

В.М.Смирнов и Т.Н. Резникова, 1983 г. — понятие «внутренняя картина здоровья» (ВКЗ) по аналогии с понятием «внутренняя картина болезни» (ВКБ):

«Наши исследования показали, что одновременно с ВКБ создается другая, противоположная модель — внутренняя картина здоровья, своеобразный эталон здорового человека, или здорового органа, или части тела и т. д. Этот эталон может быть достаточно сложным и включать различные элементы в виде образных представлений и логических обобщений».

Данную идею описал В. Е. Каган (1988), затем, в расширенном варианте это понятие рассмотрено В. П. Казначеевым (1996), В. А. Ананьевым (1998), И. И. Мамайчук (2000)

Внутренняя картина здоровья — совокупность интеллектуальных описаний / представлений человека о здоровье, комплекс его эмоциональных переживаний, ощущений и поведенческих реакций.

Формирование внутренней картины здоровья предполагает:

1) осознание и идентификацию собственного внутреннего динамического состояния гомеостаза, отождествление себя с образом здорового психосоматического целого;

2) осознание появляющихся признаков любого стойкого нарушения гомеостаза, то есть идентификацию в себе индикаторов предболезни, предвестников отклоняющегося состояния в динамическом процессе здоровья.

n Формирование ВКЗ связано с субъективным восприятием и переживанием человеком своего здоровья, пониманием его причин, резервов, адекватных методов его совершенствования, способов развития.

n Способность познавать самого себя предполагает не столько отслеживание конкретных поверхностных проявлений человеческой природы, сколько улавливание собственной глубинной сути.

n Базовые категории ВКЗ: аутентичность, конгруэнтность и мера.

Основной компонент ВКЗ как у взрослых, так и у детей — отношение к здоровью, включающее три уровня отражения здоровья: когнитивный, эмоциональный и поведенческий

Когнитивный уровень — представления о состоянии здоровья, что в значительной степени зависит от возраста и уровня развития интеллекта субъекта. Совокупность субъективных или мифологических умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения, укрепления и развития здоровья (в целом все то, что формирует систему верований человека).

Читайте также:  Привычки для здоровья глаз

Эмоциональный уровень связан с различными видами эмоционального реагирования на здоровье. Переживание здорового самочувствия, связанное с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон (спокойствие, радость, умиротворенность, свобода, легкость, симпатия и др.).

Поведенческий уровень связан с актуализацией деятельности по сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и требует активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержание своего здоровья

Лекция 8. Психосоматика

n Список, утверждённый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включал 7 болезней: язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, гипертония, бронхиальная астма, тиреотоксикоз (Базедова болезнь), нейродермит, ревматоидный артрит.

n В настоящее добавлены: синдром раздражённого кишечника, синдром ленивого кишечника, некоторые типы аллергий, анорексия и булимия, избыток и дефицит веса, мигрень, вегетососудистую дистонию, панические атаки, транспортная болезнь, фобии, синдром хронической усталости.

Эрик Бёрн:

«Не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматической медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она психосоматическая».

Симптомы, в зависимости от их происхождения (А.М.Вейн,1989):

n Органические

n Психогенные

В каждом случае – возможны функциональные нарушения

3 основные формы проявления психогенных заболеваний:

n невротические расстройства;

n психосоматические расстройства;

n психофизиологические синдромы (синдром выгорания, депрессия, синдром хронической усталости).

У больных неврозами редко возникают психосоматические заболевания.

Психофизиологический синдром может быть начальным этапом развития психосоматического расстройства.

Накопление усталости могут вызвать (кроме болезни):

n Нарушение режима сна

n Неправильное питание

n Однообразие жизни

Условность разделения симптомов на органические и психогенные:

n 60% больных с истерическими расстройствами впоследствии обнаруживают органическую патологию нервной системы (Bootzin & Acocella, 1988).

n В то же время — повышенная склонность человека к травмам как результат стремления к самоповреждению или неадекватного отношения к телу.

Копинг-реакция — адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации .

Психологическая защита — система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от травмирующих переживаний

Динамика отступления человека к болезни и смерти:

стадии развития дезадаптации (Ананьев В.А.):

1. «Базовые умения (здоровье)». Возросшие нагрузки, нарушающие первичную генетическую модель здоровья, ведут к функционированию системы на пределе нормы адаптации; возникает процесс преадаптации.

При возвращении соответствующих условий модели здоровья человек реадаптируется.

2. «Предболезненное состояние». При хронизации психотравмирующих ситуаций начинается компенсаторный процесс, который связан с включением более широкого репертуара психологических защитных механизмов, а также копинг-механизмов (механизмов преодоления), что приводит к снижению нагрузки на значимую систему личности (происходит перераспределение энергии).

3. «Болезнь(нарушение нормы адаптации)». При многократном повторении, дальнейшем усилении давления психотравмирующих условий на значимую систему личности человек исчерпывает адаптационный потенциал и дезадаптируется (формируются нервно-психические или психосоматические отклонения).

4. «Базовые умения (ремиссия)». Рекомпенсированная личность начинает осуществлять свои функции снова в пределах адаптивной нормы.

Источник

Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья

Важное место в общей проблематике психологии здоровья занимает исследова­ние внутренней картины здоровья (ВКЗ), которая является своеобразным этало­ном здоровья, имеющим сложную структуру [13].

Особый интерес представляет изучение внутренней картины здоровья ребен­ка. Исследований в этом направлении крайне мало, за исключением фрагментар­ных исследований зарубежных и отечественных авторов.

Сложная структура внутренней картины здоровья ребенка требует тщательно­го теоретико-методологического подхода к ее изучению.

При исследовании внутренней картины здоровья необходим системный под­ход, предполагающий изучение ВКЗ как сложной системы, звенья которой тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга.

Принцип системного подхода к ВКЗ позволяет выделить не только ее различ­ные уровни и подсистемы, но и основные системообразующие факторы, лежащие в основе формирования ВКЗ у ребенка.

Читайте также:  С добрым утром всем здоровья анимашки

Еще один не менее важный принцип исследования ВКЗ — личностный подход. В качестве концептуального оформления структуры ВКЗ целесообразно исполь­зовать представление о личности как о системе отношений, формирующихся в он­тогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых ус­ловиях [11]. Отношения представляют собой сознательную, основанную на опы­те избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни; эта связь проявляется в его действиях, реакциях, переживаниях.

Кроме системы отношений, особое значение при исследовании ВКЗ ребенка имеет исследование личности с позиций теории деятельности и социальной си­туации развития, представленных в работах отечественных психологов. (Выгот­ский Л. С; Эльконин Б. Д.; Божович Л. И. и др.)

Л. С. Выготский впервые ввел понятие «социальная ситуация развития», ко­торую он рассматривал как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, как источник формирования личностных свойств и качеств. Социальная ситуация развития — важнейшая характеристика возраста, оказываю­щая существенное влияние на формирование жизненных ценностей, в том числе и здоровья.

Принципом изучения ВКЗ является и возрастной подход. Внешние и внутрен­ние условия развития определяют особенности возраста ребенка как временной характеристики индивидуального развития. Качественное своеобразие каждого возрастного периода определяется на основе социальной ситуации развития ре­бенка и ведущего вида деятельности. Переход от одной ведущей деятельности к другой определяет смену возрастного периода.

Представленные методологические подходы к ВКЗ имеют несомненное значе­ние при психологическом анализе внутренней картины здоровья ребенка.

ВКЗ — составная часть самосознания личности. Осознанное отношение челове­ка к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам поведения, пережи­ваниям и мыслям невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Пред­ставления человека о своем психофизическом состоянии с определенными пере­живаниями отражается в различных формах его отношения к своему здоровью.

Основной компонент В КЗ как у взрослых, так и у детей — отношение к здоро­вью, включающее три уровня отражения здоровья: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный уровень предполагает представления ребенка о состоянии здо­ровья, что в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития ин­теллекта.

Эмоциональный уровень связан с различными видами эмоционального реаги­рования на здоровье, что определяется индивидуально-типологическими и инди­видуально-психологическими характеристиками ребенка, а также особенностями его эмоционального реагирования на различные жизненные ситуации.

Поведенческий уровень связан с актуализацией деятельности ребенка по со­хранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и требует активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержание своего здоровья.

Отношение ребенка к своему здоровью — это часть его Я-концепции. В совре­менной психологии Я-концепция рассматривается как многоуровневая система, состоящая из трех основных блоков:

• описательный (образ «Я»);

• «отношенческий» (отношение к себе или к отдельным своим качествам);

• самооценочный (принятие себя).

Я-концепция как интегрированное понятие включает не только представление индивида о себе в настоящем, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свою деятельность и возможность развития в будущем [4]. Как отмечает Берне, выде­ление описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-кон- цепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применитель­но к Я-концепции выделяются три главных элемента установки:

1. Когнитивная составляющая установки (образ «Я»), включающая представ­ление индивида о самом себе.

2. Эмоционально-оценочная составляющая — это самооценка. Аффективная оценка образа «Я» может различаться по интенсивности как у ребенка, так и у взрослого. Так, конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. П отенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, кото­рые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [4].

Я-концепция личности — важный регулятор поведения в соответствующих ус­ловиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терми­нах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Наряду с личностной иден­тичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосо­знания и социального поведения.

Читайте также:  Причинение легкого вреда здоровью повлекшее смерть по неосторожности

Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отноше­ние личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его единство и целостность. Эмоционально-ценностное отноше­ние личности к себе возникает на основе переживаний, включенных в рациональ­ные моменты самосознания. Разнообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые человеком в разное время, в разных жизненных обстоятельствах в свя­зи с размышлением о себе, понимание самого себя и т. д. составляют тот эмоцио­нальный «фонд» личности, который в дальнейшем оказывает существенное вли­яние на гармонизацию личности, на особенности ее поведения.

В психологии традиционно различаются два вида образа «Я»: Я-реальное и Я-идеальное. Рассматривая структуру Я-концепции, Р. Берне замечает, что образ «Я» и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, посколь­ку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка сво­его Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобаль­ную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.

1. Реальное «Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его пред­ставлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) «Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное «Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Идеальное «Я», в отличие от реального, складывается из целого ряда представ­лений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представ­ления бывают оторваны от реальности. Как отмечает Хорни, большое расхожде­ние между реальным и идеальным «Я» нередко ведет к депрессии. Идеальное «Я» связано с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, ко­торые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального под­крепления. Реальное «Я» позволяет принимать решения и брать на себя ответ­ственность за них. Оно ведет к подлинной интеграции и здоровому чувству цело­стности, тождества (Хорни К., 1998).

Итак, ориентируясь на концепцию Бернса, рассмотрим когнитивные, эмоцио­нально-оценочные и поведенческие составляющие образа «Я» у ребенка.

Когнитивный компонент включает в себя знания ребенка о своих возмож­ностях, в том числе и физических. Это и восприятие ребенка своего внешнего облика, своего тела, своих физических качеств (сила, выносливость, ловкость и пр.) Когнитивный компонент не только формирует представление ребенка о самом себе, но и включает отношение ребенка к себе, отражает его уровень са­моуважения. Развитие этого компонента образа «Я» в значительной степени зависит от социального окружения ребенка, особенностей его воспитания и жизненного опыта.

Эмоционально-оценочный компонент (самооценка) отражает результаты срав­нения знаний ребенка о себе с другими детьми. Онтогенез оценочных образов «Я» связан с формированием у ребенка дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими. Аффективная оценка представлений ребенка о своих возможностях может обладать различной интенсив­ностью. Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» мо­гут вызывать у него более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Поведенческий компонент образа «Я» включает в себя конкретные действия, которые могу быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Это очень важный ком­понент в адаптации ребенка к окружающей действительности.

Образ «Я» и отношение ребенка к здоровью различны на разных возрастных этапах.

Источник

Adblock
detector