Исследование психологического здоровья студентов
Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Проблема психологического здоровья студентов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/09/5817 (дата обращения: 12.04.2021).
Вопрос о психологическом здоровье личности интересовал ученых, начиная с 20 века. Постоянные природные катаклизмы, урбанизация и отрыв людей от природной окружающей среды, смена социальных норм и политическая нестабильность, все это приводило к тому, что вопрос о психологическом здоровье становился все более актуальным. Большое внимание ему уделил академик В. М. Бехтерев, формулируя тему «психологическое здоровье» еще в самом начале своей деятельности. Также большой вклад в рассмотрении этого вопроса внесли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Уолтер Кэннон, Ганс Селье и Дэвид Майерс.
Современное поколение студентов живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований повысился уровень требований к духовно-личностной сфере будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности [1].
Часто жизнь молодежи ассоциируется с весельем, досугом и отдыхом, но это только на первый взгляд она кажется легкой и беззаботной. При поступлении в вуз молодежь начинает сталкиваться со многими стрессовыми ситуациями на своем пути. Нельзя забывать, что, придя в вуз, у молодежи формируется иной образ жизни, меняется привычное окружение: новый город, обстановка, коллектив. Не меньший стресс молодежь получает из-за изменений в учебном процессе. Все эти новые особенности: структура обучения, переезд в общежитие, недостаток денег, а так же проблемы с жильем воздействуют на психологическое здоровье студентов, заставляют находиться в ситуации неопределенности. Поэтому его необходимо укреплять, и проявлять повышенное внимание к созданию благоприятного психологического климата. Это можно сделать с использованием возможностей современной психологии, важными компонентами которого являются гармоничные взаимоотношения между человеком и средой и различные аспекты человеческого «Я». Образование, являясь особой сферой, в которой совершается передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, формирует характер мышления, миропонимания и мироощущения, духовные ценности нации, ее историческое и нравственное самосознание [2].
Студент, психологическое здоровье которого в норме, выделяется среди других. Он постоянно находится в движении, познает себя и окружающий его мир не только разумом, но и интуицией. Главными его качествами становятся жизнерадостность, целеустремленность, творчество, гармония в собственных чувствах, уверенность в себе и своих начинаниях, он просто стремится быть счастливым. Ресурсы его психики и индивидуальные психологические особенности занимают центральное место для изучения в психологии здоровья.
А если человек нездоров, и его психологическое здоровье находится под угрозой: негативное самоощущение, низкий уровень рефлексии, отсутствие желания самосовершенствоваться, неумение выполнять социальные и семейные роли, то в настоящее время существует достаточный выбор средств помощи. К ним относятся: психологические коррекции, психодиагностики, различного рода психологические тренинги. Данные виды помощи должны выступать в роли одного комплекса, поскольку только такое воздействие на человека поможет прийти к положительным изменениям.
Для сохранения и укрепления своего психологического здоровья, молодежь должна стараться вести здоровой образ жизни, поддерживать теплые отношения с людьми, которые её окружают, научиться ставить перед собой выполнимые задачи и цели, находить пути их достижения, достойно справляться и переносить трудности, иметь жизнерадостный взгляд на все происходящие вокруг события. Все это поможет в тех трудных ситуациях, когда, кажется, что жизнь не удалась.
В заключении, хотелось бы сказать, что умение и желание видеть прекрасное, быть отзывчивым – крайне важно. Это приносит много положительных эмоций, а, следовательно, создается благоприятная атмосфера для личностного развития студента. Быть психологически здоровым человеком, означает быть успешным!
Источник
III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
Долгие годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки — психиатрии и невропатологии, которая считала и продолжает рассматривать их как «духовные приложения» к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира. Начало другого подхода к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей.
Проблема психического здоровья личности рассматривалась и со стороны российских ученых с начала 20 века. Огромная заслуга в постановке проблемы и привлечения к ней внимания широкой общественности принадлежит академику В.М.Бехтереву, который формулирует тему психического здоровья еще в самом начале своей творческой деятельности. Основные мысли В.М.Бехтерева относительно условий формирования здоровой личности и главенствующей роли социального начала в жизнедеятельности человека значительно опередили во времени близкие по смыслу рассуждения в современной гуманистической психологии.
Одним из современных ориентиров образования выступает создание условий для полноценного развития субъектов образовательного процесса. Говоря о полноценности развития, многие современные исследователи связывают его с понятием «психологическое здоровье» как цели и критерия успешности личностного развития человека.
Психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Психологически здоровый человек — это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и способствует развитию других людей. Понимая, что его жизнь может быть не совсем легкой, он должен научиться легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни. Кроме того, он должен уметь находиться в ситуации неопределенности.
Таким образом, можно сделать вывод, что главным для психологически здорового человека является гармония или баланс. Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, гармония между окружающими людьми и человеком, с природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.
Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение будущей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и индивидуальными возможностями.
Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный объем, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, возрастание агрессивных факторов и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к чрезмерному эмоциональному напряжению не только взрослых людей, но и детей. Эксперты Всемирной Организации Здоровья отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств не только у детей, но и у взрослых, работающих с детьми.
Для определения путей развития психологического здоровья людей необходимо определить само понятие нормы психологического здоровья. Для психологического здоровья норма — это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психологического здоровья — отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Критерии психологического здоровья рассматриваются во многих работах современных исследователей. В наше время все чаще к определению психологического здоровья предлагается уровневый подход. М.С.Роговин основывает уровни на сохранности функций внешней и внутренней регуляции. Б.С.Братусь выделяет как высший уровень — способность строить адекватные способы смысловых стремлений и особенности нейрофизиологической организации психической деятельности. Мы хотели бы остановиться на точке зрения, излагаемой В.С.Мухиной и ее сотрудниками — О.В.Хухлаевой, Т.Н.Счастной, строившим свою концепцию на положении, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания, где и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием, оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека.
Заинтересовавшись проблемой психологического здоровья студентов, мы провели исследование уровня выраженности показателей психологического здоровья студентов нашего Вуза. Нами было обследовано 64 человека — 18 человек факультета «Педагогика и психология» (из них — 6 человек студенты 3-го курса и 12 человек — студенты 4-го курса), 12 студентов 3 курса факультета «Юриспруденция» и 32 педагога средней школы.
Респондентам был предложен бланк для самоанализа уровня выраженности 24 психологических показателей психологического здоровья методом шкалирования. Из них 15 показателей относятся к критериям психологического здоровья (оптимизм, уравновешенность, уверенность в себе, чувство юмора, креативность, адекватное восприятие окружающего мира, интеллектуальный потенциал, ощущение психологического комфорта, адекватная самооценка, адекватное психологическое отражение, адекватное восприятие самого себя, интерес к окружающим, стрессоустойчивость, ориентация на саморазвитие и способность к творчеству) и 9 вопросов относятся к критериям психологического нездоровья (повышенная внушаемость, беспричинная злость, враждебность, пассивная жизненная позиция, наличие вредных привычек, жестокость и бессердечность).
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что наиболее выраженным показателем психологического нездоровья студентов-психологов является повышенная внушаемость (31.2%), вторым показателем по степени выраженности психологического нездоровья, на который следует обратить внимание — повышенная тревожность (26.2%). Из показателей психологического здоровья наиболее низко выражена стрессоустойчивость (49.2%), что объясняет характер затруднений студентов в процессе учебы. Наиболее ярко выраженным положительным показателем психологического здоровья студентов-психологов является ощущение психологического комфорта (84%), вера в себя и свои возможности (80%), интерес к окружающим (80%).
Сравнивая результаты студентов-психологов 3-го и 4-го курсов, можно сказать следующее: у студентов 4 курса показатель психической уравновешенности выше на 17,5% (87,5%), уровень выраженности повышенной внушаемости выражен выше на 12,5% (37,5%), показатель конфликтности выше на 14% (30%), чем у студентов 3-х курса (16%).
Анализируя результаты исследования у студентов-юристов 3 курса, можно констатировать, что наиболее выраженным показателем психологического нездоровья у респондентов является повышенная внушаемость (44,16%), кроме того, показатель конфликтности выражен достаточно высоко — 41,16%. Из показателей психологического здоровья наиболее высоко выражены показатели вера в себя и свои возможности (80,83%) и оптимизм (77,5%). Вместе с тем показатель стрессоустойчивости составил всего 47,5%, что явилось самым низким из всех показателей психологического здоровья у обследованных студентов юридического факультета.
Сравнивая показатели самооценки студентов-психологов и студентов-юристов, можно отметить, что юристы более внушаемы, могут проявить большую враждебность, у них в более высокой степени выражена пассивная жизненная позиция, очень повышена тревожность, конфликтность, жестокость и даже бессердечность. У них в меньшей степени, чем у студентов-психологов выражено ощущение психологического комфорта, адекватность психологического отражения, уравновешенность, но в большей степени выражен показатель стрессоустойчивости и чувства юмора (Рисунок 1 и 2).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты юридического факультета, у которых в учебной программе намного меньше дисциплин, направленных на обучение психологических аспектов взаимодействия, нуждаются в коррекции своего уровня психологического здоровья. Негативность показателей может выразиться впоследствии не только в снижении эмоциональной и мотивационной сферах, но и в психосоматической форме (головные боли, нарушение сна, снижение памяти и работоспособности, чувство хронической усталости и даже депрессия).
У педагогов (32 человека), средний возраст которых составляет 36 лет и стаж педагогической деятельности 14 лет, наиболее выраженным показателем психологического нездоровья является повышенная тревожность — 50%, а наиболее ярко выраженным показателем психологического здоровья является стрессоустойчивость (80%), но ощущение психологического комфорта у педагогов составило только 50%.
Сравнивая общие результаты, можно сделать вывод, что у педагогов по сравнению со студентами снижен уровень враждебности, жестокости, ощущения психологического комфорта, адекватной самооценки, адекватность психологического отражения, уравновешенность, адекватного восприятия самого себя, веры в себя и свои возможности, интерес к ближним, ориентации на саморазвитие, чувства юмора и способности к творчеству. Но более высоко, чем у студентов у педагогов проявляется адекватное восприятие окружающего мира и стрессоустойчивость, но и беспричинная злость, пассивная жизненная позиция, повышенная тревожность и бессердечность .
Мы не ставили задачу определить причины негативных изменений черт личности, для серьезного исследования нужно большее время и большее количество респондентов. Но констатация фактов полученных результатов приводит к неутешительным выводам и необходимости продолжать подобные исследования.
Подводя итог проведенному анализу, мы хотели бы сфокусировать вывод на аспект коррекционной работе со студентами. Психологический анализ уровня выраженности психологического здоровья студентов разных факультетов показал, что в работе со студентами следует учитывать специфику уровня выраженности показателей их психологического нездоровья, что может служить основанием проведения привентивных мероприятий по укреплению и сохранению психологического здоровья студентов и педагогов. В составе коррекционных мероприятий могут быть цикл психологических тренингов, мероприятий групповой психотерапии, а также консультирование в кабинете срочной психологической помощи.
Литература
1. Ананьев В.А. «Введение в психологию здоровья», — Спб., 1998 г.
2. Водопьянова Н.Е., Ходырева «Психология здоровья» 2001 г.
3. Васильева О.С., Филатова Ф.Р. «Психология здоровья человека» (эталоны, представления, установки): М., 2001 г.
4. «Психологическое здоровье» / под ред. Г.С.Никифорова — Спб., Питер 2006 — 607стр.
Источник