Меню

Исследование показателей физического здоровья студентов

Исследование объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 05.02.2016 2016-02-05

Статья просмотрена: 2098 раз

Библиографическое описание:

Бабичева, И. В. Исследование объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток / И. В. Бабичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1021-1024. — URL: https://moluch.ru/archive/107/24484/ (дата обращения: 09.06.2021).

В статье приводятся результаты исследования объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток, проведена оценка и сравнение полученных данных.

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, двигательная подготовленность, физическое состояние.

Общеизвестно, что здоровье женщин во многом определяет здоровье нации и будущих поколений. Невысокий уровень здоровья девушек и неудовлетворительная двигательная активность женского контингента — явление повсеместное и потому привлекает внимание и усилия специалистов физической культуры и медицины, педагогов и психологов, стремящихся решить проблему дефицита двигательной активности и найти надежные пути сохранения и укрепления здоровья. В настоящий момент здоровье человека рассматривается как динамический процесссохранения и развития его социально-природных, биологических, физиологических и психических функций, социально-трудовой, культурной и творческой активности при максимальной продолжительности жизненного цикла [3,5].

Основу здорового образа жизни составляет физическое развитие человека, и здоровье напрямую зависит от оптимального соотношения физической активности и отдыха и поэтому специалисты, занимающиеся вопросом сохранения здоровья, говорят о количественных методах его оценки. В оздоровительной физической культуре используют метод оценки объективных показателей здоровья. Объективные показатели здоровья выражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками. Наиболее точно уровень здоровья оценивается по результатам углубленного медицинского обследования, но учеными предлагается оценивать соматическое здоровье по результатам двигательных тестов, высокие показатели которых свидетельствуют об оптимальном состоянии функционирования систем организма и достаточном уровне здоровья. Основанными критериями являются прежде всего антропометрические показателями и показатели физических качеств, развитие которых обусловлено морфофункциональным состоянием [2,6].

Целью исследования было определение объективных показателей здоровья студенток, анализ которых позволит выявить уровень физической подготовленности студенток, оценить морфофункциональные показатели и получить первичный материал для организации дальнейшего исследования. В соответствии с основной целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать физическое развитие студенток.
  2. Сопоставить антропометрические стандарты физического развития с показателями испытуемых.
  3. Сравнить данные о состоянии функционального состояния сердечно-сосудистой системы в период покоя в норме, с данными, полученными в результате исследования.
  4. Определить уровень физического развития испытуемых.

Для решения поставленных задач было проведено педагогическое исследование, организованное на базе Ташкентского университета информационных технологий со студентками I и II курса. В исследуемую группу вошли 40 студенток, занимающихся в основной группе. Определялись данные физического развития и функционального состояния: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки в фазе выдоха, вдоха, экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, сила правой и левой кистей, становая сила, индекс массы тела, артериальное давление, пульс в покое, уровень физического состояния (УФС). Показатели двигательной подготовленности студенток измерялись по контрольным тестам: прыжок в длину с места, бег на 100 м, челночный бег 4х10 м, бег на 500 м, 1000 м, сгибания и разгибания рук в упоре на гимнастической скамейке, приседания на правой и левой ноге, подтягивания на низкой перекладине, поднимание туловища из положения лежа на спине.

Читайте также:  Приложение сбер здоровье что это

Анализируя и сопоставляя показатели физического развития испытуемых девушек (таблица 1) с показателями студенток того же возраста, приведенных в литературных источниках, выявили, что средние величины показателей становой динамометрии оцениваются как средние. Показатели кистевой динамометрии у студенток ТУИТ составляют: правой кисти 17,6±4,1 кг и левой кисти 15,7±4,2 кг и соответствует оценке ниже средней, что позволяет рекомендовать уделить значительное внимание упражнениям, направленным на развитие силовых качеств студенток [1, 4].

По показателям длины тела, массы тела, окружности грудной клетки физическое развитие студенток оценивается как «среднее». Показатель экскурсии грудной клетки составил 5,7±1,8 см и является неудовлетворительным результатом (менее 7 см) у 85 % испытуемых, 15 % оцениваются как «удовлетворительно», результатов на оценку «хорошо» не отмечено. Притом, что коэффициент вариации составил более 10 %, и наблюдения можно считать не однородным. Показатель ЖЕЛ равен 2663 мл, и является низким результатом, так как должное ЖЕЛ равно З170 мл. Индекс массы тела испытуемых ниже нормы (19,4 кг/м2), при том, что физиологическая норма ИМТ = 21–25 кг/м2.

Данные антропометрического обследования студенток I-II курсов

Наименование показателей

͞x

Источник

Исследование показателей физического здоровья студентов

Актуальность исследования проблемы состояния здоровья студенческой молодежи обусловлена, с одной стороны, необходимостью достижения наиболее полной коррекции состояния здоровья при различных заболеваниях, а с другой, созданием условий для активной трудовой и общественной жизни.

Все вышеизложенное позволяет считать проблему здоровья приоритетным направлением глубоких научных исследований.

Цель исследования — оценить состояние здоровья и физического развития студентов ВУЗов.

Материал и методы исследования. Объектом исследования явились студенты ВУЗа. Для оценки состояния здоровья и физического развития использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, наблюдение, антропометрические измерения (Экспресс-оценка уровня здоровья [4,6] включала следующие показатели: длина тела (рост), (см или м), масса тела, (кг), окружность грудной клетки, (см), функциональное состояние сердечно-сосудистой (ЧСС, САД, ДАД) и дыхательной систем (ЖЕЛ, ЖИ), физиологические методы исследования (дыхательный объем (ДО), минутный объем дыхания (МОД), гипоксические пробы (проба Штанге, проба Генчи), МПК), методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждения

Для определения уровня сформированности двигательных качеств, объективной оценки физической подготовленности и физического развития, функциональных отклонений и адаптационных показателей организма испытуемых воспользовались специальными физиологическими, педагогическими и психофизическими тестами (Таблица 1,2,3).

Таблица 1 .Показатели физиологических тестов испытуемых

Тесты

Экспериментальная группа (n=91)

Основная группа (n=48)

Юноши n=52

Девушки n=39

Юноши n=26

Девушки n=22

ОГК- экскурсия, см

АДдиаст, мм рт.ст.

Проба Штанге, с (вд)

Проба Генчи,с (выд)

Таблица 2. Показатели педагогических тестов испытуемых

Тесты

Экспериментальная группа (n=91)

Основная группа (n=48)

Юн. n=52

Дев. n=39

Юн. n=26

Дев. n=22

Прыжки в длину с места, см

Становая динамометрия, кг

Кистевая динамометрия, кг

Прыжки в длину с разбега, см

Метание гранаты, м

Челночный бег 3*10 м, с

Тест Купера, м (12 мин)

Таблица 3. Показатели развития психофизических характеристик испытуемых

Тесты

Экспериментальная группа (n=91)

Основная группа (n=48)

Юн. n=52

Дев. n=39

Юн. n=26

Дев. n=22

— частота касаний, 1/с

— количество касаний, раз

— частота касаний, 1/с

— количество касаний, раз

Избирательность внимания (тест Мюнстенберга)

— количество найденных слов

Реакция на движущийся объект, мс

Читайте также:  Мероприятие посвященные единому дню здоровья

Оценка статического равновесия (проба Ромберга),с

Оценка динамического равновесия (проба Яроцкого),с

Тест на распределение внимания «Расстановка чисел»

Корректурная проба Ландольта (шт.)

Анализируя показатели физиологических тестов экспериментальной и основной групп, мы выявили, что указанные величины соответствует возрастным нормам. В показателях роста, массы тела, окружности грудной клетки, ДО, МОД в экспериментальной и основной группах расхождений не наблюдалось.

В среднем показатель частоты сердечных сокращений и в экспериментальной (65,3 уд/мин у юношей и 72,9 уд/мин у девушек) и в основной (68,6 уд/мин у юношей и 71,2 уд/мин у девушек) группах не выходит за пределы физиологической нормы.

Однако в 23 % (12 чел.) случаев у юношей и в 34 % (13 чел.) у девушек экспериментальной группы отмечено повышенное АДсист, которое при стойком выявлении может расцениваться как пограничная артериальная гипертензия. У юношей основной группы повышение АДсист отмечено лишь в 8 % (2 чел.) и в 12 % (3 чел.) у девушек соответственно.

В показателе ЖЕЛ между экспериментальной и основной группами видны расхождения. Так, у юношей экспериментальной группы среднее значение ЖЕЛ = 3697,2 мл, что говорит об ослаблении дыхательной мускулатуры, уменьшении растяжимости легких и грудной клетки, венозным застоем в малом круге кровообращения. В группе девушек прослеживается аналогичная тенденция.

Информативной является оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в условиях физического напряжения (индекс Руфье). Данная функциональная проба позволяет судить об адаптации к мышечной работе и о закономерностях восстановительных реакций. Анализ результатов исследования показал, что у 72,1 % (38 чел.) юношей и 58,6 % (23 чел.) девушек экспериментальной группы наблюдалась нормотоническая реакция на физическую нагрузку, причем гипертонический тип реакции выявлен у 11,8 % (6 чел.) юношей и у 31,4 % (12 чел.) девушек экспериментальной группы, что говорит о переутомлении организма и является признаком предгипертонического состояния.

Низкая оценка индекса Робинсона 117.2 у юношей — 2 балла (низкий уровень) и 109,4 у девушек — 2 балла (низкий уровень) свидетельствует о нарушении регуляции сердечно-сосудистой системы. Студенты с низкой оценкой этого индекса входят в группу риска по возможному возникновению артериальной гипертензии, синдрома вегетативной дисфункции, нарушению сердечного ритма. В то время как студенты основной группы имеют средний показатель индекса Робинсона 93,1 — 3 балла (средний уровень) у юношей и 98,8 — 3 балла (средний уровень) у девушек.

Средний уровень индекса Скибинского как у экспериментальной группы (117,2 — юноши, 109,4 — девушки), так и у основной группы (93,1 и 98,8 соответственно) говорит о недостаточных функциональных возможностях системы дыхания и сниженной устойчивости организма к гипоксии, а значит к частым заболеваниям ОРЗ.

Средняя оценка (268,7 — юноши — 3 балла) и ниже среднего (232,3 — девушки — 2 балла) индекса Шаповаловой свидетельствует о недостаточном развитии силы и скоростной выносливости, а значит, приводит к возникновению нарушения осанки, искривления позвоночника, деформации стоп и ряду других заболеваний.

Результаты гипоксических проб (Штанге, Генчи) у студентов экспериментальной группы (44,4 и 26,2 — юноши; 35,2 и 23,1 — девушки) оказались ниже, чем у студентов основной группы (51,1 и 32,5; 31,4 и 29,1 соответственно). Это говорит об утомлении, отражает общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, либо глубоко выдоха, а также позволяет судить о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека.

Читайте также:  Таблетки панкреатин здоровье от чего

Средние значения показателя адаптационного потенциала (АП) в экспериментальной и основной группе существенно разнятся. Студенты экспериментальной группы обладают низким уровнем АП — 3 балла (2,64 у юношей и 3,11 у девушек), что свидетельствует о функциональном напряжении механизмов организма. Студенты основной группы имеют средний уровень адаптации АП — 4 балла (1,98 у юношей и 2,08 у девушек), а значит, обладают удовлетворительной адаптацией, характеризующей достаточные функциональные возможности организма.

Результаты педагогических тестов испытуемых показали превосходство основной группы над экспериментальной практически по всем видам испытаний, что так же подтверждает наше предположение о недостаточных функциональных возможностях организма экспериментальной группы. Существенные различия прослеживаются как в скоростных качествах (бег 100 м, бег 30 м), так и в силовых (пресс, подтягивание, метание гранаты).

Тест на выносливость, оценивающий физическую работоспособность и косвенно оценивающий функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, показал низкий уровень кислородообеспечения у испытуемых экспериментальной группы (2086,4 м у юношей и 1633,4 м у девушек), что подтверждает их низкий адаптационный потенциал.

Результаты кистевой динамометрии, по нашему мнению, не обладают информативностью, так как существенных отличий между группами выявлено не было.

Как показали результаты исследования, психофизические характеристики также существенно отличаются в экспериментальной и основной группах, о чем свидетельствуют достоверные изменения количественных и качественных показателей, характеризующих внимание, память, способность к аналитическому мышлению.

Среднее значение времени, затраченное на выполнение теста, на распределение внимания «Расстановка чисел», оценивающего устойчивость внимания, в экспериментальной группе составило 189,4 с у юношей и 194,6 с у девушек. Что значительно хуже значения показателей полученных в опытной группе, где время составило 165,2 с и 173,5 с соответственно. Полученные данные говорят о некоторой истощаемости внимания и памяти испытуемых. Это совпадает с результатами теста корректурной пробы Ландольта, оценивающего точность и продуктивность внимания (в экспериментальной группе у юношей 544,3 шт., у девушек 571,8 шт., в опытной группе 561,0 шт. и 580,1 шт. соответственно).

Динамическая и статическая тремометрия, а также динамическое и статическое равновесие у экспериментальной группы по показателям проведенных нами тестов оказались ниже должного уровня и значительно уступили показателям основной группы испытуемых.

Особенно заниженными показателями в экспериментальной группе оказались значения теста «Реакция на движущийся объект» у юношей 2,86 с, у девушек 3,12 с по сравнению с показателями в опытной группе — 2,64 с и 3,01 с соответственно.

Заключение. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что в физическом, психофизическом развитии, физическом совершенствовании экспериментальная и основная группы имеют определенные достоверные различия, что, по нашему мнению, обусловлено отставанием экспериментальной группы студентов в силу наличия у них низкого адаптационного потенциала. Повышение адаптационного потенциала и приспособляемости к условиям внешней среды позволит успешно решать задачи, поставленные перед молодым специалистом в период обучения в вузе. По нашему мнению, ряд антропометрических и физиологических показателей (рост, масса тела, ОКГ, ОКГ-экскурсия, ДО, МОД) не отражает в должной мере специфику поставленной перед нами задачи.

Рецензенты:

  • Сальников А.Л., д.б.н., профессор, профессор кафедры, Московская открытая социальная академия, Астраханский филиал, г. Москва.
  • Бисалиев Р.В., д.м.н., доцент кафедры, Московская открытая социальная академия, Астраханский филиал, г. Москва.

Источник

Adblock
detector