Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема
Дата публикации: 19.08.2014 2014-08-19
Статья просмотрена: 5821 раз
Библиографическое описание:
Нефедова, А. С. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема / А. С. Нефедова, Н. А. Сахарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12349/ (дата обращения: 09.06.2021).
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания. Предметом общественноcти в последнее время стало резкое ухудшение состояния здоровья населения, особенно детского. В сложившейся ситуации существует необходимость реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях. Сегодня проблема здоровья порастающего поколения переходит в иную плоскость и становится комплексной, опираясь на различные методологические подходы: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, деятельностный, охватывая духовно-нравственный, социальный, психологический и биологические аспекты.
На сегодняшний день большая часть молодежи страдает инфантилизмом — у них не сформировано ценностного отношения к своему здоровью. В связи с этим, наблюдается постоянный рост нервно-психических нарушений, пристрастие к алкоголю и наркотикам. Такую ситуацию можно предотвратить, заблаговременно у ребенка сформировать иерархию ценностей. В системе общечеловеческих жизненных ценностей — здоровью, являющемуся общественным и индивидуальным достоянием, принадлежит первостепенное основополагающее место. В педагогических работах В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, С. И. Гессена, Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. уделяется важное внимание вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка. Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальном этапе школьного обучения, так как в этот период дети особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни детей, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений и навыков (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В психологии данная проблема изучается с позиций: установления его определяющих характеристик (Г. Л. Билич., B. П. Казначеев, С. Я. Чикин); конкретизации содержательных особенностей его уровней и разновидностей — психического (А. Маслоу, В Франкл. и др.), психологического (И. В. Дубровина, О. Хухлаева. и др.), профессионального (П. А. Пономаренко и др.); нахождения причин, влияющих на снижение его уровня у школьников (М. В. Антропова, В.М Зубкова, A.A., Сычев и др.), поиска подходов к его обеспечению, начиная с ранних лет жизни (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев и др.). В качестве важнейшего фактора здоровья авторами (И. В. Журавлева, В. Н. Мясищев, A. A. Реан и др.) называют ценностное к нему отношение. Изучению проблемы ценностного отношения к здоровью посвящены исследования Т. В. Белинской, В. Н. Беленова, B. C. Кучменко и др.
К сожалению, для большинства детей здоровье не является ценностью, а следовательно, отсутствует достаточная мотивация по формированию и ведению здорового образа жизни, и молодежь не рассматривает свое здоровье как личностную и социальную ценность. Сегодня науке известно, что повышение уровня здоровья связано, в первую очередь, не только с развитием медицины, но и с сознательной разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в составляющую образа «Я», для чего необходима переориентация личности с лечения болезней на воспитание здоровья. Ученые Н. В. Антропова, С. М. Громбах, Г. К. Зайцев и др. выделяют следующие факторы психолого-педагогического процесса, которые негативно влияют на здоровье учащихся: завышение объема учебной нагрузки и ее несоответствие индивидуальным возможностям учащихся, интенсификация учебного процесса и несоблюдение физиолого-гигиенических требований к его организации, сокращение необходимого объема суточной деятельной активности и безразличное отношение школьников к своему здоровью. В связи со сложившимися обстоятельствами, одна из важных задач общеобразовательных учреждений — воспитание потенциально активной личности, сочетающей нравственность, разум, психическое и физическое здоровье. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как она связана с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т. е. в результате ценностного отношения. Ценностные отношения не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет (явление) для субъекта. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке.
Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Ученые предлагают 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический; 2) социальный; 3) личностный, психологический. Поэтому здоровье выступает основой жизни человека. [1, с.35] Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны осознаваться. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к здоровью. Эмоционально-чувственное отношение создает тот фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность к здоровьеформирующему типу деятельности, развивается способность личности к анализу собственного поведения в социоприродной среде к объективной самооценке, происходит экстериоризация знания и его практическая реализация, следовательно, идет созидание здоровьетворящего мышления. В этой связи значительно возрастает роль педагога, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащейся молодежи ценностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.
Для улучшения здоровья необходимы не только медицинские нововведения, но и изменения на уровне образовательных учреждений, задачами которых должны быть: использование здровьесберегающих технологий образования и формирование правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентация школьников на здоровый образ жизни; интеграция медико-биологического, социального и психологического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление личности ребенка. [3, с.190].
Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью являются: создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа жизни; направленность физического воспитания на формирование потребности в здоровье и мотивов здорового образа жизни; расширение содержания физического воспитания за счет валеологических, психологических, педагогических знаний, умений и навыков; учет возрастных различий, а также общих закономерностей развития отношения к здоровью при организации психолого-педагогического процесса; организация личностно-ориентированного физического воспитания с учетом характеристик личностного отношения к здоровью; стимулирование оздоровительной активности; единство и взаимосвязь развития всех компонентов ценностного отношения к здоровью.
В структуре ценностного отношения к здоровью школьников ученый Е. Н. Сухомлинова [4] выделяет когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Показателями когнитивного компонента являются: полнота и адекватность представлений о своем здоровье, о ценности здоровья в целом, о путях организации здорового образа жизни; познавательная активность в сфере здоровья. Когнитивный компонент ценностного отношения школьников к здоровью объединяет в себе понимание ими сущности и значимости здоровья на всех уровнях организации человека, а также наличие у них готовности к непрерывному поиску, получению, обработке и применению информации относительно общих вопросов здоровья, состояния собственного здоровья и способов реализации здорового образа жизни. Эмоционально-оценочный компонент ценностного отношения к здоровью содержит определенную аффективную окраску их позиции относительно своего здоровья на трех уровнях организации (индивидном, субъектном, личностном) и отражает приоритетность для них некоторых аспектов здоровья. В качестве показателей выступают: тревожность в отношении здоровья на том или ином уровне его организации; приоритетная значимость того или иного уровня здоровья, а также предпочтение им определенных способов организации здорового образа жизни. Поведенческий компонент ценностного отношения к здоровью включает: владение умениями и навыками, необходимыми для поддержания здоровья; действия по поддержанию здоровья и здорового образа жизни; средства сохранения, восстановления и приумножения своего здоровья.
С позиции возможности реализации факторов формирования ценностного отношения к здоровью среди различных форм организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях предпочтение следует отдать формам внеклассной физкультурно-оздоровительной или физкультурно-спортивной работы в силу их продолжительности по времени и меньшей регламентированности. Согласуясь по целям и содержанию с программно-нормативными документами, эти формы внеклассной работы или формы дополнительного образования в совокупности с уроками физической культуры образуют общее ценностно-ориентационное пространство и представляют собой интегративные модели более глубокого освоения государственного стандарта с учетом личностных интересов и потребностей учащихся.
Воспитание ценностного отношения к здоровью является актуальной психолого-педагогической проблемой. Анализ исследуемой проблемы в современной научной литературе позволили определить ценностное отношение к здоровью человека как интегрированное личностное качество, характеризующееся совокупностью осознанных на личностно-смысловом уровне представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. [2, с.5] Изучение состояния психолого-педагогической практики по воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей показало недостаточную степень сформированности у них ценностного отношения к здоровью, низкую мотивацию учащихся к ведению здорового образа жизни, отсутствие осознанных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Общеобразовательные учреждения должны сыграть в этом вопросе не просто большую роль, но и призваны стать одним из обязательных звеньев в организации этих усилий. В ходе проведенного исследования выяснилось, что эффективность процесса воспитания ценностного отношения к здоровью зависит от комплексного целенаправленного использования психолого-педагогических форм, методов, технологий, средств, а так же и от позиции самого воспитанника, активно проявляющего собственную здоровьесберегающую позицию, стремление быть здоровым; от создания атмосферы взаимного сотрудничества педагогов, детей и родителей, стимулирующей проявление этого личностного образования.
1. Бондырева С. К. Духовность (психология, социология, семантика) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:НПО «МОДЭК», 2007. 144с.
2. Дрибинский П. Л. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста автореферат, 2009.
3. Ковалевская А. Ф. Вопросы воспитания ценностного отношения. Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в ХХ1 веке; сборник научных статей/Забайкал.го.гум.-пед.ун-т — Чита, 2006. Часть 11. — С.187–193.
4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
Источник
Доклад «Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни”.
специалист в области арт-терапии
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
«Формирование ценности здоровья
и здорового образа жизни”.
Югина Светлана Анатольевна.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому надо учить своих воспитанников осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность выбранной мною темы заключается в общепризнанном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни. В коррекционной школе-интернате VIII вида учатся дети с клиническим диагнозом «олигофрения» и со многими сопутствующими нарушениями здоровья. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Считаю, что результатом работы с детьми-олигофренами является осознание ими положительного влияния соблюдения правил личной и общественной гигиены, значения занятия спортом для творческих и жизненных успехов человека, осознание опасности вредных привычек для жизни и здоровья. Целью деятельности педагога является обеспечение воспитаннику устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, развитие поведенческих навыков и ответственного отношения к собственному здоровью и его сохранению. Задачи: способствовать развитию у детей умения определять своё состояние здоровья через эмоционально-физические ощущения; пробуждать у детей интерес к физиологии организма и взаимосвязи основных функций некоторых систем, таких, как пищеварение, дыхание, опорно-двигательный аппарат, зрение и т.д.; способствовать развитию представлений о том, что полезно и вредно для организма; создавать условия развития осознанного отношения к своему поведению и деятельности в аспекте здорового образа жизни, устойчивости здоровых поведенческих навыков и некоторых способов самопомощи, самокоррекции и самосовершенствования.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом. Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Программа Г. К. Зайцевой «Уроки здоровья», Е. А. Стребелевой и Е. А. Еюкановой «Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений», образовательная программа «Знай свое тело», разработанная американским фондом здоровья, методическое руководство «Познай себя» М. Л. Лазарева и др. Формирование здорового образа жизни — это целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений со своим внутренним миром, с природой и обществом. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:
“ Здоровье необходимо. Это базис счастья…
Добыть здоровье проще, чем счастье.
Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Здоровье состоит из нескольких компонентов:
Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане – честен, самокритичен,
В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).
В последнее время часто упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребенок-это барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда, остается актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.
Задачи школы и каждого учителя, воспитателя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. Для этого совершенно недостаточно теоретических знаний, получаемых учениками в рамках школьной программы. Основная цель работы учителя и воспитателя в данном направлении — воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Сложность решения всех поставленных задач состоит в том, у умственно отсталых детей стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Нарушение отражения и регуляции поведения и деятельности выражается в нарушении познавательных процессов. Страдают эмоционально — волевая сфера, моторика, личность в целом. Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Они неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Общение детей с нормально развивающимися сверстниками затруднено: их не принимают в игру, так как они не умеют играть. Они становятся отверженными в среде сверстников и вынуждены играть с детьми, которые намного младше их. С семи — восьми лет дети с ограниченными возможностями здоровья поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучаются по специальным программам. К моменту выпуска из школы большинство юношей и девушек по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей. Основными направлениями воспитательной работы являются:
• изучение состояния здоровья учащихся;
• приобщение к здоровому образу жизни;
• развитие двигательных способностей;
• воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;
• организация физкультурно-оздоровительных и лечебно — профилактических мероприятий.
Изучение состояния здоровья учащихся состоит в тесном контакте с работой медицинской службы. При поступлении ребенка в школу нужно изучать его медицинскую карту, где отражены физические и психические параметры его здоровья. И на протяжении всего нахождения ребенка в школе нужно вести работу по выполнению рекомендаций врачей. Также нужно проводить родительские собрания, а так же индивидуальные беседы с родителями о привитии детям навыков здорового образа жизни. Совместно с социальным педагогом регулярно посещать семьи своих воспитанников с целью обследования их жилищно-бытовых условий. Организовать с детьми разнообразные занятия: беседы, дидактические игры, оздоровительные минутки, творческие и деловые игры, игры-инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой, что способствует расширению кругозора, воспитанию культуры общения, формированию нравственных и волевых качеств. Работа воспитателя включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. С младшего школьного возраста нужно учить детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с самим собой и миром, будет действительно здоров. Беседы, которые проводят воспитатели со своими воспитанниками, включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. На занятиях воспитанники получают знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретают навыки самосовершенствования. Учитывая низкий уровень физического развития у данного контингента учащихся, нужно уделять большое внимание воспитанию потребности в физических упражнениях, освоению отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, формированию ответственности за свое здоровье, отработке санитарно-гигиенических навыков до автоматизма и особое внимание — употреблению психоактивных веществ. Развитием двигательных способностей детей нужно заниматься с момента поступления учащихся в школу. Например, проведение утренней зарядки; во время самоподготовок и бесед — физкультминуток; подвижных игр во время прогулок; спортивных часов; дней здоровья и др. На занятиях по подразделу «Питание и здоровье» учить детей правилам хорошего тона, формированию и закреплению принципов здорового питания, учить сервировать стол. В оздоровительные минутки нужно включать выполнение комплекса физических упражнений и упражнения на релаксацию, что позволяет дать определенные знания и сформировать умения и навыки, необходимые каждому воспитаннику для укрепления своего здоровья, снятия усталости, обретения спокойствия. Акцент нужно делать на то, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь. Методику работы строить в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Каждое занятие должно содержать познавательный материал, соответствующий возрастным и психофизическим особенностям детей с нарушением интеллекта, и сочетаться с практическими заданиями (тренингами, оздоровительными минутками и пр.), необходимыми для развития навыка ребенка. В начальных классах содержание занятий желательно наполнять игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры в занятие позволит сохранить специфику младшего школьного возраста. В старших классах акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий. В конечном итоге все занятия приносят детям радость, чувство удовлетворения, понимания значимости изучения данного направления. Невозможно воспитать ребенка без личного примера. Только личный пример рождает в детях с нарушением интеллекта искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добром отношении к другим и в то же время быть сердитым, раздраженным, нельзя говорить о правильном питании и в то же время вскакивать из-за стола, есть стоя. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов и в то же время употреблять их самому в пищу. Нельзя говорить о пользе занятия спортом, а самому избегать этого. Поэтому педагогам коррекционной школы нужно быть примером своим детям, чтобы они усвоили знания и навыки здорового образа жизни.
Источник