Меню

Использования современных технологий воспитания культуры здоровья

Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Нелля Сизова
Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Впервые о необходимости валеологической культуры и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач, Илья Ильич Мечников. Он считал, что «самое главное – научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующему здоровью и отказа от всего вредного». Сохранение и укрепление здоровья детей, в частности дошкольника, проблема государственного уровня, которая определена в нормативно – правовых документах. Формирование у ребенка понятий о здоровом образе жизни, навыков безопасного для жизни поведения должно строиться на воспитании тех или иных привычек. Привычка чаще всего формируется на основе навыка. Очень важно, чтобы привычки формировались вовремя. Выдающийся педагог – реформатор, автор «педагогики сердца»Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают,что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Свою работу по формированию у детей правильного отношения к своему здоровьюя условно разделила на три группы:

«Я и мое здоровье».

«Я и другие люди».

Поставила перед собой цель:

• Построить образовательный процесс таким образом, чтобы дети могли усвоить как можно больше информации.

• Изучить интересные нетрадиционные технологии, необычные игры.

• Привлечь родителей к работе по формированию у детей правильного отношения к своему здоровью.

Человек получает информациюиз окружающего мира благодаря разным органам чувств: слуху, зрению, обонянию, осязанию, вкусу. Все эти органы чувств я старалась включить во время образовательной деятельности с детьми одновременно. Чем больше органов задействовано, тем лучше запомнится материал. Помогали мне в этом и мнемотехнические приемы, и приемы эйдотехники (эйдос – воображение).

При проведении Организованной образовательнойдеятельности мы следуем таким требованиям:

использование инновационных технологий;

• реализация дидактических принципов;

Начинается ООД с путешествия, в которое мы отправляемся с детьми под звуки моря, под шум ветра, дождя. Во время путешествия с детьми происходят разные события, дети получают задания, рассматривают коллажи, заполняют мнемотаблицы, играют. В каждом ООД по 7 заданий. Благодаря мнемотехническим приемам все успеваем делать в положенное время, не перегружая детей, соблюдая нормы нагрузки.

Коллажи – учебные пособия, сделанные своими руками,выполняющие следующие задачи:

• обучающая задача, так как они содержат различную информацию.

Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.Общие задачи всех мнемотаблиц:

— развитие памяти, логики, смекалки,

— развитие умения связно мыслить,

— развитие образного мышления.

В одном из заданий используем моделирование. Это карточки с «докторами природы», с нарисованными фигурками, которые выполняют то, или иное движение. Для самостоятельной деятельности по оздоровлению организма незаменимы разные виды гимнастик в картинках (для самостоятельного выполнения, но под контролем воспитателя). Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, явлений, при формировании знаний.

После ознакомления с темой «Кожа и уход за ней» дети осваивают игру с тактильными дощечками, которые развивали у детей речь, воображение, образную память, мышление. Дети сами почувствовали, как важно беречь свой организм от повреждений, что даже кожа на кончиках пальцев, кожа на руках играет такую важную роль в восприятии мира.

В разделе работы «Я и другие люди» формируем у детей понятие о психическом здоровье. Объясняем, что здоровье зависит и от поведения их самих, от отношения к другим людям, т. е. от умения ладить с другими людьми. Применяя технологию эйдотехники, учим стихи «Настроение». Все стихотворение закодировано в рисунках. Дети отлично справляются с таким запоминанием стихов, так как уже играл в игру «Разведчики» и научились кодировать рисунками свои донесения, затем игра переходит в задания воспитателя.

Рассказываем детям и о вежливости, ведь это знак внимания к людям, умение общаться друг с другом. Процесс обучения проходит с использованием игровых технологий. Дети во время обучения правилам этикета выполняют игровые задания. Это и лабиринты, и кроссворды и ребусы.

Для запоминания очень важна эмоциональная составляющая. В этом безусловное первенство за художественной литературой. Рассказы Н. Носова находят живой отклик в душе детей и многие поступки героев этих рассказов лучше понимаются ребятами.

Здоровье человека связано с семьей. Очень важный аспект — семейный иммунитет. Без работы с родителями невозможно продвижение по формированию у детей здорового образа жизни. Это и личный пример, и усилия самих родителей по воспитанию. Мы применяем такую форму работы,как мастер-класс: «Как провести досуг с пользой и интересом», «Валеологические игры, сделанные своими руками», «Игры на прогулке», «Безопасное путешествие в сказку» (театрализация дома, «Волшебные точки», «Упражнения с помощью массажной щетки и орехов»и др.

Читайте также:  При нарушении пдд средний вред здоровью статья

На здоровье человека оказывает влияние много факторов и один из них – это привычки и поведение. Сформировать их во время наша задача.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций Самый драгоценный дар, который человек получил от природы — это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого.

Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического.

Использование современных образовательных технологий в коррекционной (логопедической) работе с детьми дошкольного возраста Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период — один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.

Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цель проекта: формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Задачи проекта: создание благоприятной среды, обеспечивающей.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Здоровье – это большой дар. Когда мы говорим о здоровье детей, речь идет.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Воспитание детей разного возраста включает в себя большую работу по формированию здорового образа жизни. Родители своим примером доказывающие,.

Рекомендации по применению современных образовательных технологий в формировании звуковой культуры речи Рекомендации по применению современных образовательных технологий в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Технология.

Источник

Современные технологии физического развития дошкольников

Лилия Гизетдинова
Современные технологии физического развития дошкольников

Вступление на семинаре. + презентация!

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологиив следующих направлениях:

1. Технологиисохранения и стимулирования здоровья: cтретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологииобучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Все вышеперечисленные технологии должны применяться в ДОУ комплексно, при участии всего кадрового состава ДОУ, (воспитатель, медицинский работник, логопед, старший воспитатель, инструктор физической культуры) только при комплексном подходе можно выполнить поставленную задачу, а именно сохранить здоровье наших детей!

Технологии сохранения и стимулирования здоровья в образовательной деятельности являются неотъемлемой составляющей всей здоровьесберегающей работы ДОУ и решают задачу комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников. Самое главное, чтобы каждая непосредственно образовательная деятельность перемежалась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.

Во время динамических пауз, физкультминуток, пальчиковых игр, упражнений стретчинга и т. д. дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, они все вовлекаются в процесс, после этого активно отвечают на вопросы, внимательнее слушают, старательнее рисуют, наклеивают. Дети с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что их ждут разные виды деятельности.

Читайте также:  Курение вредит здоровью окружающих людей

Стретчинг (от лат. stretch) –– это комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Проводятся в физкультурном, музыкальном залах, либо в групповой комнате. В хорошо проветренном помещении выполняются специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий, полезный и необходим всем, независимо от возраста и степени развития гибкости, применяется в системе массажа, в лечебной физкультуре. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.

Ритмопластика — является музыкально-ритмическим психотренингом. Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы, не раньше чем через 30 мин. после приема пищи со среднего возраста. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка. Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц, и даёт возможность перевоплощаться.

Динамические паузы (физкультминутки). Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация. Можно проводить в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Технологии эстетической направленности. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Гимнастика пальчиковая. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) .С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика пробуждения. Проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Оздоровительный бег. Реализуется со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Физкультурное занятие. Проводится 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст — в групповой комнате или физ. зале — 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия). В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры. Проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Читайте также:  Простейшие упражнения для здоровья

Занятия из серии «Здоровье». Реализуются 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Самомассаж. Проводится в зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Коррекционные технологии.

Технологии музыкального воздействия. Проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Технологии воздействия цветом. Проходят как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения. Проводятся сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку — дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.

Сказкотерапия. Всего 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

Список использованной литературы:

1. Бальсевич В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки, как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех. // Теория и практика физической культуры, 1993, №4.

2. Бальсевич В. К. Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры, 1995, №4.

3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М. : ФиС, 2000.

4. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология,теория и практика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров, под общ. ред. Н. Н. Маликова. — 3-е изд. — М. : издательский центр «Академия», 2009. — 528 с.

5. Виноградова Н. А. Физическое развитие дошкольников. Часть1.Охрана и укрепление здоровья: учебное пособие / Н. А. Виноградова. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 144 с.

6. Воробьева Е. В. Технология модульно-блочного обучения в формировании творчества и воображения специалиста / Е. В. Воробьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». — 2005. — № 4 (44). — С. 250 — 254.

7. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта / Б. Р. Голощапов. — М. : Академия, 2011. — 230 с.

8. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учебное пособие / Ю. И. Евсеев. — Ростов н/Д. : Феникс, 2003. — 384 с.

9. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Е. П. Ильин. — М. : Просвещение, 1987. — 287 с.

10. Козырева О. В. — Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей / О. В. Козырева. — М. : Просвещение, 2003. — 112 с.

Источник

Adblock
detector