Меню

Использование возможностей детских общественных объединений для формирования зож

Редакционная коллегия

Роль детских общественных организаций в формировании здорового образа жизни подростков


Фоменко Л.М .- зав. методическим отделом 1 кв. категории, куратор детского движения школ Вахитовского района

Актуальность воспитания молодежи определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Сегодня можно констатировать, что большая часть молодежи по многим параметрам находится в кризисном состоянии. С одной стороны, молодежь более успешно, чем старшее поколение, адаптируется к изменившимся социально-экономическим условиям, более мобильно входит в современные экономические отношения, занимая там прочные позиции, реализуя свои потребности и интересы. С другой стороны, не имея устоявшихся духовных ценностей, молодежь склонна к бездуховности, проявляя тем самым негативные личностные качества, такие как эгоизм, цинизм, агрессивность, стремление к насилию и утрате положительных моральных качеств: честности, порядочности, сострадания, доброты, любви к ближнему, отсутствие здорового образа жизни.

Любое общество проектирует свое будущее через воспитание. Развивающееся общество не может обойтись без одухотворения своих целей, замыслов и стремлений. Правомерно рассматривать воспитание как один из важнейших факторов в преодолении духовного кризиса.

Сегодня важно использовать воспитание как эффективную форму управления обществом. Очевидно, что система воспитания должна быть нацелена на универсальные общенациональные ценности, одной из которой является оздоровление, профилактика и реабилитация подрастающего поколения.

Современный этап развития детского движения в городе Казани и Вахитовского районе характеризуются многообразием, разноплановостью деятельности, разновозрастным составом, единством общероссийского и национального.

В Вахитовском районе существуют более 64–х различных детских формирований, которые, как правило, базируются в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Все они объединены в районную Ассоциацию «Вахитовец». Всего в районе охвачено детским движением 9602 подростка. За последний год число ДОО несколько возросло, произошли качественные изменения в их системе.

Детские общественные организации в любой ее форме представляют собой уникальную среду для формирования у детей здорового образа жизни. Анализ всех форм деятельности детских общественных организаций и их программ позволяет определить несколько подходов к внедрению стимулов (мотивации) в выборе детьми здорового образа жизни:

Внедрение тем здоровья и здорового образа жизни в содержание проводимых мероприятий, социального проектирования, сборов.

В детских общественных организациях Вахитовского района разрабатываются и проводятся проекты и мероприятия, пропагандирующие ЗОЖ. Хотелось бы рассказать подробней о мероприятиях, проводимых ДОО «Содружество» школы №13. Здесь действует долгосрочный проект «Сто добрых дел школе и городу», включающий в себя четыре подпроекта, один из которых и направлен на здоровый образ жизни. Авторы этого проекта участники районного и городского конкурса «Лидер – 2009», «Лидер – 2010» (Бугрова Катя, Варламова Евгения, Ситдикова Лиля). У подпроекта «За здоровый образ жизни» есть свой куратор. Он отвечает за все мероприятия в ДОО, связанные с ЗОЖ. Утро начинается с зарядки под веселую музыку. Лидер каждого класса проводит ее вместе со своими одноклассниками. Отсюда положительный результат – все становятся активными и бодрыми. Ежедневно проводится зарядка лидерами и в лицее при КГУ им. Лобачевского. Недавно в организации прошел конкурс рисунков на тему «Мы за здоровый образ жизни». Много было собрано творческих работ, где каждый член ДОО « Содружество» выразил свое личное отношение к данной тематике через свое творчество. Лидеры и активисты ДОО «Содружество» школы №13, а также активные участники районных и городских олимпиад по физкультуре занимают достойные места и получают поощрения. Дух соперничества помогает им добиться успеха и понять механизмы жизни, тем самым приобретая ценнейший жизненный опыт.

Проведение районных конкурсов и акций, пропагандирующих здоровый образ жизни, участие в городских и республиканских конкурсах.

1 октября 2010 года все представители детских общественных организаций и организаций старшеклассников приняли участие в районной традиционной линейке — старт общественно-значимых дел и инициатив « Мы – Вахитовцы!» у памятника М. Вахитова. Участники линейки-старта подготовили красочные плакаты со своими общественно-значимыми инициативами на 2010-2011. Были озвучены новые проекты по здоровому образу жизни: проект «Дыши» ДОО СНТ гимн. №27, направленный на борьбу с курением; проект ДОО «Поиск» гимн. №96 «Здоровым быть здорово!» с девизом

«Мы – за здоровье,
мы – за счастье,
мы против боли и несчастья!
За детство, юность, за радость жизни!»

Традиционной стала для детских общественных организаций Вахитовского района акция « За здоровый образ жизни!», проводимая в день защиты детей 1 июня. Представители ДОО готовят листовки: «Вы когда-нибудь задумывались о своем образе жизни?» СНТ гимн. № 27; «Покупая сигарету, ты продаешь свое здоровье!» шк. №51 ДОО «Содружество» и др. Пропагандируя здоровый образ жизни, ребята раздают листовки своим сверстникам и жителям нашего города.

Подготовка из числа отрядных вожатых, членов детских общественных организаций, организаторов работы по формированию здорового образа жизни в школьных, классных коллективах. Есть замечательный отряд вожатых «Чулпан» в ДОО гимн. № 27 «СНТ», который возглавляет Самигулина Айгуль – победитель районного конкурса «Лидер – 2009», автор социально – значимого проекта «Отряд вожатых «Чулпан». Представители этого отряда еженедельно проводят «Веселые старты» для своих подшефных, заботясь о своих воспитанниках. На Форуме детских общественных организаций и органов ученического самоуправления Вахитовского района, на секции «Exit» они ознакомили всех присутствующих со своим будущем проектом и вышли с предложением, чтобы все вожатые уделяли внимание здоровью своих подшефных.

Читайте также:  Смесь для вторых блюд националь зож

Все эти формы используются в работе детских общественных организаций и органов ученического самоуправления Вахитовского района для внедрения в сознание подростков интересные и полезные размышления об образе жизни и здоровье, перерастающие в дальнейшем в осознанные действия, поступки, инициативы, творчество, а также способствующие выбору здорового жизненного стиля.

Формирование и развитие у подрастающего поколения вкуса к здоровому образу жизни, возможность реализовывать ребенком свои социальные потребности, развивать творческие способности, научиться интересно и полезно проводить свое свободное время – все это помогает успешно решать задачи профилактики наркомании, правонарушений, безнадзорности и других негативных явлений. И здесь важную роль играют реальные детские общественные объединения, где самоорганизация и самоопределение дают возможность формировать готовность детей к социальным действиям, содействуют росту творческого потенциала, учат подростков интересно проводить свободное время. Можно сделать вывод, что участие в работе ДОО – условие социализации в разных сферах деятельности и, в частности, формирования культуры здоровья.

Таким образом, общественная организация, какой бы она не была – детской, молодежной – неразделимо связана со здоровым образом жизни. Именно она может повлиять на выбор каждого, чтобы быть здоровым и в физическом, психическом и нравственном отношении.

Ассоциация «Вахитовец», детские общественные организации района за пятилетку здоровья , за здоровый образ жизни!

Здоровьесберегающие технологии в работе объединений ЦДТ


Корнишина Т. В., педагог доп. образования отдела декоративно-прикладного творчества высшей кв. категории; учитель информатики и ИКТ МУК Вахитовского района г. Казани; победитель ПНПО 2006г. и Республиканского конкурса на звание лучшего педагога дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 2009г.

Быть здоровым – естественное стремление человека. Целостность, гармония человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

• Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

• 25-35% детей пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки.

• 90-92% выпускников средних школ находятся в «среднем состоянии», т.е. ещё не знают, что больны.

• Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

• 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% — находятся в «третьем состоянии». [2]

Задача учреждения дополнительного образования заключается в необходимости помочь каждому учащемуся осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. К ним можно отнести:

технологию уровневой дифференциации;

технологию проектного обучения.

Включение элементов игры в учебный процесс дает возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение материала в новой ситуации, учитывая при этом, чтобы учебный материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них.

Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими приемами и методами организации занятий укрепляет мотивацию на изучение предлагаемого материала, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Здоровый воспитанник с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. [3]

В нашем Центре каждый педагог считает своим долгом в ходе своих занятий непременно использовать физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность самих занятий. Физкультурные минуты проводятся в кабинете под руководством педагога, ведущего занятие. Проводят ее в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, ребята становятся неспокойными. В Приложении в качестве примера приведена Зрительная гимнастика во время работы с бисером .

Педагогу в организации и при проведении занятия необходимо учитывать:

обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете) [2]:

температуру и свежесть воздуха,

рациональность освещения класса и доски,

наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

число видов учебной деятельности:

рассматривание наглядных пособий,

ответы на вопросы,

выполнение практических заданий и др. Норма — 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут.

число видов преподавания:

самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех.

чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10-15 минут.

наличие и выбор места на занятиях методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

Это такие методы, как

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);

активные методы (учащиеся в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, воспитанник как исследователь);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

Читайте также:  Разработка викторины по зож

позы учащихся, чередование поз;

физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минутке из трех легких упражнений с 3 — повторениями каждого упражнения;

наличие у учащихся мотивации к познавательной деятельности на занятии (интерес к форме занятия, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации;

наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

демонстрация, прослеживание этих связей;

формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

выработка понимания сущности здорового образа жизни;

формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения;

сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

психологический климат на занятии;

наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ЦДТ способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности – это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании.

Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, несомненно, приведет к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей.

Литература и ссылки

Информационная культура и компетентность классных руководителей по формированию здорового образа жизни школьников


Корнишина Т. В., педагог доп. образования отдела декоративно-прикладного творчества высшей кв. категории; учитель информатики и ИКТ МУК Вахитовского района г. Казани; победитель ПНПО 2006г. и Республиканского конкурса на звание лучшего педагога дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 2009г.

Мир стремительно изменяется. И продолжает бурно развиваться. Образование же продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Но изменились требования, предъявляемые к участникам образовательного процесса: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми знаниями, современный человек должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, оставаясь при этом здоровым и активным. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни, быть информационно-грамотным и обладать информационной культурой, ведя здоровый образ жизни.

Понятие ИКТ–компетентности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать компетентным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных действий, необходимых для их выполнения:

определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;

доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию;

управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;

интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;

оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;

создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;

сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении. [1]

Согласно западным стандартам, информационно культурным считается человек, который в состоянии определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать. Информационно культурный человек способен к дальнейшему обучению в течение всей профессиональной жизни.

Общими для всех участников образовательного процесса, с точки зрения формирования информационной грамотности и культуры, являются знания и умения работать в современном сетевом сообществе:

грамотное использование возможностей электронного журнала и баз данных,

эффективный поиск информации в Интернете,

рациональная организация информационного пространства рабочего места,

этика общения в виртуальном пространстве,

знание экономических, правовых и социальных вопросов связанных с использованием информации.

В современных условиях профессиональный рост педагога не возможен без развития информационной компетентности. Педагогу необходимо осознать, что информационная культура не только часть его профессионального мастерства, но и органичная часть преподаваемого предмета. Информационная культура это не только показатель уровня его профессиональной компетентности, но и условие его конкурентоспособности на рынке образовательных продуктов и услуг.

В популярной литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения. [4]

Увеличение количества технических средств, как в школе, так и в быту привело к росту вредных факторов, влияющих на здоровье.

К сожалению, российская традиция такова, что к своему здоровью мы относимся весьма пренебрежительно, и учителя в этом вопросе не исключение. В подтверждение этой мысли можно привести данные соцопророса студентов, проведенного Комитетом Госдумы по охране здоровья. В списке важнейших ценностей здоровье оказалось на последнем месте. Учитель в школе должен быть примером для своих учеников во всем, в том числе и в бережном отношении к своему собственному здоровью. Школа в тесной связи с семьей должна пропагандировать здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом. Формирование здорового образа жизни должно проходить в первую очередь в школе, причем не только на уроках биологии, химии, ОБЖ, физической культуры, но и во внеурочной и внеклассной деятельности.

Читайте также:  Картотека бесед для младшей группы по зож

Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни школьников с использованием ИКТ заключается в следующем:

Педагоги могут проводить различные тематические беседы о вреде алкоголя, табакокурения, наркомании, токсикомании, используя возможности компьютера и доступ в Интернет: презентации, видео-ролики, фильмы о ЗОЖ, сайты, психологические тренинги, тесты, цифровые образовательные ресурсы.

Организация научной и исследовательской деятельности, социального проектирования, во время декад здоровья, творческих конкурсов, экскурсий, участие в работе школьных «Театров здоровья». Проведение ролевых игр, дискуссий, круглых столов, ток-шоу, конкурсов, спектаклей. Использование возможностей ИКТ — создание презентаций, видеороликов, мультфильмов, рисунков, плакатов, буклетов, сообщений», выпуск классной или школьной газеты на тему «Здоровый образ жизни, заставит учащихся, как минимум — задуматься, как максимум — изменить свой образ жизни. Для этого в школе (классе) постоянно должны проходить различные конкурсы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

В начальной школе можно и нужно чаще проводить физкультминутки, организовывать подвижные игровые перемены. Например, организовать для учащихся средних и старших классов на одной из перемен танцпол с обучением разным стилям танца, а затем устроить конкурс на лучшую пару или исполнителя.

Конечно, необходимо помнить и об организации горячего питания, без чего нельзя сохранить здоровье ребенка. Довольно трудно убедить учеников в необходимости правильного рационального питания. Без помощи родителей просто невозможно. Проектная исследовательская работа, для учащихся, отказывающихся от горячего питания, на тему «Влияние сухомятки на растущий организм» может помочь изменить ситуацию.

Работу по формированию здорового образа жизни у детей вести в тесном взаимодействии с их родителями. Время, проведенное ребенком перед экраном телевизора или компьютера, должны контролировать родители. Некоторые из них не знают санитарных норм: времени работы на ПК в зависимости от возраста ребенка, безопасного расстояния до экрана телевизора или монитора и к каким последствиям приводит их не соблюдение. Рекомендуется работу с родителями проводить одновременно с профилактическими занятиями детей в группах, практиковать проведение совместных занятий родителей с детьми. Например, создание семейных клубов, тем более что элементы такой формы работы уже практикуются на уровне деятельности многих классных руководителей. Кроме того, на здоровье влияет, несомненно, и ситуация в семье. Классный руководитель может во время заметить неблагополучную семейную атмосферу и помочь ребенку, встав на его защиту. Для связи с родителями учитель может использовать электронный журнал «NETschool», сайт «Электронное образование», почтовые серверы, смс-сообщения, скайп.

Профилактика. Проведение диагностики в классе. Чем раньше учитель или родители заметят, что у ребенка есть проблемы: психологические или вредные привычки, тем больше у него шансов справиться с пагубным пристрастием. Исследования показали, что чаще болеют те дети, которые живут в наиболее загрязненных районах города. Именно, классный руководитель должен быть в курсе хронических заболеваний ученика и создать для него, вместе с администрацией школы, оптимальные условия обучения. Для этого можно вести своего рода журнал, созданный в Excel, где отмечать количество пропусков, их причины, заболевания учащихся своего класса, какие профилактические меры требуются, что сделано, результат, а также занятость учащихся во внеурочное время в кружках и секциях в школе и учреждениях дополнительного образования

Важный фактор, влияющий на здоровье школьника, – психологическая атмосфера на уроке. Учитель должен сделать все возможное, чтобы снизить психологическую нагрузку на ребенка. Для этого используют как смену видов учебной деятельности, так и зрительного ряда (экран — доска — учитель — тетрадь). Важно учитывать место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами). Главным становится умение педагога использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.

Собственный пример. Совместные с родителями и учащимися вылазки на природу, посещение секций, спортивных мероприятий.

Лишь тот учитель преуспел,

Кто, поступая правильно,

Однажды понял, что пример

Полезнее, чем правило .

В настоящее время требуется больше уделять внимания здоровью учителя и ученика, помнить об их тесной взаимосвязи и создавать условия для его (здоровья) сохранения и укрепления.

Синдром эмоционального выгорания, к сожалению, весьма распространен среди педагогов, они зачастую страдают не только от сердечно-сосудистых заболеваний, но и от неврологических. Причем, как правило, не обращаются к врачам. В результате снижается интерес работе. Педагоги быстро устают, раздражаются по пустякам, а это сказывается на учениках. Необходимо создать все условия для сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся и профессионального долголетия учителей.

Здоровый образ жизни среди школьников становится популярен. Он должен быть модным и, главное, доступным для жителей нашей страны.

Увеличение числа информационно-грамотных и культурных участников образовательного процесса, в условиях модернизации образования и информатизации педагогической деятельности, несомненно, приведет к повышению результатов обучения учащихся.

Методические рекомендации к протоколам антинаркотических профилактических мероприятий в образовательных учреждениях республики Татарстан. Сборник методических материалов в помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами», Казань 2006г.

Источник

Adblock
detector