ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
статья на тему
Применение мультимедийных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_2015.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .
С целью развития зрительного восприятия и образных представлений у детей с нарушением интеллекта в процессе их обучения и развития применяются современные компьютерные технологии, которые дают возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала.
ИКТ широко используются в коррекционно-педагогическом процессе в работе с детьми с ОВЗ. Это более активно способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, так как позволяет развивать речь, мышление, восприятие и внимание воспитанников.
Проведение комплексных занятий с широким применением презентаций дает возможность обогатить педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Наглядность дидактического материала повышает его усвоение, создает положительную мотивацию, включает все каналы восприятия ребенка: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Одной из главных задач коррекционно-развивающего обучения является активизация речевой и познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта. ИКТ помогает педагогу самостоятельно структурировать лексический материал, исходя из особенностей контингента детей, определять конкретную тему, задачи и выстраивать коррекционное занятие так, чтобы максимально добиваться обучающего эффекта.
В процессе работы с применением мультимедийных презентаций были выделены такие преимущества, как:
— презентации позволяют сделать учебный материал наглядным;
— облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов;
— использование анимации активизирует внимание детей, позволяет передать последовательность схем и рисунков;
— при организации коррекционно-образовательной деятельности презентации могут быть использованы на различных этапах изучения лексической темы;
— процесс обучения выстраивается с учетом психолого-физиологических возможностей детей с ОВЗ;
— стимулируется познавательный интерес к обучению;
— методы обучения (словесный, наглядный и практический) эффективно сочетаются, на любом этапе коррекционного занятия;
— обеспечивается индивидуально-дифференцированный подход к ребенку (использование разноуровневых заданий).
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе не только расширяет возможности обучения в передаче и получении информации, выполнении детьми практических заданий, но и позволяет осуществлять педагогический контроль за реакцией воспитанников, вовремя реагировать на их настроение и изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно с детьми, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-волевой и личностной сферы.
Визуальная насыщенность дидактического материала привлекает детей, способствует его лучшему усвоению и запоминанию, делает занятия яркими и убедительными, так как на них создается обстановка совместной творческой деятельности и доверительного общения педагога с детьми. Сочетание рассказа с демонстрацией слайдов позволяет успешно реализовать принцип пошагового введения тематического материала, с учетом «эффекта новизны». Для лучшего понимания воспитанниками изучаемого материала, большое внимание уделяется его содержанию, актуализации опорных знаний, количеству предъявляемой информации, выбору и включению серии упражнений с постепенным возрастанием уровня сложности.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий является мощным стимулом развития детей со сложной структурой дефекта. Использование презентаций в коррекционно-развивающей работе позволяет увеличить познавательную активность детей, облегчает усвоение программного материала, помогает формированию коммуникативных навыков, создает условия для овладения новым социальным опытом, способствует творческой активности и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Презентация «Организация работы для детей с ОВЗ»
Кузьмина Юлия
Презентация «Организация работы для детей с ОВЗ»
В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания условий для образования и жизнедеятельности лиц с ОВЗ. Исходя из этого, все более активно разрабатываются и внедряются в систему педагогической работы инновационные технологии, позволяющие добиваться более высоких результатов в развитии и обучении детей с ОВЗ.
Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства,в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Включение в работу с детьми ОВЗ нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе — можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно — образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми,имеющими общее недоразвитие речи:
• рисование ватными палочками;
• рисование печатками и различными предметами;
• рисование восковыми мелками и свечой;
• печать по трафарету;
• рисование мятой бумагой;
• аппликация из бумажных шариков;
• рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т. д.);
• кляксография с трубочкой.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
Прикреплённые файлы:
organizacija-raboty-s-detmi-s-ovz_u2ajq.pptx | 794,61 Кб |
Презентация «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ» «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ» Слайд 1 Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования.
Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности Доклад на тему: «Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности» Выполнила: Докучаева.
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ «Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ» До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся.
Презентация «Организация работы в адаптационный период в ДОУ» Организация работы в адаптационный период Выполнила воспитатель : Здорова Марина Геннадьевна МБДОУ детский сад «Ивушка». В доадаптационный.
Организация физкультурно — оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ Что главное в воспитании детей? Ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые.
Организация работы в период летнего отдыха детей дошкольного возраста Организация работы в ДОУ «Ах, лето!» Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического.
Основные аспекты организация работы с семьёй ребенка с ОВЗ Основные аспекты организация работы с семьёй ребенка с ОВЗ Одним из важных направлений в деятельности с дошкольниками с ограниченными.
Презентация «Один день из жизни группы: организация повседневной работы детей по развитию речи» Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время.
Презентация по самообразованию «Организация работы с родителями дошкольного возраста» Самообразование «Организация работы с родителями дошкольного возраста» Воспитатель: Матвеева В. И. Работа начата -.09.2016 г. Предполагается.
Презентация «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования» Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О. Н. «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования».
Источник
Использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ
Компьютер может использоваться с разными целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или способ контроля и оценивания качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения в контексте указанной проблемы являются мультимедийные презентационные технологии.
Электронные презентации, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Например, презентация может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного урока она может помочь актуализировать знания учащихся при повторении и обобщении изученного материала. Презентация может помочь на этапе контроля знаний и умений учащихся, объяснения или проверки домашнего задания. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами. В воспитательной работе мультимедийные технологии предоставляют широкие возможности в организации классных часов и различного рода мероприятий.
Так, Microsoft PowerPoint позволяет непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами.
Можно выделить четыре основные цели презентации в процессе обучения детей с ОВЗ:
Большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все. Как показывает практика, сосредоточившись на достижении конкретных целей, можно быстрее подготовить презентацию. Точно сформулированные цели позволяют искать и отбирать данные, существенные для презентации. Исходя из цели проведения презентации, выделяют следующие типы презентаций:
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации:
· освоение нового материала,
· закрепление изученного материала,
Варианты использования презентаций в работе с учащимися с ОВЗ:
1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала, способствуя фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.
2. Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование физических опытов, построение географических карт), который невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.
3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:
· подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада;
· создание фотоальбомов как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.
4. Совместное изучение источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).
5. Корректировка и тестирование знаний:
· проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или школьной медиатеке, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;
· работа с тестирующими системами и тренажерами.
Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных модальностях и тем самым делают процесс обучения детей с ОВЗ более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти детей значительно дольше.
Кроме сочетания различных видов информации особенностями презентаций являются сжатость, краткость, логичность представленного материала. Слайды презентации могут содержать «опорные конспекты» к урокам, неоспоримыми достоинствами которых являются:
-сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с использованием ассоциации символов и выделением главного;
-наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой дисциплине (разделам, темам).
Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой форме, что имеет достаточно веские основания для существования наряду с полным учебным материалом. Такое представление дает качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на стадии обобщения и систематизации учебного материала.
Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков (т.е. в обычном «книжном» виде, хотя в презентацию могут быть интегрированы и элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и проч.), что особенно актуально при обучении детей с отклонениями в развитии. При этом графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.
Преподавателями активно разрабатываются электронные презентации, включающие:
· виртуальные экскурсии по странам, музеям, памятным местам;
· опорные схемы, таблицы, графики;
· иллюстративно-справочный материал и анимированные модели.
В последнее время на сайтах, посвященных вопросам развития и коррекции детей, имеющих проблемы в обучении, появился новый вид электронных образовательных ресурсов – развивающие мультимедийные игры-презентации. Отличием таких игр от обычных презентаций является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком. Если ребенок выбирает правильный ответ, то программа переходит к слайду «Правильно!» или «Ты молодец!». При неверном ответе на экране появляется слайд «Неверно, подумай еще!» или «Повтори правило!» и т. п. При этом презентация слайдов обратной связи может сопровождаться звуковым сигналом (мелодией или озвученным ответом).
Для создания игр-презентаций, имеющих целью развитие высших психических функций учащихся с ОВЗ, подойдут задания, в которых ребенку предлагается выбрать правильный вариант (или несколько вариантов) ответа на поставленный вопрос. Причем задания и ответы могут быть как в виде текста (отдельных слов, словосочетаний, предложений), так и в виде картинок, схем, геометрических фигур, символов и т. д.
Рассмотрим несколько примеров развивающих упражнений для развития мышления и речи детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возрастов.
Игра «Четвертый лишний». На первом слайде – задание: «Какая картинка лишняя?» («Какое слово лишнее?») и варианты ответов в виде слов или картинок.
В случае верного ответа на экране появляется изображение цветка и надпись «Ты абсолютно прав!» в сопровождении речевого сигнала «Молодец», а ребенку предлагается следующее задание. В случае неправильного выполнения слышится фраза: «Неверно! Подумай еще!» и появляется слайд с изображением грустного персонажа, после чего игра снова возвращает ребенка к этому заданию.
Игра «Аналогии». На первом слайде – задание: «Подбери слово по аналогии». Например:
В зависимости от ответа ребенка программа переходит к слайдам «Правильно!» или «Неправильно».
Игра «Выбери ответ». На первом слайде предлагается вопрос и несколько вариантов ответов в виде текста или картинок, например:
В случае правильного ответа на экране демонстрируется слайд с изображением пляшущего зайца и надписью «Правильно!» в сопровождении жизнерадостной мелодии. После этого программа переходит к следующему заданию. В случае неверного ответа появляется слайд с надписью «Неправильно!» и изображением плачущего крокодила, звуковой сигнал, после чего снова предлагается то же задание.
Игра «Что изменилось?».Ребенку предлагается запомнить ряд символов, слов или картинок. На втором слайде демонстрируются те же изображения с изменениями (например, вместо одного объекта появляется другой, либо один объект исчезает, либо добавляется новый). Приведем пример подоюного задания:
Для того, чтобы самостоятельно сделать игры подобного рода, пользователю достаточно элементарных навыков работы в программе «Microsoft PowerPoint». Ниже мы приводим примерный алгоритм, который поможет овладеть базовыми навыками создания развивающих игр-презентаций.
Источник