Меню

Использование общеразвивающих упражнений для укрепления здоровья

Использование общеразвивающих упражнений для укрепления здоровья

Использование общеразвивающих упражнений в решении задач физического развития и укрепления здоровья.

Четвериков С.В. Зырянова А.Э.

Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» в г. Волгодонске Ростовской области.

347386, г. Волгодонск, Ростовской обл., пр. Мира, 16.

Деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей – это физическая культура. Благодаря ей человек гармонично развивает и сохраняет свое физическое состояние. Физкультура так же, как и интеллектуальное развитие, должна прогрессировать в течение всей жизни человека.

Физическая культура с давних времен была основным показателем развития организма человека и продолжает совершенствоваться в настоящее время. Особенно возросла роль физической культуры из-за урбанизации, ухудшения экологической ситуации и автоматизации труда, способствующей недостаточной активности человека.

Физическая культура является важным средством «воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»[1,стр. 3]. Она способствует повышению активности людей, удовлетворению различных социальных потребности человека, а так же выражается в формах социализации личности через активную, полезную деятельность.

Уровень здоровья и физического развития людей это основные показатели состояния физической культуры в обществе. И об этом мы поговорим поподробнее.

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений[2,стр.582]. Главным признаком здоровья является высокая работоспособность и приспосабливаемость организма к изменениям внешней среды. Человек, который регулярно занимается физической активностью, наименее зависим от внешних факторов, т.к. акклиматизация, наследственность и здравоохранение.

Физическое развитие — это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе всей жизни.

Основы современных антропометрических методов исследования заключаются в изменчивости антропометрических показателей, к которым относятся рост или длинна тела, вес или масса тела и окружности различных частей тела.

Исследуя эти показания можно наглядно и просто оценить физическое развитие человека, используя всего три основных измерения: длину и массу тела, и обхват грудной клетки.

По этим двум категориям можно судить о том, что в нынешнем обществе практически не осталось полностью здоровых людей, поэтому для многих очень остро встает вопрос использование общеразвивающих упражнений. Эти упражнения можно классифицировать по следующим категориям:

1. Строевые упражнения, формируют правильную осанку и обращают внимание учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий. Строевые упражнения делятся на упражнения на развитие таких физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость.

2. Корригирующие упражнения. В них сочетаются движения конечностей и туловища или производятся движения отдельными сегментами тела, в целях исправления или профилактики различных физических изъянов. Наиболее характерно для этих упражнений соответствующее исходное положение, определяющее строгую локализацию воздействия движения и соответствующее сочетание в нем силового напряжения и растягивания. К этой категории относятся упражнения на формирование осанки и укрепления мышц стоп.

3. Игры. Подвижные игры – самый доступный и эффективный метод воздействия на физическую активность ребенка. Благодаря играм повседневные упражнения становится интересными и привлекательными, т.к. в ней используются естественные движения в развлекательной ненавязчивой форме. Главный признак подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря этому они становятся лучшим средством и методом физического развития. Значение подвижных игр не сводится к развитию только физических качеств, так же развиваются многие интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. Игры, имеющие сюжетную форму, в которых есть простор для воображения и артистизма, формируют эстетическое мировосприятие человека. Существует несколько видов подвижных игр: парные (поединки), групповые (с водящим) и командные.

Таким образом, использование общеразвивающих физических упражнений помогают человеку решить проблемы малой физической активности и слабого здоровья. Так же помогают добиваться подлинной гармонии эмоционального и физического самочувствия человека, улучшая не только телосложение, фигуру, движения, но повышая уверенность в себе, укрепляя силу воли, что помогает достичь различных поставленных жизненных целей.

1. Большой советский энциклопедический словарь/ под ред. Прохорова, А.М.; – Изд.: Советская энциклопедия, 1897 – 1600 с.

2. Специальная физическая подготовка, Долматов, А.И; — М.: Москва ЦС Динамо, 1989 – 233 с.

3. Практическая антропология. Учебное пособие, Тегако Л.И., Марфина О.В.; — Изд.: Феникс, 2003 – 320 с.

4. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры/ под ред. проф. Смолевского, В.М.; — М.: ФиС, 1987 – 336 с.

Источник

Общеразвивающие упражнения и их роль в физической культуре

педагогические науки

  • Шангин Владислав Андреевич , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал
  • УКРЕПЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА
  • ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Читайте также:  Президентский грант школа здоровья

Похожие материалы

В настоящее время, когда для человека стал наиболее привычным сидячий образ жизни, необходимость занятий спортом и физической культурой во многом возросла. Физическая культура — сложное явление, которое представляет собой совокупность знаний и ценностей, необходимых для интеллектуального и физического развития человека, позволяет ему вести здоровый образ жизни. Важной составной частью физической культуры, как процесса физического развития и подготовки, является комплекс общеразвивающих упражнений.

Общеразвивающие упражнения — упражнения, развивающие двигательный аппарат человека, его мышечный корсет и гибкость тела, а также в целом способствующие укреплению и оздоровлению организма. Суть упражнений заключается в целенаправленном совершении двигательных действий, с задействованием туловища, рук, ног, а также других различных частей тела. Существует множество комплексов таких упражнений, различающихся по сложности исполнения, по количеству необходимых повторений, а также по задействованию определенных групп мышц и суставов, что позволяет использовать данные упражнения и людям с различными заболеваниями и нарушениями функционирования организма. Как правило, данные упражнения являются относительно несложными, именно поэтому их могут использовать люди без особой физической подготовки, в том числе старики и дети. При систематическом использовании комплекса общеразвивающих упражнений укрепляются и растут не только мышечные волокна, но также укрепляется сердечно-сосудистая система организма, развиваются зоны мозга ответственные за моторику.

На начальном этапе использования общеразвивающих упражнений существует необходимость в их правильной подборке, это связано в основном с различиями физического и умственного развития, а также возрастными особенностями индивида и другими немаловажными факторами. Рекомендуется начинать с относительно несложных упражнений, затем по мере возможностей, увеличивая их сложность, а также количество повторений. Немаловажным является также момент подготовки к проведению упражнений и непосредственно сам процесс активности. Во–первых, важным атрибутом послужит спортивная одежда, которая гарантированно не будет стеснять движения, в отличие от повседневной одежды, а музыка позволит отвлечься от повседневных забот, стать более сосредоточенным и ощутить эмоциональный подъем. Также необходимо правильно подобрать место для выполнения упражнений, лучше если это будет достаточно просторное помещение, в котором будет комфортно и ничто не будет мешать сосредоточиться. Во-вторых, выполняя упражнения, нужно следить за правильностью техники, за дыханием и частотой сердцебиения. В процессе выполнения возможно использование специальных предметов: мяча, гимнастической палки, флажков, обруча и многих других.

Рассмотрим комплекс базовых общеразвивающих упражнений, который способны выполнить люди без особой физической подготовки. Для удобства комплекс был разбит на блоки, каждый из которых позволяет постепенно и систематично задействовать различные группы мышц.

1. Упражнения для разогрева.

Выполнение этих упражнений является важной составляющей комплекса, позволяет улучшить эластичность мышц, расширяет кровеносные сосуды, а также снижает риск травм и растяжений. Время выполнения от 1 до 5 минут, в начале занятия. Ниже представлены упражнения для данного блока:

  • Бег в медленном темпе с высоким подниманием бедер;
  • Бег с захлестом голени назад;
  • Олений бег;
  • Бег в медленном или среднем темпе.

2. Упражнения для шеи. Данные упражнения стоит выполнять с особой осторожностью, т.к. велика вероятность травмы при неправильном исполнении, делать без рывков и резких движений головой.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

  • Наклоны головы в стороны;
  • Вращательные движения головой;
  • Повороты головы вправо и влево.

3. Упражнения для рук.

Исходное положение: ноги на ширине плеч.

  • Вращение руками в плечевых суставах;
  • Вращение руками в плечевых суставах;
  • Вращение кистями рук.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с поднятыми локтями перед собой.

  • Симметричные движения руками в разные стороны, с разведением и сведением лопаток;

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед собой.

  • Рывки руками вниз и вверх поочередно.

4. Упражнения для туловища.

Исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч.

  • Наклоны туловища в стороны;
  • Наклоны туловища назад и вперед, с касанием кистями ступней;
  • Вращательные движения туловищем;

Исходное положение: руки в стороны, ноги на ширине плеч.

  • Наклоны туловища, с поочередным касанием правой и левой ступни руками.

5. Упражнения для ног. Также следует выполнять осторожно, без рывков и резких движений.

Исходное положение: руки на коленях, ноги на ширине плеч.

  • Вращения коленными суставами в разные стороны;

Исходное положение: стоя на одной ноге.

  • Поднести колено не опорной ноги к плечу, задержаться на несколько секунд, затем сменить опорную ногу.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки за голову.

  • Приседания с нагрузкой на всю стопу.

Исходное положение: стоя на одной ноге, рука на опоре.

  • Поочередные махи ногами со сменой опорной руки и ноги.

Исходное положение: руки на поясе.

  • Выпады ногами поочередно вперед с пружинистыми покачиваниями;
  • Прыжки на двух ногах.
Читайте также:  Витамин для здоровья костей

При овладении всеми блоками данного комплекса целесообразно включения еще одного, в котором содержатся упражнения, которые задействуют сразу несколько групп мышц, а также развивают координацию и внимательность человека. Ниже представлены упражнения данного блока:

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.

  • Присед, затем подъем, далее резкое принятие положения упора лежа на руках, затем выход из него с прыжком и хлопком руками в высшей точке.
  • Прыжок с одновременным поднятием рук вверх, затем принятие исходного положения;

Исходное положение: положение упор лежа, стоя на руках:

  • Отжимания от пола. Исходное положение: лежа на спине, поясница плотно прижата к полу, ноги согнуты в коленях.
  • Скручивания туловища, с нагрузкой на мышцы брюшного пресса. Исходное положение: в висе на перекладине, расстояние между руками равно ширине плеч.
  • Подтягивания к перекладине, с сведением и разведением лопаток.

При выполнении всех упражнений комплекса необходимо следить за правильностью дыхания и техникой выполнения упражнений. Это позволит правильно распределить нагрузку и не допустить возникновения травм, а также других негативных последствий. При систематичном и правильном выполнении всего комплекса упражнений гарантированно будет получен положительный эффект, заключающийся в повышении тонуса мышц, улучшения общего настроения, улучшения осанки и т.д.

Список литературы

  1. Гилазиева, С.Р. Терминология общеразвивающих упражнений: учебное пособие / С.Р. Гилазиева, Т.В. Нурматова, М.Р. Валетов; Министерство образования и науки Российской Федерации. — Оренбург: ОГУ, 2015. — 120 с.
  2. Гришина, Ю.И. Общая физическая подготовка: Знать и уметь: учебное пособие / Ю.И. Гришина. — Ростов-н/Д: Феникс, 2010. — 250 с.
  3. Иванков, Ч. Технология физического воспитания в высших учебных заведениях: учебное пособие для студентов вузов / Ч. Иванков, С.А. Литвинов. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. — 304 с.
  4. Физиология движений / под ред. М. А. Алексеева, В. С. Гурфинкеля, П. Г. Костюка и др. — Л.: «Наука» 1976. — 375 с.
  5. Чертов, Н.В. Физическая культура: учебное пособие / Н.В. Чертов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт, Факультет физической культуры и спорта. — Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2012. — 118 с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.
статья по физкультуре

Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.

В период дошкольного детства, особенности возраст от 3 – 7 лет у ребенка закладываются основы здоровья, правильного образа жизни, всесторонней двигательной активности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача которая ложится не только на родителей, но и на образовательное дошкольное учреждение, так как в них дети проводят большую часть дня.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для возрастного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию координированных движений и совершенствованию физических показателей. Помогают развитию гибкости и подвижности в суставах, укреплению мышц, тренируют вестибулярный аппарат.

Очень важно и необходимо родителям и воспитателям уделять особое внимание на достаточные физические нагрузки у дошкольника, т.к. это неотъемлемо способствует развитию не только мышц, но и мозговой активности, а так же воспитанию нравственно-волевых черт личности. Упражнения выполняются на физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики, во время физкультминуток, на детских праздниках.

В зависимости от методической направленности общеразвивающие упражнения делятся:

· на упражнения для развития физических качеств и выносливость;

· упражнения на расслабление;

· упражнения на растяжку;

По выполнению упражнению можно поделить:

· с предметами (мяч, палка, жгут, скакалка );

· на детских снарядах;

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики — общеразвивающие упражнения с основные движения: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, метание, прыжки. Спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и роликах, велосипеде, плавание. Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр, такие как: теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, футбол.

Физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями, а движение, как известно, составляет основу любой детской деятельности, и более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на его физическом состоянии, а именно, может замедлятся рост, снижаться аппетит, снижаться сопротивляемость инфекционным заболеваниям, может приводить к задержке умственного и сенсорного развития ребенка.

Читайте также:  Не могу забеременеть с продукцией сибирского здоровья

Большое внимание уделяется физическим занятиям дошкольников на улице в теплое время года. Естественные силы природы, такие как: солнце, воздух, вода, усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность ребенка.

В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечном свете или в воде (плавание) возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи и расслабления мышц. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм . Солнечные лучи способствуют усвоению витамина Д в организме, что является для ребенка профилактикой рахита.

Физически воспитанные и подготовленные дошкольники становятся здоровыми людьми, физически подготовленными к трудностям и полноценными гражданами в обществе.

Скачать:

Вложение Размер
Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития до 36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.

В период дошкольного детства, особенности возраст от 3 – 7 лет у ребенка закладываются основы здоровья, правильного образа жизни, всесторонней двигательной активности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача которая ложится не только на родителей, но и на образовательное дошкольное учреждение, так как в них дети проводят большую часть дня.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для возрастного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию координированных движений и совершенствованию физических показателей. Помогают развитию гибкости и подвижности в суставах, укреплению мышц, тренируют вестибулярный аппарат.

Очень важно и необходимо родителям и воспитателям уделять особое внимание на достаточные физические нагрузки у дошкольника, т.к. это неотъемлемо способствует развитию не только мышц, но и мозговой активности, а так же воспитанию нравственно-волевых черт личности. Упражнения выполняются на физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики, во время физкультминуток, на детских праздниках.

В зависимости от методической направленности общеразвивающие упражнения делятся:

  • на упражнения для развития физических качеств и выносливость;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на расслабление;
  • упражнения на растяжку;

По выполнению упражнению можно поделить:

  • с предметами (мяч, палка, жгут, скакалка );
  • без предметов;
  • на детских снарядах;

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики — общеразвивающие упражнения с основные движения: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, метание, прыжки. Спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и роликах, велосипеде, плавание. Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр, такие как: теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, футбол.

Физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями, а движение, как известно, составляет основу любой детской деятельности, и более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на его физическом состоянии, а именно, может замедлятся рост, снижаться аппетит, снижаться сопротивляемость инфекционным заболеваниям, может приводить к задержке умственного и сенсорного развития ребенка.

Большое внимание уделяется физическим занятиям дошкольников на улице в теплое время года. Естественные силы природы, такие как: солнце, воздух, вода, усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность ребенка.

В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечном свете или в воде (плавание) возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи и расслабления мышц. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм . Солнечные лучи способствуют усвоению витамина Д в организме, что является для ребенка профилактикой рахита.

Физически воспитанные и подготовленные дошкольники становятся здоровыми людьми, физически подготовленными к трудностям и полноценными гражданами в обществе.

Источник

Adblock
detector