Использование общеразвивающих упражнений для укрепления здоровья
Использование общеразвивающих упражнений в решении задач физического развития и укрепления здоровья.
Четвериков С.В. Зырянова А.Э.
Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» в г. Волгодонске Ростовской области.
347386, г. Волгодонск, Ростовской обл., пр. Мира, 16.
Деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей – это физическая культура. Благодаря ей человек гармонично развивает и сохраняет свое физическое состояние. Физкультура так же, как и интеллектуальное развитие, должна прогрессировать в течение всей жизни человека.
Физическая культура с давних времен была основным показателем развития организма человека и продолжает совершенствоваться в настоящее время. Особенно возросла роль физической культуры из-за урбанизации, ухудшения экологической ситуации и автоматизации труда, способствующей недостаточной активности человека.
Физическая культура является важным средством «воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»[1,стр. 3]. Она способствует повышению активности людей, удовлетворению различных социальных потребности человека, а так же выражается в формах социализации личности через активную, полезную деятельность.
Уровень здоровья и физического развития людей это основные показатели состояния физической культуры в обществе. И об этом мы поговорим поподробнее.
Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений[2,стр.582]. Главным признаком здоровья является высокая работоспособность и приспосабливаемость организма к изменениям внешней среды. Человек, который регулярно занимается физической активностью, наименее зависим от внешних факторов, т.к. акклиматизация, наследственность и здравоохранение.
Физическое развитие — это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе всей жизни.
Основы современных антропометрических методов исследования заключаются в изменчивости антропометрических показателей, к которым относятся рост или длинна тела, вес или масса тела и окружности различных частей тела.
Исследуя эти показания можно наглядно и просто оценить физическое развитие человека, используя всего три основных измерения: длину и массу тела, и обхват грудной клетки.
По этим двум категориям можно судить о том, что в нынешнем обществе практически не осталось полностью здоровых людей, поэтому для многих очень остро встает вопрос использование общеразвивающих упражнений. Эти упражнения можно классифицировать по следующим категориям:
1. Строевые упражнения, формируют правильную осанку и обращают внимание учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий. Строевые упражнения делятся на упражнения на развитие таких физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость.
2. Корригирующие упражнения. В них сочетаются движения конечностей и туловища или производятся движения отдельными сегментами тела, в целях исправления или профилактики различных физических изъянов. Наиболее характерно для этих упражнений соответствующее исходное положение, определяющее строгую локализацию воздействия движения и соответствующее сочетание в нем силового напряжения и растягивания. К этой категории относятся упражнения на формирование осанки и укрепления мышц стоп.
3. Игры. Подвижные игры – самый доступный и эффективный метод воздействия на физическую активность ребенка. Благодаря играм повседневные упражнения становится интересными и привлекательными, т.к. в ней используются естественные движения в развлекательной ненавязчивой форме. Главный признак подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря этому они становятся лучшим средством и методом физического развития. Значение подвижных игр не сводится к развитию только физических качеств, так же развиваются многие интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. Игры, имеющие сюжетную форму, в которых есть простор для воображения и артистизма, формируют эстетическое мировосприятие человека. Существует несколько видов подвижных игр: парные (поединки), групповые (с водящим) и командные.
Таким образом, использование общеразвивающих физических упражнений помогают человеку решить проблемы малой физической активности и слабого здоровья. Так же помогают добиваться подлинной гармонии эмоционального и физического самочувствия человека, улучшая не только телосложение, фигуру, движения, но повышая уверенность в себе, укрепляя силу воли, что помогает достичь различных поставленных жизненных целей.
1. Большой советский энциклопедический словарь/ под ред. Прохорова, А.М.; – Изд.: Советская энциклопедия, 1897 – 1600 с.
2. Специальная физическая подготовка, Долматов, А.И; — М.: Москва ЦС Динамо, 1989 – 233 с.
3. Практическая антропология. Учебное пособие, Тегако Л.И., Марфина О.В.; — Изд.: Феникс, 2003 – 320 с.
4. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры/ под ред. проф. Смолевского, В.М.; — М.: ФиС, 1987 – 336 с.
Источник
Общеразвивающие упражнения и их роль в физической культуре
педагогические науки
- Шангин Владислав Андреевич , бакалавр, студент
- Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал
- УКРЕПЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА
- ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Похожие материалы
В настоящее время, когда для человека стал наиболее привычным сидячий образ жизни, необходимость занятий спортом и физической культурой во многом возросла. Физическая культура — сложное явление, которое представляет собой совокупность знаний и ценностей, необходимых для интеллектуального и физического развития человека, позволяет ему вести здоровый образ жизни. Важной составной частью физической культуры, как процесса физического развития и подготовки, является комплекс общеразвивающих упражнений.
Общеразвивающие упражнения — упражнения, развивающие двигательный аппарат человека, его мышечный корсет и гибкость тела, а также в целом способствующие укреплению и оздоровлению организма. Суть упражнений заключается в целенаправленном совершении двигательных действий, с задействованием туловища, рук, ног, а также других различных частей тела. Существует множество комплексов таких упражнений, различающихся по сложности исполнения, по количеству необходимых повторений, а также по задействованию определенных групп мышц и суставов, что позволяет использовать данные упражнения и людям с различными заболеваниями и нарушениями функционирования организма. Как правило, данные упражнения являются относительно несложными, именно поэтому их могут использовать люди без особой физической подготовки, в том числе старики и дети. При систематическом использовании комплекса общеразвивающих упражнений укрепляются и растут не только мышечные волокна, но также укрепляется сердечно-сосудистая система организма, развиваются зоны мозга ответственные за моторику.
На начальном этапе использования общеразвивающих упражнений существует необходимость в их правильной подборке, это связано в основном с различиями физического и умственного развития, а также возрастными особенностями индивида и другими немаловажными факторами. Рекомендуется начинать с относительно несложных упражнений, затем по мере возможностей, увеличивая их сложность, а также количество повторений. Немаловажным является также момент подготовки к проведению упражнений и непосредственно сам процесс активности. Во–первых, важным атрибутом послужит спортивная одежда, которая гарантированно не будет стеснять движения, в отличие от повседневной одежды, а музыка позволит отвлечься от повседневных забот, стать более сосредоточенным и ощутить эмоциональный подъем. Также необходимо правильно подобрать место для выполнения упражнений, лучше если это будет достаточно просторное помещение, в котором будет комфортно и ничто не будет мешать сосредоточиться. Во-вторых, выполняя упражнения, нужно следить за правильностью техники, за дыханием и частотой сердцебиения. В процессе выполнения возможно использование специальных предметов: мяча, гимнастической палки, флажков, обруча и многих других.
Рассмотрим комплекс базовых общеразвивающих упражнений, который способны выполнить люди без особой физической подготовки. Для удобства комплекс был разбит на блоки, каждый из которых позволяет постепенно и систематично задействовать различные группы мышц.
1. Упражнения для разогрева.
Выполнение этих упражнений является важной составляющей комплекса, позволяет улучшить эластичность мышц, расширяет кровеносные сосуды, а также снижает риск травм и растяжений. Время выполнения от 1 до 5 минут, в начале занятия. Ниже представлены упражнения для данного блока:
- Бег в медленном темпе с высоким подниманием бедер;
- Бег с захлестом голени назад;
- Олений бег;
- Бег в медленном или среднем темпе.
2. Упражнения для шеи. Данные упражнения стоит выполнять с особой осторожностью, т.к. велика вероятность травмы при неправильном исполнении, делать без рывков и резких движений головой.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
- Наклоны головы в стороны;
- Вращательные движения головой;
- Повороты головы вправо и влево.
3. Упражнения для рук.
Исходное положение: ноги на ширине плеч.
- Вращение руками в плечевых суставах;
- Вращение руками в плечевых суставах;
- Вращение кистями рук.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с поднятыми локтями перед собой.
- Симметричные движения руками в разные стороны, с разведением и сведением лопаток;
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки перед собой.
- Рывки руками вниз и вверх поочередно.
4. Упражнения для туловища.
Исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч.
- Наклоны туловища в стороны;
- Наклоны туловища назад и вперед, с касанием кистями ступней;
- Вращательные движения туловищем;
Исходное положение: руки в стороны, ноги на ширине плеч.
- Наклоны туловища, с поочередным касанием правой и левой ступни руками.
5. Упражнения для ног. Также следует выполнять осторожно, без рывков и резких движений.
Исходное положение: руки на коленях, ноги на ширине плеч.
- Вращения коленными суставами в разные стороны;
Исходное положение: стоя на одной ноге.
- Поднести колено не опорной ноги к плечу, задержаться на несколько секунд, затем сменить опорную ногу.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки за голову.
- Приседания с нагрузкой на всю стопу.
Исходное положение: стоя на одной ноге, рука на опоре.
- Поочередные махи ногами со сменой опорной руки и ноги.
Исходное положение: руки на поясе.
- Выпады ногами поочередно вперед с пружинистыми покачиваниями;
- Прыжки на двух ногах.
При овладении всеми блоками данного комплекса целесообразно включения еще одного, в котором содержатся упражнения, которые задействуют сразу несколько групп мышц, а также развивают координацию и внимательность человека. Ниже представлены упражнения данного блока:
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.
- Присед, затем подъем, далее резкое принятие положения упора лежа на руках, затем выход из него с прыжком и хлопком руками в высшей точке.
- Прыжок с одновременным поднятием рук вверх, затем принятие исходного положения;
Исходное положение: положение упор лежа, стоя на руках:
- Отжимания от пола. Исходное положение: лежа на спине, поясница плотно прижата к полу, ноги согнуты в коленях.
- Скручивания туловища, с нагрузкой на мышцы брюшного пресса. Исходное положение: в висе на перекладине, расстояние между руками равно ширине плеч.
- Подтягивания к перекладине, с сведением и разведением лопаток.
При выполнении всех упражнений комплекса необходимо следить за правильностью дыхания и техникой выполнения упражнений. Это позволит правильно распределить нагрузку и не допустить возникновения травм, а также других негативных последствий. При систематичном и правильном выполнении всего комплекса упражнений гарантированно будет получен положительный эффект, заключающийся в повышении тонуса мышц, улучшения общего настроения, улучшения осанки и т.д.
Список литературы
- Гилазиева, С.Р. Терминология общеразвивающих упражнений: учебное пособие / С.Р. Гилазиева, Т.В. Нурматова, М.Р. Валетов; Министерство образования и науки Российской Федерации. — Оренбург: ОГУ, 2015. — 120 с.
- Гришина, Ю.И. Общая физическая подготовка: Знать и уметь: учебное пособие / Ю.И. Гришина. — Ростов-н/Д: Феникс, 2010. — 250 с.
- Иванков, Ч. Технология физического воспитания в высших учебных заведениях: учебное пособие для студентов вузов / Ч. Иванков, С.А. Литвинов. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. — 304 с.
- Физиология движений / под ред. М. А. Алексеева, В. С. Гурфинкеля, П. Г. Костюка и др. — Л.: «Наука» 1976. — 375 с.
- Чертов, Н.В. Физическая культура: учебное пособие / Н.В. Чертов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт, Факультет физической культуры и спорта. — Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2012. — 118 с.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.
статья по физкультуре
Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.
В период дошкольного детства, особенности возраст от 3 – 7 лет у ребенка закладываются основы здоровья, правильного образа жизни, всесторонней двигательной активности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача которая ложится не только на родителей, но и на образовательное дошкольное учреждение, так как в них дети проводят большую часть дня.
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для возрастного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма.
Общеразвивающие упражнения способствуют развитию координированных движений и совершенствованию физических показателей. Помогают развитию гибкости и подвижности в суставах, укреплению мышц, тренируют вестибулярный аппарат.
Очень важно и необходимо родителям и воспитателям уделять особое внимание на достаточные физические нагрузки у дошкольника, т.к. это неотъемлемо способствует развитию не только мышц, но и мозговой активности, а так же воспитанию нравственно-волевых черт личности. Упражнения выполняются на физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики, во время физкультминуток, на детских праздниках.
В зависимости от методической направленности общеразвивающие упражнения делятся:
· на упражнения для развития физических качеств и выносливость;
· упражнения на расслабление;
· упражнения на растяжку;
По выполнению упражнению можно поделить:
· с предметами (мяч, палка, жгут, скакалка );
· на детских снарядах;
У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики — общеразвивающие упражнения с основные движения: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, метание, прыжки. Спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и роликах, велосипеде, плавание. Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр, такие как: теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, футбол.
Физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями, а движение, как известно, составляет основу любой детской деятельности, и более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на его физическом состоянии, а именно, может замедлятся рост, снижаться аппетит, снижаться сопротивляемость инфекционным заболеваниям, может приводить к задержке умственного и сенсорного развития ребенка.
Большое внимание уделяется физическим занятиям дошкольников на улице в теплое время года. Естественные силы природы, такие как: солнце, воздух, вода, усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность ребенка.
В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечном свете или в воде (плавание) возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи и расслабления мышц. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм . Солнечные лучи способствуют усвоению витамина Д в организме, что является для ребенка профилактикой рахита.
Физически воспитанные и подготовленные дошкольники становятся здоровыми людьми, физически подготовленными к трудностям и полноценными гражданами в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития до | 36.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.
В период дошкольного детства, особенности возраст от 3 – 7 лет у ребенка закладываются основы здоровья, правильного образа жизни, всесторонней двигательной активности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача которая ложится не только на родителей, но и на образовательное дошкольное учреждение, так как в них дети проводят большую часть дня.
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для возрастного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма.
Общеразвивающие упражнения способствуют развитию координированных движений и совершенствованию физических показателей. Помогают развитию гибкости и подвижности в суставах, укреплению мышц, тренируют вестибулярный аппарат.
Очень важно и необходимо родителям и воспитателям уделять особое внимание на достаточные физические нагрузки у дошкольника, т.к. это неотъемлемо способствует развитию не только мышц, но и мозговой активности, а так же воспитанию нравственно-волевых черт личности. Упражнения выполняются на физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики, во время физкультминуток, на детских праздниках.
В зависимости от методической направленности общеразвивающие упражнения делятся:
- на упражнения для развития физических качеств и выносливость;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на расслабление;
- упражнения на растяжку;
По выполнению упражнению можно поделить:
- с предметами (мяч, палка, жгут, скакалка );
- без предметов;
- на детских снарядах;
У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики — общеразвивающие упражнения с основные движения: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, метание, прыжки. Спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и роликах, велосипеде, плавание. Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр, такие как: теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, футбол.
Физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями, а движение, как известно, составляет основу любой детской деятельности, и более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на его физическом состоянии, а именно, может замедлятся рост, снижаться аппетит, снижаться сопротивляемость инфекционным заболеваниям, может приводить к задержке умственного и сенсорного развития ребенка.
Большое внимание уделяется физическим занятиям дошкольников на улице в теплое время года. Естественные силы природы, такие как: солнце, воздух, вода, усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность ребенка.
В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечном свете или в воде (плавание) возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи и расслабления мышц. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм . Солнечные лучи способствуют усвоению витамина Д в организме, что является для ребенка профилактикой рахита.
Физически воспитанные и подготовленные дошкольники становятся здоровыми людьми, физически подготовленными к трудностям и полноценными гражданами в обществе.
Источник