Меню

Использование физических упражнений для укрепления здоровья детей

Укрепление здоровья детей в занятиях по физическому развитию (из опыта работы)

Людмила Жандарова
Укрепление здоровья детей в занятиях по физическому развитию (из опыта работы)

В словаре С. И. Ожегова «Здоровье – это Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что «здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие».

Укрепление здоровьяможно осуществлять двумя путями:

– сокращать потери здоровья (устранив причины чрезмерного расходования здоровья);

– путем накопления резервов за счет активизации механизмов адаптации.

Адаптация – это развитие новых биологических свойств организма, вида, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.

Факторы,влияющие на адаптацию:

– внешние – экзогенные (быт, работа);

– внутренние – эндогенные (возраст, пол).

По данным известных отечественных ученых Ю. П. Лисицына, Ю. М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов «…образ жизни формирует здоровье и занимает 50 – 55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения» .

Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает многообразие взаимосвязанных функциональных систем, формирующих организм человека и связей человека с природой.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМИ, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу. Поэтому, в настоящее время одной из приоритетных и актуальных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Анализируя состояние здоровья и физического развития детей МАДОУ выявлено:

Основная масса детей имеет вторую группу здоровья, а это значит, что они имеют какие – либо отклонения в здоровье;

Повысилась заболеваемость детей, особенно инфекционная;

Не достаточно развиты физически дети.

На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель:

Создать систему физкультурных оздоровительных занятий с точки зрения форм организации в соответствии с возрастом детей и изучить влияние данной системы на заболеваемость и развитие физических качеств (силы, быстроты).

1. Разработать систему мотивации детей к занятиям физической культурой. Для этого мы разработали специально ориентированную систему мер, методов и методических приемов, применяемых инструктором по ФИЗО; широкое использование естественных факторов природы; гигиенический уход, четко организованные занятия по физ. развитию, наличие благоприятных условий для разных движений;

2. Способствовать формированию на доступном уровне необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры.

3. Развивать у детей двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

4. Укреплять мышечный корсет.

5. Развивать все группы мышц.

6. Формировать правильную осанку.

Созданная система оздоровительных занятийучитывает следующие принципы:

1. Принцип целенаправленности.

2. Принцип гуманизации в физическом развитии.

3. Принцип связи видов детской деятельности и физического воспитания. Принцип системности.

4. Принцип индивидуальности (адекватность возрасту и уровню его физического развития).

5. Учет биоритмологических факторов, влияние сезона года.

Специфика системы занятий

Развитие физических качеств и способностей осуществляется на основе как основных дидактических (доступность и индивидуализация, систематичность и постоянность повышения требований, так и физиологических принципов:

физические упражнения для детей преимущественно динамического характера и направлены на развитие крупных групп мышц;

равномерно распределяется нагрузка на верхний плечевой пояс, туловище и ноги;

объем и интенсивность мышечной нагрузки увеличивается постепенно при строгом контроле за самочувствием детей.

Построенная система занятий учитывает:

– способы проведения занятий;

– возраст детей (в ср. гр. – преобладание сюжетных занятий, в ст. гр. – классических и тренировочных);

– индивидуальные особенности воспитанников отражаются на характере двигательной активности и, соответственно, на состоянии соматического здоровья детей (пол, возраст, сезон года, физическое развитие, состояние плоскостопия и. т. д.).

Читайте также:  Школа здоровья при пролежнях

Составленный перспективный план реализовывался постоянно, целенаправленно во всех возрастных группах. Сложностей в обучении детей ЗСТ, ОРУ, ОВД в процессе деятельности не возникало.

Для реализации цели и задач работы мы спланировали следующие направления работы:

1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей физическому развитию воспитанников;

2. Организация оптимального двигательного режима;

3. Работа с семьей по данной проблеме.

Задачи оздоровления детского организма решаются через систему мероприятий по оздоровлению детей, которая создана на основании системы Маханевой. Основным отличием нашей системы от системы Маханевой является то, что в основу физических упражнений, закаливания и режима жизнедеятельности детей заложены элементы здоровьесберегающих технологий: самомассаж, растяжки, элементы гимнастики мозга. Они рекомендованы Центром здоровьесберегающих педагогических технологий ННГАСУ.Авторы: И. К. Шилкова, Ф. И. Молостова, Н. А. Репина, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова.

Оздоровительные средства в занятиях по физ. развитию:

II. Физические упражнения

III. Физические упражнения, способствующие развитию физических качеств двигательных способностей

IV. Физические упражнения, способствующие психическому развития

VI. Упражнения на фитомячах – снятие нагрузки с позвоночника. Упражнения на полусферах – развитие вестибулярного аппарата. Сбалансированная работа правого и левого полушарий головного мозга, формируется и развивается зрительная, слуховая система.

VII. Дыхательные упражнения

VIII. Гимнастика мозга

На сегодняшний день эти элементы в системе введены в систему занятий по физ. развитию, в дыхательную, утреннюю гимнастику, а также в другие виды деятельности. Воспитатели, медсестра заметили, что применение этих технологий активизирует детей, снижает заболеваемость, формирует произвольность по отношению к собственному здоровью.

Системность применения этих технологий доказывает то, что дети самостоятельно стали применять их в затруднительных ситуациях (заложен нос – надо воздействовать на точки у крыльев носа, забыл что-то сделать – самомассаж ушей с развертыванием ушных раковин – из беседы с детьми и родителями).

Результатами проделанной работы, на наш взгляд,стали:

Повысился интерес детей к двигательной деятельности.

Развились физические качества детей, особенно быстрота и сила.

Укрепился мышечный корсет детей.

Снизилась простудная заболеваемость, повысилось число детей с нормой иммунитета.

Повысилась заинтересованность родителей процессом физического развития и оздоровления детей.

Разработанный перспективный план оздоровительных занятий соответствует возрастным особенностям, физическим возможностям детей. Содержание занятий и цели обучения соответствуют ООП, ФГОС ДО, образовательной области «Физическое развитие» и комплексно – тематическому плану МАДОУ, а также санитарно-гигиеническим требованиям к проведению организованной деятельности.

Эту систему можно использовать с пользой в детских садах.

Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод, что реализация данного перспективного плана не только развивает физические качества, но и улучшает здоровье детей.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию на 2 четверть в 5 классе для детей с ОВЗ Раздел: «Что такое экологически чистые продукты»Тема занятия: Пирамида питания. Содержание деятельности: 1. Просмотр презентации «Пирамида.

Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию на 3 четверть в 5 классе для детей с ОВЗ Раздел: «Красота и здоровье» Тема занятия: Движение частей тела. Содержание деятельности: 1. Ответы на вопросы «Что я знаю о себе». 2. Беседа.

Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию в 5 классе 4 четверть Раздел: «Курить и пить здоровью вредить» Тема занятия: Посеешь привычку – пожнёшь характер. Содержание деятельности: 1. Беседа.

Читайте также:  Можно ли клясться здоровьем своими

Календарно-тематическое планирование по охране здоровья и физическому развитию в 5 классе для детей с ОВЗ на 1 четверть Раздел: «Режим дня и мое настроение»Тема занятия: Режим дня. Содержание деятельности: 1. Отгадывание загадки про часы. 2. Беседа о режиме.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию» Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию» (сентябрь-ноябрь 2018) музыкального.

Сохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.

Источник

Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.
статья по физкультуре

Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.

В период дошкольного детства, особенности возраст от 3 – 7 лет у ребенка закладываются основы здоровья, правильного образа жизни, всесторонней двигательной активности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача которая ложится не только на родителей, но и на образовательное дошкольное учреждение, так как в них дети проводят большую часть дня.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для возрастного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию координированных движений и совершенствованию физических показателей. Помогают развитию гибкости и подвижности в суставах, укреплению мышц, тренируют вестибулярный аппарат.

Очень важно и необходимо родителям и воспитателям уделять особое внимание на достаточные физические нагрузки у дошкольника, т.к. это неотъемлемо способствует развитию не только мышц, но и мозговой активности, а так же воспитанию нравственно-волевых черт личности. Упражнения выполняются на физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики, во время физкультминуток, на детских праздниках.

В зависимости от методической направленности общеразвивающие упражнения делятся:

· на упражнения для развития физических качеств и выносливость;

· упражнения на расслабление;

· упражнения на растяжку;

По выполнению упражнению можно поделить:

· с предметами (мяч, палка, жгут, скакалка );

· на детских снарядах;

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики — общеразвивающие упражнения с основные движения: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, метание, прыжки. Спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и роликах, велосипеде, плавание. Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр, такие как: теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, футбол.

Физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями, а движение, как известно, составляет основу любой детской деятельности, и более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на его физическом состоянии, а именно, может замедлятся рост, снижаться аппетит, снижаться сопротивляемость инфекционным заболеваниям, может приводить к задержке умственного и сенсорного развития ребенка.

Большое внимание уделяется физическим занятиям дошкольников на улице в теплое время года. Естественные силы природы, такие как: солнце, воздух, вода, усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность ребенка.

В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечном свете или в воде (плавание) возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи и расслабления мышц. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм . Солнечные лучи способствуют усвоению витамина Д в организме, что является для ребенка профилактикой рахита.

Читайте также:  Оказывает негативное влияние здоровье человека психическое физическое

Физически воспитанные и подготовленные дошкольники становятся здоровыми людьми, физически подготовленными к трудностям и полноценными гражданами в обществе.

Скачать:

Вложение Размер
Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития до 36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.

В период дошкольного детства, особенности возраст от 3 – 7 лет у ребенка закладываются основы здоровья, правильного образа жизни, всесторонней двигательной активности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача которая ложится не только на родителей, но и на образовательное дошкольное учреждение, так как в них дети проводят большую часть дня.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для возрастного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию координированных движений и совершенствованию физических показателей. Помогают развитию гибкости и подвижности в суставах, укреплению мышц, тренируют вестибулярный аппарат.

Очень важно и необходимо родителям и воспитателям уделять особое внимание на достаточные физические нагрузки у дошкольника, т.к. это неотъемлемо способствует развитию не только мышц, но и мозговой активности, а так же воспитанию нравственно-волевых черт личности. Упражнения выполняются на физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики, во время физкультминуток, на детских праздниках.

В зависимости от методической направленности общеразвивающие упражнения делятся:

  • на упражнения для развития физических качеств и выносливость;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на расслабление;
  • упражнения на растяжку;

По выполнению упражнению можно поделить:

  • с предметами (мяч, палка, жгут, скакалка );
  • без предметов;
  • на детских снарядах;

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики — общеразвивающие упражнения с основные движения: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, метание, прыжки. Спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и роликах, велосипеде, плавание. Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр, такие как: теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, футбол.

Физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями, а движение, как известно, составляет основу любой детской деятельности, и более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на его физическом состоянии, а именно, может замедлятся рост, снижаться аппетит, снижаться сопротивляемость инфекционным заболеваниям, может приводить к задержке умственного и сенсорного развития ребенка.

Большое внимание уделяется физическим занятиям дошкольников на улице в теплое время года. Естественные силы природы, такие как: солнце, воздух, вода, усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность ребенка.

В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечном свете или в воде (плавание) возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи и расслабления мышц. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм . Солнечные лучи способствуют усвоению витамина Д в организме, что является для ребенка профилактикой рахита.

Физически воспитанные и подготовленные дошкольники становятся здоровыми людьми, физически подготовленными к трудностям и полноценными гражданами в обществе.

Источник

Adblock
detector