Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников
Иляна Коробейникова
Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.
По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%).
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Психологическое здоровье является интегральной характеристикой здоровья, отражает неразделимость телесного и психического в человеке и характеризует личность в целом
Одним из факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, является двигательной активности. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
Другим фактором психологического здоровья является его психическая составляющая Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Одним из приоритетных направлений в деятельности детского сада является оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического и психического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании,в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровлениявыступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2015г. в д/с была организована «Тропа здоровья«.
Целью организации «Тропы здоровья»является: сохранения и укрепления психического и физ здоровья детей:
Основными задачами организации «Тропы здоровья«являются:
• улучшить координацию движений;
• улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;
• повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
приобщить детей к здоровому образу жизни;
• улучшить эмоционально-психическое состояния детей;
• обучить приемам саморасслабления, снятия мышечного напряжения;
• освоение позитивных форм поведения и отношения к себе и окружающим;
• развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
На первом этапе исследовав проблему выдвинули гипотеу…., определили цели и задачи
На втором этапе разработали план работы по организации «тропы здоровья».
«Тропа здоровья» проложена по территории двух не используемых прогулочных участков и спортивной площадке. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на территории детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.
Маршрут тропы здоровья состоит из 8 станций, каждая из которых включает в себя несколько объектов.
Существующая структура (разделение на “станции”) позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей. Одновременно на “Тропе здоровья” могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу.
Преимущество нашей концепции построения “Тропы здоровья” в том, что она позволила всем участникам здоровьесберегающего процесса и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать уже имеющееся на территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование.
Тропа здоровья предназначена:
•для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
• для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
• для решения задачи закаливания дошкольников;
• для развития их сенсорных способностей;
• для саморасслабления, снятия мышечного напряжения;
Требования, предъявляемые к снарядам для “Тропы здоровья”:
Спортивные снаряды сделаны из оструганных бревен и металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек шведских стенок, рукоходов, дугообразных металлических мостиков, модулей для подлезания и преодоления препятствий углублены и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.
Все снаряды, установленные на “Тропе здоровья”, максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т. д.
На третьем этапе нами представлены следующие результаты деятельности
• Подготовлена презентации для родителей.
• Подобраны методические материалы для педагогов по использованию объектов тропы в работе с детьми: комплексы различных гимнастик, игровых массажей, КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ, коммуникативных игр, ИГР направленных на развитие произвольности, релаксационные упражнения, терапевтические сказки.
Основным результатом проделанной нами работы стала игра-путешествие по детскому саду и его территории где каждая группа поэтапно путешествовала по всем станциям тропы здоровья
Использование системы здоровьесберегающих мероприятий в целях сохранения и укрепления здоровья детей I. Введение. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Что такое здоровье?.
Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Наш детский сад активно работает по сохранению и укреплению здоровья детей. Ведь здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается.
Консультация «Лето-благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Организация взаимодействия с семьёй по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей ФГОС У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной.
Пальчиковые игры как средство сохранения и укрепления здоровья воспитанников Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей.
Успешная адаптация как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста Вопрос выбора детского сада. Не так важно, насколько «элитным» будет садик, как то, к какому воспитателю попадет Ваш ребенок. Узнайте, по.
Организация взаимодействия с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей Выступление на педсовете ДОУСлайд 1. Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад по теме «Организация взаимодействия с семьей по.
Выступление на районном семинаре «Город здоровья как целенаправленная система сохранения и укрепления здоровья в семье» Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, формирует комфорт ребенка, навыки.
Экологическая тропа как средство укрепления физического и психического здоровья детей Экологическая тропа как средство укрепления физического и психического здоровья детей. Среди важных задач предлагаемых Стандартом ФГОС.
Здоровьесберегающие технологии как средство укрепления физического и психического здоровья детей старших дошкольников 3. Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, М. В. Ломоносов, и др., психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и др., ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев,.
Источник
Тропа здоровья в детском саду
Наталия Ненашева
Тропа здоровья в детском саду
Тропа здоровья в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 муниципального образования Усть — Лабинский район
Тропа здоровья
Ненашева Наталия Васильевна инструктор по физкультуре
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.
По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровьядошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%).
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Приоритетными направлениями в деятельности МБОУ №35 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.
В ОУ создана необходимая материально — техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, спортивная площадка, групповые площадки.
Деятельность ОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно — правовых документов федерального, регионального,муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами. Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании,в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровлениявыступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2016–2017г. в МДОУ№35 была организована «Тропа здоровья«.
«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.
Целью организации «Тропы здоровья»является: организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.
Основными задачами организации «Тропы здоровья«являются:
• улучшить координацию движений;
• улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;
• повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
• улучшить эмоционально-психическое состояния детей;
• приобщить детей к здоровому образу жизни.
Администрацией МБДОУ были разработаны следующие документы: приказ об организации функционирования «Тропы здоровья» в летний период (приложение 1, инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья» (приложение 2).
Организация «Тропы здоровья«.
Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья, мною была создана на участке детского сада «Тропа здоровья». Создание «Тропы здоровья» позволило проводить с детьми оздоровительную работу, а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье.
«Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли — не ниже 20С-22 С, и заканчивает свою работу во второй половине сентября. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе.
«Тропа здоровья» длиной 28м и шириной от 1,5м делится на участки от 1м до 1,5м,которые имеют разное покрытие: большая часть поверхности «Тропы здоровья»представляет собой: травяной покров; песчаную поверхность; короба с галькой, бутовым камнем, еловыми шишками; вкопанными деревянными пеньками
«Тропа здоровья» расположена в юго-западной части территории МДОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, одновременно хорошо освещается солнцем. На территории «Тропы здоровья» дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.
Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:
• ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;
• хождение босиком по траве;
• принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;
• принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;
• выполнение упражнений на осанку;
СХЕМА «ТРОПЫ ЗДОРОВЬЯ»
На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.
На «Тропе здоровья«используется различное оборудование: балансир для равновесия, скамейки, дуги для подлезания, рукоход, турники для разного возраста, лестница для лазанья, мишени для метания, подвесная лестница — это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей; игровое (пеньки, мостик, брёвна) – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы, цветы). Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.
Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня.На ней дети выполняют следующие упражнения:
•упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; «Утиная ходьба» (ходьба в полуприсяде); «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра); «Конькобежец» (ходьба со скользящим движением ног);
• упражнения с оборудованием, предметами,различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки); захват предметов стопами ног.
Планируется «Тропу здоровья» использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в «Зоне отдыха»,размещаются полезные материалы для взрослых: «Если у ребенка плоскостопие», «Какие упражнения нужны Вашему ребенку», «Мама и папа, поиграйте со мной». Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на «Тропе здоровья«,выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:
— посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;
— вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
— сделать несколько дыхательных упражнений;
— походить босиком по песку, траве;
— покатать шишки ступнями ног;
— полюбоваться красотой цветущих растений;
— просмотреть памятки и листовки.
Убеждаю воспитанников в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь. Не просто учу детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения, а воспитываю у каждого из них потребность в движении, приобщая к здоровому образу жизни.
Обеспечение медицинского сопровождения функционирования
“Тропы здоровья”
Организация здоровьесберегающего режима на “ Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Старшая медицинская сестра систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на «Тропе здоровья» в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяет санитарное состояние “Тропы здоровья”, делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья”. Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “ Тропе здоровья” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.
Система оздоровительной работы и её результативность
На наш взгляд в нашем ОУ сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на “ Тропе здоровья” в летний период,включающая в себя следующие факторы:
• эколого-гигиенические и закаливающие факторы
• средства физического и музыкального воспитания
Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:
• снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
• положительной динамики росто-весовых показателей;
• формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
• улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.
• Оздоровительная деятельность на “ Тропе здоровья”продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры.
День здоровья в детском саду Программное содержание: Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее. Укреплять физическое.
Неделя здоровья в детском саду «Неделя здоровья» в детском саду» Физическое воспитание для ребенка крайне важно, ведь именно в детстве закладывается база для полноценного.
День здоровья в детском саду (фотоотчёт) 18 ноября в МОУ «Мордвесский центр образования имени В. Ф. Романова» структурное подразделение детский сад прошёл праздник посвящённый Дню.
День здоровья в детском саду «Физическое воспитание — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость». Здоровье великая ценность каждого человека. Вырастить.
Фото — отчёт «Тропа здоровья!» Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в детском саду. Целью прогулки является укрепление здоровья, профилактика.
Фотоотчет «Экскурсия в лес» и «Экологическая тропа в нашем детском саду» Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта и всегда актуальная тема. Экскурсии — один из основных.
Неделя семьи и здоровья в детском саду Неделя здоровья в детском саду – одна из форм активного отдыха детей, когда отменяются все занятия, режим дня наполняется разными играми,.
Тропа здоровья на участке Воспитание здорового поколения – одна из приоритетных задач государства и общества, родителей, педагогов, медицинских работников. В последние.
Тропа здоровья в нашем саду. Как использовать в работе с детьми Мы идём в поход по нашей тропе здоровья. Проходим через ручей по камням, по лесу по шишкам, перебираемся через горы и овраги. Проходим по.
Источник