Инвалидность и здоровье
Основные факты
- Более 1 миллиарда людей, около 15% населения мира, имеют какую-либо форму инвалидности.
- Число людей с инвалидностью резко возрастает. Это связано, в частности, с демографическими тенденциями и увеличением бремени хронических нарушений здоровья.
- Почти каждый человек, по всей вероятности, испытывает ту или иную форму инвалидности – временную или постоянную – в какой-либо момент своей жизни.
- Люди с инвалидностью имеют ограниченный доступ к службам здравоохранения и значительные неудовлетворенные медико-санитарные потребности.
- Там, где службы здравоохранения для людей с инвалидностью существуют, они неизменно имеют низкое качество или ограниченные ресурсы.
- Необходимо срочно расширить медицинское обслуживание людей с инвалидностью в рамках первичной медико-санитарной помощи, особенно реабилитационные мероприятия.
Под инвалидностью понимается взаимодействие людей с нарушениями здоровья (например, с церебральным параличом, синдромом Дауна и депрессией) с личными и контекстовыми факторами (такими как негативное отношение, недоступность транспорта и общественных зданий и ограниченная социальная поддержка).
Инвалидность как проблема общественного здравоохранения
По оценкам, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует примерно 15% населения мира, причем до 190 миллионов (3,8%) людей в возрасте 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании, часто нуждаясь в медицинских услугах. Число людей с инвалидностью возрастает отчасти в связи со старением населения и увеличением бремени хронических нарушений здоровья.
Формы инвалидности могут быть самыми разными. Некоторые нарушения здоровья, связанные с инвалидностью, приводят к плохому состоянию здоровья и значительным медико-санитарным потребностям, в то время как другие нарушения не приводят к этому. Вместе с тем все люди с инвалидностью имеют такие же общие медико-санитарные потребности, как и все другие люди, и поэтому им необходим доступ к основным службам здравоохранения. Статья 25 Конвенции ООН о правах инвалидов (КПИ) подтверждает право инвалидов на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации. Однако реальность такова, что лишь немногие страны обеспечивают надлежащие качественные услуги для людей с инвалидностью.
Кроме того, лишь немногие страны собирают данные, которые можно дезагрегировать с учетом инвалидности в секторе здравоохранения. Это со всей очевидностью проявилось во время пандемии COVID-19, когда страны не могли последовательно учитывать аспекты инвалидности в своих мерах по борьбе с пандемией. В этой связи люди с инвалидностью подвергались трем повышенным рискам, имеющим разрушительные последствия: риску заражения COVID-19, риску развития тяжелых симптомов COVID-19 или смерти от этой болезни, а также риску ухудшения здоровья во время пандемии и после нее независимо от наличия инфекции COVID-19.
Препятствия на пути к получению медико-санитарной помощи
При попытках получить доступ к медико-санитарной помощи люди с инвалидностью сталкиваются с целым рядом препятствий, которые включают следующие:
- Непомерно высокая стоимость
Не доступные по стоимости службы здравоохранения и транспорт являются двумя основными причинами того, что люди с инвалидностью не получают столь необходимой им медико-санитарной помощи в странах с низким уровнем дохода. Медико-санитарная помощь остается не доступной по стоимости для немногим более половины людей с инвалидностью по сравнению с примерно одной третью людей без инвалидности.
- Ограниченное наличие служб
Надлежащих служб для людей с инвалидностью не хватает. Многие исследования выявили высокие уровни неудовлетворенных медико-санитарных потребностей людей с инвалидностью в связи с отсутствием служб, особенно в сельских и отдаленных районах.
- Физические препятствия
Отсутствие выровненного доступа к зданиям (больницам, центрам здравоохранения), недосягаемое медицинское оборудование, ненадлежащие указатели, узкие дверные проемы, ступеньки внутри помещений, ненадлежащее оборудование в туалетах и недоступные места для парковки создают препятствия на пути к медицинским учреждениям. Например, женщины с трудностями в передвижении часто не имеют доступа к скринингу на рак молочной железы и шейки матки из-за того, что диагностические столы не регулируются по высоте, а оборудование для маммографии подходит только для женщин, которые могут стоять.
- Ненадлежащие навыки и знания работников здравоохранения
Люди с инвалидностью более чем в два раза чаще сообщают о том, что квалификация работников здравоохранения не достаточна для удовлетворения их потребностей, в четыре раза чаще сообщают о плохом лечении и почти в три раза чаще сообщают о полученном отказе в медицинской помощи.
- Учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения
Очень часто инвалидность не воспринимается как проблема общественного здравоохранения. Поэтому не принимаются меры для учета проблемы инвалидности в секторе здравоохранения, который также часто упускается из виду в национальных стратегиях в области инвалидности и в планах действий по осуществлению и мониторингу КПИ. Таким образом, учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения по-прежнему не интегрирован в программы стран в области здравоохранения.
Министерства здравоохранения должны принять меры для обеспечения учета проблемы инвалидности. Это подразумевает меры по достижению справедливости в отношении людей с инвалидностью в трех областях:
- доступ к эффективным службам здравоохранения,
- защита во время чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, и
- доступ к межсекторальным мерам в сфере общественного здравоохранения, таким как услуги в области водоснабжения, санитарии и гигиены, для достижения наивысшего достижимого уровня здоровья.
Правительства могут улучшить показатели здоровья людей с инвалидностью путем улучшения доступа к качественным, доступным по стоимости службам здравоохранения, наилучшим образом использующим имеющиеся ресурсы. В связи с тем, что препятствия на пути к получению медико-санитарной помощи возникают в результате взаимодействия нескольких факторов, необходимо проведение реформ во всех взаимодействующих компонентах системы здравоохранения.
Политика и законодательство
Произвести оценку существующей политики и служб, определить приоритеты для уменьшения неравенств в отношении здоровья и обеспечить учет проблемы инвалидности в секторе здравоохранения. Осуществить изменения в соответствии с КПИ. Разработать стандарты в области оказания медико-санитарной помощи людям с инвалидностью и механизмы обеспечения их соблюдения.
Финансирование
Там, где в области финансирования здравоохранения преобладает частное медицинское страхование, обеспечить охват людей с инвалидностью и предусмотреть меры, обеспечивающие доступность страховых взносов. Обеспечить, чтобы люди с инвалидностью получали равные преимущества от программ общественного здравоохранения. Использовать финансовые стимулы для провайдеров медицинских услуг с тем, чтобы они обеспечивали доступность услуг и проводили всесторонние оценки состояния здоровья, лечение и последующее наблюдение. Предусмотреть возможные пути сокращения или отмены платежей из собственных средств для людей с инвалидностью, не имеющих других финансовых средств для оплаты медико-санитарных услуг.
Предоставление услуг
Обеспечить доступ к эффективным услугам по укреплению здоровья и оказанию профилактической, лечебной, реабилитационной и паллиативной помощи. Обеспечить широкий спектр модификаций и корректировок (целесообразных приспособлений) в окружающей среде для облегчения доступа к службам здравоохранения. Например, изменить планировку клиник для обеспечения доступа людей с трудностями в передвижении. Обеспечить доступность любой информации в области общественного здравоохранения. Предоставить людям с инвалидностью возможности для максимального улучшения их здоровья путем информирования, обучения и поддержки со стороны лиц аналогичного профиля. Способствовать реабилитации на уровне общин для облегчения доступа людей с инвалидностью к существующим службам. Определить группы, которым требуются альтернативные модели предоставления услуг, например целевые услуги или координация помощи, с целью улучшения доступа к здравоохранению.
Кадровые ресурсы
Обеспечить, чтобы работники здравоохранения имели необходимую квалификацию и навыки для удовлетворения индивидуальных потребностей людей с инвалидностью. Включить подготовку по вопросам инвалидности в программы обучения студентов и повышения квалификации для всех специалистов здравоохранения. Осуществлять подготовку общинных работников с тем, чтобы они могли принимать участие в профилактической работе служб здравоохранения. Предоставить основанные на фактических данных руководящие принципы для оценки состояния здоровья и лечения.
Данные и научные исследования
Обеспечить дезагрегирование данных с учетом инвалидности. Учитывать людей с инвалидностью при осуществлении надзора в сфере здравоохранения. Проводить дополнительные исследования в области потребностей людей с инвалидностью, препятствий на пути получения медико-санитарной помощи и показателей их здоровья.
Деятельность ВОЗ
Для улучшения доступа людей с инвалидностью к службам здравоохранения ВОЗ:
- направляет и поддерживает государства-члены в области расширения осведомленности по вопросам инвалидности и способствует включению проблемы инвалидности в качестве компонента в национальные политику и программы здравоохранения;
- способствует сбору и распространению данных и информации об инвалидности;
- разрабатывает нормативные методики, включая руководящие принципы укрепления служб здравоохранения;
- расширяет потенциал лиц, формирующих политику в области здравоохранения, и провайдеров услуг;
- способствует расширению масштабов реабилитации на уровне общин;
- способствует проведению стратегий по обеспечению того, чтобы люди с инвалидностью были информированы о своем состоянии здоровья и чтобы персонал здравоохранения поддерживал и защищал их права и достоинство.
Стратегия Организации Объединенных Наций по интеграции инвалидов
В июне 2019 г. Генеральный секретарь ООН провозгласил Стратегию ООН по интеграции инвалидов в целях содействия «устойчивому и преобразующему прогрессу в деле учета вопроса интеграции инвалидов в рамках всех компонентов работы Организации Объединенных Наций». В соответствии с этой стратегией все учреждения Организации Объединенных Наций должны обеспечивать последовательный и систематический учет проблемы инвалидности во всех аспектах своей работы.
ВОЗ приветствует эту стратегию и в настоящее время разрабатывает всеобъемлющую политику и план действий в отношении инвалидности, согласно которым ВОЗ должна стать организацией, которая учитывает интересы и проблемы людей с инвалидностью во всем их многообразии и систематически включает аспекты инвалидности во все программные области, в том числе на страновом уровне.
Источник
63. Инвалидность как медико-социальная проблема
Posted in Здравоохранение — Экзамен
Инвалидность среди населения — одна из важнейших медико-социальных проблем в мире. Показатели инвалидности являются отражением как уровня здоровья и качества лечебно-профилактических мероприятий, так и состояния социальной защиты человека с дефектом здоровья.
По данным ЮНЕСКО число инвалидов на планете составляет около 10% населения земного шара. В 1982 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Всемирную программу действий в отношении инвалидов, которая ставит целью содействие эффективным мерам предупреждения инвалидности, восстановления трудоспособности и реализации целей равенства и полного участия инвалидов в социальной жизни общества.
Значение инвалидности как медико-социальной проблемы:
— критерий для оценки общественного здоровья и трудоспособности населения
— влияет на показатели смертности (показатели смертности среди инвалидов в 1,5-2 раза выше), продолжительности, качество жизни
— наблюдается омоложение инвалидности
— экономические аспекты (прекращение труда при установлении инвалидности в трудоспособном возрасте наносит серьезный экономический ущерб государству; государство несет большие расходы на различные виды социального обеспечения инвалидов и проведение мер по социальной защите инвалидов).
— отражает степень социальной защиты (объем социальной помощи инвалидам — чем она лучше, тем больше круг получателей социальных выплат)
Причины, способствующие росту инвалидности:
— ухудшение экологической обстановки в большинстве стран мира
— изменения в возрастной структуре населения в сторону его постарения
— неблагоприятные условия труда на предприятиях в целом и по отраслям, регионам
— изменение типа патологии — рост хронических неинфекционных заболеваний; рост бытового и транспортного травматизма
— изменение образа жизни людей.
Инвалид — лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите (закон «О социальной защите инвалидов в РБ», 1991 г.). С 1993 года в Республике Беларусь инвалидность устанавливается по критериям ограничения жизнедеятельности и определяется как у взрослых, так и у детей.
Ограничение жизнедеятельности — невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека. Она выражается в полной или частичной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, обучение, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
Определяют 3 степени ограничения жизнедеятельности: резкое, значительное, выраженное, в зависимости от которой и устанавливается группа инвалидности (I, II, III группы соответственно).
Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, физическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Социальная недостаточность – неспособность человека выполнять обычную для его положения роль в жизни (с учетом возраста, пола, места жительства, образования и др.), обусловленная нарушением функции организма и ограничением жизнедеятельности. Выражается в неспособности человека к самостоятельному проживанию и необходимости в помощи других лиц, неспособности к поддержанию социальных связей и обеспечении экономической самостоятельности, невозможности выполнять занятия, присущие человеку, включая профессиональную деятельность. Социальная недостаточность создает необходимость в социальной защите и является основанием для определения инвалидности.
Критерии определения инвалидности Устанавливаются согласно Инструкции по определению группы инвалидности (2002):
1-я группа инвалидности — устанавливается при наличии зависимости от постоянной нерегулируемой помощи других лиц вследствие резко выраженного ограничения жизнедеятельности, обусловленного заболеваниями, последствиями травм, тяжелыми комбинированными дефектами и приводящего к социальной недостаточности. Первая группа инвалидности определяется также при заболеваниях с абсолютно неблагоприятным в отношении жизни прогнозом на ближайшее время вне зависимости от степени ограничения жизнедеятельности на момент освидетельствования.
2-ая группа инвалидности — устанавливается при значительно выраженном ограничении жизнедеятельности, обусловленном заболеваниями, последствиями травм, комбинированными анатомическими дефектами и приводящем к социальной недостаточности. Она сопровождается постоянной нуждаемостью в помощи других лиц в осуществлении ряда регулируемых потребностей, а также полной утратой способности к профессиональному труду или возможности его выполнения только в специально созданных условиях. Вторая группа определяется также вне зависимости от выраженности ограничений жизнедеятельности при сомнительном трудовом прогнозе и противопоказаниях к труду в связи с вероятным ухудшением состояния здоровья
3-я группа инвалидности — определяется у лиц с умеренным ограничением жизнедеятельности, со значительным снижением возможности социальной адаптации и при значительном уменьшении обьема трудовой деятельности, снижении квалификации, затруднении в выполнении профессионального труда. Третья группа инвалидности не выключает инвалида из трудовой деятельности, но значительно снижает ее объем и изменяет характер профессионального труда, выполняемого в обычных производственных условиях.
Причины инвалидности в Соответствии с Инструкцией по определению причины инвалидности (2002): общее заболевание; профессиональное заболевание; трудовое увечье; инвалидность с детства; инвалидность с детства, связанная с катастрофой на ЧАЭС; инвалидность с детства, вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на ЧАЭС; заболевание (увечье), вызванное катастрофой на ЧАЭС.
Первичный учет всех случаев первичного выхода на инвалидность и результатов переосвидетельствования инвалидов в первичных МРЭК осуществляется с помощью Статистического талона учета экспертной и консультативной деятельности МРЭК. Талон содержит 34 пункта, отражающие сведения о больном, результаты освидетельствования во МРЭК, нуждаемость в реабилитации, рекомендации по трудоустройству. Статистический талон заполняется старшей медицинской сестрой или медрегистратором МРЭК и является основным учетным документом для составления статистической отчетности по первичному выходу на инвалидность и результатам переосвидетельствования инвалидов во МРЭК. Статистические отчеты по инвалидности (ф.1, ф.2, ф.3, ф.4) составляются на областном уровне на основе информации, содержащейся в Статистических талонах. С областного уровня статистическая информация передается на республиканский уровень.
Статистический анализ первичной инвалидности населения Беларуси осуществляется по данным информационной системы «Инвалидность», созданной в республике в 1993 г. и функционирующей на базе НИИ медико-социальной экспертизы и реабилитации. В рамках этой системы централизованно обрабатывается информация обо всех случаях освидетельствования во МРЭК. С начала 90-х годов статистика инвалидности в республике переведена на популяционный уровень и отражает формирование инвалидности всего населения как детского, так и взрослого.
Основные показатели инвалидности.
1. показатель первичной инвалидности:
Показатели первичной инвалидности рассчитываются для населения в целом, а также для отдельных групп (0-18 лет, старше 18 лет, трудоспособного населения, население пенсионного возраста, работающее население), а также нозологическим формам, группам, причинам инвалидности и др.
2. структура первичной инвалидности:
3. процент инвалидов среди населения:
Для оценки эффективности реабилитации инвалидов рассчитываются и анализируются следующие показатели
4. показатель полной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста:
5. показатель частичной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста:
6. показатель утяжеления инвалидности:
Тенденции инвалидности в РБ.
Особенности первичной инвалидности: в общем 470 тыс, из них 30 тыс. — дети-инвалиды. Ежегодно новых случаев 55 тыс.
Причины у взрослых: болезни системы крови — 44%, новообразования, болезни костно-мышечной системы, последствия травм.
Причины у детей до 18 лет: врожденные аномалии развития (28%), болезни нервной системы (15%), психические расстройства, новообразования.
Причины инвалидности в мире: психические расстройства, болезни нервной системы (эпилепсия, болезнь Паркинсона), инфекционные и паразитарные болезни, патология щитовидной железы и сахарный диабет.
Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения. Однако показатели физического развития не являются обязательными для официального статистического анализа и не отражаются в отчетности, что не позволяет повсеместно и постоянно следить за уровнем и динамикой физического развития отдельных групп населения по всей республике. Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических и функциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил. На уровень физического развития влияет комплекс социально-биоло-гических, медико-социальных, организационных, природно-климатических факторов. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития. Основными признаками физического развития являются: 1. Антропометрические, т.е. основанные на изменении размеров тела, скелета человека и включающие: а) соматометрические — размеры тела и его частей; б) остеометрические — размера скелета и его частей; в) краниометрические — размеры черепа. 2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. Кантропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д. 3. Физиометрические признаки, т.е. признаки, которые определяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма. Обычно они измеряются с помощью специальных приборов. В частности, к ним относятся: жизненная емкость легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра) и т.д. Оценка физического развития имеет важное значение для многих областей медицины. Клинико-диагностическое значение оценки физического развития нашло свое место в так называемой конституциональной диагностике, т.е. определении конституциональной предрасположенности и конституциональных особенностей течения заболевания. Показатели физического развития используются для выявления антропометрических маркеров (признаков) риска ряда заболеваний и патологических состояний. В акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов. Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка. Оценка биологического возраста важна для определения школьной зрелости, спортивных возможностей ребенка, используется в судебно-ме-дицинской практике. В статистике ряд антропометрических показателей являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожден-ность», «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и т.д. В гигиене показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск. Физическое развитие имеет важное медико-социальное значение. Уровень физического развития населения во многом говорит социальном благополучии в обществе. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни ребенка и должны являться одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социального неблагополучия семей, требующих мер медико-социального воздействия. Изучение физического развития включает в себя: 1) изучение физического развития и его закономерностей в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определенные промежутки времени; 2) динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах; 3) разработку мер региональных возрастно-половых стандартов для индивидуальной и групповой оценки физического развития детей; 4) оценку эффективности оздоровительных мероприятий. В зависимости от цели исследования программы оценки физического развития варьируют в широких пределах — от оценки массы, длины тела и окружности груди до анализа 60 измерительных и описательных признаков. Однако независимо от объема признаков для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения. Антропометрия проводится о помощью специальных инструментов: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, толстостных и скользящих циркулей, циркулей-калиперов и т.д. Для антропоскопии используются шкалы, муляжи, схемы. Физиометрию проводят на специальных приборах. Для оценки физического развития может быть использована фотография (т.н. метод стереофотограммометрии). Наблюдение за физическим развитием детей начинается с момента рождения и регулярно продолжается в детских поликлиниках, детских дошкольных учреждениях, школах в сроки, установленные специальными приказами. Результаты оценки вносятся в «Историю развития новорожденного» (ф. 097/у), «Медицинскую карту ребенка» (ф. 025/у). У взрослого населения регулярной оценки физического развития не производится. Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются генерализирующий и индивидуализирующий методы наблюдения. Генерализирующий метод представляет собой наблюдение за определенной, достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются и при обработке получают средние данные физического развития на определенный момент, характеризующие данную группу. Индивидуализирующий метод представляет собой тип «продольного» длительного наблюдения за развитием каждого отдельного ребенка. Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения. Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в различных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают различный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные или региональные стандарты физического развития. Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни. Оценка физического развития индивидуума осуществляется путем сравнения его показателей со стандартами и определения степени отклонений от средний величин. Антропометрические показатели, взятые в отдельности, не могут полно охарактеризовать уровень физического развития организма. Оценка физического развития должна осуществляться по совокупности всех морфологических и функциональных признаков с учетом других показателей здоровья. Обязательному контролю за физическим развитием подлежат дети от момента рождения, допризывники, беременные женщины и другие категории населения.
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.
Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой – степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, т. е. имеет, как минимум, два значения. Исходя из этого под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.
Вместе с тем, подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Это позволяет рассматривать физическое развитие со времени изучения Ф. Ф. Эрисманом физического развития детей и рабочих подростков-текстильщиков Глуховской мануфактуры Московской губернии в 1878—1886 гг. как объективный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на момент обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).
Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.
Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.
Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.
Для детей старше 7 лет – каждый год.
Именно поэтому при возрастной группировке было бы неправильным считать число полных прожитых лет, так как при этом к 8-летним детям, например, пришлось бы относить и тех, кому только исполнилось 8 лет, и тех, кому 8 лет и 6 месяцев от рождения, и даже тех, кому 8 лет 11 месяцев 20 дней. Поэтому применяют другой прием, по которому к 8-летним детям относят детей в возрасте от 7 лет и 6 месяцев до 8 лет и 5 месяцев 29 дней, к детям 9 лет – от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.
Далее в программу унифицированных антропометрических исследований входит определение из всего многообразия морфологических и функциональных признаков ряда основных. К ним относятся соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки.
Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.
Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.
Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.
1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;
2) определение степени жироотложения;
3) оценку степени полового созревания;
4) оценку состояния кожных покровов;
5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;
6) осмотр зубов и составление зубной формулы.
Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.
В зависимости от возраста детей программа антропометрических исследований может и должна меняться. Характеристика физического развития детей раннего и дошкольного возрастов должна дополняться данными о развитии моторики речи, но исключать некоторые функциональные исследования (определение жизненной емкости легких, мышечной и становой сил). При изучении физического развития подростков целесообразно включать в программу обследования ряд функциональных проб для определения состояния основных систем организма.
В дальнейшем полученные данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки – стандарты физического развития, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития детей.
Для изучения, анализа и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют 2 основных метода наблюдения (сбора антропометрического материала).
1. Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) – основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Метод используется на большом числе наблюдений с целью получения возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории проживания детей. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, условиями жизни, питанием и т. д.
Антропометрические данные, собранные генерализующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для дошкольных и общеобразовательных учреждений, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода.
2. Индивидуализирующий метод (продольный срез) основан на обследовании конкретного ребенка, однократном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального статуса с использованием соответствующих оценочных таблиц, давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности.
Индивидуализирующий метод не противоречит генерализующему методу и является существенным дополнением к нему как в изучении процесса общего развития ребенка, так и в уточнении влияния средовых факторов в ходе этого развития.
Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых детей различных возрастно-половых групп. Полученные средние величины являются стандартами физического развития соответствующих групп детского населения. Чтобы полученные данные были приняты за стандарт, они должны отвечать определенным требованиям.
1. Стандарты физического развития должны быть региональными.
2. Статистическая совокупность должна быть репрезентативна, поэтому каждая возрастно-половая группа должна быть представлена не менее чем 100 детьми (единицами наблюдения).
3. Статистическая совокупность должна быть однородна по полу, возрасту (с учетом гетероморфности, гетерохронности и полового диморфизма физического развития), этнической принадлежности (так как в физическом развитии народностей и наций имеются значимые различия), месту проживания (из-за возможного влияния биогеохимических провинций на физическое развитие) и состоянию здоровья.
4. Из группы наблюдения должны быть исключены все случаи «неоднородности» по состоянию здоровья: дети, имеющие хронические заболевания, протекающие с интоксикацией (туберкулез, ревматизм и т. д.), серьезные нарушения в деятельности органов и систем организма (врожденные пороки сердца, последствия полиомиелита, костного туберкулеза, травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата и т. д.), эндокринные заболевания. При разработке материалов обследования детей раннего возраста исключают детей с выраженным рахитом, гипотрофией, недоношенных, двойни.
5. После формирования однородной и репрезентативной статистической совокупности должна применяться единая методика обследования, измерения, обработки и анализа данных.
Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в разных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают разный уровень физического развития детского населения. Кроме того, учитывая изменения показателей физического развития в динамике лет (акселерация и децелерация физического развития), региональные стандарты должны уточняться каждые 5—10 лет.
Болезни органов дыхания (БОД) и туберкулез (ТБЦ) как медико – социальная проблема.
БОД – заболевания 8 класса МКБ. Группы БОД:
2. Другие болезни ВДП
3. Пневмонии и грипп
4. Хр. обтурирующие болезни легких и родственные состояния (острые и хр. бронхит)
5. Пневмоканиозы и др. болезни легких, вызываемые внешними агентами
6. Другие болезни органов дыхания
Роль БОД по материалам текущей обращаемости: в структуре заболеваемости населения являются ведущими. У мужчин 469, у женщин 477. БОД являются ведущими при формировании общей заболеваемости. На их долю – 1\4 от общего уровня. БОД занимает одно из ведущих мест в формировании заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Ведущими заболеваниями БОД острый и хронический бронхит.
Острый бронхит – результат острой вирусной инфекции, формируется под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды. Медико – социальное значение острого бронхита в том, что это одно их самых распространенных заболеваний, занимает 95% от всех БОД. Оно приводит к большим трудопотерям.
Хронический бронхит – злободневность и актуальность этого заболевания: очень большая распространенность в промышленно развитых странах. Частота заболеваемости населения увеличивается. У значительной части больных хр. бронхит приводит к значительным нарушениям гемодинамики, способствует формированию тяжело протекающих болезней органов дыхания. Роль хр. бронхита среди других заболеваний недооценивалась. Доля хр. бронхита составляет до 90% от общей заболеваемости ХНЗЛ. У 25% обследуемых выявляются признаки бронхиальной обструкции. В основе вторичного хр. бронхита лежит воздействие на слизистую вредных веществ (никотин, производственные вещества). Заболевание начинается нередко в молодом возрасте, выраженные клинические проявления возникают в 40 – 50 лет. Меры вторичной профилактики и лечебные мероприятия мало эффективны, поэтому нужно активное выявление лиц, входящих в группу риска на мед. осмотрах.
Бронхиальная астма – одна из наиболее актуальных проблем в современной пульмонологии, по трудопотерям уступает хр. бронхиту, но встречается во всех возрастных группах, в т. ч. у детей раннего возраста, характеризуется тяжелыми приступами удушья. В тяжелых случаях, приводящих к формированию инвалидности и летальным исходом. Встречается примерно у 1% населения. В последнее время отмечается ее рост. У 5 – 10% населения выявляются признаки предастмы и 15 – 20% в дальнейшем отмечают клинику астмы. Предастмой являются легочные проявления аллергии.
Заболеваемость БОД в детском возрасте. Играют большую роль в формировании уровня заболеваемости у детей (2,35 – 2,5 на 1000; 55 – 60% от этого уровня приходится на БОД). Наиболее высокий уровень заболеваемости БОД у детей в первые 3 года.
Смертность. Среди причин смертности населения БОД стоят после ССС заболеваний, новообразований, инфекций (5 – 15%). В структуре инвалидизации БОД на 3 месте.
Лицами, страдающими БОД занимаются участковые врачи (терапевт, педиатр, цеховой терапевт). В поликлиниках предусматриваются пульмонологические кабинеты, в стационарах – нульмонологические отделения. Для больных, прошедших курс лечения,. Предусмотрены отделения реабилитации. Затем лечение в специализированных санаториях. В областных центрах организуются пульмонологические центры. Есть и ЦНИИ пульмонологии, где изучаются вопросы организации пульмонологической помощи населению.
Источник