Дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями
Ограничения нормального образа жизни, хронические заболевания, вследствие которых нарушена какая-либо функция организма – довольно тяжелая ноша для человека, особенно, если страдает маленький ребенок. Узнаем, какие существуют отличия детей-инвалидов от детей с ОВЗ.
Понятие «дети-инвалиды»
К категории инвалидов относятся малыши, которые не достигли совершеннолетия, имеющие стойкое нарушение какой-либо функции организма. В ст. 54 Семейного кодекса РФ указано, что у инвалида существуют дефекты, патологии или последствия травм, которые ведут к ограничению жизнедеятельности и утрате осознания своего места в обществе:
- потере возможности двигаться, отсутствию контроля за своим поведением, невозможности обучения;
- полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание.
Медико-социальная справка об инвалидности оформляется по заключениям медицинских учреждений государственной, областной, городской направленности. Решение составляют в 2 экземплярах. Одно остается в организации, другое передают в территориальное отделение социальной защиты по месту жительства малыша. Справка содержит информацию о присвоенной группе инвалидности, включает рекомендации, как ухаживать за инвалидом.
Понятие «Дети с ограниченными возможностями»
При ограниченных возможностях дети отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. Отклонения препятствуют больным получить образование и функционировать без обеспечения особых условий. ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней малыш не целиком ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий.
При термине «ОВЗ» лица характеризуются следующими особенностями:
- нарушение зрения;
- проблемы с функционированием органа слуха;
- дефекты речи;
- заболевания опорно-двигательной системы;
- аутизм;
- отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
- нарушения в психическом развитии.
Для обеспечения специальных условий при обучении лиц необходимо решение психолого-медико-педагогической комиссии. Ребенок с ОВЗ способен обучаться, вливаться в коллектив, но при помощи вспомогательных аппаратов или специальных программ.
«У таких малышей есть шанс на получение достойного будущего. Они могут окончить школу, средне-специальные учреждения и адаптироваться к жизненным обстоятельствам».
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Понятия не являются тождественными, разница существует. Дети-инвалиды чаще всего получают образование в общеобразовательных учреждениях, лица с ОВЗ – в коррекционных школах.
Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является то, что получив в детстве категорию, он может претендовать на пенсионное обеспечение не только до совершеннолетия, но и в будущем. Если достигнув 18 лет, подростку также присвоили группу, то он будет считаться больным, имеющим инвалидность с детства. У него есть право получать повышенные государственные начисления, приравненные к первой категории.
Очередное различие в том, что малыши в будущем могут претендовать на предоставление инвалидности, если их заболевание будет развиваться. Но если группу присвоят после достижения 18-летия, то статус «инвалид с детства» он не получит.
«Лицу с ОВЗ не предоставляют денежной помощи от государственных властей, пенсий, как инвалидам».
Является ли ребенок-инвалид ребенком с ОВЗ
Если малыш имеет серьезную патологию и отклонения, но ему не предоставили инвалидность, то он признается больным с ОВЗ. Одновременно с этим, они могут получить группу инвалидности. Малыш, которому присвоили статус, не может быть отнесен к разряду ОВЗ. Это также является отличием.
Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Чтобы обучить детей с ОВЗ, для них разработали специальные программы. Малышей разделяют на небольшие группы со схожими ограниченными возможностями, недостатками и обучают их.
Дошкольников в детском саду мотивируют в игровых формах обучения. Школьникам позволительно обучаться в домашних условиях. Если ребенок может получать знания, но при создании специальных условий, то инвалидность ему не дадут.
Чтобы обучить детей с ограниченными возможностями, необходимы особые подходы. Они нуждаются в большем внимании. Современные методики им не помогут. Для работы с лицом в дошкольном учреждении применяется индивидуализация, учитываются особенности каждого малыша. Дошкольники нуждаются в мотивации, их нужно заинтересовать, чтобы они тянулись к знаниям и хотели развить творческие способности и навыки.
Существуют некоторые методики обучения ребенка с ОВЗ:
- Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
- Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.
- Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
- Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
- Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
- Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.
Заключение
Для установления статуса инвалидности и присвоения малыша к категории ОВЗ требуется прохождение медицинской комиссии, которая выдаст заключение о состоянии здоровья и развития малыша. Несмотря на то, что многие объединяют два понятия в одно, их нельзя назвать тождественными. Различия описаны в материале.
Источник
Инвалид
Инвалидность — (1) препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. [1] ;
Инвалид — человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. [1]
Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, получение выплат, ограничения в дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства. [1]
Содержание
Терминология
Принято различать следующие ключевые понятия [2] :
- дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее;
- инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;
- нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.
Слово «инвалид» (буквально означающее «негодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.
Общественные организации инвалидов считают, [3] что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «глухой» (а не «глухонемой»). [1] Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций.
Категории инвалидности и статистика
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям [4] :
- нарушения статодинамической функции (двигательной),
- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
- сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
- психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
Кроме того, законом определяются различные степени нарушений по каждому их виду, в зависимости от этого делается вывод о категории и сроке инвалидности [4] : от первой степени (наименьшее ограничение) до третьей (наибольшее ограничение). Статус подтверждается справкой, выдаваемой на 1-2 г, иногда на больший срок.
По оценкам ООН, [5] каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. Согласно официальной статистике, в России проживает ок. 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 млн. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. В 1996 г. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов человек (4,2 % населения). [6]
Права инвалидов и интеграция в общество
Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены [7] :
- медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.
Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов. Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными. [8]
- Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.
Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами. Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» [9]
Реабилитация инвалидов
Международные документы о правах инвалидов
- ООН:
- Декларация о правах умственно отсталых лиц [10] , 1971.
- Декларация о правах инвалидов [11] , 1975.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов [12] , 1993.
- Конвенция о правах инвалидов[13] , 2006.
- Совет Европы:
- Рекомендация по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами [14] , 1983.
- Другие рекомендации и резолюции СЕ [15]
Социальная поддержка — государственная и частная
ООН в 1983—1992 гг. проводила Десятилетие инвалидов, а в 1992-м году учредила ежегодный Международный день инвалидов.
В России организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Такой статус позволяет ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки. До монетизации льгот инвалиды также получали бесплатный билет для проезда в место отдыха, скидки на покупку автомобиля и др. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями.
Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации — основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.
Во многих городах России предпринимаются меры для создания более доступной среды для инвалидов. Например, в Москве созданы маршруты городского транспорта с подъемными устройствами для колясок, [16] в Екатеринбурге, [17] Воронеже [18] и мн. др. городах — социальное такси.
11 июня 1999 г. Министерством Юстиции РФ за № 3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России» [19] . Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия.
Есть примеры и частной поддержки. Во многих городах оказываются платные услуги [20] , столичная сотовая сеть Мегафон-Москва создала специальный тариф «Контакт» для людей с ограничениями по слуху.
Защиту прав инвалидов, обучающую работу оказывают многие организации [21] , созданные в стране, например:
- «Перспектива» [9] была создана в 1997 г. на базе Всемирного Института по проблемам инвалидности (ВИПИ). Цели этой организации — содействовать самостоятельности инвалидов в российском обществе и повышению качества их жизни.
- Сеть организаций инвалидов «Независимая жизнь» в городах: Нижний Новгород, Ухта, Самара, Тольятти, Тверь, Ростов-на-Дону, Улан-Удэ, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Владимир, Архангельск, пос. Майма (Республика Алтай) и в странах СНГ: Грузия, Абхазия, Азербайджан, Армения, Узбекистан.
Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения).
В последнее время происходит снижение ответственности городских властей в отношении к проблеме создания безбарьерной среды. Это, а также недостаточно активная работа самих инвалидов с представителями власти, законодательными органами, препятствует процессу выравнивания городской среды с учетом потребностей людей с различными ограничениями. [22]
Кинофестиваль «Кино без барьеров»
Дважды в год (в 2002, 2004 и 2006 гг.) в России был проведен кинофестиваль, посвященный проблемам инвалидов. На них были показаны более 170 документальных, художественных, анимационных и арт-фильмов, поднимающих различные проблемы инвалидов и способы их решения, раскрывающих разные грани жизни и творчества людей с различными видами инвалидности. [23]
ПО для инвалидов
Нарушение слуха
- Визуальные оповещатели
- Конверторы текста в сурдопоток
Нарушение зрения
Говорилки — различные озвучивающие текст или просто имеющие голосовой интерфейс программы. Используют как платные, так и бесплатные голосовые движки.
По источнику текста
По формату файлов
- Web-браузеры
- Читалки doc, rtf, HTML текста
Нарушение опорно-двигательного аппарата
Различное электронное оборудование и ПО для работы с компьютерной техникой
Комплексные нарушения
Известные инвалиды
- 32-й президентСША (1933—1945) Франклин Делано Рузвельт (заболел полиомиелитом в 1921)
- Певец и композитор Иэн Дьюри (en:Ian Dury) (Великобритания, 1942—2000)
- Композитор Людвиг ван Бетховен (потерял слух с возрастом)
- Музыкант Стиви Уандер (США, слепота)
- Джазовый пианист Маркус Робертс (en:Marcus Roberts) (слепота)
- Музыкант Рэй Чарльз (США, слепота)
- Барабанщик группы Def Leppard Рик Аллен (en:Rick Allen) (потерял левую руку в автокатастрофе)
- Активист-правозащитник Елена Келлер (cлепоглухота)
- Активист-правозащитник Валерий Фефёлов (паралич вследствие травмы позвоночника)
- Актриса Сара Бернар (потеряла ногу в результате травмы при падении)
- Актриса Марли Матлин (глухота)
- Кристофер Рив, американский актер, сыгравший роль Супермена, получил паралич после падения с лошади.
- Ученый, общественный деятель Александр Суворов (слепоглухота)
- Летчик Алексей Маресьев (потерял обе ноги после крушения самолета во время Великой Отечественной войны)
- Ученый физик-теоретикСтивен Хокинг (паралич)
- Художник Егор Беляков (был лишен рук до локтей)
См. так же
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Инвалид» в других словарях:
инвалид — а, м. invalide <лат. invalidus. 1. устар. Инвалидная команда. А гарнизоны все обращены. так сказать, в инвалиды. Румянцев Док. 2 261. В тебе теряю командира, Так с горя скроюсь в инвалид. 1804. Марин Изъяснение заслужен. армейского офицера в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ИНВАЛИД — (лат., от in не, и valere стоять). Воин, неспособный к службе, вследствие ран, болезни или старости. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНВАЛИД 1) солдат, ставший негодным к службе, за ранами и… … Словарь иностранных слов русского языка
ИНВАЛИД — ИНВАЛИД, инвалида, муж. (лат. invalidus бессильный). 1. чего или без доп. Человек, утративший трудоспособность вследствие увечья, болезни или старости. Инвалид труда. Инвалид войны. Общежитие инвалидов. || без доп. Военнослужащий, искалеченный на … Толковый словарь Ушакова
инвалид — См. слабый. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. инвалид калека, слабый; убогий, хромой, нетрудоспособный, слепой, колясочник, колченогий, раненый, увечный, изуродованный,… … Словарь синонимов
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. … … Официальная терминология
ИНВАЛИД — муж. с франц. отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за увечьем, ранами, дряхлостью. Инвалидка жен. жена инвалида, или шутл. увечная, дряхлая служивая. Наш инвалид без пороху палит. Инвалидов, ему принадлежащий. Инвалидный, к… … Толковый словарь Даля
ИНВАЛИД — пятой группы. Разг. Шутл. О евреях (подвергаемых ущемлению гражданских прав из за «пятого пункта» пункта анкеты, отражающего национальность). БСРЖ, 232. Инвалид юзер. Жарг. комп. Шутл. ирон. Неумелый, несообразительный пользователь компьютера.… … Большой словарь русских поговорок
Инвалид — (от лат. invalidus бессильный, слабый; англ. invalid/disabled person) лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению… … Энциклопедия права
ИНВАЛИД — (от лат. invalidus слабый, немощный) по определению ФЗ О социальной защите инвалидов от 20 июля 1995 г. лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или… … Юридический словарь
ИНВАЛИД — (от лат. invalidus слабый немощный), 1) лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность2)] В России старый солдат, неспособный к строевой военной службе из за увечья и ран; иногда то же, что ветеран. До военных реформ 1860 70 х гг.… … Большой Энциклопедический словарь
ИНВАЛИД — ИНВАЛИД, а, муж. Человек, к рый полностью или частично лишён трудоспособности вследствие какой н. аномалии, ранения, увечья, болезни. И. войны. И. с детства. | жен. инвалидка, и (прост.). | прил. инвалидский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И … Толковый словарь Ожегова
Источник