Цель: популяризация здорового образа жизни человека
Задачи: расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни, о полезных и вредных привычках, показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом.
Притча
Однажды шли три странника. В пути их застала ночь. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил: “Кто вы?” -Здоровье, Любовь и Богатство. Впустите нас переночевать. — Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьей, кого из вас впустить.
Больная мать сказала: “Давайте впустим Здоровье”.
Дочь предложила впустить Любовь, а жена — Богатство.
Пока они спорили, странники исчезли.
-В чем суть этой притчи?
-Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня?
— Да, тема нашего занятия « «Время быть здоровым»
Упражнение “Ассоциации”
-Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. (Высказываются, я записываю на доске, подвожу итог высказываниям).
-Какие факторы влияют на здоровье? (Можно сказать, что все то, что вы назвали можно объединить в 4 больших группы факторов)
Посмотрите на таблицу и проранжируйте их по важности влияния на здоровье:
Наследственность
Сравните с результатами научных исследований.
Наследственность
— Какой из факторов здоровья зависит от самого человека?
-Это образ жизни. Это набор привычек, действий, которые определяют нашу жизнь. Он оказывает самое существенное влияние на здоровье. Каким образом? Сегодня на занятии постараемся в этом разобраться. Это и будет наша цель.
— Что мешает нам вести здоровый образ жизни?
— Одна из главных причин — вредные привычки.
-А знаете ли вы, что у каждого человека в течение жизни вырабатывается множество самых разных привычек. Одни из них помогают нам. Это привычки полезные.
-Подумайте, какими полезными привычками вы можете похвастаться!
-Но, к сожалению, многие из нас могут «похвастаться» и вредными привычками. Я не буду вас спрашивать сейчас, чтобы вы их назвали, но просто поднимите руки, у кого они имеются?
-Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание» полезных привычек — дело долгое и кропотливое: изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни. Стоит лишь дать им небольшую поблажку— и человек сам не заметит, как быстро он станет их покорным рабом.
-Назовите самые опасные привычки, которые способны разрушить здоровье человека и не только!
-Алкоголь, наркотики, другие психотропные вещества…
Упражнение «Вредная привычка»
Необходимо: квадратные листочки бумаги
Участникам предлагается записать на пяти отдельных карточках самое дорогое, что у них есть в жизни. Затем ведущий предлагает представить его в качестве самой вредной привычки (курение, употребление спиртных напитков, наркотических веществ) каждого из участников и проходит по кругу, забирая карточки по возрастанию значимости.
-Насколько тяжело вам было терять самое дорогое и важное в жизни из-за какой-то, казалось бы, незначительной привычки?
-Какие чувства вы испытали?(горечь от потери…, осознание чего-то необратимого…)
Упражнение«Стена здоровья»
Необходимо: мешок с картонными кирпичиками, корзина для мусора
Давайте построим стену здоровья, вы будете выходить по одному брать кирпичики из нашего мешка, зачитывать привычку указанную на кирпичике и решать, пригодится ли нам этот кирпичек для постройки стены здоровья, если да то прикрепляем его на стену здоровья, если нет (вредная привычка) то выбрасываем в корзину «Мусор».
Пример надписей на кирпичиках:
Алкоголь
Курение
Наркотики
достижения в спорте
художественный вкус
Азартные игры
Телевизионная зависимость
Переедание
Правильный режим дня
Недосыпание
Лень
Целеустремленность
Уверенность в себе
Сила духа
-Посмотрите, какую стену мы с вами построили, и это только маленькая толика полезных привычек, которые нам помогают жить и сохраняют наше здоровье.
-Но заглянем в корзину, здесь тоже немало вредных привычек, которых нам необходимо остерегаться……Они нас преследуют по пятам….
Упражнение «Мой путь к здоровью».
Необходимо: по паре бумажных следов на каждого человека
Перед вами лежат изображения следов человека (по два следа на каждого участника) . На одном запишите, что вы будете делать, а на другом чего не будете, чтобы сохранить свое здоровье.
А сейчас возьмите свои следы и станьте в круг. Положите следы на пол и встаньте на них ногами.
Поздравляю! Вы сделали свой шаг на пути к здоровью.
Ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Источник
Профилактическое занятие для подростков по формированию навыков здорового образа жизни «Влияние привычек на здоровье человека»
специалист в области арт-терапии
Профилактическое занятие для подростков по формированию навыков здорового образа жизни«Влияние привычек на здоровье человека»
Романцова И.И, психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цель: Формирование полезных навыков здорового образа жизни , формирование чувства ответственности за свою жизнь; формирование понятия «привычки», их влияние на здоровье ; дать представления о негативном влиянии и последствиях таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.
повышение уровня информированности детей о пользе здорового образа жизни;
обобщение и дополнение представлений о привычках, развитие умения анализировать свои привычки и их влияние на здоровье человека;
развитие мышления, внимания, восприятия на основе упражнений и заданий;
воспитание привычки стремиться к сохранению и укреплению собственного здоровья.
изменение отношения детей к вредным привычкам;
формирование мотивации к сохранению здоровья.
Время проведения: 45 минут.
Целевая аудитория: учащиеся общеобразовательных учреждений 5-9 классов.
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников, мяч, карточки с буквами на каждого участника, карточки с полезными и вредными привычками на каждого участника, чистые листы, карандаши, видео-ролики, план избавления от вредной привычки на каждого участника.
Упражнение 1. Игра-разминка на знакомство
Участники становятся в круг. Перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться.
Упражнение 2. Выявление уровня работоспособности группы
Группа располагается вдоль стены, дается команда: «Вы – стрелка измерительного прибора. Эта стена – нулевая отметка, противоположная стена – максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т.д.)». Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах.
Упражнение 3. Развитие внимания, памяти, мышления
«У каждого из вас находится карточка с буквами. Ваша задача – вычеркнуть повторяющиеся буквы, а из оставшихся – сложить слово, которое определит тему нашей встречи».
«Какое слово у вас получилось?» (Привычка).
«Как вы думаете, что такое привычка? (Ответы детей).
Привычка – это поведение, образ жизни, действия человека, ставшие в жизни обычными, постоянными.
— Т.е. привычка – это то, что мы делаем постоянно. А у вас есть привычки? Расскажите о них. (Ответы детей). Помогают они вам в жизни, или мешают?
— Итак, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
— Мы попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше самочувствие, здоровье.
— Есть привычки, которые нам помогают в жизни. Перечислите какие-нибудь из них. Как их можно назвать? (Полезные). Чем они помогают нашему организму?
А как называются привычки, которые мешают или наносят вред нашему здоровью? (Вредные).
— По мере развития вредных привычек у человека, возникает зависимость, болезнь, от которой не всегда удается впоследствии избавиться».
Упражнение 5. Работа на карточках
Задание: «Необходимо из списка выбрать полезные привычки и напротив поставить знак «+», а напротив вредных привычек – знак «-«. Если вы сомневаетесь, какая это привычка, то поставьте знак «?»».
Класть вещи на место
Мыть после себя посуду
Делать ежедневную зарядку
После выполнения задания детьми проводится обсуждение полученных ответов.
«Давайте сделаем вывод из всего сказанного: привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят. Другие появляются, третьи – остаются с человеком на всю жизнь. (Необходимо, чтобы этот вывод дети сделали сами)».
Упражнение 6. Физическая минутка
Да, привычки у всех разные. И мы с вами тоже разные. Посмотрим, какие мы.
Задание: встать в шеренгу:
— по возрасту от самого старшего,
— по первой букве в имени, фамилии.
«Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, один привык ложиться спать рано, а другой, наоборот, поздно. Кто-то привык терпеть боль, кто-то нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям.
Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
— Как вы думаете, могут ли привычки повлиять на человека, и как?
— Какие привычки способствуют укреплению организма, положительно влияют на здоровье? (Положительные привычки). Перечислите их (чистить зубы, делать зарядку, правильно питаться в одно и то же время и др.).
— А какие привычки могут принести вред нашему здоровью? (Вредные). Иногда человек совсем не задумывается, что читать лежа – это вредная привычка, которая наносит серьезный вред здоровью. Но наиболее серьезное и опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков. Перечислите, какие заболевания развиваются у человека, употребляющего эти опасные вещества».
Шпаргалка. Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок), сосуды, головной мозг. Снижается работоспособность человека. Ослабевают зрение, слух, память, меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни.
«Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т.к. они постепенно становятся необходимыми человеку. Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам, и в результате погибает».
Просмотр кратких видеосюжетов о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков.
Несколько кратких роликов о вреде ПАВ, например: «Остров сокровищ», Живи как мы – «Валентин и курение», «Удар по печени».
«От чего же зависит здоровье человека? (Ответы детей).
Оказывается, если принять условно уровень здоровья человека за целое, то половина зависит от наследственных факторов (от того, насколько здоровы родители), от условий внешней среды (чистого воздуха, природы, воды).
А от чего зависит остальная половина? Она зависит от самого человека, от его образа жизни. Как же надо себя вести, чтобы образ жизни влиял на здоровье только положительно? (Надо вести здоровый образ жизни)».
Задание : Определить, что входит в понятие «здоровый образ жизни», посредством мозгового штурма.
Ответ : в понятие «здоровый образ жизни» входят:
Источник
Интерактивная игра «Здоровым быть — здорово!» для 6 класса
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Брагина НВ.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Конкурс «Здоровье» З — Д — О — Р — О — В — Ь — Е —
Конкурс «Народная мудрость гласит» Чистота – залог здоровья. Здоровье в порядке – спасибо зарядке. Если хочешь быть здоров – закаляйся. В здоровом теле – здоровый дух. Голову держи в холоде, а ноги в тепле. Быстро и ловко болезнь не догонит. Здоровье дороже всякого золота. Чисто жить — здоровым быть.
Конкурс «Здоровья не купишь – его разум дарит»
Что ты должен съесть сам? Чем стоит поделиться с другом? Что нужно отдать врагу? «Перекус» между обедом и ужином. Вещества необходимые для нашего здоровья (А,В,С, и др.) Что необходимо после тяжелого труда? Форма отдыха, которая необходима каждый день. Комплекс утренних спортивных упражнений. 1 2 3 4 5 6 8 Конкурс «Знание – сила»
Что ты должен съесть сам? Чем стоит поделиться с другом? Что нужно отдать врагу? «Перекус» между обедом и ужином. Вещества необходимые для нашего здоровья (А,В,С, и др.) Что необходимо после тяжелого труда? Форма отдыха, которая необходима каждый день. Комплекс утренних спортивных упражнений. 1 2 3 4 5 6 7 8 з а в т р а к о б е д у ж и н п о л д н и к в и т а м и н ы о т д ы х с о н з а р я д к а
Конкурс «Режим дня» Подъем: 7.00 Нужно пораньше встать, чтобы успеть заправить кровать. Зарядка. 7.10 После зарядки нужно умыться. Завтрак: 7.30. Выход из дома в 7.50. Дорога от дома до школы – это утренняя прогулка на свежем воздухе. В класс мы приходим за 10–15 минут до звонка. Занятия начинаются в 8.30. В 11.00 – обед. После занятий в 14.20 идем домой. После занятий – отдых до 17.00. Можно поспать, почитать книгу погулять. Затем приступаем к выполнению домашнего задания в 17.00. Ужин в 19.00. Ужин не должен быть плотным. После ужина можно посмотреть телевизор, но не более 30 – 40 минут почитать книгу, поиграть. Перед сном нужно обязательно проветрить комнату, умыться, почистить зубы. Сон в 21.30. Детям рекомендуется спать 9 -10 часов.
Из каждого слова берем только тот слог, номер которого указан, а затем все полученные результаты складываем в слова. №1 №2 №3 №4 Ответы: 1-Зубная щетка 2-Мыло 3-Полотенце 4-вода Зубрила 1 Наряд 1 +я Щечка 1 Ткани 1 Мышонок 1 Масло 2 Тапочек 2 Белорус 2 Ветеран 2 +н Коленце 3 Ворона 1 Подарок 2
Что должно входить в состав пищи? ЕКБИЛ РЖЫИ ОЕВДГЛЫУ АИИНМТЫВ
Что должно входить в состав пищи? БЕЛКИ ЖИРЫ УГЛЕВОДЫ ВИТАМИНЫ
Рефлексия. Жёлтый цвет – Я буду стараться вести здоровый образ жизни. Красный цвет – Я не уверен в своём выборе. Синий цвет – Я равнодушен к своему здоровью.
Ребус №1 удав Ребус №2
Ребус №3 Ребус №4
Труд и отдых. Зарядка. Питание. Гигиена.
Зачеркни лишние буквы и расколдуй предложение. ТВОЁАИЗДОРОВЬЕТАЫВФСТВОИХОИЕДРУКАХ
Зачеркни лишние буквы и расколдуй предложение. ТВОЁАИЗДОРОВЬЕТАЫВФСТВОИХОИЕДРУКАХ
Выбранный для просмотра документ Интерактивная игра.docx
«Здоровым быть — здорово!»
Цель: сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Задачи: помочь детям осознать важность разумного отношения к своему здоровью;
Способствовать укреплению здоровья детей;
Развивать навыки работы в группах, коммуникативные способности, внимание, фантазию, смекалку, творческие способности, речь;
Воспитывать культуру поведения и общения при работе в группах.
Конкурс «Народная мудрость гласит»
Конкурс «Здоровье не купишь – его разум дарит»
Конкурс «Знание – сила»
Конкурс «Режим дня»
Конкурс «Друзья нашего здоровья»
Конкурс «Здоровый образ жизни – это стильно»
Подведение итогов игры.
Учитель : Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Мы рады видеть вас на нашем внеклассном мероприятии.
Учитель : В век технического прогресса и развития космических технологий, как вы думаете, что всего дороже? Конечно же, здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете решать жизненно важные задачи. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми. Быть здоровым – естественное желание человека, рано или поздно все задумываются о своем здоровье. Давайте вместе подумаем, что такое здоровье, здоровый образ жизни.( ответы : хорошее настроение, хороший аппетит, красота, бодрость)
Ученик : Чтобы были мы красивы, чтобы не были плаксивы,
Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, горело…
Чтобы громче пелись песни, чтоб жилось нам интересней…
Нужно сильным быть здоровым.
Учитель : С хорошим и бодрым настроением мы начинаем наш игру под названием «Здоровым быть здорово!». Сегодня мы постараемся доказать это друг другу и самим себе. В игре участвуют две команды. Приветствуем участников игры.(Аплодисменты) Следить за нашим конкурсом будет самое справедливое жюри (назвать состав жюри)
Мальчики и девочки! Готовы к состязанию показать сейчас нам все свои знания.
За правильные ответы баллы получаете, в итоге мы их подсчитаем, а победителей поздравим.
Сейчас участники , посовещавшись, должны придумать название команды, связанное со здоровым образом жизни.
К каждой букве в слове «здоровье» нужно подобрать другие слова, которые имеют отношения к здоровью, здоровому образу жизни. Каждое слово принесет команде один балл. На выполнение задания отводится одна минута. ( во время работы звучит музыка)
2.Конкурс «Народная мудрость гласит»
Команды получают2 конверта с пословицами. В одном –начало, в другом -конец Задача участников – собрать пословицы о здоровье. В конце конкурса представители команд зачитывают свои варианты пословиц. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Чистота – (залог здоровья)
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)
Если хочешь быть здоров – (закаляйся)
В здоровом теле – (здоровый дух)
Голову держи в холоде (а ноги в тепле)
Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
Здоровье дороже всякого …(золота)
Чисто жить – … (здоровым быть)
Учитель : А теперь отдохнем немного. Отвечайте дружно хором «Это я, это я, это все мои друзья», если вы со мной согласны. Если это не про вас, то молчите, не шумите.
ВОПРОСЫ: — кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов; — кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым; — кто из вас не ходит хмурым, любит спорт и физкультуру; — кто мороза не боится, на коньках летит, как птица; — ну а кто начнет обед жвачкой с парою конфет; — кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны; — кто поел и чистит зубки регулярно дважды а сутки; — кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей; — кто согласно распорядку выполняет физзарядку; — кто, хочу у вас узнать, любит петь и отдыхать;
3. Конкурс «Здоровье не купишь – его разум дарит»
Вопросы, на которые нужно дать утвердительные или отрицательные ответы. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу . ВОПРОСЫ:
Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (да) Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (нет) Верно ли, что зубы надо чистить один раз в день? (нет) Правда ли, что бананы поднимают настроение? (да) Верно ли, что морковь замедляет старения организма? (да) Правда ли, что недостаток солнца вызывает плохое настроение? ( да) Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет) Правда ли, что каждый день нужно выпивать два стакана молока ( да)
Учитель : Чтобы быть здоровым, нужно много знать и уметь. Следующий конкурс называется
4.КОНКУРС «ЗНАНИЕ – СИЛА».
Вам предстоит отгадать кроссворд., который лежит у вас на партах. Если вы отгадываете все правильно, то по середине кроссворда у вас должно получиться словосочетание.
И задание к следующему конкурсу(кроссворд на слайде) За каждый верный ответ команда получает два балла.
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто никогда не болел. Теперь те, кто болеет раз в году! А кто болеет два раза и более? Посмотрите, мы все уже привыкли болеть, а ведь это неверная установка. Давайте постараемся изменить ее и запомним, что для человека естественно быть здоровым. Болеть никто из вас не любит, а соблюдаете ли вы режим дня? Проверим !Вам предстоит составить режим дня. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Пока жюри проверяют правильность выполнения ваших заданий и подсчитывают баллы, мы с вами немного развлечемся.
Вам , мальчишки и девчушки
Если их совет хороший,
Дружно хлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите : «Нет, нет, нет»
6.КОНКУРС «Друзья нашего здоровья»
Обратите внимание на слайд. В данном конкурсе вы должны из каждого слова взять только тот слог, номер которого указан , а затем все полученные результаты складываем в слова ( на слайде). За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу
7. Конкурс «Анаграммки»
Вам предстоит отгадать что входит в состав пищи. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу
8. КОНКУРС «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ЭТО СТИЛЬНО!»
Участники на листах бумаги должны записать правила здорового образа жизни. Команды работают под музыку, потом зачитывают свои правила. За каждое правило команда получает по одному баллу.
Учитель : Пока жюри подводит итоги конкурсов мы немного отдохнем.
Все встают на зарядку
Наше внеклассное мероприятие подошло к концу и я попрошу вас сделатьсвой выбор. Я буду называть, что означает каждый цвет. Возьмите в руки тот кружочек, который соответствует вашему мнению о своём здоровье.
Учитель : Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, Энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшняя игра не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Не зря говорят: «Здоровым быть здорово».