Влияние интерактивной доски на здоровье школьников
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (472 кБ)
За последние годы в школах стали широко использовать интерактивные доски на всех ступенях обучения. Общепризнано, что применение интерактивных досок в ходе педагогического процесса значительно расширяет иллюстративный материал, позволяет предложить учащимся более полную и точную информацию об изучаемом предмете или явлении. Кроме того, можно обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, Польза в преподавании предметов с использованием интерактивных досок неоценима. Доска на уроке очень помогает, но как это влияет на наше здоровье – об этом нам никто не рассказывает, а если и говорят, то ничего страшного – не вреднее мобильного телефона.
Но, так как интерактивная доска это техническая вещь, то должно быть и излучение.
Поэтому я решила провести исследование (измерить радиоактивный фон в классах и состояние здоровья школьников при работе доски).
Цель моего исследования: выявить влияние интерактивной доски на здоровье школьников и оценить при каких условиях оно минимально.
Задачи:
- Оценить пользу применения интерактивной доски на различных уроках.
- Изучить документацию (САНПИН) о правилах применения интерактивной доски в школе.
- Пронаблюдать и провести опрос о влияние интерактивной доски на организм школьников.
- Произвести измерения освещенности уровня электромагнитного поля в классе при использовании интерактивной доски.
- Сделать выводы и предложить рекомендации о использовании интерактивной доски в школе.
Гипотеза: Интерактивная доска оказывает влияние на здоровье школьников.
Я использовала исследовательно-познавательный метод: изучала научную литературу, проводила исследования; составляла графики, сравнивала показатели приборов, полученные при измерениях, анализировала результаты медицинских осмотров учащихся моего класса за последние два года, делала выводы. При проведении исследований с дозиметром были получены данные, позволяющие установить зависимость между площадью доски и количеством излучаемой ею радиацией возникающими при ее работе. Сделанные мною выводы подтверждают безопасность работы с современным школьным оборудованием.
Интерактивная доска и САНПИН
Интерактивная доска – это проекционный экран, оснащенный приемниками-передатчиками ультразвуковых и инфракрасных сигналов. Сигналы эти не представляют опасности для здоровья.
Приведем выдержку из СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, действующих с 1 сентября 2003 года.
Классы | Длительность просмотра (мин.) |
1-2 | 7-15 |
3-4 | 15-20 |
5-7 | 20-25 |
8-11 | 25-30 |
Влияние интерактивной доски на продуктивность урока
В ходе нашего исследования 88,6% респондентов указали, что использование на уроке интерактивной доски повышает учебную мотивацию учащихся, что может способствовать сохранению уровня их работоспособности.
Исследования влияния интерактивной доки на здоровье школьников
- Увеличение информационной нагрузки, отмеченное выше, увеличивает риск повышения утомительности и способно привести к обратному результату. Учащиеся постоянно жаловались на утомление по окончании урока с использованием новой доски.
- Головные боли, ощущение тяжести в голове – отмечают 12,2% учителей; 21,1% – указывают на периодический характер их возникновения. 18,3% учителей постоянно и 31,7% учителей «иногда» отмечают у своих воспитанников симптомы зрительного утомления.
- Дети в основном жалуются на боли в области глаз.
- Среди факторов, связанных с использованием интерактивной доски и способных оказать негативное влияние на самочувствие и состояние здоровья учащихся, 58,3% респондентов называют яркий световой поток от видеопроектора, 14,1% указывают на возможное влияние электромагнитных излучений, а 12,3% отмечают повышение температуры воздуха, субъективно ощущаемое у проекционного экрана.
- Изменение психоэмоционального состояния (ощущение дискомфорта) после уроков с использованием интерактивной доски отметили 32,9% учителей (учитывались ответы тех, кто испытывал дискомфорт как «изредка», так и «постоянно»). Боли и ощущение мельканий перед глазами, нечеткое изображение при восприятии удаленных предметов, головные боли – явления, характерные для состояния сниженной работоспособности, – 15,2% учителей связывают с интерактивной доской.
Использование интерактивной доски на уроках
По отзывам 62,6% опрошенных учителей среднее время использования доски составляло у них менее 15 минут от продолжительности урока; у 26,3% учителей – от 25 до 30 минут. Использование интерактивной доски в течение всего урока отметили всего 11,1% респондентов.
Исследовательская часть
Исследование радиационного фона в классах:
Для исследования радиационного фона я использовала дозиметр . Первым исследованием было измерение радиоактивного фона в классах. Суть исследования заключается в следующем: я брала дозиметр, оставляя его на некоторое время на определенных расстояниях, после чего могла видеть изменения данных дозиметра.
Расстояние до доски, м | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Радиационный фон, МкР/ч | 0,14 | 0,13 | 0,13 | 0,14 | 0,14 | 0,13 |
Расстояние до доски, м | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Радиационный фон, МкР/ч | 0,14 | 0,14 | 0,13 | 0,12 | 0,12 | 0,13 |
Расстояние до доски, м | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Радиационный фон, МкР/ч | 0,15 | 0,14 | 0,14 | 0,15 | 0,14 | 0,13 |
Выводы
Таким образом, предварительные результаты свидетельствуют, что использование интерактивной доски в учебном процессе расширяет дидактические возможности обучения детей и сопровождается, с одной стороны, увеличением объема учебной нагрузки, а с другой – способствует повышению уровня учебной мотивации со стороны учащихся. Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе урока составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней учащихся – в пределах 10 минут. Установлено, что к концу уроков, на которых использовалась интерактивная доска, отмечалось появление жалоб астенического характера, указывающее на развитие общего (треть опрошенных) и зрительного утомления (половина опрошенных). Появление дискомфортных состояний и зрительного утомления после работы с новой доской характерно не только для учащихся, но и для педагогов.
Полученные данные по радиационному фону имеют среднее значение, который получен при исследовании общего радиационного фона в школе и равен 0,14 МкР/ч. Эти показатели (полученные в результате исследований радиационного фона в классах) соответствуют разрешенным нормам.
Таким образом, радиационный фон в классах, где расположены интерактивные доски не значителен, поэтому не может нанести вред здоровью учащихся.
Степень тяжести нарушения зрения не изменилась: все нарушения зрения легкой степени. Это связанно, я думаю с тем, что доска покрыта антибликовым составом серо-белого цвета, который не раздражает глаза. Так же доски имеют большие размеры, что вынуждает переводить взор в разные части доски. Таким образом, работают разные группы мышц глаз, и глаза не устают.
Подводя итог своей исследовательской работе, я могу сказать о том, что интерактивные доски прочно вошли в жизнь учащихся, помогают лучшему усвоению знаний, на основе наблюдений за интерактивными досками можно изучать разделы физики. Я думаю, что интерактивные доски – это шаг вперед. Несмотря на сложность этой техники, она не оказывает существенного влияния на здоровье учащихся. Я думаю, в ближайшем будущем на смену обычным доскам придут интерактивные.
Список используемой литературы
- Е.М.Гершензон «Курс общей физики»
- С.А.Тихомирова «Физика в школе».
- Журнал «Директор школы» №4, 2010 год «Безопасное использование интерактивных досок».
- СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Источник
Интерактивная игра «Путешествие в страну Здоровья»
тренажёр (старшая, подготовительная группа)
Интерактивная игра «Путешествие в страну Здоровье»
Цель: формирование у детей ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, в двигательном режиме, при соблюдении режима дня, при формировании культурно-гигиенических навыков)
— Развивать логическое мышление, память, внимание;
— Формировать у детей представления о ценности здоровья, желание вести ЗОЖ,
-Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
— Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
— Развивать умения различать вредную и полезную для здоровья пищу;
— Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью;
— Воспитывать у детей интерес к спортивному инвентарю и разным видам спорта
— закреплять у детей знания о ЗОЖ через использование интерактивных форм обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stanu_zdorovya_.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполнила: воспитатель Новгородцева Л.А МБДОУ «Центр развития ребенка» Интерактивная игра «Путешествие в страну Здоровья»
2.Станция «Гигиена» 3. Станция «Витаминка» 4. Станция «Режим дня» 1.Станция «Спортивная»
Станция «Витаминка» Найди полезные продукты вперед
Как на нашей грядке Выросли загадки — Сочные да крупные, Вот такие круглые, Летом зеленеют, К осени краснеют. Апельсину он братишка, Но поменьше, фрукт-малышка. Тоже делится на дольки, Но они поменьше только. Полюбуйся: что за сказка! В грядку спряталась указка. Ярко-рыжая плутовка! А зовут ее. Он похож на апельсин, С грубой кожей, сочный. Недостаток есть один – Кислый он уж очень. Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява, Кто любит щи — Меня ищи. Круглое, румяное, Я расту на ветке, Любят меня взрослые И маленькие детки. вперед Отгадай загадки
Станция «Спортивная» Соотнеси правильно вперед
Игра «Пятый лишний» вперед
Станция «Гигиена» Составь алгоритм вперед
Станция «Режим дня» 2 3 4 5 6 Расставь по порядку вперед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект разработан учителем -логопедом для детей подготовительной группы с ОНР. Игра — развлечение на основе здоровьесберегающих технологий и посвящена «Неделе Здоровья».
Музыкально-спортивный праздник проведенный накануне дня народного единства России является итоговым мероприятием по реализации содержания основной образовательной программы ГБДОУ детского .
Ребенок познает окружающий мир, закрепляет геометрические фигуры, анализирует и систематизирует, используя современные компьютерные технологии.
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через интерактивную игру. Применение средств ИКТ позволяет сделать мероприятие современным и интересным для дошкольников. Разнообразные интеракти.
Цель:1. Уточнить и расширить знания детей о здоровом образе жизни; учить использовать пословицы и поговорки о здоровье; закрепить с детьми правила пользования гигиеническими принадлежностями: зубной щ.
Методическая разработка. Игра – путешествие «В поисках страны здоровья» (младший дошкольный возраст).
Игра для детей младшего дошкольного возраста.
Источник
Применение здоровьесберегающей технологии при использовании интерактивной доски на занятиях естественнонаучного цикла
статья
Статья содержит информацию о безопасной работе с интерактивной доской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-primenenie_zdorovesberegayushcheytehnologii.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА ЗАНЯТИЯХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
МБОУ Калачеевская СОШ № 1, г. Калач Воронежской обл.
У кого есть здоровье – у того есть надежда
У кого есть надежда – у того есть всё!
Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающегося и учителя. Но сегодня у педагога есть замечательные помощники в деле обучения — компьютеры и иные средства информатизации, способные работать в интерактивном режиме.
Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет мне реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала на уроках естественнонаучного цикла и внеурочных занятиях, связанных с научно-исследовательской деятельностью.
Выделяю следующие основные преимущества работы с интерактивными досками:
- актуализирует подачу материала, позволяя эффективно работать с различными ресурсами;
- предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;
- делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;
- развивает мотивацию.
Использование информационных технологий в ОУ помогает мне делать работу привлекательной для детей с ОВЗ, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы. В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стараюсь развивать восприятие ребенка, которое связано с функционированием различных сенсорных систем: и визуальной, и аудиальной и особенно кинестетической. Именно кинестетическая система связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания. Интерактивная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. Они не боятся выходить к доске.
Интерактивную доску использую и во внеурочной деятельности в курсе «Клуб юных исследователей». Эксперименты, проводимые с использованием цифровых датчиков, выводятся на экран. Ученики самостоятельно умеют задать команду «начать эксперимент», «сохранить показания датчиков», «сопоставить полученные графики». На этих занятиях мы проводили эксперименты с датчиком температуры, датчиком частоты сердечных сокращений, цифровым микроскопом.
Но применять цифровые образовательные ресурсы нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка. Не секрет, что в России только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию, 40% находятся в «группе риска». По данным специалистов Института возрастной физиологии РАО, именно со школой связано от 20 до 40% негативных факторов, ухудшающих здоровье детей. Учёные РАО даже ввели особый термин — «школьные факторы риска».
Во-первых, доска и проектор должны быть правильно установлены:
- Желательно установить проектор стационарно, так же как и доску. Это решит проблему настройки и калибровки доски во время урока.
- Доску следует устанавливать с учетом роста, чтобы каждый участник образовательного процесса: учитель или ученик, не испытывал затруднений при работе с доской
- Расположение проектора должно быть на максимально коротком расстоянии от доски, чтобы луч проектора не попадал в глаза учителю и ученикам. Одно из решений – это использование короткофокусного проектора.
- Размещение доски должно учитывать возможное попадание солнечных бликов. Интерактивную доску лучше расположить посередине или справа (подальше от окна). Если доска уже установлена, то выходом из сложившейся ситуации будут шторы из плотного материала.
Во-вторых, следует помнить о временных ограничениях работы с мультимедийным оборудованием. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 5 — 6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7 — 11 классов — 35 минут. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 5 — 11 классах — 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках 3 — 4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 — 80%, физкультминутки, офтальмотренаж). С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
Не стоит забывать, что важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко и я стараюсь на уроках естественнонаучного цикла по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.
Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:
1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
- Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
- Рациональная организация труда учителя и учеников.
- Создание комфортного психологического климата.
- Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
- Чередование различных видов деятельности на уроке.
- Использование аудиовизуальных средств обучения.
Однако применение интерактивной доски, на мой взгляд, нужно сочетать с использованием традиционных форм урока, что позволит периодически переключать внимание учеников.
Немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке. Не нужно забывать про оздоровительные моменты на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации. Созданы специальные комплексы упражнений для нормализации осанки, для восстановления сил, для снятия утомления, для снятия напряжения с мышц туловища, для глаз. Для снятия зрительной нагрузки во время работы с интерактивной доской я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения. На уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые необходимо включать в физкультминутку при работе за компьютером, с интерактивной доской, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Зарядка для глаз проводиться, не всегда стандартно: я предлагаю ребятам не только инструкции по снятию утомления глаз, но и стереограммы. Они, как известно, рекомендованы людям, много работающим за компьютером. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз. Дети обожают определять изображение, спрятанное на рисунке.
Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует так же внимательно подходить к выбору учебного материала. Информация для размещения на доске должна быть правильно оформлена.
- Фон не должен быть слишком ярким. Шрифт должен максимально контрастировать с фоном. Недопустимо использовать слишком мелкий шрифт.
- Не нужно перегружать страницу текстом, изображениями, схемами, диаграммами.
- Необходимо использовать качественные изображения.
- Присутствие анимированных картинок должно быть оправданным и не отвлекать от сути рассматриваемого материала.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.
Закончить статью мне бы хотелось словами Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья — ничто».
Источник