Меню

Интеллигентность это нравственное здоровье

ЕГЭ. Сочинение по прочитанному тексту. Практикум. Вариант 1.

Материал взят из книги «Сочинение по прочитанному тексту. Практикум. Задания 24, 25 / И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева» + аргументы Синягина Ю.В.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Сочинение по прочитанному тексту. Практикум. Вариант 1.»

ЕГЭ 2017. Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту. Практикум. Задания 24, 25 / И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. +аргументы Синягина Ю.В.

1.Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте проблему, поставленную автором, и его позицию. Прокомментируйте эту проблему.

1. Человек должен быть интеллигентен. (2) А если его профессия не требует интеллигент­ности? (3) А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего самому человеку. (По Д.С. Лихачёву)

Напишите, к какому типу речи относится текст. Устно объясните, какой тезис выдвинул автор. Прочитайте контраргументы, приведённые автором. С какой целью они приведены?

Попробуйте привести свои аргументы, подтверждающие позицию автора.

4.Средства связи предложений в тексте

Среди предложений текста найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Выпишите номер этого предложения. Подчеркните в тексте эти средства связи.

5.Средства языковой выразительности

Обведите номера средств языковой выразительности, которые использованы автором в приведённом тексте. Рядом с каждым выбранным названием выразительного языкового средства укажите номер(-а) предложения(-й), в кото- ром(-ых) оно использовано.

1)парцелляция 2)ряд однородных членов 3)эпитет 4)вопросительное предложение 5)восклицательное предложение 6)цитирование 7)вводные слова 8)лексический повтор 9)назывные предложения 10)неполные предложения 11)анафора 12)риторический вопрос 13)диалог

1.Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, и его позицию. Прокомментируйте эту проблему.

(1)Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье — не только физическое, но и умственное — способствует долголетию.

(2)В народе говорят: «Чти отца своего и мать свою, и тогда долголетен будешь на земле».

(З) Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (4)Это мудро.

(5)Всё, о чём я разговариваю с молодыми читателями, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. (б) Будем долголетни! (7)Как люди и как народ. (8)А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого. (9)Прошлое является отцом и матерью нашей современности, великой со-временности, принадлежать к которой великое счастье.(По Д.С. Лихачёву)

Напишите, к какому типу речи относится текст.

Попробуйте привести свои аргументы, подтверждающие позицию автора.

4.Средства связи предложений в тексте

Среди предложений текста найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слов. Выпишите номер этого предложения. Подчеркните в тексте эти средства связи.

5.Средства языковой выразительности

Обведите номера средств языковой выразительности, которые использованы автором в приведённом тексте. Рядом с каждым выбранным названием выразительного языкового средства укажите номер(-а) предложения(-й), в кото- ром(-ых) оно использовано.

1)парцелляция 2)ряды однородных членов 3)синтаксический параллелизм 4)вопросительное предложение 5)восклицательное предложение 6)цитирование 7)вводные слова 8)назывные предложения 9)анафора 10)риторический вопрос 11)метафора

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Человек должен быть интеллигентен. (2)А если его профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего для самого человека.

(9)Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго, ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье — не только физическое, но и умственное — нужно, чтобы жить долго.

Читайте также:  Планирование по теме спорт здоровье подготовительная группа

(11)В народе говорят: «Чти отца своего и мать свою, и тогда долго летев будешь на земле». (12)Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (13)Это мудро.

(14)Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом — почему она связана с заповедью долголетия.

(15)Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

(16)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

(17)Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это внимательное отношение к миру и к людям.

(18)Интеллигентность надо в себе развивать — тренировать душевные силы, как силы физические. (19)А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

(20)Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно.

(21)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

(22)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить.

(23) Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, на всё неправильно реагирующий. (24) Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить. (25) Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. (26)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (27) Душевная слабость ведёт к физической слабости. (28)Я не врач, но я в этом убеждён. (29)Долголетний опыт меня в этом убедил.

(ЗО) Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (31)Да — красивым!

(32) Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения этого злого человека лишены изящества, не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

(33) Социальный долг человека — быть интеллигентным. (34)Это долг перед самим собой. (35)Это залог его личного счастья и ауры доброжелательности вокруг него и к нему — обращённой к нему.

(З6) Всё, о чём я разговариваю с молодыми читателями, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. (37)Будем долголетни! (38)Как люди и как народ. (39)А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого. (40)Прошлое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой великое счастье.(По Д.С. Лихачеву*)

*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906—1999 гг.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Нужно отказаться от стремления быть интеллигентным, если это стремление мешает установить доверительные отношения с окружающими.

2)Интеллигентным можно назвать лишь того человека, который имеет достаточно высокий уровень образования, много читает.

3)Такое качество человека, как интеллигентность, оказывает влияние на его долголетие.

4)Любой интеллигентный человек обязательно владеет одним из иностранных языков, потому что понимает: это помогает ориентироваться в современном мире.

5)Отсутствие широкого кругозора не мешает некоторым людям быть внутренне интеллигентными.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложение 13 содержит оценку высказанного в предложении 11 утверждения.

2)Предложения 15-16 содержат рассуждение.

3)В предложениях 18-19 представлено описание.

4)В предложениях 22-26 представлено повествование.

5)Предложение 39 объясняет содержание предложений 36-38.

22.Из предложения 5 выпишите фразеологизм.

23.Среди предложений 17-22 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

24.«Размышляя о содержании понятия «интеллигентность», о путях её формирования, автор использует различные синтаксические средства, в том числе (А)……(например, в предложении 17) и (Б)……(в предложении 18). Убеждённость автора подчёркивает ещё одно синтаксическое средство — (В)……(предложения 31, 37), а также приём — (Г)…….(предложения 12 — 13, 34 — 35)».

Читайте также:  Интересные календари для здоровья

Список терминов: 1)парцелляция 2)эпитет 3)ряд однородных членов предложения 4)анафора 5)восклицательное предложение 6)ирония 7)олицетворение 8)противопоставление 9)сравнительный оборот

Примерные ответы к заданиям подготовительного этапа № 1

Д.С. Лихачёв поднимает проблему интеллигентности. Автор ставит вопросы, должен ли быть человек интеллигентным, если этому противостоят обстоятельства его жизни, и кому нужна интеллигентность.

Интеллигентность нужна каждому человеку вне зависимости от того, в каких жизненных обстоятельствах, в какой среде и в каком окружении он оказывается, какую профессию он выбрал.

Размышляя о том, должен ли человек быть интеллигентным, Д.С. Лихачёв задаёт вопросы от лица воображаемого собеседника, заставляя читателя задуматься над тем, какие условия могут воспрепятствовать проявлению интеллигентности. Сам автор не сомневается в том, что никакие условия: ни профессия, ни недостаточный уровень образования, ни среда и окружение — не оправдывают отсутствие интеллигентности, которая, по мнению автора, нужна прежде всего самому человеку.

В своём рассуждении Д.С. Лихачёв выдвигает тезис «Человек должен быть интеллигентен». Чтобы многосторонне рассмотреть поставленную проблему и привлечь к её рассмотрению читателей, автор использует контраргументы, выраженные в форме вопросов. Подводя итог рассуждению, автор усиливает тезис, обогащая свою мысль утверждением, что интеллигентность нужна при любых обстоятельствах.

Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них — герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь.

А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

М.А. Булгаков — повесть «Собачье сердце». В этой повести М.А. Булгаков создает образ подлинного московского интеллигента — профессора Преображенского. Это человек вы­дающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке, Но герой обладает еще и независимым умом, своей точкой зрения на все происходящее. Так, Филипп Филиппович открыто говорит о своем отношении к победившему пролетариату. «Почему когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» — недоумевает профессор. «Разруха», — пытается объяснить ему коллега, доктор Борменталь. «Что такое ваша разруха. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Научный эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческих органов становится для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создает «новейшего пролетария», грубого, наглого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни малейшего представления о культуре и морали, но стремящегося все «поделить». И профессор предпринимает обратное действие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария. Авторская позиция здесь вполне определенна: любое насилие над природой и человеком, форсирование естественного процесса эволюций оборачивается неизбежной трагедией. И история подтвердила нам правоту гениального писателя.

Читайте также:  Понятие вреда здоровью закон

Средства связи предложений в тексте (подготовка к выполнению задания 23).

Предложение 8 связано с предложением 7 с помощью личного местоимения она и повтора краткого прилагательного нужна.

Средства языковой выразительности (подготовка к выполнению задания 24).

ряд однородных членов 5

вопросительное предложение 2,3,4,5

восклицательное предложение 6

лексический повтор 2-5 (анафора); 6, 7-8

к заданиям подготовительного этапа № 2

Проблема взаимосвязи интеллигентности и долголетия. Автор размышляет над вопросом, какое влияние оказывает интеллигентность человека на его долголетие.

Проблема определения факторов, влияющих на долголетие отдельного человека и народа в целом. В тексте даётся ответ на вопрос, что определяет долголетие людей и народов.

Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго.

Долголетию людей и народов способствует уважение к прекрасным сторонам прошлого, которое определяет современность.

Автор стремится доказать молодым читателям, как важно быть интеллигентным. Он утверждает, что интеллигентность влияет на долголетие человека, и устанавливает прямую зависимость долголетия от физического и умственного здоровья человека. А интеллигентность человека, по мнению Д.С. Лихачёва, представляет собой его нравственное здоровье.

Автор прибегает к народной мудрости, напоминая, что в понимании народа долголетие человека определяется его почтительным отношением к отцу и матери. В то же время публицист призывает своего читателя к широкому взгляду на проблему, рассматривая почитание отца и матери как уважительное отношение человека к прошлому, содержащему в себе истоки современности, к которой этот человек принадлежит.

Чехов в своих произведениях откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания — мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности.

Он подчеркивает важность духовного начала в человеке и говорит о том, что поколения лишними не бывают, люди с таким запасом духовности могут сделать очень многое.

В своих рассказах Чехов показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции.
Одним из таких людей является доктор Дымов, герой рассказа “Попрыгунья”. Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благородная любовь к Родине.
Его жена Ольга Ивановна посвятила свою жизнь поискам “великого человека”. С ее образом связана тема пошлости, бессмысленности обывателей. Ольга Ивановна так и не увидела рядом с собой человека, которого она искала, не поняла силы и красоты Дымова. Его талант и замечательные душевные качества были замечены только после смерти.

Если человек подчиняется силе обстоятельств, если в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвление человеческой души.
Таков герой рассказа “Ионыч”. Это молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он поддался пошлости, окружающей его со всех сторон. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Мы видим его нравственную деградацию.
Чехов считает, что человечество должно совершенствовать свои силы, много работать, помогать страждущим, стремиться к нравственной чистоте.

Средства связи предложений в тексте (подготовка к выполнению задания 23).

Предложение 9 связано с предложением 8 с помощью форм слов: прошлогопрошлое, отца и материотцом и матерью.

Средства языковой выразительности (подготовка к выполнению задания 24).

Источник

Adblock
detector