Как использовать карты мыслей в учёбе
Майндмэпинг помогает разбирать сложные темы, делать проекты, готовиться к экзаменам и решать множество других ежедневных задач школьников. О том, как работают карты мыслей, пойдёт речь в нашей статье.
Что такое интеллект-карты
Интеллект-карта или карта мыслей — это способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли в нашем мозгу.
Синонимичные термины: диаграмма связей, ментальная карта, ассоциативная карта, майндмэп, mind map.
Наше мышление не линейно, а радиантно. Одна мысль порождает ряд других, любую идею можно развивать практически бесконечно во все стороны. Ключевая идея порождает несколько основных крупных идей, каждая из которых, в свою очередь, развивается, конкретизируется в виде ещё более мелких идей. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. И всё это можно визуализировать с помощью карты мышления.
Как составить интеллект-карту
Составление карты мыслей можно разделить на несколько этапов:
- Мозговой штурм. Он направлен на поиск предмета размышления — базовой темы. Это то, что обычно располагается в центре карты. Также можно начать формирование карты мышления с правого верхнего угла и двигаться по часовой стрелке. Кому как удобнее.
- Наполнение. Когда главная мысль сформулирована, нужно выделить относящиеся к ней ключевые темы. Они должны иметь короткие названия и формировать иерархию карты. Если категории слишком абстрактны, прикрепите к ним изображения. Это создаст ассоциации и позволит быстро распределять идеи. Второй уровень тем — это место, где начинают формироваться идеи. Темы второго уровня тоже должны состоять из одного-двух слов. Но если карта мыслей довольно простая (не более трёх уровней), второй уровень может быть представлен предложениями или заметками.
- Конкретизация. Третий и последующие уровни — это конкретизация идей. Здесь уже можно задействовать описательные фразы, заметки и выноски. На этом этапе можно прочерчивать связи между элементами карты мыслей. Например, можно связывать различные идеи, заметки и выноски на разных уровнях. Так интеллект-карта становится более логичной.
Где составлять карту мышления
Карты мыслей можно составлять на бумаге или в мобильных приложениях. В отличие от скетчноутинга, работать от руки не слишком удобно. Обычно в процессе наполнения и детализации майндмэпа ветки много раз перемещаются и изменяются. Приложения позволяют делать это буквально в один-два клика.
Вот лишь несколько приложений для работы с интеллект-картами:
Как использовать интеллектуальные карты в учёбе
С помощью майндмэпов удобно обрабатывать и структурировать информацию, полученную на уроках. Это эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.
Майндмэпы помогают собирать все материалы по определенной теме на одной информационной панели: можно окинуть всё одним взглядом и увидеть общее либо сфокусироваться на деталях.
Интеллект-карты используют на разных ступенях обучения. Они помогают конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать проекты.
Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и английскому языку.
Я очень люблю интеллект-карты для обучения — они отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). Благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.
Ольга Зуева, преподаватель английского языка «Домашней школы
Фоксфорда»
Приведём пример, как с помощью карты мыслей можно изучать новые иностранные слова.
Мозговой штурм. Сформулируем и запишем в центре главную тему. Например, магазин.
- Наполнение. Выпишем подтемы, отделы магазина: продукты, одежда, обувь, канцелярия и так далее. На втором уровне разделим каждую подтему на более мелкую. Одежда → женская, мужская, детская, и так по всем подтемам.
- Конкретизация. Напишем слова, относящиеся к каждой теме второго уровня. Например, мужская одежда — это рубашка, брюки, пиджак, галстук.
- Мозговой штурм. Сформулируем и запишем в центре главную тему. Например, магазин.
С помощью интеллект-карты можно зафиксировать порядка ста слов одной темы. При этом они будут запоминаться уже при составлении карты, а благодаря чёткой структуре лексику будет легко повторять.
Источник
Интеллект карта на тему витамины
Наталия Широкова
Интеллект-карты не так просты, как кажутся. Они таят в себе огромные возможности, но раскрывают их, только когда созданы с учетом важных правил. Автор методики Тони Бьюзен в книге «Интеллект-карты» расписал весь процесс по шагам. Вспоминайте проблему или тему, с которой давно хотите разобраться, доставайте бумагу и фломастеры. Будем рисовать интеллект-карту по науке.
Шаг 1. Подготовка
Чтобы для интеллект-карты хватило места, используйте большой лист бумаги. Пусть он будет совершенно чистым, чтобы линии или что-то иное не отвлекали вас от творческого процесса. Положите его горизонтально — это даст больше свободы и пространства. Кроме того, информация на горизонтальной интеллект-карте лучше воспринимается, так как всю страницу можно просмотреть нелинейно — от центра по кругу.
Интеллект-карты
Расположите лист перед собой. Можно удобно устроиться на полу. Художница Паула Регу специально писала свои картины, расположившись на полу, так как эта «детская» манера позволяет избавиться от условностей и мыслить свободно и творчески. Попробуйте.
Шаг 2. Выберите центральный образ
После того как вы определились с темой интеллект-карты, начните рисовать в центре листа картинку. Используйте хотя бы три разных цвета и постарайтесь сделать изображение объемным и выразительным.
Подойдите к делу творчески — подумайте, как символически выразить вашу тему. Если невозможно обойтись без ключевого слова, напишите его, но сделайте цветным и объемным. Это поможет запустить ассоциативный процесс.
Шаг 3. Определите основные идеи
Главные категории, которые расходятся от центрального изображения в виде основных ветвей, формируют структуру интеллект-карты. Важно выбрать их правильно: они задают творческий импульс и помогают яснее увидеть всю картину.
Определиться с основными ветвями помогут следующие вопросы.
— Какая информация или знания вам необходимы?
— Какие семь категорий в рассматриваемой теме вы считаете наиболее важными?
— Если бы это была книга, какими были бы названия ее глав? Какие бы она содержала уроки или темы?
— Какие вопросы вам нужно прояснить? (Такие вопросы, как «Что?», «Где?», «Кто?», «Как?», «Какой?», «Когда?», могут стать весьма полезными ветвями в интеллект-карте.)
— На какие подтемы можно разделить основную тему?
Для начала можно записать первые десять слов или образов, которые придут в голову, а затем сгруппировать их под общими заголовками, чтобы сформировать основные ветви.
Шаг 4. Добавьте ветви
Ветви, находящиеся ближе всех к центру, должны быть толще, чтобы подчеркнуть их важность. Над каждой такой ветвью напишите одну из упорядочивающих идей. Дополнительные ветви, отходящие от основной, будут содержать информацию, относящуюся к основной идее.
Придавайте ветвям естественные изгибы, чтобы сделать их визуально более привлекательными. Если каждая ветвь будет выглядеть уникальной, информация запомнится лучше.
Шаг 5. Выражайте идеи через образы
Чтобы добиться максимального визуального воздействия и сделать увлекательным сам процесс, используйте как можно больше образов. Как и со словами, каждая из картинок должна занимать отдельную ветвь. Не переживайте, если талант художника в вас так и не проснулся, — картинки не обязаны быть шедеврами. Быстрые наброски, символы, скетчи подойдут как нельзя лучше.
Применение воображения при создании интеллект-карты дает еще одно преимущество: помогает улучшить навык визуального восприятия. Исследования показали: когда речь идет о распознавании изображений, у людей отмечается практически фотографическая память. Самый обычный человек, если ему показать 10 000 фотографий, сможет запомнить более 98% из них.
Когда вы составите 100 своих первых интеллект-карт, вы, вероятно, запомните 100 из 100.
Старайтесь, чтобы ваши образы были как можно более четкими. Чем яснее интеллект-карта, тем она привлекательнее. Четкое изображение стимулирует четкую реакцию. Именно ясность поможет вам увидеть окружающий мир глазами ребенка или художника. Ваша способность к восприятию улучшится.
Шаг 6. Играйте словами
Чтобы сохранить ясность, силу воздействия и свободу, не используйте больше одного ключевого слова на каждую ветвь. Запомнить слово гораздо проще, чем фразу. Ограничивая себя одним словом, вы будете тщательнее его подбирать и активнее использовать навык анализа.
Длина ветви должна соответствовать длине ключевого слова. Это позволит располагать слова достаточно близко друг к другу и разместить на интеллект-карте как можно больше ассоциаций.
Пишите ключевые слова печатными буквами, чтобы их было легче визуализировать. Учитывая иерархию идей, вы можете подписывать ветви строчными и прописными буквами, чтобы показать степень их важности.
Шаг 7. Развивайте синестезию
Синестезия — феномен восприятия, при котором раздражение одного органа чувств ведет к автоматическому отклику другого. Например, у человека с синестезией каждый день недели может ассоциироваться с разным цветом и текстурой: вторник может быть синего цвета или походить на ковер с высоким ворсом, а воскресенье может быть желтого цвета и с текстурой мыльных пузырей.
Интеллект-карту можно считать организованным синестетическим инструментом. Используйте все пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Подумайте о силе движения, которую можно визуализировать в естественной форме ветвей, и о том, как еще ее можно проявить в интеллект-карте.
Шаг 8. Создавайте собственные коды
Мы уже убедились, что цвет является одним из наиболее эффективных инструментов для улучшения памяти и творческих способностей. Чтобы повысить влияние цвета, создайте собственный цветовой код: соотнесите конкретные цвета с вашими основными идеями. Тщательно продуманный цветовой код поможет быстрее усвоить информацию, представленную на интеллект-карте, улучшит ее запоминание и увеличит количество творческих идей.
Шаг 9. Обозначайте взаимосвязи
Аналогично системе кодов ветви и стрелки можно использовать для обозначения связей между отдельными областями интеллект-карты, показывая, как соотносятся разные концепции. Соединяющие ветви могут принять форму кривых, петель, цепочек или любую другую привлекательную для вас форму.
Стрелки автоматически задают направление взгляду так, что он переходит от одной части интеллект-карты к другой. Они побуждают мозг следовать за взглядом и придают пространственное направление мыслям, стимулируя процесс творческого мышления. Как и соединяющие ветви, стрелки могут быть разными по размеру, форме, объемности. Иногда они разнонаправленные и связывают сразу несколько ветвей.
Шаг 10. Используйте границы и технику чанкинга
Мнемоническая техника «чанкинг» была изобретена американским психологом Джорджем Армитажем Миллером в 1956 году. Чанк (от англ. chunk — кусок, фрагмент) — организационная единица памяти. Когда фрагменты информации поступают в память, они могут быть организованы так, что связанные с ними понятия группируются в один блок. Этот процесс называется чанкинг.
При создании интеллект-карт чанкинг и границы могут быть полезны. Они придают форму, группируют информацию, стимулируя работу краткосрочной памяти. Особенно полезны они при создании сложных интеллект-карт, охватывающих разные темы с разными уровнями информации.
Шаг 11. Не забывайте о пустом пространстве
Пустое пространство между элементами интеллект-карты выполняет не менее важную функцию, чем сами элементы карты. Правильный объем пустого пространства вокруг каждого элемента придаст интеллект-карте ясность и структуру, а также сделает ее привлекательнее. А значит, информацию будет легче запомнить.
По материалам книги «Интеллект-карты»
Обложка поста — unsplash.com
Технологическая карта урока по теме «Витамины, их роль в организме»
Учитель: Бурденков А.М.
Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
Формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья.
Формы и методы обучения
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками), практические (поиск информации, составление схем), дедуктивные (анализ, обобщение и др.)
Понятия и термины
Витамины, витаминоз, гипервитаминоз
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Витамины
Организационная структура урока
— Назовите промежуточные продукты расщепления белков? (белки расщепляются до аминокислот)
— Куда всасываются аминокислоты? (в кровь)
— Какие продукты образуются при расщеплении жиров? (жирные кислоты, глицерин)
— Что происходит с избытком жиров и углеводов? ( откладываются в запас)
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Слушают мнение одноклассников
Построение осознанного речевого высказывания в устной форме, умение слушать ответы однокласснико
2. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока
Запись в тетраде
Работа по учебнику
Мотивация обучающихся к определению темы и целей урока. Выдвигает проблему.
Витамины были открыты нашим соотечественником Н.И. Луниным. В 1881 г. он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по- разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы), причем в том же соотношении, что и в молоке.
Вскоре мыши второй группы перестали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.
Позже, в 1911 г, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от лат. «вита»- жизненный).
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Слушают мнение одноклассников
Наблюдают, осуществляют анализ объекта
Вопросы учителя и устные ответы
3. Усвоение новых знаний и способов действий
Работа в рабочей тетради
Работа по учебнику
Объясняет новый материал с использованием ЭОР и учебника. Организует работу учащихся.
Что такое витамины? Что между ними общего?
Витамины — это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.
Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.
Жирорастворимые – А, D, Е, К.
Что такое авитаминоз и гиповитаминоз? Назовите причины авитаминоза и гиповитаминоза.
Витамины входят в состав молекул многих ферментов и некоторых физиологически активных веществ, поэтому при их отсутствии — авитаминозе или недостатке — гиповитаминозе нарушаются синтез ферментов и обмен веществ, вследствие чего развиваются тяжелые заболевания. Витамины в основном непрочные соединения: они быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов. Натуральные витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения и, за редким исключением (витамин О), не синтезируются в организме человека.
Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое называется гипервитаминозом. Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B1, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B6 может наблюдаться повышение свертываемости крови.
Используя текст учебника и презентацию заполним таблицу
Значение для организма
Какие болезни развиваются при недостатке витамина
Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.
Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0…+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.
Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.
Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ВИТАМИНАМИ:
-мука и хлебобулочные изделия — витамины группы В ;
-продукты детского питания — все витамины ;
-напитки, в том числе сухие концентраты, — все витамины, кроме А, D;
— молочные продукты — витамины A, D, E, C;
— маргарин, майонез — витамины A, D,E;
— фруктовые соки — все витамины, кроме A, D
Большинство витаминов быстро разрушается в организме, и поэтому необходимо постоянное их поступление извне. Количество витаминов, ежедневный прием которых необходим для нормального развития организма и предупреждения гипо- и авитаминозов, называется профилактической дозой. Большее количество витамина необходимо для лечения уже развившегося авитаминоза. Это количество называется лечебной дозой.
Воспринимают информацию, работают с материалами ЭОР, учебником, записывают в тетрадях новые термины, определяют алгоритм достижения цели
Устанавливают причинно-следственные связи, ищут и отбирают источники необходимой информации
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)
4. Первичное закрепление изученного материала
— Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме?
Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…
Никотин — Разрушает витамины А, С, Е, селен.
Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…
Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.
Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
Назови недостающий витамин:
Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота … (А).
Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери … (В).
Рахит возникает у детей при отсутствии витамина … (D).
Витамин роста … (А).
Витамин, отсутствие которого вызывает цингу … (С).
Шиповник – это кладовая витамина … (С).
Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения … (D).
Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман … (D).
Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей … (С).
Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески … (D).
В моркови содержится очень много витамина … (А).
Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с йодом и крахмалом … (С).
Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с хлоридом железа (III) … (А).
Витамин, разрушающийся при взаимодействии с воздухом и металлом … (С).
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма
5. Рефлексия учебной деятельности
— Что нового узнали на уроке?
— Какие затруднения возникли?
Осуществляют анализ своей деятельности
Воспринимают оценку своей работы учителем
6. Подведение итогов
Оценивает работу учащихся на уроке, комментирует оценки
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение
Учебник с.194-198, заполнить таблицу
Читают и уточняют задание
Интеллект-карта (с англ. mind map) представляет собой эффективную графическую технику, предназначенную для управления творческим мышлением. Такую ментальную карту рекомендуется составлять в случаях, когда надо осмыслить достаточно сложную проблему, найти нестандартные пути ее решения. Метод использования интеллект-карт придумал английский журналист Т. Бьюзен.
Техника интеллект-карт не просто способствует активизации мышления, но и помогает справиться даже со сложными и запутанными жизненными ситуациями. Ее особенность заключается в том, что для решения проблемы задействуется радиантное мышление, а не логическое, которым мы пользуемся в большинстве ситуаций.
Радиантное мышление (от радианты – точки, из которой в разные стороны расходятся пути небесных тел) является основой творчества, так как именно оно позволяет человеку находить эффективные и очень часто нестандартные решения проблем. Однако такое мышление имеет один серьезный недостаток – оно является хаотичным, ведь в нем отсутствует четкая последовательность действий. Во время хаоса кажется, что мысли путаются, разбегаются в разные стороны, а гениальная догадка сразу же теряется в потоке новых идей.
Что такое интеллект-карта и как ее правильно составить?
Применение же интеллект-карты позволяет организовать и привести в порядок радиантное мышление, для чего в качестве катализаторов используются образы и ассоциации.
Благодаря активизации ассоциативного мышления открывается доступ к хранящейся в памяти информации из разнообразных сфер, поэтому и происходит выход за пределы стандартного мышления, находятся нестандартные решения для выхода из какой-то проблемы.
При составлении интеллект-карты работает не только мозг, но и рука, так как необходимо на листе бумаги отобразить схему с образными рисунками. Как раз за счет графических образов и происходит перестроение мозга с логического на радиантное мышление. При этом схема дополняется разноцветными буквами и стрелками, что способствует подключению эмоциональной сферы, которая неактивна при логическом мышлении.
Последовательность разработки интеллект-карты
Перед началом работ надо подготовить чистый лист бумаги, желательно, чтобы он был больше стандартного формата А4, цветные карандаши и ручки. Рекомендуется использовать больше трех цветов. Составление карты начинается с центра листа.
Что такое интеллект-карта и как ее правильно составить?
Этап 1
Первое, что необходимо, это четко сформулировать проблему и записать ее максимально кратко в центре листа печатными буквами. Рядом с текстом рисуется и символическое изображение проблемы. Здесь не важны ваши художественные навыки, главное – результат, поэтому за качество рисунка переживать не стоит. Надо просто понимать, что рисование – это стимуляция мышления.
Этап 2
Поразмышляйте над ассоциациями, какие у вас вызывает проблема, с какими жизненными ситуациями она связана. Подумайте над тем, какими способами ее можно решить. Далее надо выбрать наиболее яркие и первые ассоциации. После этого от центра рисуются разноцветные стрелки, над которыми надо записать формулировки ассоциаций.
Стрелки не стоит делать прямыми, они также должны иметь разную толщину и цвет, что определяется значимостью ассоциации.
Что такое интеллект-карта и как ее правильно составить?
Этап 3
На этом этапе проводится детализация каждой идеи, что предполагает добавление стрелок-ответвлений от ассоциаций. Указывайте ее различные особенности, сложности, которые могут возникнуть на пути реализации. Слова пояснения желательно заменять символическими значками и рисунками.
Этап 4
Оцените полученный результат, для чего надо внимательно изучить составленную карту. Обычно на этом этапе появляются какие-то новые идеи, которые следует добавить на схему.
Как показывает практика, уже в процессе составления интеллект-карты намечается какой-то вариант выхода из сложившейся ситуации. Если же такого эффекта не возникло, то это не означает, что решение не будет найдено. Просто мозгу надо время для обработки информации, поэтому периодически просматривайте свою интеллект-карту и тогда решение обязательно появится.
Источник